Главная / Предметный указатель / /
СМЕХ |
560. "Все печальные ощущения замедляют обмен веществ. В отношении телесного человека существует подобие между тем, что остается лежать в желудке, что мы не можем переварить, что из желудка не очень хочет идти в кишечник, и тем, что делает нас печальными. Когда мы имеем по-настоящему горестное переживание, то оно, в буквальном смысле, вызывает затвердение в обмене веществ. Хотя это и не сильный процесс, тем не менее он имеет место. Когда вы внутренне сильно печалитесь, то вы фактически противодействуете своему пищеварению. Это все равно, что оставить пищу лежать камнем в желудке. ... Если же пищеварение совершается правильно, то питательная кашица сквозь желудок идет в кишечник, воспринимается кишечными ворсинками и переходит в кровь, а для верхнего человека она пронизывает повсюду диафрагму; ... здоровый жизненный процесс действительно зависит от того, что мы сквозь диафрагму проносим переваренное вверх, распределяем в верхнем человеке. — Взятый телесно, этот процесс качественно подобен смеху, поскольку смехом мы искусственно приводим в колебание диафрагму. Смех — это процесс, делающий нас органически здоровыми. Он действует как здоровое, протекающее без помех пищеварение". 302 (1) Перейти на этот раздел
Смех и плач. Скука. Боль
1878. Распространяющееся астр. тело становится сонным и через то творит физиономическое выражение в физ. теле, означающее смех. В смехе человеческое существо самовозвышается над происходящим вокруг него, поскольку не хочет приложить к этому понимания и не должно, если оно над ним смеется. "О, в смехе и плаче кроме прочего содержится воспитательное средство для Я и сил Я. Я, так сказать, поднимается вверх в своей свободе и соединяется с миром, когда проявляет себя в смехе и плаче". Смех способствует самоосвобождению, плач помогает соединиться с тем, к чему он относится. Трагедия сжимает наше астр. тело и вносит в наше Я твердость, внутреннюю замкнутость; Я ищет себя. В комедии возникает обратный процесс. Я развивается, когда находится в колебательном движении, где оно само устанавливает положение равновесия. Говорят, что Заратустра при рождении смеялся; "... в этом смехе ликовало все земное творение и прочь бежали духи зла! Ибо в этом смехе — всемирноисторический символ духовного возвышения свободной я-сущности над всем тем, в чем ей не следует запутываться".58 с. 162-163, 178-181 Перейти на этот раздел
1879. "Если вы над чем-либо смеетесь, то разыгрывающийся при этом процесс состоит в том, что вы свое Я и астр. тело распространяете вплоть до объекта смеха. ... они тогда увлекают за собой и кое-что физическое; и это не совсем прилично, ибо тянут они за собой язык! Это можно наблюдать у невоспитанных детей. Когда мы смеемся, то мы, правда, язык не высовываем, но состояние астр. тела в нас именно таково, оно так сильно вытягивается из нас, что затуманивает то, что производит на него комическое впечатление. В основе смеха лежит распространение астр. тела вплоть до эфирного. Невидимый человек распространяется, как бы эластично расширяется. Таков процесс смеха. Прямо противоположное имеет место во время плача. Тогда астр. тело, и даже вместе с эфирным, стягивается и благодаря стягиванию спрессовывает физ. тело и выдавливает из него слезы". В еврейской "Хаг-гаде" рассказывается, как Соломон увидел печального Ангела смерти, который сказал, что должен взять от него двух его мавров-писцов. После того, как мавры умерли. Ангел явился Соломону смеющимся. Соломон, конечно, созерцал Ангела ясновидчески, и тот в первый день был собранным воедино, а на другой день — расширенным. Ангел сначала сгустился, чтобы вызвать в своих силах опору, ибо он стоял перед своей работой. И это выразилось в том, что он был печальным. На другой день работа была исполнена и все стало эластичным.167(11) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 218810 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 406300 не найден. Перейти на этот раздел
|