Главная / Предметный указатель / /
СОМНЕНИЕ — и убежденность |
2. Парные и отрицательные качества
Сомнение — убежденность 1454. "Две вещи, определенным образом противоположные одна другой, могут играть в человеческом душевном существе большую роль. Одна из них — сомнение, другую я бы назвал пребыванием на стороне правды, убежденностью. Здесь, вероятно, можно было бы найти и другие, более точные обозначения, но все вы можете почувствовать, что некий род полярной противоположности в душевной жизни имеет здесь место". Попробуйте однажды перед сном обдумать какое-либо сомнительное дело, пусть даже не особенно значительное. Ощутите беспокойство от этого сомнения, а затем переживите, какой внутренний покой, душевное тепло вызывает в вас убеждение в чем-либо. "Человеческая голова произведена из космического эфира, из того, чем мы были в духовном мире. Человеческая голова — это чистое отображение всеобщечеловеческого, а именно духовного человека. Представления сомнений подходят к голове и не находят в ней места. Голова их не воспринимает. Вы должны пройти через голову вплоть до природы конечностей. В природе конечностей сомнения связываются, со всем тем, что становится "зернистым" в человеческом материальном существе, т.е. что принимает анатомическую природу. Представления сомнений проходят сквозь голову, как если бы она была для них прозрачной. Сначала их принимает кровь, затем они нисходят в остальной организм, воспринимаются некоторым образом обменом веществ и только тогда переходят в нервную систему; и они живут во всем том, что в человеческом существе является анатомическим, зернистым, соленым. С этим они соединяются особенно внутренне". Голова есть отображение истины. Лишь в той мере, в какой ей присущь обмен веществ, принимает она представления сомнений. "Но она проводит их через свою особую нервную организацию и воспринимает только представления убеждений. Убедительные представления, проникая в голову человека, находят повсюду родственные образования. Повсюду в нервной системе они находят пристанище. Они опускаются в голове вниз и идут в остальное тело не через кровь, а через нервную систему, которая при этом находится в некоего рода процессе разрушения, так что они непосредственно в своей духовности переходят во весь остальной организм. Но в голове они находят некоего рода пристанище, наполняют голову. И в голове из духовности головной формы, из внутреннего формообразования они получают приемлемый для всего организма облик, и поэтому действуют так, как будто бы они внутренне родственны всему человеку, как если бы сам человек внутренне жил в них, как если бы они были самим человеком. Можно сказать: в представлениях убеждений человеческая голова формирует нечто такое, что особенно подходит человеку. ... Когда вы воспринимаете в голову убедительные представления, то духовно это выглядит так: сначала они духовно воспринимаются в голове, а затем голова посылает их остальному человеку. Как эмбрион воспроизводит остальной организм сообразно голове, так духовное убеждений и представлений излучается в остального человека, и из них, из представлений и убеждений, духовным образом возникает человек. В человеке лучится внутренний человеческий облик. И со всем, что пронизывает человека как тепло (как первый член эфирного), соединяется то, что излучается в убедительных представлениях". Гений нем. языка создал здесь и лингвистическую взаимосвязь: Zeugung — рождение (эмбрион), Uberzeugung — убеждение.213 (9) Перейти на этот раздел
|