BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

СИМПАТИЯ - см. также ЛЮБОВЬ = в духовном мире

537."Какими были сомнамбулы до того, как они низошли в свое земное бытие? — Как гротескно это ни звучит, но следует сказать: они были материалистами в своем доземном бытии, в духовном мире, где это совершенно неуместно.
     Там, естественно, человек не может быть материалистом, иметь теоретическое воззрение на материа­лизм. Он там движется прежде всего в мире симпатий и антипатий, а не в мире понятий и суждений... и большая часть того, что такие души там переживают, бывает несимпатичным". Они там много ненавидели, поэтому в земном бытии они не могут правильно укрепить астр.тело в физическом, консолидировать его. Проходя на пути к Земле лунную сферу, такие существа имеют слишком мало самостоятельности по отноше­нию к силам Луны и поэтому сохраняют с ними родство. В общемировом плане судьба таких людей являет­ся воспитательным средством, чтобы они отучились враждебно относиться к духу.
     Противоположностью сомнамбулам являются люди, обращенные по-особому к Солнцу. Сомнамбулы направ­ляют к Луне свой волевой орган, солнечные люди своим познавательным органом следуют за Солнцем. Сол­нечные люди часто сохраняют память о своем доземном бытии, в атавистическом ясновидении больше чув­ствуют элементарных духов, чем обычные люди. Есть еще люди третьего рода, каким, например, был Све­денборг. "И у такого человека, как Сведенборг, происходит стягивание эф.тела, и сила, которая при этом действует,—это сила Сатурна... в которой заложено нечто как род внутреннего всей нашей планет­ной системы. Что перешло на Сведенборга, было силой Сатурна, это было внутренним всей планетной системы. Благодаря этому он пришел в состояние, в котором вещи предстали ему в тех видениях, какими он их описал. Он видел Ангелов, Архангелов, процессы между Ангелами, Архангелами, какими он их описал. Но что это, собственно, было? Во что входил он за счет стягивания эф.тела своей головы? Он не доходил до созерцания действительных процессов в Иерархиях. ... Там, где кончается пространство, мы встречаем процессы в Иерархиях. Туда Сведенборг со своим видением не проникал, но все процессы, которые действительно разыгрываются вне эфирной сферы, они не просто отражаются в эфире, но они, я бы сказал, вызывают в эфире реальные процессы-образы. Так что происходящее вверху, в Иерархиях следует описывать совсем иначе, чем действия в эфирной сфере Земли... Эти — их можно на­звать отражениями, но, может быть реальными отражениями,—эти реальные отражения высших Иерархий в земном эфире и видел Сведенборг. ... Что делают Ангелы вверху,—это не может действовать непос­редственно на земного человека; но именно реальные отражения действуют среди людей".225 (12)

     Перейти на этот раздел

  

858. "Вступая после смерти в душевный мир, душа подчиняется его законам. Они влияют на нее, и от их влияния зависит, каким образом будет вытравлено в ней стремление к физическому. Влияния должны быть различны, сообразно видам душевных сил и душевного вещества, в область которых она теперь вводится. Каждый из этих видов проявит свое очищающее, просветляющее воздействие. Происходящий здесь процесс протекает таким образом, что в душе все антипатичное постепенно побеждается силами симпатии, и сама эта симпатия достигает своей наивысшей вершины. Ибо через наивысшую степень симпатии ко всему остальному душевному миру душа как бы растворится в нем, сольется с ним воедино: тогда ее себялюбие вполне исчерпается. Она перестанет существовать как существо, тяготеющее к физически-чувственному бытию: дух освободится ею".
     "Низшая область душевного мира есть страна пламени вожделений. Посредством нее после смерти в душе вытравляется все, что имеется в ней самого грубого, связанного с низшей телесной жизнью и с себялюбивыми вожделениями. Ибо благодаря этим вожделениям она может воспринять воздействие сил этой душевной области. Неутоленные вожделения, оставшиеся от физической жизни, обра­зуют точку нападения. Симпатия таких душ простирается лишь на то, что может дать пищу их себялюбивому существу; и она далеко перевешивается антипатией, заливающей все остальное. Однако эти вожделения, уст­ремленные на физические наслаждения, не могут найти себе удовлетворения в душевном мире. Вслед­ствие этой невозможности утоления алчность возрастает до высшей степени. Но вместе с тем, благодаря этой же невозможности утоления, алчность должна постепенно угаснуть. Пламенные похоти мало-помалу сго­рают; душа познала, что в устранении таких похотей лежит единственное средство избежать страдания, которое должно произойти от них. ... Те натуры, в которых мало похотей, проходят через это состояние не замечая его, так как у них нет сродства с ним. ... Нельзя назвать такое очищение страданием в том смысле, как в чувственном мире подобное же должно ощущаться исключительно как страда­ние. Ибо душа после смерти требует своего очищения, потому что только путем его может быть вытравлено существующее в ней несовершенство.
     Второй вид процессов душевного мира таков, что симпатия и антипатия находятся в них в равновесии. Поскольку после смерти человеческая душа находится в таком состоянии, она будет некоторое время под влиянием этих вещей. Погружение в суету внешней жизни, радость от преходящих впечатлений внешних чувств обусловливают это состояние. Люди живут в нем, поскольку оно обусловлено указанными выше душев­ными склонностями. Они позволяют влиять на себя каждой мелочи дня. Но так как их симпатия не обращается ни к чему в особенности, то эти влияния быстро скользят мимо. Все, что не принадлежит к этому ничтожному царству, антипатично таким людям. Когда после смерти душа переживает такое состояние, и здесь нет налицо чувственно-физических предметов, необходимых для его удовлетворения, то это состояние в конце концов должно погаснуть. Разумеется, царящее в душе перед этим погашением чувство лишения мучительно. Это мучительное положение есть школа разрушения иллюзий, которыми человек окутан в течение физической жизни.
     В-третьих, в Мире Душ встречаются явления, в которых преобладает симпатия, преобладает природа желаний. Их воздействие души испытывают благодаря всему тому, что сохраняет после смерти атмосферу желаний. Также и эти желания постепенно умирают вследствие невозможности их утоления.
     Указанная выше как четвертая, область радости и печали в Мире Душ налагает на душу особые испытания.
     Пока она живет в теле, она принимает участие во всем, что касается этого тела. Движение радости и пе­чали связано с ним. Оно причиняет душе наслаждение и блаженство, неудовольствие и отвращение. В тече­ние своей физической жизни человек ощущает свое тело как свою самость. На этом факте основано то, что именуется самочувствием. И чем более человек чувственен, тем более принимает его само­чувствие этот характер. — После смерти не хватает тела, как предмета этого самочувствия. Поэтому душа, в которой осталось это чувство, чувствует себя как бы полой. Ею овладевает чувство, словно она потеряла себя самое. Оно продолжается до тех пор, пока не осознано, что не в физическом находится истинный человек. Поэтому влияния четвертой области разрушают иллюзию телесной самости. Душа научается познавать эту телесность уже как нечто несущественное. Она исцеляется, очищается от тяготения к телесности. Этим она преодолела то, что еще сильно привязывало ее к физическому миру, и она может полностью развернуть стремящиеся наружу силы симпатии. Она, так сказать, отошла от себя самой и, пол­ная сочувствия, готова излиться в общий мир душ.
     Здесь нельзя не упомянуть, что переживания этой области в особенной мере испытывают самоубийцы. Они искусственным путем покидают свое физ. тело, тогда как все чувства, связанные с ним, остаются неиз­менными. При естественной смерти вместе с разрушением тела происходит также и частичное умирание свя­занных с ним чувств. Для самоубийц же к тем страданиям, которые причиняет им чувство внезапной полос­ти, присоединяются еще неутоленные вожделения и желания, из-за которых они покончили с собой.
     Пятая ступень Мира Душ есть ступень душевного света. Симпатия к другому имеет на ней уже огромное значение. Ей родственны души, которые в течение физической жизни не довольствовались удовлетворением низших потребностей, а находили радость и удовольствие в окружающем их мире. Здесь, например, подлежит очищению мечтательное отношение к природе, поскольку оно носит чувственный характер. Но этот вид мечтательного отношения к природе надо строго отличать от той высшей жизни в при­роде, которая духовна по сути, и которая ищет духа, раскрывающегося в вещах и явлениях природы. Тако­го рода чувство природы относится к вещам, которые развивают самый дух и закладывают в этом духе нечто пребывающее. Но от этого чувства природы должно отличать то наслаждение природой, основание которого лежит во внешних чувствах. По отношению к нему душа также нуждается в очищении, как и относительно дру­гих склонностей, которые основаны только на физическом бытии. Многие из людей видят как бы род идеала в учреждениях, которые служат чувственному благополучию, в системе воспитания, прежде всего заботящей­ся о чувственном благоденствии. О таких людях нельзя сказать, чтобы они служили лишь своим себялюбивым побуждениям. Но их душа все же устремлена к чувственному миру и должна исцелиться при помощи господствующей в пятой области Мира Душ силы симпатии, не имеющей внешних средств удовлетворения. Здесь посте­пенно душа узнает, что эта симпатия должна избрать иные пути. Они обретаются в излиянии души в душевное пространство, происходящем благодаря симпатии души к душевному окружению. — Здесь также очищаются те души, которые требуют, чтобы религиозные обряды прежде всего повышали их чувственное благо­получие; все равно, будет ли их стремление направлено к земному или небесному раю. В Стране Душ они найдут этот рай, но лишь для того, чтобы увидать его ненужность и бесцельность. Всё это, конечно, лишь единичные примеры очищений, которые совершаются в этой пятой области. Они могут быть умножены по желанию.
     В шестой области, в области действенной душевной силы, происходит очищение той части души, которая жаждет дела, которая не носит эгоистического характера, но все же имеет свои мотивы в чувственном удовлетворении, доставляемом поступками. Натуры, развивающие в себе подобное наслаж­дение поступками, внешне производят, несомненно, впечатление идеалистов; они проявляют готовность ко всяким жертвам. Но в более глубоком смысле все это у них все же сводится к повышению некоего чувственного наслаждения. Сюда принадлежат многие художественные натуры и те, которые предаются научной деятельности потому, что она им нравится. Что приковывает их к физическому миру, есть вера в то, что искусство и наука существуют ради таких наслаждений.
     Седьмая область, область истинной жизни души, освобождает человека от его последних склонностей к чувственно-физическому миру. Каждая из предшествующих областей принимает от души то, что было ей родственно. Что еще окружает дух — это убеждение, что его деятельность должна быть всецело посвящена чувственному миру. Бывают высоко одаренные личности, которые, однако, не задумываются ни о чем ином, кроме явлений физического мира. Такой образ мысли можно назвать материалистическим. Он должен быть разрушен, и это происходит в седьмой области. Здесь души видят, что в истинной действительности для материалистического образа мыслей предметов не существует. Как лед на Солнце, тает здесь это убеждение души. Отныне душевная сущность поглощена своим миром, дух освободился от всех оков. Он устремляется в области, где живет лишь в своем собственном окружении. — Душа исполнила свою предыдущую земную задачу, и после смерти отпало то, что еще оставалось от этой задачи как оковы для духа. Когда душа победила остатки земного бытия, тогда она сама возвращается в свою стихию".9 (9)

     Перейти на этот раздел

  

941. "Проведя определенное время в царстве, где человек пребывает между смертью и новым рождением, он расширяет круг своих переживаний и простирает его за пределы тех душ — будь они на Земле или над нею, — с которыми он кармически связан непосредственно. ... Индивидуальность А имеет кармическую связь с индивидуальностью В, но не с индивидуальностью С. Здесь становится видно, как умерший А простирает свои переживания к С через В. Этот последний становится посредником между А и С ... если имеет кармическую связь с С. Так расширяется это второе царство, хотя медленно и постепенно, но широко. Чело­век становится богаче и богаче с такими внутренними переживаниями, которые несут и усиление и ослабле­ние воли, которые позволяют нам вжиться в царство умерших. ... Бытие другой души там ощущают так, что знают: через нечто в этой душе я испытываю усиление воли, а через другую душу — ослабление. ... Себя там человек переживает через Иерархии. ... как сына, дитя Иерархий". Проходя врата смерти, человек "...вступает в царство всеобщей способности ощущения, в царство господства симпатии и антипатии... в этом царстве действует он. ... От этих его действий исходят постоянно несущие ощущение силы, силы симпатии и антипатии".
     "Умерший вообще не может сделать ничего, выражаясь образно, не может и конечности протянуть без то­го, чтобы в своем окружении не пробудить своим деянием удовольствия или страдания".182 (1)

     Перейти на этот раздел

  

945. "Одиночество в сверхчувственном мире — это то же самое, что смерть здесь; оно не есть уничтожение, но хуже, чем одиночество здесь. Оно представляет собой оглядывание на свое собственное существо. А что это такое — об этом узнают лишь когда оно наступает; оно есть незнание ни о чем, кроме как о себе самом".
     Кто имел мало симпатий к людям здесь, тот не замечает других в духовном мире, он бывает окутан то­лько собственным содержанием души, видит лишь то, что он пережил сам.140 (17)

     Перейти на этот раздел

  

1054. Ребенок во время сна наслаждается телом, корова — пищеварением. Взрослый человек так пользует­ся своим телом в течение дня, что к вечеру испытывает к нему большую антипатию. "Он засыпает потому, что тело ему больше не симпатично. ... и он спит до тех пор, пока не преодолеет в душе эту антипатию; и он просыпается, когда снова возникает симпатия к телу".349 (6)

     Перейти на этот раздел

  


     593
. "Как желтый и красный цвет различаются по роду, качественно различны, так многочисленные симпатии и антипатии, которые человек переживает в элементарном мире, различаются по качеству, а не так, что просто одно сильнее другого". 147(3)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 606880 не найден.
     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 609570 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru