BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

сова — сфинкс

163.В развитии человека были, кроме богов, деятельны его физ., эф., астр. тела и "я". Их действие вырабатывало типы обликов. Те, у кого на верхнюю часть тела особенно воздействовала физическая натура, принимали облик тельца, апокалиптического быка, но не современного вида, который теперь в упадке. У кого особенно деятельным было эфирное тело, образовывали львиный тип. Где преобладало астральное тело — образовывался тип орла. Чрезмерная астральность затем отпала и поднялась с земли как птичье бытие. Где преобладало "я", там происходило гармоничное соединение всех трех натур. Этот тип выражен в сфинксе с львиным туловищем и орлиными крыльями; он также содержит в себе нечто от тельца; в ранних вариантах он даже имеет хвост рептилии. Спереди возвышается голова человека.106 (8)
     "Если ты теперь обратишь свой взор на восток и тебе в духе явится действительность, то в свете высей ты увидишь моего Орла, который желает принести тебе мудрость Востока. Под ним же ты увидишь коршуна — моего врага, который так влияет на твое мышление, что мудрость для тебя может стать изнуряющей силой, пожирающей твои члены по мере того, как ты земным мышлением ищешь постижения мудрости.
     Если ты душевный взор обратишь на юг, то ты сможешь увидеть в свете высей моего Ангела, который должен нести твоим чувствам откровение красоты; но мой враг указывает тебе на сову, что находится ниже; она в откровения духовной красоты может подмешать силы, которые в твою душу, когда она во время сна странствует вне тела, могут насадить желание восстать против красоты и увести чувства прочь от откровений духа.
     Если ты душевный взор сможешь обратить на запад, то в свете высей ты увидишь моего Льва, того посланца, который твою душу способен наделить силой, происходящей из духа; она сделает тебя сильным. Однако под моим Львом ты увидишь черного ворона — моего врага, который в твоей душе насаждает желание духовную силу постоянно закрывать физической.
     Так не дано твоей душе, когда она проходит через послеатлантические инкарнации, незамутненно переживать то, что несут ей мудрые вестники правильных мировых духов".265, с. 178
     "Орел: в теле изнуряясь — дневное бодрствование.
     Сова: пронизывая ночь — —
     Ворон: культуру затемняя — ".
     265, с. 206

     Перейти на этот раздел

  

328. "Если мы поставим перед собой два образа, вернее, два двойных образа: Эдипа и сфинкса, Фауста и Мефистофеля, то типичным образом нам предстанет эволюция 4-й и 5-й послеатлантических эпох".158 (4)

     Перейти на этот раздел

  

578. Многочисленные духовные существа древности пребывают в духовном мире до сих пор. Так, еще и теперь там можно встретить египетского сфинкса, но впавшего в декаданс. Известно, что когда люди засыпают на солнцепеке, то порой переживают т.н. полуденную женщину, которая и есть сфинкс в нашем времени. Она, как и древний сфинкс, задает без конца вопросы.106 (11)

     Перейти на этот раздел

  

296. "Каким видел древний атлант днем своего ближнего? Он видел у него далеко отступающий назад лоб, далеко выступающие вперед зубы, он видел его сильно напоминающим животное. Но когда вечером человек засыпал и вспыхивало атлантическое ясновидение, то глазу открывался не только животноподобный облик, но из него вырастала эфирная человеческая голова, куда более прекрасной формы, чем сегодня. Она вырастала из физической головы. В ночном созерцании животноподобное становилось неотчетливым и из него вырастал прекрасный человеческий облик". Воспоминание об этом выражено пластически в сфинксе.105 (1)

     Перейти на этот раздел

  

297. Сфинкс выражает "...развитие высшего человеческого из предыдущих животных состояний. ...Города строились таким образом, что египтяне выражали в них святой порядок, предписанный им; отражение небесного строя пытался создать египтянин. Но индивидуально-человеческое там не было понято".100 (11)

     Перейти на этот раздел

  

298. "Еще не в полном сознании, но как бы подготовляясь к полному сознанию, народы Египта велись к почитанию того, что живет в силе выпрямления человека. Чтобы они научились это почитать, об этом заботились посвященные, так направившие египетскую культуру, что она выразила выпрямление человека в возвышающихся от Земли в космос пирамидах. Мы еще и теперь удивляемся, как через воздействия космических сил во всей форме и положении пирамиды эта сила выпрямления приводится к своему выражению. Должны были также возводиться обелиски, чтобы человек начал проникать в силы выпрямления. Удивительные иероглифы в пирамидах и на обелисках, которые должны были указывать на Христа, пробуждали сверхземные силы, действовавшие еще в Лемурийской эпохе. ...но египтяне не смогли... даже в смутной форме прийти к пониманию силы речи. Для этого они должны были сначала пройти своими душами через правильную школу ощущений, чтобы позже постичь тайну того, как Христос живет в человеческой способности речи. Это должно было быть воспринято со святой робостью в зрелых человеческих душах. Об этом удивительным образом заботились иерофанты, посвященные египетской культуры, когда они возвели загадочного Сфинкса — молчаливый, возвышающийся над всем известным тому времени, звучащий под влиянием космоса неколебимый облик... он вызывал тот священный трепет в душе, благодаря которому душа подготовлялась понимать речь, которая должна была зазвучать... по мере вхождения Импульса Христа в земное развитие".152 (7)

     Перейти на этот раздел

  

210. (1;29) "Если мы ищем инспирации вокруг себя, то они нам даны в животных формах. Многообразие животных форм действует на нас, на наши восприятия в инспирации. Вы можете из этого узнать, что когда вы видите чистые инспирации, без наполненности их физической телесностью, то они могут представлять собой нечто существенно более высокое, чем животное. ...Но также и пребывающие в чисто духовном мире инспирации могут выступать в животнообразных формах.
     Во времена древнего, атавистического ясновидения люди пытались инспирации, которыми они обладали, духовным образом представить в животных формах. Например, сфинкс имеет свою форму благодаря тому, что в нем должно быть выражено увиденное в инспирации. Итак, мы имеем дело со сверхчеловеческими существами, когда мы говорим о животных формах в чисто духовном мире. Во времена атавистического ясновидения, еще и в первые четыре христианские столетия, т. е. также и во времена Мистерии Голгофы, не существовало внешне безвкусной символики, но — действительное внутреннее знание о том, что высокие духовные существа, доступные инспирации, выражаются в животных формах.
     По этой причине, вообще говоря, Святой Дух обозначался в виде голубя теми, кто обращал внимание на инспирации. Как нам следует это сегодня понимать, когда о Святом Духе нам говорится как о голубе? Понимать это следует так: те, кто так говорил, были в старом, атавистическом смысле инспирированными людьми. Они взирали в сферы, в которых чисто духовно им являлся Святой Дух, являлся в инспирации. И как мог быть охарактеризован Христос наделенными атавистическими инспирациями современниками Мистерии Голгофы?
     Может быть, они видели Его внешне; тогда они видели Его как человека. Но чтобы видеть Его в духовном мире как человека, для этого они должны были овладеть интуицией. Однако таких людей, которые могли бы в мире интуиции видеть Его как Я, во времена Мистерии Голгофы не было. Но в атавистической инспирации они могли Его видеть. И тогда им было необходимо употребить животную форму, чтобы выразить Христа. "Смотри, вот Агнец Божий", — это для того времени было правильной речью, речью, в которой мы должны обретать себя, приходя к инспирации..." 214 (2)

     Перейти на этот раздел

  

502. "Чего не мог сказать Сфинкс, но к чему готовились египтяне, — это должно сказать человечество. В образовании слово-движения лежит импульс Христа. Человечество выразило это в словах: В начале было Слово
И Слово было у Бога...
И жизнь была Свет человеков".
     "Теперь человеческое развитие ушло так далеко вперед, можно что в иной форме сказать первые слова Ев. от Иоанна:
В начале пребывает мысль,
И мысль пребывает у Бога,
И Божественное есть мысль.
В ней есть жизнь.
И жизнь должна стать светом моего "я",
И да засияет Божественная мысль в моем "я",
Дабы тьма моего "я" постигла
Божественную мысль".
     К IV столетию до Р.Х., т.е. через 300 лет после начала греко-латинской культуры, человеческая мысль делается столь зрелой, что приводит к философии Платона. Через 300 лет после начала 5-й, европейской, культуры "человеческая мысль переживает свой высший подъем в Гегеле, когда он говорит: жизнь в ткании мыслей есть, по сути, действующий дух. — И что Гегель выразил столь непонятно, можно облечь в слова: Вначале пребывает мысль,
И бесконечное есть мысль,
И жизнь мысли есть свет Я.
Да наполнит светящаяся мысль
Тьму моего Я,
Чтобы тьма моего Я постигла
Живую мысль
И жила, и ткала в ее Божественном начале".
     "Путь, которым идет человечество, все более и более делает действительными слова: "Не я, но Христос во мне". И этим подготовляется путь, на котором в силы воспоминания постепенно войдет Импульс Христа. Сейчас же Его там нет... через силы воспоминания человек будет знать, как Христос действовал вне Земли до Мистерии Голгофы, как Он подготовил и прошел Мистерию Голгофы и каким образом Он как Импульс действовал даже в истории. ...В будущем для нас, поскольку мы должны будем живо постигать Христианство, будут иметь значение слова:
Вначале пребывает воспоминание,
И воспоминание живет далее,
И Божественное есть воспоминание.
И воспоминание есть жизнь,
И эта жизнь есть Я человека,
Которая стремится к человеку сама.
Он не один, Христос в нем.
Когда он вспоминает о божественной жизни,
В его воспоминании пребывает Христос.
И как лучащаяся жизнь воспоминаний
Христос будет светить
В каждую непосредственно присутствующую тьму".
     "Духовная наука должна не обрастать в нас простыми теориями, а изливать в нас нечто, делающее нас способными подступающее к нам в мире и то, чем мы являемся сами, воспринимать с другими ощущениями и чувствами. Жизнь наших чувств и ощущений должна обогащаться, когда мы в правильном смысле через Духовную науку проникаем в суть Импульса Христа и в Его господство в человеке и в духовном существе человека. Для нас было бы хорошо часто думать о следующем:
Вначале была сила воспоминания,
Сила воспоминания должна стать Божественной,
И Божественное должно стать силой воспоминания.
Все, что выступает в Я,
Должно стать таким,
Чтобы оно было возникающим
Из Христом пронизанного, Богом пронизанного воспоминания.
В нем должна быть жизнь,
И в нем должна быть лучащаяся жизнь,
Которая из воспоминающего себя мышления
Во тьму современности светит.
И тьма, какой она является сейчас,
Да постигнет свет становящегося Божественным воспоминания.
     Если мы воспримем смысл этих слов, то мы воспримем нечто, подобающее нам как людям ... мы научимся не только ощущать себя как плод прошедших воспоминаний, но с пониманием проникать в будущие воплощения".152 (7)

     Перейти на этот раздел

  

Нервы и кровь. (от Эдипа к Фаусту)

703. "Эдип должен быть победителем сфинкса. Каждый грек, серьезно принимавший свою народность, был в той или иной степени победителем сфинкса. Эдип должен был победить то, что жило в процессе ды­хания и крови. Человеку, жившему в этом, он должен был противопоставить живущего с объединенными эфирными силами человека нервов. Как ему это удается? — Благодаря тому, что в собственной природе он использует силы, родственные нервному процессу, т.е. мефистофельские силы, и использует их здоровым образом, так, что они не просто сопровождают его (подобно двойнику), но пребывают в нем и помогают противостоять природе сфинкса. Так видим мы, как могут быть плодотворны Люцифер и Ариман, если они стоят на правильном месте".
     Отцу Эдипа было предсказано, что ребенок принесет несчастье своему роду. Отец пожелал изба­виться от него и проколол ему ноги, "...поэтому он и получил имя Эдип, т.е. косолапый. Так встречаемся мы с силой Мефистофеля в драме об Эдипе.
     Если беднеют эфирные силы, то ... ноги не могут более развиваться, они должны ссохнуться, (полу­чить тенденцию стать копытами). У Эдипа это вызывается искусственно. ... Он может стать "личностью", он есть представитель человека, в котором крепнет "я". Поднимаясь к голове, это "я" становится силь­ным, в то время как ноги окостеневают" ... Человек 5-й культуры должен проделать нечто противополож­ное тому, что сделал Эдип: Эдип в борьбе со сфинксом воспринял в себя Аримана, современный человек должен воспринять в себя Люцифера. "Он должен то, что накоплено "я" в голове, опустить вниз, в оста­льную человеческую природу".
     Так Фауст, бросив философию, юриспруденцию и прочее, отдается люциферизированной жизни, не связанной с головой. "Фауст — это обратный Эдип". 158 (4)

     Перейти на этот раздел

  

750в. "Не все физическое в человеке определено к спасению. От него остается некий шлак... поэтому он находится под влиянием астральных элементарных существ". В немецкой мифологии таких существ называют альбами (Alben). Они являются в снах сидящими на груди, сдавливающими дыхание. (По-немецки кошмарный сон называется Alptraum; Traum означает сновидение. Отсюда происходит и название Альпы.) Мы имеем тут дело с драконом, которого необходимо победить. На более высоком астральном плане является Сфинкс.Д. 67/68, с. 41

     Перейти на этот раздел

  

