BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

СОЦИАЛЬНАЯ жизнь —опасности

366. "Но еще одно связано с особенностью пятой послеатлантической эпохи, что человеку следовало бы каждый день заново записывать в душе, чего он не должен бы забывать, хотя именно это он особенно склонен забывать: борцом за спиритуальное должен быть человек в пятую послеатлантическую эпоху; он должен пережить, что его силы засыпают, если он не подстегивает их на завоевание спиритуального мира. В наибольшей мере человек предоставлен своей свободе в пятую послеатлантическую эпоху! ...Идеей человеческой свободы должно быть испытано все, что постигает человека в этой эпохе. Ибо усни человеческие силы — и все до некоторой степени могло бы впасть в еще более худшее состояние. В пятой эпохе человека не следует вести как ребенка. Хотя некоторые братства видят идеал в том, чтобы вести его именно так, как это было в 3-й и 4-й послеатлантических эпохах. Но они не правы; они не делают того, что нужно человеческому развитию. ...Особенно важно в наше время говорить об истине. ...Дальше не следует идти, как только до рассказа, до сообщения об истине; дальнейшее должно проистекать из свободного движения".178 (8)

     Перейти на этот раздел

  



Духи рождения и смерти

566. В сфере духа, граничащей с физическим миром, находятся некие элементарные духи рождения и смерти. Люди, посвященные в Мистерии, видели свою особую задачу в том, чтобы скрыть от людей знание об этих духах. Ибо «...если человек, хотя и в полном сознании, познает этих элементарных духов рождения и смерти, то он одновременно познает в этих существах те силы, которые враждебны жизни здесь, на физическом плане. И для нормально развитой души ощущающей это потрясающая истина, что ведущие мировую судьбу божественно-духовные существа для того, чтобы осуществлять в физическом мире рождение и смерть человека, пользуются услугами таких духов, которые, собственно, враждебно настроены ко всему, что составляет благополучие людей здесь, на Земле, чего они вожделеют как своего блага. И действуй лишь то, чего люди охотно желают: удобства на физическом плане, здоровое бодрствование и сон, здоровое исполнение работы -- существуй только существа, способствующие этому удобному протеканию жизни, то рождение и смерть вообще не могли бы происходить. ...В тот момент, когда человек переступает порог в этот мир, он вступает в деятельность, в жизнь существ, разрушительных для обычной физической жизни человека».
     Зная об этих существах, люди могли бы воспользоваться их разрушительной природой. А воспользоваться их услугами нетрудно. «Те элементарные духи, которые в XVIII в. давали импульсы нашей культуре, суть того же рода, что и те, которых боги используют для осуществления рождения и смерти. Это тайны, которые должен узнать современный человек. И закон мировой истории ...состоит в том, что развитие идет вперед так, что постоянно в определенных областях элементарнодуховных существ сначала господствуют боги, а затем в те области приходят люди и используют этих элементарно-духовных существ». В то время, как в древности элементарные духи рождения и смерти в основном были служителями божественно-духовных мировых водителей, в наше время -- и уже некоторое время тому назад -- эти элементарные духи рождения и смерти являются слугами техники, индустрии, человеческой коммерции. Важно дать этой потрясающей истине со всей силой и интенсивностью подействовать на нашу душу».
     «Когда Атлантическая эпоха вступила в 4-й культурный период, то люди некотором образом стали господствовать над теми элементарными существами, которых раньше боги использовали для роста и физиономического образования людей в широком смысле. Люди получили господство над определенными божественными силами и стали их использовать. Вследствие этого в определенный период атлантического развития -- примерно в его середине -- отдельные люди возжелали вредить своим ближним тем, что, например, либо мешали им расти и делали их карликами, либо, наоборот, великанами, либо физическому организму давали такое развитие, что человек становился или умным, или идиотом. Это случилось в середине Атлантической эпохи, когда в руки людей попала ужасная сила. ...Это произошло в силу всемирно-исторического закона: что раньше составляло сферу действия богов, туда со временем вступает человеческая деятельность. Но в Атлантическую эпоху все это привело к величайшим бесчинствам, сделавшим неизбежным в ходе дальнейших трех-четырех атлантических культурных эпох крушение всей атлантической культуры. ...
     Подобным же образом слуги богов передаются людям в нашей, 5-й послеатлантической эпохе для трех или примерно двух последних культурных эпох послеатлантического периода. Мы стоим в начале той деятельности техники, индустрии, коммерции, в которую вступают элементарные духи рождения и смерти. Их деятельность там будет становиться все сильнее и сильнее. Человечество от этого не уберечь, т.к. культура должна идти вперед. ... И эти элементарные духи с теми же силами, с которыми они действуют в рождении и смерти будут в дальнейшем действовать в технике, индустрии, коммерции и т.д.». А поскольку эти духи враждебны человеческому благополучию, то и развитие техники, индустрии, коммерции, в которых они действуют, будет разрушительным для человеческого благополучия на физическом плане. И это приведет к концу пятую коренную расу. Однако дело не сводится к тому, чтобы избегать чего-то, избегать чем-то пользоваться, но о понимании неколебимых необходимостей человеческого развития. Культура не может постоянно восходить: она восходят и нисходит.
     «Естественно, эти элементарные духи рождения и смерти являются посланцами Аримана. Боги должны в силу неколебимой необходимости мирового развития пользоваться услугами посланцев Аримана, чтобы регулировать рождение и смерть. Для своих деяний они силы этих посланцев не впускают на физический план. Но нисходящее развитие культуры, начинающееся с 5-й послеатлантической культуры, требует впустить их именно в культурное развитие. ... Посланцы Аримана, т. обр., необходимы, являются железной необходимостью, дабы вызвать разрушение. Это ужасная истина, но это так, и тут не поможет ничто, как только ее знание, ясное ее понимание».177 (4)

     Перейти на этот раздел

  

571. Призраки образуются в эф. теле от плохого общения людей между собой. Демоны образуются в астр. теле, -- когда человек дает плохой совет, укрепляет в другом предрассудки, принуждает к каким-либо убеждениям, вызывает фантазии. Сотни их образуются за игорными столами. Если возникает эпидемически какой-либо предрассудок, та или иная глупая мода, то это работа демонов, создаваемых людьми.98 (17)

     Перейти на этот раздел

  

566. Наша современная жизнь во многом определяется теми "лошадиными силами", что ныне приходятся на душу населения. "Это вливается в нас. Из этого мы формируем нечто в фонд следующей земной жизни, если не предпринимаем ничего другого. Но в этом живут новые демоны, ариманические демоны. Мы "хорошо" подготовим себя для следующей земной жизни, завещав себя ариманическим силам! Что является в нас машинами, — это, как нашу научную жизнь, мы подготовляем для ближайшей земной жизни.
     Гром канонады на фронтах, живший в машинах, он вчленился в нас. Так хотим мы бессознательно воскреснуть в следующей земной жизни. Но человек — это не один интеллект, он обладает и ощущениями и чувствами. Им придется примириться с тем, что происходит от техницизма, от машин". Следствием соединения душ в подсознательном с техницизмом является страх. И в следующих поколениях уже у детей будет развиваться страх перед жизнью, выражающийся в нервозности. И нет иного средства борьбы с этой нервозностью, как подготовление себя к Событию Христа в первой половине XX в. "Ариманическое захватывает человека. Люциферическое живет более в чувствах. Ариманическое действует более через человеческий рассудок и осуществляет себя, воплощается в техницизме.
     И во все это, чтобы дать человеку направление, поставлено Событие Христа, которое мы ожидаем в первой половине XX в. Это Событие Христа будет состоять в том, что через объективные переживания люди все более и более узнают: по Земле шествует эфирный Христос, Тот Христос, Который представляет эфирно Силу, Которая однажды в физическом Христе Иисусе странствовала по Земле. И в самопознании себя совместно с Силой Христа заложена возможность правильным образом дать воздействовать на себя с необходимостью надвигающимся ариманическим силам. Несчастье нашего времени состоит в том, что люди поставлены в ариманическую среду, не будучи несомыми Силой Христа".197 (10)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 300820 не найден.
     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 302560 не найден.
     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 303180 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

Действие Плеромы. Шаманизм, сатиры и фавны

343. "Духовный мир в течение многих столетий как милость посылал человечеству сверху откровение Плеромы. Человечество видело этот полный свет, этот в свете и через свет открывающийся в идеях мир. И вот перед этим миром был распростeрт своего рода покров. Лишь в Азии остались декадентские остатки — знание о том, что было за покровом. Перед Европой покров простирался вертикально от земли до неба. Его нижнее основание проходило по Уралу, по Волге, через Чeрное море до Средиземного моря. Представьте себе, что здесь для Европы возведена "обойная" стена колоссальных размеров, проходящая по пути, который я показал, стена, через которую нельзя видеть, а позади неe, в Азии, развиваются последние декадентские остатки видения Плеромы. В Европе этого больше не видят, поэтому здесь развивается внутренняя мыслительная практика, без видения в духовном мире. ... По ту сторону "обойной" стены, на Востоке, возникла культура, которая таковой вовсе не является, которая наколдована в земно-физических формах в подражание тому, что должно в ткании духа переживаться плероматически. Господство и ткание духовных существ в Плероме должно некоторым образом нисходить на Землю — в камни, в куски древесины; и вот, в воздействии их одних на других стали искать нечто от такого духовного действия, стали, если я могу так выразиться, подгонять это под действие и бытие духовных существ в Плероме.
     Что, собственно говоря, лишь боги делают между собой, мыслилось как деяние физически-чувственных идолов. Служение идолам стало на место служения богам. И то, что может быть названо худшим действием восточной, северо-азиатской восточной магии, — это является неправомерным перенесением в чувственное фактического мира Плеромы, к которому некогда человек поднимал душевный взгляд. Магическое колдовство шаманов и их отзвук в средней и северной Азии — южная Азия, конечно, также заражена этим, но одновременно остаeтся и сравнительно свободной от этого — это упадочные формы древнего воззрения на Плерому. Физически-чувственное колдовство выступило на место участия человеческой душевной деятельности в божественном мире Плеромы. Что душа должна делать и некогда делала — этого пытаются достичь с помощью чувственно-физических колдовских средств. Целиком ариманической стала деятельность Плеромы на Земле в том, чем здесь стали заниматься. ... Т.обр., если перемещаться от Урала и Волги далее на восток, то мы там находим примыкающий к человеческому земному миру астральный мир, где в столетия от позднего средневековья и до настоящего времени практикуется ариманизированная магия некими духовными существами, которые в своeм эфирно-астральном строении хотя и стоят над человеком, но своим душевным и духовным строением остаются ниже человека. Через всю Сибирь, через Среднюю Азию, через Кавказ, повсюду там в мире, непосредственно граничащем с земным, ужасные ариманические эфирно-астральные существа занимаются коренящимся в астральном и земном ариманическим колдовством. И это действует заражающе на людей..."
     Исходя из духовного созерцания природы, греки говорили о фавнах и сатирах, вотканных в земное свершение. "Те фавны и сатиры, примерно на переходе от III-го к IV-му христианскому столетию, все перебрались в области Урала и Волги и на Кавказ. Это стало их родиной. Там они проделывали своe дальнейшее развитие". По другую (европейскую) сторону этого космического занавеса развивались только мысли, диалектика, логика, идеальные понятия о земном мире, "всe то, что означает человеческое наслаждение, человеческое удовольствие, хорошее самочувствие в чувственном бытии. В чистое употребление рассудка, который развивался, примешивались земно-человеческие, люциферические вожделения.
     Но благодаря этому рядом с тем, что развивалось как стремление к разуму и идеальному праксису, непосредственно на границе земного мира развился другой, астральный мир: развился астральный мир, который, так сказать, находился среди тех, кто так чисто, как Джордано Бруно или Галилей, а также и те, кто был позже их, стремились к выработке земного мышления, стремились к земным мыслительным максимам и мыслительной технике. Среди них возникли существа астрального мира, которые теперь вбирают в себя всe это, а также и религиозную жизнь. ... И так постепенно чисто мыслительные стремления получили чувственно-физический характер. ... Земные удовольствия людей (в XVIII в., особенно в XIX в.), ставшие рафинированными, связанные с рафинированным познанием благодаря мыслительной технике, развили в людях элемент, ставший питанием для неких астральных существ; этот элемент исходил из мышления, ставшего необыкновенно острым, но обращенного на простое пронизание чувственного мира.
     Возникли такие теории, как марксистская, которая вместо того, чтобы мышление возвышать в спиритуальное, ограничивается простым плетением чувственно-физических сущностей, чувственно-физических импульсов. Это было чем-то таким, что постоянно увеличивало возможности для определeнных люциферических существ, ткущих на этом астральном плане, захватить человеческое мышление. Мышление людей стало насквозь пронизанным тем, что тогда мыслили некоторые астральные существа, которыми западный мир был столь же одержим, как Восток — наследниками шаманов.
     И так, наконец, возникли фигуры, которые были одержимы такими астральными существами, которые в остроумно-чувственное земное мышление ввели человеческие вожделения. Так возникли те существа, которые с астрального плана делали одержимыми собой ,i>Ленина и других его товарищей. ... На восток и на запад от Урала и Волги, на астральной территории Земли интенсивнейшим образом стремятся к некоему космическому браку существ. Жизненный воздух одних из них образует люциферическое мышление Запада, а у существ с востока до Урала, на примыкающей к тем областям астральной территории, жизненный элемент образует заземлeнная магия прошлой деятельности Плеромы. Эти существа ариманической и люциферической природы стремятся соединиться. И на Земле имеется совершенно особая астральная территория, на которой люди живут и имеют задачу всe это прозревать. И если они эту задачу исполняют, то исполняют нечто такое, что грандиозным образом возложено на них во всеобщем развитии человечества.
     Но если они отворачивают от этого свой взгляд, то изнутри, душевно становятся всем этим одержимыми, одержимыми тем пылким браком, который в космическом смысле заключают между собой азиатские ариманические существа и европейские люциферические существа, которые со всем космическим вожделением стремятся к соединению и порождают ужасно душную астральную атмосферу, делают людей одержимыми собой. Так постепенно на восток и на запад от Урала и Волги возникла астральная область, поднимающаяся непосредственно от земной поверхности, которая является земной астральной областью для существ, которые суть метаморфизированные фавны и сатиры.
     Когда мы сегодня смотрим на восток Европы, то видим не только людей, если хотим видеть всю действительность, но видим и то, что на протяжении средних веков и в новое время стало некоего рода раем для фавнов и сатиров, проделавших свое развитие, метаморфозу. ... нижняя часть их тела козлиная, совершенно по особому одичавшая, так что наружу она выступает, благодаря вожделениям как светящаяся, блестящая козлообразная форма, в то время как вверху она имеет необыкновенно интеллигентную голову, голову, обладающую некоторого рода блеском, но которая является отображением всевозможного люциферического, рационалистической рафинированности. Облик — средний между козлом и медведем, рафинированный в вожделениях, и к нему притянуто невероятно умное физиономически человеческое. Таковы эти существа, населяющие рай сатиров и фавнов. ... И надо всем таким вот образом происходящим, я бы сказал, танцует отставшее человечество со своими притупленными понятиями и описывает только земное, тогда как в земном развeртываются подобные вещи, которые поистине не менее принадлежат этой действительности, чем те, которые человек видит чувственными глазами и может понимать чувственным рассудком.
     Что разыгрывается между Азией и Европой, впервые можно понять, лишь поняв это в его астрально-духовном аспекте, можно впервые понять, рассмотрев то, что как упадочный шаманизм осталось от действительности в Средней и Северной Азии, что там как современный декадентский магизм вожделенно стремится к космическому браку с тем, что на внешнем основании получило имя большевизм. Да, к западу и к востоку от области Урала и Волги стремятся к браку магизм и большевизм. Что разыгрывается там, является человечеству потому непонятным, что оно принимает своеобразную форму мифа, потому что люциферически-духовное большевизма соединяется со ставшими совершенно декадентскими формами шаманизма и переходит в области, лежащие за Уралом. С запада на восток, с востока на запад разыгрываются, т.обр., события, являющиеся, по сути, событиями рая сатиров и фавнов. ... Внешне, можно сказать, это выглядит так, что скопляются облакообразные духовные облики, чем далее они проникают на восток к Уралу и Волге; при этом нижняя часть их тела остаeтся неразличимой — впечатление такое, что эти облики, скопляясь, выглядят вожделеющими, рафинированными головами, как если бы человек утратил остальное тело и стал одной головой. С др. стороны, с востока, к области Урала и Волги идут метаморфизированные сатиры и фавны, чья козлиная природа стала медвежьей природой, и которые чем дальше идут на запад, тем больше теряют головы; и в астральной сфере совершается их брак. ... Так возникают эти метаморфизированные, снабженные сверхчеловеческой головой образования, так возникают в астральной сфере эти метаморфизированные сатиры и фавны. Они жители Земли, как и физические люди. Они движутся внутри того мира, в котором движется и человек. Они соблазнители и искусители физических людей; поскольку могут делать людей одержимыми собой. Тогда случается так, что люди верят, будто всe, что они делают, происходит от их собственного существа, тогда как в действительности они это делают в этой области потому, что внутренне, в крови, они пронизаны такими существами с медведеобразными телами, идущими с востока, и со сверхчеловеческими метаморфизированными европейскими головами.
     Подобные вещи сегодня подобает постигать с той же силой, с какой некогда формировались мифы. Ибо лишь когда мы сможем сознательно войти в область имагинативного, мы сможем сегодня понять то, что мы должны понять, если хотим и должны сознательно стоять в развитии человечества". 225 (7)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 304930 не найден.
     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 304940 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

1144. "Определенное число людей должно найти силы противостать со всеми силами личности разбушевавшимся волнам материализма. Ибо с изживающим себя в индустриально-коммерческих импульсах ма­териализмом соединится то, что во все большей и большей мере входит в материализм из других отставших импульсов, из китае-японского, а точнее из японского элемента".
     "Вчера здесь спросили: разве не думают те общества, на Западе, где работают для групповых интересов, о том, что с Востока подтягиваются японцы. Люди, принадлежащие к таким обществам, не рассматривают это как что-то плохое, но как поддержку материализму. Ибо то, что идет из Азии, станет как раз особой формой материализма. Поэтому во всех случаях должно стать ясно, что со всеми силами нужно противостать волнам материализма. Это может каждый человек. ... В двух тезисах можно выразить то, что необходимо для противодействия материализму, который ведь в определенном смысле и правомерен. Мир в 5-й послеатлантической эпохе еще более будет охвачен индустриализмом и коммерцией; но должен существовать противоположный полюс: должны иметься люди, которые из понимания работают с противоположной стороны. Ибо чего хотят эти оккультные братства? Эти оккультные братства работают не из особого британского патриотизма, но они хотят в конце концов всю Землю поставить под господство материализма. И поскольку, согласно законам 5-ой послеатлантической эпохи, определенные элементы британского наро­да, как носители души сознательной, особенно для этого подходят, то они хотят через серую магию при­вести дело к тому, чтобы этот подходящий элемент использовать как покровителя материализма. В этом все дело. Если знают, какие импульсы играют в мировом развитии, то их можно направлять. Никакая дру­гая составная часть народов, никакой другой народ не годится в такой мере для превращения всей Земли в материалистическую сферу. Поэтому этому народу нужно поставить ногу на шею и смести все спиритуальные стремления, которые, естественно, живут в каждом человеке. И поскольку карма такова, что здесь особенно действует душа сознательная, то эти оккультные братства ищут именно элемент британско­го народного характера. Их цель — посылать волны материализма в мир, поставить физический мир под од­но господство, а об откровениях духовного мира говорить так, как говорят об откровениях физического мира.
     Этому должно противостать стремление тех, кто понимает необходимость спиритуализма на Земле. ... в двух тезисах можно выразить их стремление. Первый хорошо вам знаком, но он должен говориться из всего человеческого сердца, из всей души: "Мое царство не от мира сего". ... это должно звучать на­встречу коммерческому материализму".
     "Вторым тезисом является: "Отдавайте кесарю кесарево, а Божье — Богу." 174(20)

     Перейти на этот раздел

  

1145. Уже в З-ем тысячелетии в среде человечества и на Востоке, и на Западе выступит прозрение в прошлую и будущую инкарнации. "На Западе из определенных тайных подоснов выступит тенденция подавить знание о повторяющихся земных жизнях. Война против повторных земных жизней будет вестись в будущем определенными, очень посвященными кругами англо-американской расы. Что можно при этом сказать, звучит парадоксально. Определенным образом из неких духовных центров на Западе хотят привести к окончанию повторяющиеся земные жизни, т. е. регулярные жизни между рождением и смертью, затем между смертью и новым рождением и затем снова между рождением и смертью. Хотят вызвать в конце концов совсем другое направление человеческой жизни, и есть средства, с помощью которых это можно сделать. Хотят при этом следующего: человеческую душу хотят с помощью определенного обучения, определенной ссуды тех или иных сил привести в такое состояние, что после смерти она все более и более станет чувствовать себя родственной земным отношениям, земным силам, получит особое влечение к земным силам — к духовно-земным силам, разумеется. Тогда после смерти она не уйдет далеко от земной сферы и сможет влиять на нее... но благодаря этому для нее исчезнет и необходимость вновь сходить в физ. тело. К исключительному идеалу стремится англо-американская раса: больше не возвращаться в земные тела, но душой приобретать все большее влияние на Землю, душой все более становиться земным. — К этому идеалу стремятся так, что жизнь здесь, на Земле, и жизнь post mortem, жизнь после смерти, делают подобными. Этого достигнут сначала с теми, кто обучается в этом направлении; но постепенно такое обучение станет все более всеобще-употребительным. Этого достигнут тем путем, что пробудят в человеке намного большее и сильное чувство земли, чем его т. наз. нормальное состояние". 181(17)

     Перейти на этот раздел

  

1146. "Англо-американский мир имеет своих посвященных людей, прошедших через инициацию, знающих, как ценить духовные силы".
     "В ложах посвященных эти люди говорят: мы на Западе подготовляем все для того, чтобы в будущем со всеми средствами, какие можно извлечь из духовного мира — извлечь неправедным путем, — мы могли бы возвеличить национальную честь таких людей, которые как отдельные люди, смогут господствовать (над странами, где будет проводиться социалистический эксперимент) на плутократической основе.
     Это было подготовлено на Западе. В это внедрились ариманические духи и в нашем мире искали тех индивидуальностей, которые могли ждать, которые не годы — десятилетия готовились к своим действиям, действиям, ставшим большой политикой. В этом англоязычном мире господствует не военная дисциплина, какой она известна в Средней Азии, а спиритуальная дисциплина, и в высокой мере. Она настолько сильна, что таких людей, как Асквин (1852-1928; в 1908-1916 гг. английский премьер-министр) и Грей (1862-1933; в 1905-1916 гг. английский министр иностранных дел), которые, по сути, являются невинными зайцами, смогла сделать своими куклами, марионетками. ... о Грее его коллега сказал: он производит впечатление постоянно сосредоточенного человека, т. к. не произвел ни одной собственной мысли. Но таких людей и разыскивают, когда хотят иметь марионеток для мирового театра". 192(10)

     Перейти на этот раздел

  


     215
. "Естествознание на почве природы может праздновать какие угодно грандиозные триумфы — человеческую природу, человеческое существо оно разрушает до основания, ибо оно порождает антисоциальные потребности, роет пропасти между человеком и человеком". 192 (11)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru