Главная / Предметный указатель / /
СЕКСУАЛЬНОСТЬ — облагораживание ее |
1380. "Ощущение прекрасного, эстетическое противостояние миру является тем, что эротику ослабляет до надлежащей меры. Нужно переживать мир как прекрасный, стоять в нем как свободное существо также и своим телом, не испытывая от этого тела притеснения, в чем, собственно, и состоит эротика".302 (5) Перейти на этот раздел
1580."С половой зрелостью человек пробуждается не только к любви между полами, но также и вообще к тому, что является свободной социальной самоотдачей себя другой душе. ... эта самоотдача должна развиться через чувство авторитета. Это состояние куколки для всякой социальной любви в жизни, когда мы проходим через чувство авторитета. Лишенные любви, антисоциальные люди возникают в том случае, если в возрасте от 7 до 14 лет в их воспитании отсутствовало чувство авторитета". 192(9) Перейти на этот раздел
1582."Ребенок чувствует себя внутренне порабощенным, если он уже пробудился к половой зрелости, а имеет только воспоминания о готовых морально-интеллектуальных суждениях. Вероятно, он не скажет себе, что он внутренне порабощен, но всю дальнейшую жизнь ему будет не хватать того колоссально важного для жизни опыта, который в сумеречности чувств говорит: моральное во мне пробудилось в самой жизни, моральное суждение я развил в себе сам, оно мое". Но тогда встает вопрос: как это воспитать в ребенке? Тогда важно, что живет в самом учителе, понимает ли он, как дух погружается в материю. 305(4) Перейти на этот раздел
1619."Если все больше и больше переводить мысли с душевных качеств, какими они развиваются в детстве, на растения, то явится возможность все подразделить соответствующим образом. Поэтому можно сказать: Младенчески-душевные радости: грибы, губки Первые детские душевные радости, душевные страдания и аффекты: водоросли, мхи Переживания при возникновении самопознания: папоротники. Переживания в дошкольном возрасте, до 4-5 лет: голосеменные, хвойные. Первые школьные переживания, с 7 до II лет: растения с дугонервным жилкованием, однодольные. Переживания одиннадцатилетних: растения с простым околоцветником. простые двудольные. Школьные переживания от 12 до 15 лет: растения с сетчатыми нервами, двудольные с зеленой чашечкой и цветными лепестками..." Четырнадцатилетним можно сказать: вот твоя перспектива, ты можешь стать столь душевно богатым, что тебя можно будет сравнить с розой, у которой цветные лепестки и зеленая чашечка. Радость должно нести будущее. Оплодотворение растений можно, далее, сравнить с 16-17-летними свойствами (появляется астральное), но и тогда говорить следует о росте, ибо процесс оплодотворения детям не понятен. Это дает колоссально много: представить ребенку весь растительный мир как образ развивающейся детской души. 295(11) Перейти на этот раздел
Половое воспитание
1609.Умные люди современности говорят: "мы не хотим больше врать нашим детям насчет того, что их принес аист. Им следует все объяснить. — Но это объяснение как раз и было бы ложью. Наши потомки вновь узнают, что детская душа действительно как птицеподобное духовное образование спускается вниз из высших миров... и нет для этого лучшей имагинации, чем история с аистом". 130(15) Перейти на этот раздел
1610."До определенного времени в отношении вещей, которые совершаются без его сознания, ребенок должен оставаться наивным". 300-в с.129 Перейти на этот раздел
1612.Часто встречаешь вопрос: когда следует давать детям разъяснения на сексуальную тему? Здесь много можно сказать за и против. "В основном здесь имеется три вопроса. Следует рассмотреть: кто должен давать эти разъяснения? — Кто со всей серьезностью, со всей ответственностью воспитателя вдумается в это, тот скоро заметит, что исключительно трудно взять на себя эту задачу. Я уверен, вы совсем неохотно согласились бы 12-14-летним мальчишкам и девчонкам давать эти разъяснения. Второе заключается в следующем: как следует давать эти разъяснения? Это тоже нелегко, как здесь приступить к делу. И в-третьих: где следует это давать? Где это поместить? В естественнонаучном курсе и т. п.? Если бы преподавание велось на основе правильных педагогически-дидактических принципов, то дело решилось бы само собой. Если бы вы могли поступать так, что процесс роста могли бы объяснить детям в связи со светом, воздухом, водой, землей, то ребенок воспринял бы такие понятия и вы постепенно смогли бы перейти к процессу оплодотворения у растений, затем у животных и у людей. (В предыдущих лекциях этого цикла д-ром Р.Штайнером дан большой материал для педагогов о методике преподавания ботаники и т. д. — Сост.) Но вы должны рассматривать деле широко: дать растениям возникнуть в свете, воде, земле, — короче, подготовить те представления, которые вообще предрасположили бы детей к пониманию комплексных процессов роста и оплодотворения. Что же касается большой болтовни о сексуальных разъяснениях, то это доказывает, что методы воспитания сегодня находятся не в порядке, иначе уже давно нашли бы умные элементы из таких целомудренных, чистых представлений, как разъяснение процессов роста в связи со светом, воздухом, водой и т. д.". 295(13) Перейти на этот раздел
|