BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

БОЛЕЗНИ — загноение

557. Физическая организация человека духовно подготовляется в духовной жизни до рождения, а затем, как духов­ная организация, она нисходит вниз прежде чем туда сойдет Я человека. "Эта духовная организация в существенном продолжает действовать в течение всей физической земной жизни, только не выражается каким-либо внешне видимым образом. Внешне видимое отторгается при рождении, ибо это те оболочки, в которые в эмбриональном состоянии был облечен человеческий зародыш: хорион и водная оболочка зароды­ша, зародышевая пленка... Т.обр., мы содержим в себе невидимого человека, который находится в силах нашего роста, а также в тех сокрытых силах, благодаря которым осуществляется питание, которые содер­жатся во всем том, куда не простирается сознательная деятельность человека. Но также и в эту бессоз­нательную деятельность, вплоть до деятельности сил роста, вплоть до повседневного восстановления сил благодаря питанию, проникает это действие. Оно, по сути, является последействием доземного бытия, ко­торое в земном бытии становится силовым телом, действующим в нас, но не доходящим до осознаваемого откровения. ... Зто можно изобразить схематически.
     Также и невидимый человек имеет Я (желтое), астральную органи­зацию (красное), эфирную организацию (синее), т.е. силовую стро­ящую организацию, и физическую организацию (белое). Естественно, физическая организация коренится у рожденного человека в другой физической организации. ... Эта физическая организация у невиди­мого человека захватывает только процессы питания и роста, все то, что мы обычно называем нижним человеком обмена веществ и ко­нечностей. Все течения, все действия сил у этого невидимого чело­века идут так, что они исходят из я-организации и входят в астральную, эфирную и в физическую организации, а затем распространяются в физической организации (см. стрелку). У человеческого зародыша то, что здесь называется физической организацией, содер­жится в оболочках эмбриона, в хорионе, в зародышевом мешке и пленке. У рожденного человека все названное здесь физичес­кой организацией, содержится в тех процессах, которые во всем че­ловеке совершаются как процессы питания и восстановления. Т.обр., вовне одна физическая организация не отделена от другой физической организации, но соединена с нею (см. правый рисунок).
     В человеке есть также поток, идущий из Я непосредственно в физическую организацию (минуя эфир­ное и астральное). "Для организма это разрушительно. Ибо дух тогда входит прямо в физическую мате­рию. И повсюду, где дух входит непосредственно в физическую материю, происходит разрушительный про­цесс, так что вдоль нервных путей (желтое), исходящих от органов чувств, имеет место тонкий процесс умирания, распространяющийся по человеческому организму.
     Течение, которое в невидимом человеке идет в астр.,эф. и физ. телах, мы можем его проследить, исследуя пути крови, доходящие до органов чувств (см. далее рис.1, красное). И тогда, исследуя чело­века, каким он стоит перед нами, мы можем сказать: в крови движется Я, но так, что сначала его силы проодушевляются астральной организацией, эфирной и физической организацией. Я течет — взяв с собой астральную и эфирную организацию — через физическую организацию в крови снизу вверх. Т.обр., весь невидимый человек струится в процессе крови как строящий, как вызывающий рост процесс, заново порождающий человека путем переработки средств питания. Этот поток струится в человеке снизу вверх, изливается в органы чувств, т.е. достигает кожи и идет навстречу тому потоку, в котором Я захватывает непосредственно физическую организацию. Но в действительности дело об­стоит, конечно, еще сложнее. Необходимо еще принять во внимание процесс дыхания.
     В процессе дыхания Я течет до астр.тела, а затем с помощью воздуха — прямо в легкие. Так что в основе процесса дыхания также лежит нечто от сверхчувственного человека, но иначе чем в случае нервно-чувственного процесса, где Я захватывает физическую организацию непосредственно. Здесь Я еще пропитывается астральными силами, захватывает кислород и только тогда, не как чистая я-организация, но как я-астральная организация, овладевает организмом с помощью процесса дыхания (рис.1, третья стрелка). Итак, можно сказать: процесс дыхания — это ослабленный процесс разрушения, ослаб­ленный процесс смерти. (Сам процесс смерти —нервно-чувственный процесс). ... Ему противостоит тот процесс, где Я усиливает себя тем, что его течение достигает эф.тела и только там воспринимается (четвертая стрелка). Этот процесс во многом про­текает в сверхчувственном, поэтому обычная физиоло­гия не может его исследо­вать. Внешне воспринимаемо он действует в пульсе. Этот процесс не так силен, как дру­гой, идущий через обмен веществ, но это как бы ос­лабленный процесс восста­новления. И он встречает­ся с процессом дыхания".

     Чтобы лучше постичь сказанное, привлечем на помощь антропософское знание о человеке. Известно, что в глазу "...притекающая, кровь разветвляется (рис.2, красное) и охватывает нервный процесс (желтое), идущий в другом оправлении. Процесс крови всегда идет к периферии, он центробежный в человеке. Нерв­ный, разрушительный процесс всегда центростремительный, идет к внутреннему человека. И все процессы, совершающиеся в человеке, суть метаморфозы этих двух процес­сов". Нарушения между процессами пульса и дыхания нарушают соотношение между верхним и нижним чело­веком. Тогда преобладает процесс разрушения: в организме скапливается нечто чуждое, родственное внешней физической природе, что не может быть правильно переработано. — Образование опухолей вызывается неправильной деятельностью Я в эф.теле и т.д.
     "Человек может родиться т.обр., что его физ.тело окажется захваченным невидимым человеком, а описанный здесь невидимый человек откажется необходимым образом вступить в процесс крови. Тогда дух человека не сможет подступить к процессу крови, и следствием этого явится то, что такой человек уже с детства окажется бледным, худым или, благодаря преобладающим силам роста, быстро пойдет в рост. В таком случае душевно-духовное не может правильно вступить в организм". И тогда становится необходимым ослабить чрезмерную деятельность эф.тела, дать телу тяжесть, "...чтобы кровь, например путем восприятия определенного содержания железа, получила необходимую тяжесть, а эф.тело менее действовало бы вверх". Представим себе, что в нас попало постороннее тело (заноза, осколок; рис.3, желтое). Отношение нашего тела к нему может быть двояким.
     "Вокруг него совершается строящая деятельность текущей крови (красное). Она собирается вокруг посто­роннего предмета, но со своего места вытесняется. Это ведет к тому, что тотчас же начинает преобладать деятельность нервов. Вокруг предмета начинает выделяться эксудат (синее). Посторонний предмет замыкается в оболочку". Далее, на место постороннего предмета не может вступить эф. тело, и образуется пузырь, наполненный лишь эфирным (красн. штрихи), которое не организовано физически. Благодаря этому астр.тело внутри пузыря, оболочки, делается столь сильным, что без помощи физ.тела может действовать в частице эф. тела.
     В таком случае лежащее выше физ.тела делается столь сильным, что может действовать в небольшой части человеческого организма без физического. Замкнутое в оболочку образование делается родственным разрушительным силам, которые выделяются, локализуются в части тела, и туда вчленяется целящее эф.тело, которое должно быть поддержано правильным обращением с астр. телом и Я.
     Но может развиться и иной процесс, когда в наше тело вонзается заноза (рис.4, желтое). "Вокруг нее усиливается нервная деятельность и начинает преобладать над деятельностью крови. Тогда возбуждается нервная деятельность, где Я, усиленное астр.телом, действует внутри и возбуждает нервно-чувственную деятельность, которая проходит через все тело, и деятельность крови не может образовать эксудат; тогда образуется гной (белое). А поскольку нервы толкают вперед (стрелки), то гной, толкаемый разрушающей деятельностью, идущей по нервным путям, выгоняется из тела, а с ним и заноза, а затем все зарубцовывается. Если же заноза сидит слишком глубоко и не может быть вытолкну­та, то она тогда облекается оболочкой".221 (6)

     Перейти на этот раздел

  

632. "Ощущение неправильного соединения астр. тела с эфирным порождает депрессии, с физ. телом— усталоеть и апатию". "Летом астр. тело сильно привлекается внешним миром. Его внутренняя способность к действию отступает назад. Силы физ. и эф. тел становятся преобладающими. В общем ощущении жизни это выражается в виде сильной усталости".
     "Если пациент впадает в духовную беспомощность, то это происходит оттого, что астр. тело бессильно использовать физ. и эф.тела. Со всем этим связан, однако, хороший сон, ибо астр. тело имеет незна­чительную связь с эф. и физ. телами. Но по той же самой причине пробуждение бывает трудным. Астр. тело не хочет входить в физическое. Лишь когда физ. и эф. тела утомлены к вечеру, наступает их нор­мальная связь с астральным. Вследствие этого пациент лишь вечером достаточно бодр. Все состояние указывает на то, что мы должны прежде всего усилить деятельность астр. тела. Этого мы всегда дости­гаем, давая внутрь мышьяк в форме натуральной воды. Через некоторое время мы замечаем, как человек, о котором идет речь, получает большую власть над своим астр. телом, взаимоотношение между астр. и эф. те­лами становится сильнее. Депрессия, апатия и усталость прекращаются. Физ.телу, которое вследствие длительного ослабления связи с астр.телом утратило обычную подвижность, мы должны прийти на помощь лечением фосфором в слабой дозе. Фосфор подкрепляет организацию Я так, что она может преодолеть противодействие физ.тела. Розмариновые ванны откроют исход отложившимся продуктам обмена веществ. Лечебная эвритмия вновь восстановит гармонию отдельных членов (нервно-чувственной системы, ритмиче­ской системы, моторной системы и системы обмена веществ) человеческого организма, которая была на­рушена вследствие бездеятельности астр.тела. Если мы дадим пациенту еще бузинного чая, то вялый об­мен веществ, постепенно установившийся благодаря бездеятельности астр.тела, станет снова нормаль­ным. Мы могли констатировать у такого пациента полное выздоровление".
     Исследование духовного состояния пациента выявило сверхчувствительность, размягченность астр.тела. Как следствие этого проявляется легкая уязвимость физ.и эф.тел от катарального и воспалитель­ного состояний. Пациент уже ребенком имел слабенькое, необеспечиваемое астр.телом физ.тело. Отсюда — корь, скарлатина, ветряная оспа, коклюш, часто ангина".
     "Следствием недостаточно функционирующего в системе обмена веществ астр.тела является склон­ность к запорам" Судороги наступают всегда, когда атрофируется эф.тело и астральное получает непо­средственное влияние на физ.тело без посредничества эф.тела".
     "Если астр.тело функционирует недостаточно, то в физ.теле возникают процессы, которые являются чужими в человеческом организме. Результатом таких процессов является образование гноя. Оно пред­ставляет собой некоторым образом внечеловеческий процесс в человеке. Вследствие этого в выделениях мочи оказывается чистый гной. Это образование гноя имеет душевный параллельный процесс. Астр.тело столь же мало перерабатывает душевно-жизненный опыт, как физическое — вещества. Если образуются та­кие внечеловеческие вещества, как гной, то выступает также и такое душевное содержание внечеловече-ского характера, как интерес к анормальным жизненным взаимосвязям, предчувствиям, приметам и т.д.".27 (19)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru