BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

СИСТЕМА


     192a
. Ошибка Эйнштейна заключается в том, "... что он обычные формулы механики применил к движущемуся свету, предположил, что такой свет можно измерять точно так же, как другие, движущиеся сквозь пространство материальные тела. Он не учитывает, что распространяющийся свет не есть разлетающиеся материальные частицы, а нечто, происходящее в пространстве, оставляющее свои следы в виде эффекта свечения". Ошибкой Эйнштейна было также принципы механической системы распространять на всю мировую систему. "При этом было обойдено вниманием, что вся мировая система не может быть таковой, чтобы ее можно было получить, суммируя механические процессы". А если она есть организм? Делая что-то рукой я имею не замкнутую механическую систему, а реакцию всего организма. Также и со светом, не выступает ли тут реакция всей мировой системы? Она не мыслима без света и ее реакции есть нечто иное, по сравнению со скоростью в замкнутой механической системе.
     Изучая природу света, необходимо пользоваться не уравнениями механики, а эластичными уравнениями. Распространяющийся свет образует "поверхность уровня", и мы приходим к некой сущности в пространстве, распространяющей себя в бесконечное. Далее мы имеем сферу, от которой все отражается. Имеется целое, в котором сила эластичности исчерпает себя и возвращается к себе. Нет бесконечных, бессущностных систем. "Всякая распространяющаяся сущность достигает границы, от которой она возвращается назад, я бы сказал, приходя в соответствие с законом эластичных тел. Говоря о свете, мы не имеем никакого дела с тем, что распространяется во все стороны. Мы тут постоянно имеем что-то такое, что можно сравнить со стоячими волнами; и формулы тут нужно искать другие, не из обычной механики". Ну, наконец, и время в сфере механики никакой реальностью не обладает.
     В формуле мы вынуждены пространство как-либо математически мыслить идентичным с "c" (со скоростью). Время в такой формуле может быть лишь числом.
     В формуле мы получаем некую скорость вне зависимости от того, что движется. Но физик не может представить себе атом без имманентной скорости. А что следует думать о продолжительности (времени) жизни? Организму имманентна продолжительность жизни. Также и протяженность организма есть имманентная величина. Всякая "сущность несет в себе свою тотальность — свое время". Время имманентно тотальности. Любая тотальная система в своем имманентном бытии обладает собственным временем, собственной скоростью протекания (хода). "Протекание скорости неорганических или жизненных процессов приводит нас назад к имманентному времени.
     Поэтому вместо теории относительности, которая постоянно предполагает переход от одной системы координат к другой, было бы, вероятно, лучше обосновать теорию абсолютного, повсюду занимающуюся исследованием тотальных систем, о которых следует говорить в том же смысле, в каком говорят о тотальности организма. Нельзя говорить о тотальности периода силура в эволюции Земли, но его в совокупности с другими геологическими периодами можно свести в тотальную систему. Точно также невозможно говорить о тотальности одной человеческой головы.
     В геологии мы описываем период за периодом, как если бы они, будучи взятыми по отдельности, были действительностью. Но такого нет. Они являются действительностью лишь в целом Земли и именно таким образом, каким целостностью является организм, из которого нельзя вырезать ни одной части. Было бы целесообразней вместо того, чтобы наши процессы привязывать к какой-либо системе координат, привести их в связь с их собственной внутренней действительностью; тогда мы пришли бы к тотальной системе. И тогда мы смогли бы вернуться к некоего рода монадизму. Мы бы преодолели теорию относительности и пришли бы к теории абсолютного. Мы увидели бы тогда, что теория Эйнштейна есть, собственно говоря, лишь последнее выражение абстрактных устремлений (ума)". 324а, с. 140-145
     "Если человек с воспитанным мышлением, с воспитанной жаждой познавать реальность читает выкладки Эйнштейна, его теорию относительности, то он ... испытывает при этом муку ... математически все эти вещи выведены последовательно, но не имеют никакой связи со смыслом действительности". 324а, с. 182

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 402551 не найден.
     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 402682 не найден.
     Перейти на этот раздел

  


     636
. "Совершенную систему создает не исследователь, ее создала сама природа". 1(13)

     Перейти на этот раздел

  

Природопознание

     665
. "Система деятельностей, совершающихся т.обр., что один факт всегда является следствием другого, однородного с ним, называется неорганической природой".
     "Неорганический чувственный мир не доходит до индивидуальности. Только в своей всецелостности он закончен. Чтобы получить целое мы должны стремиться понять совокупность неорганического как единую систему. Такой системой является космос.
     Проникающее до конца понимание космоса составляет цель и идеал неорганического естествознания. Всякое, не идущее к этому научное направление есть лишь подготовка, лишь часть целого, но не само целое". "Дух разлагает все феномены неорганической природы на такие, где ему содеянное является непосредственно и с необходимостью проистекающим из действующего". 2(15)

     Перейти на этот раздел

  


     666
. "Идеал неорганической науки: понять совокупность всех явлений как целостную систему, чтобы мы сознанием нашим в каждом отдельном явлении узнавали то или иное звено космоса. В органической науке, напротив, идеалом будет: иметь перед собой в типе и в формах его явления в наивозможном совершенстве то, что мы видим развивающимся в ряде отдельных существ. Проведение типа через все явления — вот что имеет здесь решающее значение. В науке о неорганическом — система, в науке об органическом — сравнение (каждой отдельной формы с типом)".
     "Метод физики — это просто частный случай общего способа научного исследования. ... Когда этот метод распространяют на органическое, то тем самым не считаются со специфической природой последнего" "Справедливость нашего упрека современному органическому естествознанию состоит в том, что оно применяет в органической природе не принцип научного рассмотрения вообще, а лишь принцип рассмотрения неорганической природы, подтверждается, если мы рассмотрим воззрения одного из несомненно самых выдающихся теоретиков современного естествознания — Геккеля.
     От всякого научного рассмотрения Геккель требует выявления причинной связи явлений. Он говорит: "если бы психическая механика не была так бесконечно сложна, если бы мы были в состоянии проследить также полностью историческое развитие психических функций, то мы могли бы привести их все к математической формуле души". Отсюда ясно видно, чего он хочет: обращения со всей Вселенной по шаблону физического метода". 2(16)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru