Главная / Предметный указатель / /
РУКИ |
132.. "В пятой рунде человек, как пластически-астральное существо, не будет нуждаться в том, чтобы постоянно сохранять руки. Они будут образовываться, когда станут нужны, как чувство руки, поскольку целое тогда станет растением. Каждое обособление тогда станет растительным. Также и все вещи, исходящие от человека, будут растительными существами". "В шестой рунде мы будем жить в животном царстве. Все исходящее тогда от человека ...будет живым, обладающим жизнью и ощущением. Слово тогда станет живым существом, птицей, посылаемой в мир". "В седьмой рунде человек творит сам себя. Он будет тогда в состоянии постоянно удваиваться, множиться ... все достигнут тогда ступени, на которой ныне стоят Майстера. "Я" станет носителем всего земного опыта. Сначала это концентрирует Ложа Майстеров. Высшее Я тогда сомкнется, станет атомистичным и образует атомы Юпитера".93-а (25) Перейти на этот раздел
557б. "Правая рука образована из доверия и предназначена к работе. Левая рука образована из любви и предназначена к благословению. Правая нога образована из уверенности, левая — из устойчивости. Сердце является центром человеческого тела".266-1, с.263 "Сердце является очагом тепла; оно есть баланс между обликообразующими и лишающими облика импульсами (это взятая из сердечного импульса обликообразующая тенденция образует женские половые органы. Она подвержена влиянию растений, сохраняющих обликообразующее в своей субстанции). Сердце образует и обликообразующего импульса лишающий процесс; это своего рода тепловая дыра. Мочевой пузырь есть своего рода воздушная дыра — пространство, которое всасывает. Мужские половые органы образуются тенденцией, упраздняющей обликообразование".Д.35, с.13 Перейти на этот раздел
1813. Человеческое мышление обусловлено тем, что астр. тело и часть Я, относящиеся к голове, не полностью соединены с ее эфирной и физической частями. Это позволяет им не воспринимать происходящее в этих частях, отбрасывать его назад. На Юпитере руки человека станут неподвижными, а двигаться будут эфирные и астральные конечности. "Это произойдет потому, что человек Юпитера не будет мыслить с помощью одного только мозга, но неподвижные руки дадут ему возможность отражать назад все, что сегодня связано с физическими руками; благодаря этому он обретет более живое, более объемное мышление. Когда физический орган приходит к покою, соответствующий духовно-душевный член получает возможность освободиться и развернуть собственную духовно-душевную деятельность".157 (9) Перейти на этот раздел
45а. "Где в человеческом облике пребывает мудрость? Внешне ее не обнаружить, она скрыта в облике таким образом, что в настоящий момент, на современной стадии развития не приспособлена, не подходит ему, поскольку облик ни в коей мере не является законченным целым. Мудрость изображается следующим образом: Иначе обстоит дело с красотой, которая находит свое полное выражение в человеческих руках, когда они согнуты в локтях и подняты вверх, так что голова находится посередине. Руки — это символ красоты и изображают это так: Предназначение рук быть красивыми, а не сильными. Вернее сказать, сильными, мускулистыми могут быть руки до кисти, а ближе к кистям в них должна обнаруживаться тенденция к красоте. Сила пребывает в том, что противостоит рукам — в ногах. Ни один оккультист не станет в ногах искать что-то прекрасное, а тот, кто ее там ищет, находит не что иное, как карикатуру на прекрасное. Ноги представляют собой силу, крепость, способную нести все тело. Изображается это так: Так выражается облик человека в этих трех важных символах, называемых в оккультизме "три мировые Матери", о которых также идет речь в Фаусте Гете". 265, c. 318-319 Фартук (масонский) — прежде он изготовлялся из овчины — используется для того, чтобы показать, "что член такого союза не должен быть неистовым хлопцем в отношении своих вожделений; поэтому определенная часть тела должна быть закрыта фартуком..." Белое льняное, напоминающее длинную рубашку одеяние священника является выражением эфирного тела. Для выражения астрального тела служит (у масонов) цветная тога, верхняя одежда. Мантия (плащ) вместе со шлемом выражает силу Я. "Знак, делаемый рукой, когда большой палец образует с плоско вытянутой ладонью прямой угол, означает, что рука является органом познания". "Физический мозг как бы выкристаллизовался из эфирного тела, подобно льдине в воде. Можно почувствовать интимную связь между этими двумя "мозгами", что физический мозг служит некоего рода аппаратом отражения того, что происходит в эфирном мозгу". Когда напряженно обдумывают что-то или пытаются что-то вспомнить, эфирный мозг втягивается в сопереживание, но ему мешает лежащий в нем, подобно колоде, физический мозг. Эфирный мозг не устает. "... человеческий мозг самый неподходящий орган восприятия мира; руки — эфирные — более значительный и способный орган познания, чем мозг. На пути посвящения человек не особенно много узнает, когда от физического мозга переходит к употреблению мозга эфирного. Делаемое руками находится в связи с лепестками лотоса в области сердца. Они излучают силу, идущую от сердца в руки, что превращает эфирные руки в орган познания. ... Когда мы кладем руку на горло таким образом, что ладонь располагается под подбородком на гортани, а большой палец правой руки направлен к уху, то мы этим перекрываем эфирный поток, идущий из головы, и превращаем остальной организм в орган познания. Таким образом спиритуализируется познание, и когда человек стоит выпрямившись, с указанным жестом, то этим он облегчает себе приобретение спиритуального познания. Гортань имеет связь с мышлением, которое человек развивал на древней Луне. Мышление мозгом есть земной продукт; оно способно соприкасаться лишь с миром чувств, а не с миром духа". "В чувственном мире нет причин; они обитают только в мире сверхчувственном. Здесь мы имеем только знаки". Сердце является знаком, обозначающим место, где сходятся эфирные потоки, движущие кровь. "Мышцы являются знаком движения, которое возникает в астральном теле как тон. Без мышц мы не могли бы узнать о движении, они отражают нам движение. Все наше тело есть аппарат отражения". "Знак регулирует отношения человека с внешним миром; рукопожатия (они бывают разные. — Сост.) регулируют отношение человека к человеку; слово действует оздоравливающе, исцеляюще на наших ближних".265,c. 283-287 "Ангел, "светящееся Существо", — так называют Светильники на языке оккультизма. Также и в Апокалипсисе Ангелами обозначают Светильники". "Молоток выражает собой пра-звук природы: Тао". "Т означает не Имя Бога, а присутствие Бога".265, c.323 "В Мироздании нет ни единой точки, силы которой не действовали бы в человеке. ... Ясновидческому взору открывается, что эфирный мозг имеет много, много светящихся точек, и у каждого человека они разные. Если бы их можно было сфотографировать — чего, естественно, сделать нельзя, поскольку они находятся в эфирном, — то на фотографии мы получили бы воспроизведение картины звездного неба, но без планет. Мозг имеет форму полусферы. Продвинувшись достаточно далеко (в ясновидении), можно было бы констелляцию каждой светящейся точки у разных людей снова найти на звездном небе. ... (мозг) с помощью духовных сил соединен с высочайшими, так сказать, частями Мироздания. Далеко внизу мы находим знаки зодиака. Они связаны с узлами нервов двенадцати органов восприятия. Чем больше выси, из которых приходит сила, тем больше ее действие отличается от других; чем ближе она к Земле, тем равномернее, соразмернее ее действие". В действии Солнца на нас важно то, что оно приходит с разных сторон. Поэтому в храме алтарь на востоке выражает собой мудрость, создавшую нас, на юге — красоту, в которой все открывается, на западе — силу, с которой мы потом действуем в мире. "Все части нашего физического тела образованы высшими силами. Удивительнейшая его часть — глаз. Над ним работали Атма, Буддхи, Манас. И нужно знать, что их силы потаенно остаются в глазу. (Их также выражают в символе треугольника.) Что можем мы делать глазом? Мы можем двигать им вправо, влево, вверх, вниз. То же самое мы можем делать нашим Я. Оно извне действует на глаз. На это указывают лучи, исходящие из треугольника. На что падают они? На покров, раскинутый повсюду Ариманом. Это изображается (на символе) в виде линий облаков. На Луне мы получили астральное тело; за ним стоит действие Аримана. Эти линии облаков означают ас. тело. На эфирное тело уже на Солнце было оказано действие, поведшее к возникновению глаза. По мере удаления от духа тело сгущается. Плотными облаками выражено эфирное тело. И на физическое тело уже на Сатурне было оказано действие, чтобы некогда мог возникнуть глаз. Физическое тело является самым плотным, самым темным в человеке, что на рисунке выражает черный цвет доски (фона). Если этот образ часто ставить перед душой, то он пробудит душевные силы. Человеческий глаз, собственно, должен был выглядеть, как на этом символе (глаз в треугольнике). Лишь благодаря костным образованиям он изменил форму; она искривилась. ... Этот образ глаза в треугольнике действует на нас и ночью. Но вместе с тем действует и весь окружающий нас пестрый хаос, например товары в магазине, ужасные плакаты, рекламные тумбы и т.п. И если мы позволяем всему этому воздействовать на нас, как и прежде, то действие символа теряется. ... в нас возникает раздвоение. Нам начинает казаться, что мы слепо отдались действию на нас авторитета. ... так возникают конфликты. ... Теософия не отвращает нас от жизни, но делает нас более приспособленными к ней. Однако с другими ощущениями действуем мы в мире". 265, с. 328-331 Перейти на этот раздел
Дерево Зефирот
50. "В дерево Зефирот иудеи древности заключили свою наивысшую мудрость. ... мудрость об отношении человека к миру". Они мыслили так, что человек стоит в мире, а силы мира действуют на него со всех сторон. Три силы действуют на человеческую голову (1,2,3); потом три силы действуют на среднего человека, на грудь, на циркуляцию крови (4,5,6); три силы действуют на конечности, на середину тела (7,8,9) и одна сила действует на человека из земли (10). Сверху, из круга мироздания действуют самые благородные силы; они приходят (как говорили греки) с высшего Неба, формируют голову (1,2,3).
Здесь следует особенно остановиться на понятии, которое евреи поставили на вершину своей мудрости (1). Позже оно было ужаснейшим образом искажено, поскольку те, кому удалось в мире получить власть, связали еe с этим словом и так употребили его в сфере внешней власти.
Но в действительности венец (корону) должны носить те, кто прошел через посвящение, т.е. достиг высшей мудрости. Что короли стали носить короны — это производное от того венца. Две другие силы, в которых нуждается голова, приходят справа и слева: в правое ухо и в левое ухо. Евреи отличали мудрость от интеллигенции. Три другие силы действуют на человеческие органы. Они приходят из солнечного света, живут в ветре и дожде. Та сила, что идeт в сердце, она и физическая, и душевная; с дыханием в человека входят и духовные силы. "Гебурах" связано с дыханием. Протяну я правую руку, я воспринимаю себя свободным человеком; левая рука движется более нежно, она несeт то, что называют красотой.
К этой же сфере относится смена дня и ночи. Жизненную силу наравне с человеком имеет и животное. Человек подвижное существо, он преодолевает жeсткую прикреплeнность к земле (7). "Нецах" — это внешнее движение в пространстве, преодоление пространства. "Ход" — внутреннее движение, внутреннее чувство. Со-чувствием называли древние евреи то, что связано с сексуальностью (выражения тогда были более человеческие). Внутреннее со-чувствие с внешним миром — все это "Ход" (8).
"Есод" есть то, на чeм стоит человек. А затем на него действуют силы самой земли (10). Это поле, на котором действует человек, земной внешний мир: поле, пашня, царство. Все эти 10 названий евреи называли десятью зефиротами. Они были также именами духовных букв, что нужно было изучить, чтобы читать в духовном мире. Для постижения внешнего мира существовал другой алфавит. Если говорилось: Кетер, Хесед, Бинах — то это означало: в духовном мире высшие духовные силы действуют через свободу, интеллигенцию.
И этим обозначались высокие существа, не имеющие физ. тела, у которых высочайшая небесная сила действует через свободу, интеллигенцию. Или говорилось: Хокмах, Гебурах, Малькут. Это означало: мудрость приносит духовное жизненной силе, через которую она действует на Земле. Так учились духовной науке древние еврейские ученики. Позже всe это было в значительной мере утрачено. В XII в. Маймонид утверждал: Ход, Хесед, Бинах. Его противник возражал: Хесед, Кетер, Бинах; т.е. об этом уже спорили. С десятью зефиротами, как с духовным алфавитом, пытался работать Раймунд Луллий. Десять категорий Аристотеля представляют собой некий их аналог. Но сегодня уже ни один человек не скажет, что зефироты были буквами для духовного мира.353(12) Перейти на этот раздел
|