Две воли и два чувства. Свет и тьма

1877. "В нашем человеческом бытии мы можем различать два рода воли: внутреннюю и внешнюю. И мы мо­жем сказать: внешняя воля является нам в ее действии, когда мы бодрствуем. Внутренняя воля является нам в ее действии, когда мы спим. ... Воля имеет дело с органической деятельностью... с процессами обмена веществ. ... И вот из этого моря воли человеческого существа ударяет волнообразно то, что от­крывается в чувствах. Мы ведь знаем, что чувство (см.схему) является очень смутной действительностью человеческого существа, что чувство для сознания обладает лишь той интенсивностью, что и сновидение. И тем не менее оно светлее воли. ... Человек просветляет себя в своих чувствах. И когда он просветля­ет себя, то два полюса воли восходят в интенсифицированное сознание; выявляются как внутренняя, так и внешняя воля, когда они могут пробиться в сознание.
     Подобным же образом мы различаем два рода чувств... одно выбивается из воли и родственно состоянию сна человека. Оно изживается в антипатиях, которые человек развивает в широком объеме... в то время как воля, ведущая человека во внешний мир, когда она ударяет в чувства, приво­дит нас в исполненное симпатии отношение с внешним миром". Чувства раскрываются в душевной деятельно­сти. "Мы можем с этой точки зрения изучить душевную жизнь и получим много показательного. Мы увидим, что бодрствование призывает нас к симпатии к окружающему миру. Антипатии приходят из бессознательных состояний. Они проникают из спящей воли. ... Благодаря антипатиям мы отдаляем себя от окружающего мира, делаем себя одинокими, замыкаемся в себе. Эгоизм, развиваемый человеком, имеет своей предпосыл­кой восходящие внутри антипатии. Чем эгоистичнее человек, тем больше элемента антипатии действует в нем. Он хочет замкнуться, он хочет по возможности чувствовать в себе".
     В обычной жизни мы не замечаем, как взаимодействуют симпатия и антипатия. Но в аномальных случаях, например, когда во сне нас мучают при стесненном дыхании кошмары, можно узнать, что "...душевно эти кошмары в существенном выражают антипатичное отклонение того, что хочет проникнуть в нас и не позволяет нам достаточным образом пережить нашу эгоистичность". Если антипатия сильно захватывает человека в бодрственном состоянии, то она пронизывает астр. тело; и тогда антипатия струится как самостоятельная аура. Человек тогда может испытывать антипатию даже к тем, кого он ранее любил. "Если человек переживает антипатию, необъяснимую внешними отношениями, то это происходит из переливающейся в душе через край антипатии, и означает анормальную выработку в душевной жизни одного полюса, вы­ступающего из сна.
     Итак, если антипатичное существо получает перевес, то человек становится мироненавистником. Эта ненависть к миру может очень сильно возрастать. Все воспитание, все социальное взаимодействие должно вести к тому, чтобы помешать возникновению подобных человеконенавистников". Из того же источника возникает и мания преследования — как результат сильного эгоизма. Кто за порогом сознания познает эту волю, тот узреет тайну того, что во внешней жизни ведет человека ко всему плохому. "Это глубокая тайна жизни, что уравновешивание нашей органической деятельности мы получаем благодаря тем силам, ко­торые, овладев человеком в сознательной жизни, способны сделать его преступником, злодеем.
     В мире не существует злого или доброго самого по себе. ... Если вы спросите о сущности сил, действующих компенсирующе на израсходованные жизненные силы, то вы должны на это ответить: это есть зло. У зла есть задача. И она такова. ... Нужно знать, что жизнь — это опасный процесс для человека и что в подосновах жизни присутствует необходимая для употребления сила зла. ...
     Но волны бьют далее, в представления. И когда внутреннее спящее воление просветляется в чувствах, ударяет в представления, то тогда оно становится хотя и светлее, но, в то же время, качественно спиритуальным, оно переабстрагируется. Антипатичные чувства еще обладают некоторой живой интенсивностью в человеческих переживаниях. Когда же они ударяют в представления, то тогда они живут во всем том, что в человеке является отрицательными суждениями, отклоняющими суждениями. Все, что в жизни мы отрицаем в суждениях, все, что логика называет отрицательными суждениями, является биением антипатичных чувств или спящей воли в жизнь суждений.
     А когда в представления ударяют симпатичные суждения, коренящиеся во внешней воле, в бодрственной воле, то мы получаем утвердительные суждения... воля, чувства и суждения или представления ударяют далее, вплоть до сферы органов чувств. И что же возникает, когда отрицательные суждения достигают органов чувств? — Тогда возникает нечто, не воспринимаемое: мы переживаем темноту, если речь идет о вос­приятии, идущем через зрение. Утвердительные суждения, напротив, дают переживания света. Естественно, в ином случае мы должны говорить о переживании немоты, о переживании тона или звука. Ко всем 12 чув­ствам относится то, что мы охарактеризовали через свет и тьму".


     Сфере органов чувств соо­тветствует божественная деятельность. Эту деятельность переживали во 2-ю послеатлантическую эпоху: Бога в свете, Бога в тьме; "... Бога в свете: Божест­венное в люциферической окраске; Бога в темноте: Божественное в ариманиче­ской окраске.
     Так пережива­ла персидская культура вне­шний мир. Солнце было пред­ставителем внешнего мира — Солнце как божественный источник света". В 3-ю послеатлантическую эпоху пережи­вали сферу между суждени­ями и чувствами. Божествен­ное переживали в столкнове­нии представлений с чувствами. "И если мы в состоянии прочесть образные и т.п. документы, сохранившиеся от египто-халдейских времен, то мы обнаружим, как все там образовано из симпатичного утверждения и антипатичного отрицания. Можно почувствовать в еги­петских надгробных и иных фигурах, что в них заложено нечто, художественно изображено это симпатичное "да", антипатичное "нет". Нельзя изобразить никакого сфинкса, не внеся в изображение симпатизирующую или антипатизирующую жизнь идей. ... Солнце переживали как божественный источник жизни".208(20)

     Перейти на этот раздел

  

Сфинкс, рыбы, змея, фартук, Альба Лонга, круг, линия, точка

     78
. "В сфинксе выражена великая концепция человечества: мы видим воплощенной в нем ту мысль, что человек в нижней своей части еще является животным и только эфирная голова имеет человеческий облик". 105(11)
     Женская голова сфинкса — это душа, львиное тело — тело, птичьи крылья — дух. Загадка сфинкса — это трехчленный человек. Человек является ее отгадкой. Сфинкс низвергает тех, кто не познал себя. Д.29, с. 26

     Перейти на этот раздел

  


     79
. "Что в Сфинксе выступает раздельно, внутренне соткано в человеческой природе".

     Перейти на этот раздел

  


     80
. У славянских народов имеется сказание о полуденной деве. Она является тем, кто в обед остается в поле, и задает им вопросы. Если человек отвечает ей до удара полуденного колокола, то она тогда говорит: "Хорошо, ты меня освободил". Сфинкс — это та же полуденная дева, но на значительно большей высоте. Ответом на его вопросы является: "Человек". Кто решал загадку Сфинкса "тот свергал его в пропасть, т.е. соединял с человеческой природой". 57 с. 403-404

     Перейти на этот раздел

  


     51
. "Я рассказал вам о тайне мумии и о тайне культа, поскольку и в культе — как вы видели — коре­нится целая Мистерия: в мумии — Мистерии затухающей перед Мистерией Голгофы древности, а в культе — Мистерии, которые, собственно, лишь в будущем раскроются во всем их значении".
     Древнеегипетский посвященный, "учащий жрец Мистерий, старался прежде всего объяснить ученику, как в человеческой голове заложены все тайны мира, заложены особым образом. Он говорил: посмотри на Зем­лю. Какой она является как место обитания человека — она, собственно, представляет собой зеркало, отражение всего космоса". В Земле мы находим все, что содержится в Космосе, только в Земле это сгуще­но. Вот вокруг Земли вращается Луна. Что в пространстве существует в этой сфере как воздушное, эфир­ное, в Земле этому соответствует определенный слой. Под этим слоем лежит слой, соответствующий следу­ющей планетной сфере и т.д. "И так мы получаем всю Землю как отражение Универсума; но только сущест­вующее вовне в эфирно-утонченной форме, в эфирной текучести, в Земле оказывается уплотненным. А когда мы приходим ко внешнему кругу, то он оказывается уплотненным в самом средоточии Земли, в одной точке. ...Если же нужно понять, как Универсум, космос, и его отражение в Земле взаимодействуют, то следует взглянуть на человеческую голову. ... В утробе матери голову формирует весь космос. ... Эта голова содержит бесконечные тайны, но она не открывает их никакому рассмотрению. ... Тайна человечес­кой головы состоит в том, что она бесконечно много делает, но все, что она делает, происходит не в самой голове, а во всем остальном организме".
     Так говорил — правда, другими словами, — египетский посвященный своему ученику. "Когда через человеческий глаз увиден цвет, когда через содержание этого цвета в человеческом мозгу происходят изменения, то, изменения в мозгу являются деяниями внешнего мира. ... Но кое-что мозг делает и сам. Когда мозг получает извне цветовое впечатление и во внутреннем благодаря этому со­вершается нервный процесс, то мозг этим кое-что делает в своем астр.теле и в своем я-существе. Но это не выявляется в мозгу. Это действие происходит в остальном организме. И если действие внешнего мира вызывает изменения в мозгу, то мозг, со своей стороны, действует, напр., на сердце или на какой-нибудь другой орган человеческого тела. Что делает человеческая голова — это вы можете рассмотреть только тогда — так говорил египетский посвященный ученикам, — когда точно познаете все то, что происходит в человеческом физ.теле". И у египтян был свой метод познать это.
     Ученики йоги в др.Индии, делая дыхательный процесс чувственным процессом, познавали человеческое физ.те­ло. "Когда мы вдыхаем, то дыхательный толчок идет через легкие в тело, через позвоночный канал в мозг. В мозгу он соединяется с другими процессами, совершающимися там, отталкивается назад, и именно эту отдачу наблюдал ученик йоги. ... Через свое особое искусство дыхания он наблюдал в действии дыха­ния, что мозг делает в его груди, в нижних частях тела и т.д. В отдаче через позвоночный канал и в распространении этой отдачи по всему телу наблюдал ученик йоги то, что через голову вызывалось в его организме". Египтяне всем этим уже не владели, у них были свои способы. Они подводили учеников к мумии, учили их мумифицировать человеческий организм и таким способом, через внешнее наблюдение, учи­ли их тому, что прежде познавалось внутренним образом. Им при этом помогали лунные существа, находив­шие приют в мумиях.
     Посвященный также говорил о постоянном умирании головы, о том, что каждую ночь остальной организм должен работать против умирания головы. Эти силы остального организма в новом рождении создают новую голову. "Поэтому так заботливо сохраняли мумии, чтобы через формы ор­ганов мумии описанные лунные духи могли рассказывать, каковы тайны этих органов, как они стоят в свя­зи с человеческой головой, как они несут в себе зародышевые силы, чтобы в следующей земной жизни самим стать головой. Такое обучение давали египетские посвященные своим ученикам возле мумий". Гран­диозный перелом произошел при переходе от древнеиндийской и древнеперсидской культур к древнеегипет­ской культуре. "Некая, я бы сказал, грандиозная острота содержалась в учении египетского посвященно­го, когда он говорил: а теперь погрузитесь целиком в то, что вы имеете перед собой в пластике мумии. В пластике мумии вы имеете перед собой то, что в жизни человека на Земле находилось в постоянном про­хождении: внутреннее человеческой головы. Это встает перед вами совсем неопределенно, но зато вы с осо­бой отчетливостью имеете перед собой то, что имеет форму в остальном организме. Ни жизненный процесс, ни процесс ощущения — ничего этого вы не можете изучить в мумии, но вы можете изучить то, чем являет­ся пластическая форма сердца, печени, почек, желудка с т.зр., прежде всего, того, что человеческое те­ло носило в своем внутреннем. А теперь представьте себе: когда вы во время жизни задерживаете дыха­ние в голове и снова излучаете его в организм, то в этом дыхании находится пластическая сила стать мумией.
     Отдача, идущая от головы в тело, хочет сформировать себя в мумию. И только потому, что тело этому противодействует и вызывает выдох, мумия отвергается. Что человек видит образующимся от головы в ос­тальном организме, когда дыхание толкается вперед, этот быстро образующийся как мумия облик, который опять-таки тотчас растворяется при выдохе (см.рис. белое), остается в некоем почти постоянно про­исходящем во время бодрствования сиянии эф.тела (красное). Когда рассматривают эф.тело, то возника­ет чувство: от головы оно постоянно хочет оформиться в мумию и вновь раствориться в некоего рода по­добии человеческому физическому организму (синее). Такова внутренняя подвижная пластика, тенде­нция человеческого эф.тела принимать облик мумии и возвращаться назад, так что оно снова делается по­добным человеческому физическому организму".
     Египетский посвященный указывал ученикам на прошлое. И в этом заключалось своеобразие египетской культуры, встающей перед нами в сфинксах, пирамидах, мумиях.
     Сфинкс указывает на образования, существовавшие в Атлантическую эпоху на Земле. В мумиях созвучала древнеиндийская культура, когда при небольшом усилии каждый человек "воспринимал, я бы сказал, мгновение возникновения эфирной мумии и ее растворение в человеческом физическом организме". Мумия давала египтянам возможность наблюдать то, что ускользало от наблюдения в течение жизни. "Нечто подобное совершается и в мумифицированных ритуалах различных лож. ... Но что бы случилось, если бы кто-то в ложе понял значение тех дей­ствий, что совершаются в ритуале?" В древности, в IV, V столетии до Р.Х., че­ловек видел, что при исполнении механических действий, напр. при строгании дерева, совершался мертвый процесс; в ритуальном же действии притягивались духовные существа из окружающего духовного мира и пронизывали все формы ритуальных действий. В современных ритуалах ничего этого не видят, в них столько же жизни, сколько ее было в египетской мумии. "Как в египетской мумии была мумифицирована форма человеческого тела, так традиционно были сохранены че­ловеческие действия, человеческие отправления. Но если в них сохранено нечто такое, что может быть снова пробуждено, то пробуждение может осуществиться только в том случае, если будет найден путь, на котором сила, исхо­дящая от Мистерии Голгофы, вновь будет внесена во все человеческие действия". 216 (6)

     Перейти на этот раздел

  


     97
. С отделением Солнца от Земли с ним ушли высокие духовные существа. Внешний астральный облик этих высоких существ, их противообраз имел на Земле вид животных форм: тельца, льва, орла — и, наконец, были духовные существа на Солнце, которые гармонически соединяли в себе эти природы в великий синтез, в Человеко-Духа.
     С другой стороны, приходящие с планет души, проходя на Земле посвящение, созерцали одно из этих высоких существ. Так возник сфинкс с телом льва, поклонение Апису, бык Митры. Возьмем посвященных в тайны Тельца. Они учили: человек низошел из духовных высей, он есть потомок божественно-духовных су­ществ. Поэтому происхождение человека они вели от Бога-Отца. Люди этого посвящения имели интерес к Земле. По-иному было у посвященных Орла. Птицы не сошли в земное целиком и отвердели в нем менее дру­гих животных форм. Соответствующие им духовные существа, когда земное оплотневало, отступили как бы вверх, тогда как другие опустились вниз. В середине стоят Дух-Лев и Человеко-Дух. Посвященные этих видов, созерцая своих духов, видели, что они ведут их ко Христу. Посвященный Тельца описывал по-свое­му путь в духовный мир. Но затем он говорил: истина же этого посвящения есть Христос. То же говорил посвященный Льва.
     Древняя традиция связывает автора Ев.от Матфея с Человеко-Духом. Его исходная точка — посвящение в Мистерию Человека, близкое к египетской мудрости. Лука ближе к Духу-Тельцу, он долго жил в египетских Мистериях. Также и Иисус из Назарета прошел через египетское посвящение (отсюда — бегство в Египет) в прошлой жизни. Марк близок посвящению Передней Азии, можно сказать, греческому посвящению, европейско-азиатско-языческому посвящению Духа-Льва. Иоанн посвящен Самим Христом, он стоит под знаком посвя­щения Орла. Он обращен в будущее. 112(8)

     Перейти на этот раздел

  


     1077
. "По сути дела, все упражнения, описанные в книге "Как достигнуть познания высших миров?", являются для Запада коррелятом того, чего с тоскою хочет Восток: процесса познания, входящего в один темп с процессом дыхания. ... достигни мы этого, Мироздание смогло бы открыть нам многие свои тайны. Оно нам их, правда, и так открывает, но, к сожалению, не нашему познанию... а темным чувствам, которые к тому же еще подвержены многочисленным заблуждениям. ... С нашим мышлением в обычной внешней нормаль­ной жизни мы не можем встать в великий мировой ритм; оно слишком мало, это мышление (коротка его амп­литуда колебания). Нечто же другое слишком велико для этого — это наша воля. Она качается слишком силь­но. Слишком велика ее амплитуда. Так стоим мы между мыслью и волей. ... Поэтому мышление постоянно мо­жет развивать только такие представления, которые могут быть исправлены чем-то другим. Через различные точки зрения, которые мы принимаем, мы можем постепенно приблизиться к прозрению. ... Воля только в связи с другой волей может прийти к чему-либо: воля в одном воплощении вместе с волей в другом воплоще­нии и т.д.". 176(10)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru