Главная / Предметный указатель / /
СОН - см. также СНОВИДЕНИЕ — и природа |
384. "Когда естествознание научится отличать силы регенерации в человеке от того, что имеется в животности, тогда оно познает, что силы, действующие в земной жизни, чтобы возвысить человека над животным, бодрствуют только тогда, когда человек спит... и спят, когда человек бодрствует". "Мир, который нас окружает... как силы природы, каким он выступает перед нами в минеральном, растительном, животном царстве, мы должны представить себе пониженным до ничто и потом еще дальше, ниже ничто, тогда выступают те силы, которые являются созидающими силами в то время, когда человек спит". "Сон у человека имеет совсем другую функцию, чем у животного". "Взятые в своем изначальном образе, эти дремлющие силы, пробуждающиеся только с половой зрелостью, суть именно те силы, которые во сне восстанавливают разрушенные силы человеческого организма. ...В человеке незримо господствуют те самые силы, которые становятся грешными, лишь когда пробуждаются, а до наступления половой зрелости спят или, в крайнем случае, грезят". В дневном бодрствовании "...мы непрерывно стремимся низвести нашу природу до низшей животности со всем тем, что не является в нас познанием, что не постигается чисто духовно. Но то, что возвышает нас над животными, господствует сначала как безгрешная, чистая сила регенерации в детстве, а потом, когда эти силы просыпаются, они действуют во сне, в силах, восстанавливающих разрушенное дневным бодрствованием. Таким образом, мы имеем в себе человека, родственного творящим силам, и человека, который разрушает эти силы. ... человек, в котором господствуют созидающие силы, никогда, собственно, не выступает в несмешанном виде...", т.к. и во сне в физ. и эф. телах пребывают остатки дневных влияний, и так это идет с Лемурийской эпохи, когда произошло люциферическое искушение. "Человеческая душа вступила тогда в некоторого рода низшую природу. Но в то же время... появилась сестринская или братская душа... удержанная от земной эволюции... душа Адама. ...Эта душа могла являть себя только тогда, когда люди становились ясновидящими во сне. ...В тот момент, о котором нам возвещает... божественная Гита, следует мыслить... род воплощения этой души; она есть Кришна. ...Позже она воплощается в мальчике Иисусе Ев. от Луки". "То, что было тогда воплощено, родственно силам, которые до своего пробуждения в качестве сил пола являются нам сияющими чистой невинностью в детстве. В мальчике Иисусе Ев. от Луки они могли проявляться, возвещать о себе вплоть до того возраста, когда обычно человек приходит к половой зрелости. ...Потом этим особенным телом должна была овладеть другая душа... душа Заратустры". Во время крещения в Иордане "к телу, которое содержало в себе все, что из другого импульса (Кришны) привело к наивысшему идеалу развития индивидуальных сил во внутреннем существе человека, приближается с другой стороны то, что принадлежит всему человечеству и что хочет продолжить это развитие еще дальше".146 (7) Перейти на этот раздел
Действие Луны
1032. "Лунный элемент некоторым образом окрашивает во время ночи весь космос — также и новая Луна — особой субстанциональностью, которую переживает и человек. Но он это переживает т.обр., что лунные силы, я бы сказал, удерживают его внутри мира Зодиака и возвращают к пробуждению. В слабом предчувствии человек переживает этот лунный элемент уже в первой сфере (сна). Во второй сфере он особенно сильно переживает тайну рождения и смерти. Он переживает ... фактически, каждую ночь, как духовно-душевное нисходит из духовно-душевного мира, через рождение, в физическое бытие и как постепенно тело переходит в смерть. Человек, собственно, постоянно умирает, в каждый момент, но преодолевает смерть до последнего мгновения. Но в тот момент, когда он это переживает — как душа проходит через земно-телесное, — он переживает также свою связь с остальным человечеством. ... Луна хочет снова поставить нас в человеческий мир, она вырывает нас из космоса. Ее силы противоположны как силам Солнца, так и силам звезд; она обусловливает наше родство с Землей. Поэтому каждую ночь она уносит нас из переживаний Зодиака к переживанию планет и, наконец. Земли, когда мы возвращаемся в свое тело. С определенной точки зрения в этом заключена разница между сном и умиранием. Человек во сне находится в сильной связи с силами Луны. Каждую ночь они указывают ему на значение его земной жизни. Они могут это делать потому, что человек удерживает все отраженным в эф. теле. В смерти он извлекает эф. тело из физического, и начинается воспоминание прошедшей жизни в обратном порядке". Представьте себе луг, покрытый травой, цветами. От каждого цветка, также и от того, который цветет на дереве, исходит некоего рода спиральная линия, исчезающая в мировом пространстве. Подобные спиральные линии содержат силы, которыми космос регулирует и обусловливает рост растений на Земле. Ибо растения не просто вырастают из семени, они вырастают из космических спирально окружающих Землю сил. Они присутствуют и зимой, и в пустыне, где нет растений. Чтобы войти в движение планет, человек должен эти силы растений каждую ночь использовать как проводников. Он, т.обр., входит, руководствуясь излучающимися из растений силами, в движение планет. И с силой, что выгоняет растение из корня вверх, ... человек вступает во вторую сферу сна. ... Исходя из земных отношений, душа могла бы сказать себе: я покоюсь во всем том, что как космическое благословение развивается над засеянным полем, когда оно цветет, над лугом, когда он цветет. Все то, что здесь нисходит к растениям и изживает себя в спиральных силовых линиях, все это есть лоно Божества, живое, подвижное в себе божественное лоно, находящимся в котором чувствует себя человек во время сна. Луна же возвращает его назад к его животности. Растительные силы постоянно стремятся унести человека в Универсум; а поскольку человек несет в себе животность, общую с царством животных, Луна возвращает его каждое утро в его животность".214 (11) Перейти на этот раздел
1050. "И сон, и бодрственное состояние не должны переходить за пределы известной границы эффективности. Если бы такое случилось со сном, то в общем организме растительное приобрело бы склонность перейти в минеральное; в таком случае возникло бы болезненное состояние гипертрофии растительного. В случае чрезмерной длительности бодрственного состояния, растительное должно было бы стать совершенно чуждым минеральному; это последнее приняло бы в организме формы, которые были бы не его формами, а формами внеорганического, безжизненного. Тогда возникло бы болезненное состояние вследствие гипертрофии минерального".27 (4) Перейти на этот раздел
433. "Можно поистине сказать так: во время сна наша душа погружается своими воспоминаниями во внутреннее природы. ... Засыпая, я передаю мои воспоминания силам, которые духовно господствуют в кристалле, в растении, во всех явлениях природы. Да, вы можете пойти гулять и на обочине дороги увидеть желтые цветы, синие цветы, зеленую траву, золотистые нивы, и вы говорите: Когда днем я вот так прохожу мимо вас, то я вижу вас извне; во время сна я погружаюсь в ваше внутреннее моими воспоминаниями. Вы воспринимаете то, что я в течение жизни из моих переживаний преобразовал в воспоминания, вы воспринимаете эти воспоминания, когда я сплю. — И может быть, то прекрасное, естественное чувство, которое вызывает букет роз, происходит не из внешнего отношения. И мы говорим себе: Я особенно люблю букет роз потому, что он обладает одной особенностью — пространственное при этом не играет никакой роли, роза может быть как угодно далека от нас, — той особенностью, что он воспринимает, вбирает наши самые первые детские воспоминания. Люди потому любят розы — только они этого не знают, —что розы воспринимают самые первые воспоминания детства. Когда мы были детьми, к нам с любовью относились другие люди; может быть, они часто заставляли нас смеяться. Мы это забыли. Но мы носим это в настроении нашей души, в нас. И букет роз воспринимает воспоминания — которые мы сами уже забыли — во время ближайшего сна, впитывает их в свое внутреннее. ... Но проявляется, естественно, и противоположное: то душевное, которое мы развивали в раннем детстве, когда вели себя свирепо, — оно также коренится в нас, и это воспринимает чертополох. Естественно, все это говорится как сравнение, но тем не менее этим указывается на значительную реальность". 232 (3) Перейти на этот раздел
434. "Легкий сон можно сравнить с обычными растениями, бодрствование во время сна сравнимо с грибами — где много грибов, там Земля бодрствует летом. Совершенно основательный глубокий сон можно сравнить с деревьями. ... Подобно Земле, и человек в своих глазах и в других органах чувств в одно и то же время имеет рядом одно с другим: сон, бодрствование и сновидения". 295 (10) Перейти на этот раздел
|