BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

РОССИЯ — и Самодух

1280. "Было бы очень полезно современным жителям Средней Европы посматривать на Восток, ибо то, что будет развиваться на востоке Европы, сегодня полностью маскируется, полностью подавляется. Что в настоящее время установлено в Восточной Европе — это, естественно, является противоположностью тому, что там должно развиваться. Ибо то, что, например, установлено в т. наз. Великороссии, есть борьба против всех духовных основ человечества, тогда как определенные духовные основы человечества должны развиваться как раз на Востоке. Но наше время не склонно держать глаза действительно открытыми, а рассудок бодрственным в отношении того, что происходит вокруг. ... О таких людях, как Ленин и Троцкий, уже наши сов­ременники должны быть в состоянии судить как о больших, интенсивных врагах истинно духовного развития человечества, каких еще не знали никакие времена, ни ужасные времена римского цезаризма, ни худшие времена ренессанса. Например, Борджиа, описанный в истории как борец с духом, — поистине маль­чик-сиротка по сравнению с тем, что коренится в таких людях, как Ленин и Троцкий. Эти вещи, вообще говоря, ускользают от современных людей, однако же необходимо, чтобы на них обращали внимание. ... Од­нажды должно быть со всей твердостью выработано суждение, что в сравнении с современными событиями тот отпечаток, что получили римский цезаризм или история ренессанса, отныне должен быть назван "историями об институтках". ... Итак, если хотят увидеть подготовляемое на Востоке, необходимо, естественно, об­ратить внимание на то, что особенно скрывают от спящего рода человеческого, прячут куда сильнее, чем прятали некоторое время тому назад. Востоку следует приобрести больше суждений о его духовных творцах, в которых постоянно можно находить много правильного из того, что можно назвать зачатками истинного понимания европейского Востока. Этот европейский Восток постепенно, конечно, не в ближайшем будущем, породит людей, которые выработают взгляд на повторные земные жизни, но иным образом, чем это было опи­сано в отношении Запада. На Западе имеет место род борьбы с повторными земными жизнями; на Востоке бу­дет акцептирована, принята истина о повторных земных жизнях. На Востоке разовьется тоска по такому воспитанию человеческой души, чтобы она замечала ... как в ней живет нечто, идущее от одной земной жиз­ни к другой. В воспитании будет указываться на определенные вещи, которые именно люди Востока будут исключительно сильно переживать. Уже детям будут указывать на то, что коренится в человеке, что может быть почувствовано и что не исчерпывается в телесной жизни. Старший, воспитатель будет говорить юному: почувствуй себя, что ты чувствуешь в своей душе? — И когда этот вопрос будет сформулирован в различной форме, юный придет к тому, что скажет: я чувствую, как будто бы там есть что-то такое, что уже раньше было на Земле, прошло через смерть и в будущем придет сюда снова; но это совсем смутное чувство". С помощью дальнейших бесед юный поймет: "то, что я здесь чувствую, что живет всегда, это раз­рушает мое мышление, это не дает мне мыслить, это хочет мысли во мне убить". Затем придет очень важное, естественное чувство, чувство того, что в человеке есть нечто, идущее от жизни к жизни. "Я чувствую нечто во мне, что является моим вечным, но я чувствую это почти как убийцу моих мыслей". Возвещение этого можно найти уже у Достоевского, чувство некоего внутреннего убийцы мыслей.
     "Постепенно начнут чувствовать душу рассудочную, или характера, как нечто, лежащее далеко позади и убивающее мысли. ... Эти души будут считать себя внутренней могилой своего собственного сущест­ва, но такой могилой, благодаря которой создается место для откровений духовного мира; и тогда явится следующее чувство. ... Души скажут себе: это истинно, когда я мое вечное, идущее от жизни к жизни, ощущаю так сильно, что оно как бы убивает мысленное напряжение, мои мысли устраняются, а божествен­ные мысли струятся и распространяются над могилой моих собственных мыслей. — Придет Самодух. Душа со­знательная ступит в могилу, и Самодух выступит таким образом. — Я не пытаюсь схематизировать: здесь душа сознательная, там приходит Самодух; но я хотел бы ввести вас в человеческую душу, ка­кой она будет, когда Я постепенно ощутит переход от души сознательной к Самодуху. ... Человек ста­новится пустым (освобождается от того, что вошло в него в греко-латинскую эпоху, от мыслей), но не напрасно: в пустоту постепенно войдет новое духовное откровение — сначала в тонкой форме, — и в человеческой душе оно распространится как Самодух. Подобные вещи не происходят без значительной внутренней душевной драмы, душевной трагедии. Бессчетное число людей именно на Востоке переживут глубокую внутреннюю душевную трагедию, глубокое внутрен­нее душевное страдание благодаря тому, что они почувствуют: мой внутренний человек убивает мои мысли. — И определенная усталость, определенное затмение найдет на людей, поскольку ощущаемое ими как идеал, который людям следует искать, не принесет какого-либо освобождения на первых порах, но скорее некое затмение, отмирание, внутреннюю усталость.
     Чтобы эти отношения увидеть объективно, так увидеть, чтобы и понять, мочь ориентироваться в них, для этого существует среднеевропейское человечество. Оно тогда исполнит свою задачу, когда всмотрится в такие отношения. Для этой цели оно должно вспомнить то, о чем я говорил в моей книге "О загадках человека", вспомнить о том духовном течении, которое развито Фридрихом Шлегелем, Шеллингом, Гегелем Фихте, Гете. Но для этого воспоминания нужно немало. Взять хотя бы один пример: многие ли в современ­ном мире понимают духовный облик Гете? или родство нашего дорнахского строения с духовным обликом Гете?" 181(17)

     Перейти на этот раздел

  

1338. Р.Штайнер (А.Белому): "Русские не знают своего языка; их язык шире, чем они; если бы они познали свой язык, если бы они научились понимать, как отыскивать правильное слово и как менять значение слов, если бы они их ставили на принадлежащие им места, т. е. слова брали реально, а не абстрактно, то они уже были бы в культуре Манаса; как мне кажется, слово "манас" содержится в вашем языке; но русские не постигают всего, что содержится в их языке. Язык несет в себе слова сокрыто, а русские говорят о "бессловесном", о "невидимом". ... монашеское направление в современной русской интеллигенции не хочет знать слова..."
     "Киселева говорила мне, что все "о" произносятся в вашем языке как "а". Я думаю, что это не заключено в сути вашего языка". Когда я был в русской церкви в Гельсинфорсе, "мне понравилось звучание слов в молитвах, как их произносил священник", все остальное усыпляло мышление. "Звучание же слов было поистине прекрасно. ... Когда я слышу русского, его речь звучит не в нем, а над ним (над головой); когда же они начнут говорить здесь (в груди), то овладеют своим языком; тогда для „несказанного" они найдут много слов". Д. 89, 30-31

     Перейти на этот раздел

  

1432. "Тайна русской географии заключается в том, что воспринимаемое русскими от земли есть воспринятый землею свет, который вновь отражается от нее. Так что русский воспринимает от земли, собственно, то, что сначала из внешних сфер устремляется к ней; русский любит свою землю, но он любит ее на том основании, что она ему отражает Небо. Однако, хотя русский и чувствует так территориально, в этом территориальном чувстве — хотя это сегодня и детская ступень — он исключительно космополитичен: т. к. Земля, когда она движется через мировое пространство, приходит в соприкосновение со всевозможными слоями земного окружения. ... Что русский любит свою землю, проникнут ею — это обусловливает в нем ряд слабостей и одновременно — определенную способность преодолеть природу двойника. ... Поэтому он призван дать главнейшие импульсы в эпоху, когда природа двойника должна быть окончательно побеждена, в 6-ю послеатлантическую культуру". 178(2)

     Перейти на этот раздел

  

1449."Русская культура развернется тогда, когда ... русская народная Душа соединится с Самодухом". 159(8)

     Перейти на этот раздел

  

1458."Под позорным внешним игом в душах неразвитых жителей Восточной Европы развиваются будущие времена. Примечательно, что уже в IX в. от остальной Европы на Восток было отодвинуто то, что должно было остаться незапятнанным Западом, что позднее приняло форму русского царства и внутренне удивительным образом сохранило прошлое и в оболочке прошлого, старого, как в коконе, подготовляло новое для будущей культуры. Мистериальный культ, можно сказать, еще существует в среде русского народа, мистериальные представления живут у русского народа, которому мало понятны абстрактные религиозные представления Запада. Этот народ во многом наполнен, самым глубочайшим образом наполнен внутренне-культовыми формами, тем, что человеческую душу в образной форме переносит к Божественному. Внутри собственной души чувствует человек на Востоке то, о чем западная религия говорит как о "Роntifex", т. е. как о строителе моста к духовному. Но на Востоке человек с древности сохранил столь много, сколько необходимо для того, чтобы не соприкасаясь с новым, с материализмом, по меньшей мере сохранить свободным мост в духовное". 182(4)

     Перейти на этот раздел

  

1504."Итальянский и испанский народы развивают ... животное ощущение, поскольку там душа ощущающая непосредственно захвачена народным". На Востоке подготовляется культура Самодуха. "Но это дело Идущего, сейчас там этого нет, оно еще заключено в животном, из которого должно будет развиться". 181(20)

     Перейти на этот раздел

  

1516."В Средней Европе национальное изживает себя как Я. А на Востоке (Россия) мы видим области, где изживается — хотя это выражением не совсем верно — Самодух". 157(2)

     Перейти на этот раздел

  

Культура Самодуха

1465."Народы Востока (русский народ) чувствуют инстинктивно, что они принадлежат к другому культурному потоку. Они чувствуют, что должны ждать. Но ни один человек не ждет охотно, если размышляет из своего современного сознания. Однако они должны ждать и сознательно воспринимать то, что составляет европейскую культуру". 157(13)

     Перейти на этот раздел

  

1466."Культура, которая в особой степени должна быть восприимчивой, поскольку ей надлежит жертвенно ожидать пронизания Самодухом души сознательной, подготавливается народами Западной Азии и продвинутыми (на Запад) славянскими народами европейского Востока. Последние не зря так выдвинуты вперед с их народными Душами; они выдвинуты по той причине, что все, чему надлежит прийти в будущем, должно прежде пройти своего рода подготовку, должно выдвинуться вперед, чтобы создать зачатки будущего развития". 121(10)

     Перейти на этот раздел

  

1469."У людей Востока, уже начиная с русского народа, затем у всех азиатских народов России, которые играют лишь вспомогательную роль, задача заключается в том, чтобы противостоять натиску, напору инстинктивного, само собой разумеющегося развития души сознательной. Люди Востока не хотят в наше время основную душевную способность, способность к интеллектуальности смешивать с переживаниями; они хотят ее отделить и сберечь для позднейшего времени, для 6-й послеатлантической эпохи, где должно иметь место ее слияние с тем, чего человек не имеет сегодня — с развитым Самодухом". 186(7)

     Перейти на этот раздел

  

9. Философия Востока

     476
. Если Гегель приносит зрелый плод души сознательной, то "философия Соловьева есть семя в душе сознательной души философии Самодуха, который выступит в шестой культуре". 121(10)

     Перейти на этот раздел

  


     479
. "Не многие люди знают Африкана Спира (1837-1890), интересного мыслителя, который в середине 60-х годов в Лейпциге начал думать о том, чтобы дать некий род мировоззрения. Он тогда соприкоснулся с масонскими кругами, но кроме внешнего, это вряд ли что ему дало. Ибо Африкан Спир — удивительный мыслитель. ...Его самый значительный труд "Мышление и действительность" появился в 1873г. ... Он подходит как бы интуитивно к мало удовлетворительному, но все же значительному познанию мышления. Природа мышления занимает его. ... Он говорит себе: когда я образую мысли, наивысшие мысли, на какие способна моя душа, то я чувствую себя как бы в вечном мире. ... Все, переживаемое нами в пространстве и времени, есть мир видимости, по сути — заблуждение. ... но это так потому, что он (внешний мир) не согласуется с миром мышления".
     Спир погребен в Женеве. На его могиле лежит каменное Евангелие со словами: "И свет во тьму светит, и тьма не постигла его", а также последние слова Спира: Fiat lux. ... Философия Африкана Спира есть некое предчувствие Духовной науки". (На русском языке известно сочинение А.Спира "Основы морали и религии". — Сост.) "По происхождению он русский (Африкан Александрович) — он родился в России. Его русская природа столкнулась с западно- и среднеевропейским мировоззрениями". "Африкан Спир родился из сущности, ждущей развертывания Самодуха. Это жило в нем, но он все это выразил в форме, в одеяниях западно-европейского мировоззрения".
     "Я бы сказал, что эмбрионально живущее в Африкане Спире умирает в западноевропейской культуре, но умирает так. что в этой форме умирания можно распознать, что, собственно, протекало в этой форме, что в этой форме умерло. Поэтому он является столь интересной переходной фигурой".
     "Как восточноевропейский человек со своим Самодухом, с духовным миром, с Иерархиями проделывает путь вверх, к Иерархиям, так западноевропеец проделывает путь вниз, к царству природы. Как инстинкт, это постоянно живет в духовном мире Африкана Спира. Но эта инстинктивная жизнь в духовном мире, как она имеет место в восточной Европе, не обладает возможностью выразить свое мировоззрение; она сможет это сделать, переняв те представления, которые могут развиваться в Духовной науке в Средней Европе. Она тогда сможет вместе со своими внутренними переживаниями в это облечься". 276(9)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru