BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

СВОБОДА — и воля

365. "У человека не было собственной воли. Совершаемое им было проявлением Божественной воли.
     Постепенно он дошел до собственной воли, и это время отстоит приблизительно на пять веков от настоящего времени. Но последний этап гораздо сильнее отличается от всех предыдущих и от того, чем они отличются между собой".26 (к 106-108)

     Перейти на этот раздел

  

514. "Свободная воля, с одной стороны, возможность выбора между добром и злом, между прекрасным и отвратительным, истинным и ложным, свободная воля с одной стороны, а с другой — такое постижение Божественного, что оно проникает в нашу душу и мы осознаем себя внутренне исполненными, свободно исполненными Божественным, — вот две цели человеческого душевного развития на Земле.
     Это человеческое душевное развитие восприняло для достижения этих двух целей два религиозных дара. Один из них предназначен для того, чтобы в человеческую душу вложить силы, способные привести к свободе, к различению между истиной и ложью, прекрасным и отвратительным, добром и злом. С другой стороны, в ходе земного развития человеку был дан второй религиозный дар, дабы заложить в душу то семя, благодаря которому душа могла бы почувствовать в себе Божественное, почувствовать себя соединенной с ним.
     Первым даром является то, что в начале Ветхого Завета стоит как грандиозный образ грехопадения, искушения. Второй религиозный дар выступает перед нами во всем том, что объемлет собой понятие Мистерии Голгофы. ...В некоторой степени в этих двух религиозных дарах заключено все наиважнейшее в земной эволюции".155 (6)

     Перейти на этот раздел

  

523. «Познание возвышать до постижения духовного, чтобы оно стало силой для всей жизни, -- это есть долг, понятый в высшем смысле».34, с. 89

     Перейти на этот раздел

  

528. Говорить о свободе воли бессмысленно, ибо она находится в бессознательном. «Свободные мысли должны импульсировать волю, тогда человек становится свободным. Но и со своими мыслями человек живет в минеральном мире. Во всем остальном, с чем он живет в растительном, в животном, в чисто человеческом мире, он подлежит судьбе».
     Человек нисходит из царств высших Иерархий в царство, несколько свободное от высших Иерархий, чтобы самому стать свободным. Но этому минеральному царству человек подобен только в своем трупе, который он оставляет, пройдя врата смерти.
     «Как труп больше не является человеком, так минеральное царство больше не является Богом. Что же тогда оно? Божество пребывает в растительном, в животном, в человеческом царстве. Здесь мы Его находим в трех Его Иерархиях. ...Минеральное царство -- это труп Божества». И поскольку минеральное царство отделено от богов, человек может пребывать в нем как в царстве свободы.235 (3)

     Перейти на этот раздел

  

35. Каин и Авель представляют собой различные ступени развития. Авель — ту, когда человечество еще стояло близко к Богу; Каин — когда оно могло поступать из свободной воли, но из нее же и творить зло.108 (4)

     Перейти на этот раздел

  

Михаэль между Люцифером и Ариманом

581. "С тем характером, который Люцифер придал своему существу, он не может соединить ничего вычислимого. Его идеал — космическая безусловная интеллигенция (как субстанция. — Сост.) и действие воли.
     Эта Люциферическая тенденция соразмерна мировому порядку в областях, где должно царить свободное вершение. И там Люцифер — правомерный духовный помощник раскрытия человечества. Без его помощи в духовно-душевное человека, строящееся на основе телесно-вычислимого, не могла бы вселиться свобода. Но Люцифер хотел бы распространить эту тенденцию на весь Космос. И тогда его деятельность становится борьбой против божественно-духовного порядка, к которому изначально принадлежит человек.
     Тогда вступает Михаэль. Своим существом он стоит в невычислимом; но он создает равновесие между невычислимым и вычислимым; последнее он несет в себе как мировую мысль, полученную им от его богов.
     В ином положении находятся в мире ариманические власти. Они — полная противоположность божественно-духовных существ, с которыми изначально связан человек. В настоящее время эти последние — чисто духовные власти, несущие в себе совершенно свободную интеллигенцию и совершенно свободную волю, но они в этой интеллигенции и в этой воле создают, как мировую мысль, мудрое уразумение необходимости вычислимого, несвободного, из лона которого человек должен раскрыть себя как свободное существо. И со всем вычислимым, с мировой мыслью они в космосе связаны в любви. Эта любовь струится от них через Вселенную.
     В полной противоположности к этому живет в жадном вожделении ариманических властей холодная ненависть ко всему раскрывающемуся в свободе. Стремление Аримана направлено на то, чтобы создавать космическую машину из того, что он с Земли излучает в мировое пространство. Его идеал — единственно и исключительно — мера, число и вес.
     Он был призван служить в космосе развитию людей потому, что должна была раскрыться его область меры, числа и веса. Лишь тот действительно постигает мир, кто всюду постигает его духовно-телесное. Это должно быть принято во внимание вплоть до самой природы, в отношении таких властей, как действующие в любви божественно-духовные и в ненависти — ариманические власти. В природном мировом тепле, начинающемся весной и возрастающем к лету, нужно воспринимать природную любовь божественно-духовных существ; в веющем морозе зимы нужно осознавать действие Аримана.
     В расцвете лета в тепло, в природную любовь вмешивается сила Люцифера. На Рождество против морозной ненависти Аримана обращается сила божественно-духовных существ, с которыми изначально связан человек. И к весне природная божественная любовь постоянно смягчает природную ненависть Аримана.
     Появление этой ежегодно выявляющейся божественной любви есть время воспоминания о том, как со Христом свободный божественный элемент вступил в вычислимый элемент Земли. — В полной свободе действует Христос в вычислимом; этим Он обезвреживает имеющее вожделение только к вычислимому, а именно — ариманическое.
     Событие Голгофы есть свободный космический акт любви внутри истории Земли; Голгофа постижима также лишь любовью, которую человек несет навстречу пониманию".26 (140-143)

     Перейти на этот раздел

  

674. Желудок постоянно выделяет подобную кислороду субстанцию. Это хлор. Он обладает отбеливаю­щим свойством и содержит в себе свет. Хлор очень алчный, мгновенно притягивает к себе водород, об­разуя соляную кислоту. В нас постоянно должна присутствовать соляная кислота, чтобы мы могли стро­ить свои конечности. В крови она вся пропитывается частичками железа; тогда человек может свободно развивать сильную волю. Слабая связь хлора с железом может вызвать малокровие; тогда не хватает сил, чтобы железо подвинуть к хлору. Космически это означает отсутствие созвучия во влиянии на человека Марса и Меркурия, ибо хлор связан с Меркурием.
     "Итак, влияние Марса, комет порождает в человеке свободную волю. И это должно правильно взаимодействовать с Меркурием, который порождает в нашем желудке правильный состав соляной кислоты. Как голове нужна сода, так желудку — соляная кислота . Это выглядит очень прекрасно, ибо сода передает голове, а также эмбриону, который в основном есть голова, свет. Когда человек созревает, тогда то, что связано с желудком, берет на себя соляная кислота. А когда она соединяется с натрием, присутст­вующим повсюду, то возникает наша обыкновенная поваренная соль. ... Как сода, так и поваренная соль являются носителями света". Мы солим пищу потому, что сами вырабатываем недостаточно соли. Так под­держиваем мы нашу правильную связь с природой. Между Марсом и Меркурием находится Солнце. Оно регу­лирует их гармоничное влияние на человека. Поэтому на правильное сочетание в организме железа с хлором можно повлиять приемом золота (правильно приготовленного, естественно).351 (6)

     Перейти на этот раздел

  

1108. "Когда деятельно сплетаются прошлое и будущее, определяется судьба человека. И в этом плетении судьбы взаимодействуют силы Луны и силы Солнца, существа Луны и существа Солнца.
     Лишь тогда будут достигнуты истинные основания для рассмотрения человеческой кармы, человеческой судь­бы, когда таким вот образом поставят человека в целое Вселенной. ... Все, что приходит к нам от Луны, но­сит характер неизменяемой необходимости. Все приходящее от Солнца, что указывает на будущее, носит в се­бе нечто такое, в чем наша воля может постичь нашу свободу".
     "И вот, когда мы подходим к людям, которые не живут в нашей воле, за которыми нам не хочется следо­вать, которым не хочется подражать или противостоять в воле, о которых мы просто судим, то с такими людь­ми мы мало связаны кармически, мало имели общего в прошлых земных жизнях. Люди, входящие в нашу волю, так что они следуют за нами, их облик так отпечатлевается в нас, что мы их как бы видим во снах наяву; такие люди имели с нами много общего в прошлых земных жизнях. Это люди, с которыми мы, так сказать, карми­чески связаны через врата Луны. В настоящей же жизни мы во все большей мере связываемся не с необходимо­стью лунного бытия, а с солнечным бытием".235 (1)

     Перейти на этот раздел

  

II. ИСТОРИЯ

1. Сущность и характерные особенности исторического процесса

71. "Собственно земная история существует уже давно, со времени раскрытия души рассудочной, или души характера. Человек мыслит ещe в духе того прошлого, что было. Лишь там, где развиваются первые зачатки души сознательной, он начинает взирать на собственно историю.
     И в том, что отъединившись как человечески-духовное от Божественно-духовного, становится историей, человеком может быть пережита свободная интеллигенция и свободная воля". 26(140-143)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 300970 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

РЕЛИГИЯ. НАУКА. ИСКУССТВО



Единственный и Вселенная

Кредо

     1. "Мир идей есть первоисточник и принцип всякого бытия. В нем бесконечная гармония и блаженный покой. Всякое бытие, не осиянное его светом, было бы мертвым, призрачным, не участвующим в жизни мирового целого. Лишь то, что свое бытие производит из идеи, означает нечто на древе творения Вселенной.
     Идея есть ясный в себе, в себе самом и собою самим удовлетворенный дух.
     Все единичное должно иметь в себе дух, иначе оно отпадет, как засохший лист с дерева, и существование его было бы тщетным.
     Но человек чувствует и познает себя как отдельное существо, когда про-буждается к полноте своего сознания. При этом в него закладывается стремление к идее. Это стремление побуждает его преодолеть свою обособленность, оживить в себе дух, стать причастным духу. Все самостное, что делает его этим опреде-ленным, отдельным существом, он должен упразднить в себе, отказаться от этого, ибо это и есть то, что затемняет свет духа. Лишь того, что проистекает из чувственности, влечения, вожделения, страсти, желает этот эгоистический инди-видуум. Следовательно, человек должен умертвить в себе эту самостную волю, он должен вместо того, чего он хочет как отдельный человек, хотеть того, что дух, идея волит в нем. Дай умереть обособленности и следуй голосу идеи в тебе, ибо лишь она есть Божественное!
     Что волят как единичное существо, то для мирового целого — не имеющая ценности пылинка, исчезающая в потоке времен; что волят в духе — находится в центре, ибо тогда в нас оживает центральный свет Вселенной; и такое деяние не побеждается временем.
     Действуя как единичный человек, вырывают себя из замкнутой цепи мирового свершения, отделяют себя от него. Действуя в духе, вживаются во всеобщее мировое свершение. Умерщвление всякой самостности есть основа для высшей жизни. Ибо тот, кто умерщвляет самостность, живет в вечном бытии. Мы бес-смертны в той мере, в какой мере мы даем умереть в себе своей самостности. Ибо смертным в нас является самостность. Таков истинный смысл изречения: "Кто не умрет прежде, чем он умрет, тот погибнет, когда умрет". Это значит, что не преодолевающий в себе самостность в течение своей жизни не принимает участия во всеобщей жизни, которая бессмертна; что он вообще никогда не существовал, что у него никогда не было истинного бытия.
     Есть четыре сферы человеческой деятельности, в которых человек полностью отдает себя духу, умерщвляя свою обособленную жизнь: познание, искусство, религия и полная любви отдача себя другой личности в духе. Кто не живет по меньшей мере в одной из этих четырех сфер, не живет вовсе. Познание есть отдача себя Вселенной в мысли, искусство — в созерцании, религия — в чувстве; любовь в сочетании со всеми духовными силами есть отдача себя тому, что представляется нам заслуживающим уважения существом в мировом целом. Познание — наиболее духовная, любовь — наиболее прекрасная форма бессамостной самоотдачи. Ибо любовь есть поистине небесный свет в жизни повседневности. Благочестивая, истинно духовная любовь облагораживает наше существо вплоть до его внутреннейших нитей, она возвышает все, что живет в нас. Эта чистая, благочестивая любовь преобразует всю душевную жизнь так, что она становится родственной Мировому Духу. Любить в этом высшем смысле — означает вносить дыхание божественной жизни туда, где большей частью имеют место отвратительный эгоизм и безудержная страсть. Только тогда можно говорить о благочестивой жизни, когда знают нечто о святости любви.
     Если человек из своей обособленности вжился в божественную жизнь идеи через одну из этих четырех сфер, то, значит, он достиг того, к чему его направляет зародыш стремления, заключенный в его груди: соединения с духом; а это и есть его истинное предназначение. Тот же, кто живет в духе, живет свободно. Ибо он избавился от всего подчиняющего. Он не знает никакого принуждения кроме того, которое он принимает на себя добровольно, ибо признал его за высочайшее.
     "Дай истине стать жизнью; потеряй самого себя, чтобы снова обрести себя в Мировом Духе" 40, с. 271

     Перейти на этот раздел

  


     168
. "Свободная воля выводится на правильный путь благодаря тому, что человек углубляется в естественнонаучный метод ... с его строгостью и точностью; он, с другой стороны, есть удивительное педагогическое средство для развития свободной воли". Претензии некоторых ученых следует отклонять, но не достижения естествознания. 254 (12)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 403200 не найден.
     Перейти на этот раздел

  


     694
. "Искусство в эпоху Шиллера стремилось вырваться из интеллектуализма. В нем нашел Шиллер человеческую свободу. А что интеллектуализм дает мышлению — не свободно, подлежит логическому принуждению. Здесь Шиллер считал свободу невозможной, и менее того — в действительности, в обычной жизни. Этого мы можем впервые достичь через введение антропософской Духовной науки, которая считает свободу возможной как в мышлении, так и в области воли. Шиллер и Гете признавали ее только в области чувств". 210(14)

     Перейти на этот раздел

  


     768
. Исключительный по зна­чению аспект науки посвящения, раскрытый Р.Штайнером в вышеприведенном отрывке, приобре­тает характер законченной па­норамы восхождения через ин­дивидуальное от чувственного к сверхчувственному, если его дополнить теми результатами, к которым Р.Штайнер приходит в IХ-й главе своей "Философии свободы". Данное там можно резюмировать в виде схемы, раскрыв при этом тот конкрет­ный духовнонаучный смысл, что стоит за философским языком изложенного в книге. Тогда со всей очевидностью обнару­живается, что восходящий из оболочек человека первонача­льный импульс к свободе воли проходит последовательно че­рез три души, осуществляя се­бя, наконец, в сфере Самодуха. На каждом уровне душевного возникают как идущее из ха­рактера побуждение к дейст­вию, к волению, так и поня­тийный по своей природе мотив, хотя облик того и друго­го в каждом душевном пласте меняется. Представленное на схеме показывает путь разви­тия души, идущий навстречу сверхчувственному познанию; сказанное в предыдущей выдер­жке показывает как оно осу­ществляется. При этом следу­ет еще отметить, что достига­емые человеком в сфере чис­тых понятий моральные интуи­ции — это не интуитивное по­знание в полном смысле этого слова. Но все это читатель может легко додумать сам, имея в руках необходимые для этого знания. — Составитель.

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru