BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

РОССИЯ — русская суть

1433. "Славянские народы России в значительно большей степени, чем широкие массы немецких народов, призваны постоянно стремиться возвышать свою индивидуальность. Они зависят от отдельных личностей, которые обособленно, изолированно от народа открывают то, что должно открываться в среде народа. Поэтому еще долго, до восхода 6-й послеатлантической культуры, русская народная культура будет культурой откровения. Русский более, чем кто-либо другой, зависит от провидца, и он весьма восприимчив к тому, что ему дает ясновидящий". 186(6)
     "Эта душа родилась целиком из русской ауры, со всеми возможными свойствами русской души, хотя по происхождению Блаватская не была чисто русской. Но ее душа вплоть до визионарной жизни, вплоть до ее гениальности, которой Блаватская обладала в столь высокой степени, была русской..." 171(10)

     Перейти на этот раздел

  

1471."Пра-семитской культуре мы обязаны всем тем, что было до сих пор. Но теперь вступает новый импульс вместе со славянскими народами. ... Он работает как скрытая спиритуальность в русских крестьянах. Здесь образуется второй, идущий в будущее виток спирали". 93-а(30)

     Перейти на этот раздел

  

1484."Англоязычные народы через одну только политику приводятся к тому, к чему они предрасположены по своей природе. Говорящие по-немецки народы через политику приводятся к чему-то такому, что не свойственно им, благодаря чему они легко могут войти в мутный фарватер, впасть в неправдивость, особенно, когда они предаются инстинктам; в то же время, это всегда оказывалось невозможным при наличии соответствующей самодисциплины, которой обладали те, кто действительно представляют немецкую нацию, кто стремился к развитию интеллекта. Однако остальные немцы не поднимаются до истинной сущности немецкого народа и живут ниже ее уровня. В еще большей степени сказанное относится к русскому народу. Русский народ не только аполитичен, подобно немецкому, но даже антиполитичен. Поэтому: британская политика себялюбива; немецкая политика пребывает в дремотном идеализме, которому мало дела до действительности, и поэтому она — здесь речь идет не с морали — впадает в неправдивость, во всякого рода теоретизирование, а всякого рода теоретизирование — ложно; русская политика может быть только насквозь ложной, ибо она есть чуждый, не подходящий русскому характеру элемент. Сделать русского политиком по характеру — это все равно, что сделать его больным, т. к. в среде русского народа стать "политиком" означает принять в себя силы разрушения. Русский антиполитичен, а не просто аполитичен. Им могут овладеть политики вроде тех, что стояли у исходной позиции этой военной катастрофы. Но эти политики действовали не как русские, а как нечто совсем иное. Русский ... имеет общее с кое-чем иным: с тем, что является третьей силой в гетевской "Сказке", — с познанием, с мудростью, которая должна взойти в шестой послеатлантической эпохе человечества. ... Поскольку, в сущности говоря, русская натура становится больной от политики, то сначала может показаться, что она в состоянии воспринять и такую политику, как большевизм в его самой вопиющей, радикальной форме; причина же этого кроется в том, что ей с таким же успехом можно было бы навязать и кое-что другое. 186(6)

     Перейти на этот раздел

  

1486."Последнего периода жизни Ницше не понять, если не учесть того, как во всех его ощущениях, во всем, что он чувствовал и думал, служа примером, действовал тот же самый элемент, который, например, у Достоевского, как психологический элемент, пронизывает его искусство. Эта особенность русского Востока, что всего человека постигают в непосредственно природном, но так, что это непосредственно природное рассматривается так же, как изживание духовного, ощущают человека так, что инстинкты в то же время ощущаются как духовное, не так, как на Западе и в Средней Европе, где это ощущается психологически, но душевно; — вот это теснится теперь в Ницше...". 65 с.534-5

     Перейти на этот раздел

  

1487."На Востоке имеется народ, который в отношении основополагающих сил своей души сегодня еще добывает в детском возрасте, но в 6-ю культуру эти силы позволят ему развиться до особой высоты. Основополагающие силы этого народа должны действовать спиритуально в силу своего спиритуального характера и как таковые должны познаваться и лелеяться. Но что за жизнь распространена теперь среди большей части этого народа? — Ленинизм! Об этом можно высказываться только гротескно — я не имею в виду людей, а само дело, — что это есть соединение культурной обезьяны Запада с культурным пророчеством Востока. Нет двух вещей, дальше отстоящих одна от другой, чем те, что соединены здесь. ... Из народных сил Востока хочет выработаться вообще нечто антифилистерское; ленинизм же есть абсолютная, фундаментальная сила филистерства, низвержение всех далеко идущих культурных интересов и утверждение культурных интересов наиболее узкого филистерства. Это нужно понять. И самым подходящим средством для понимания этого является Духовная наука. Она работает против филистерства, апеллируя к широким, большим интересам людей". 181(13)

     Перейти на этот раздел

  

Духи народов и элементы

Земли 1507."Связь между отдельными людьми и народной Душой у итальянцев происходит через воздух". Воздух — это самая низшая составная часть народной Души Италии.
     "Мы, скажем, хотим изучать русскую народную Душу. Нижним ее членом совсем не является что-либо материальное в том смысле, в каком материальным является твердое, жидкое, воздушное и теплое, но ее нижним членом, столь же свойственным ей, как человеку свойственна соль, твердое, является световой эфир. Звуковой эфир присущ ей как человеку жидкость; жизненный эфир — как человеку воздух; а зной вожделений соответствует тому, что является как бы физ. телом русской народной Души; он присущ ей, как тепло человеку. Тогда встает вопрос: как русская народная Душа относится к отдельным русским людям? Это происходит таким образом, что свет, идущий с высот, некоторым образом светит назад из земли. Свет оказывает некоторое действие на землю. Он не только, я бы сказал, светит назад физически, но свет лучится обратно из земли, из всего произрастающего, что несет на себе почва. Свет действует не прямо на отдельных русских, но сначала он действует на землю, на грубо физическую землю; он действует в растениях и во всем том, что на земле растет, а затем светит обратно. И в том, что тогда светит обратно, дан посредник, через которого русская народная Душа приходит в связь с отдельными русскими. Поэтому у русских отношение к земле, ко всему, что из нее произрастает, намного интимнее, чем у других народов. ... А текучее возбуждение (см. "Теософию") — исключительно значительно. Этот первый эфирный ингредиент, имеет для русской народной Души то же значение, что свет для человека".
     Когда итальянец дышит и воздухом поддерживает свою жизнь ... то шепчет, говорит с ним в подсознании народная Душа. Он этого не слышит, но его ас. тело воспринимает это и живет в том, что за порогом сознания разыгрывается как общение отдельного человека с народной Душой".
     "В том, что как оплодотворенное солнечным светом излучает русская почва, содержатся таинственные руны, через которые русская народная Душа говорит с отдельным русским, когда он идет по своей земле или ощущает жизнь, излучаемую светом. Но не думайте, что вещи следует принимать материально. Вы можете, естественно, как русский, жить в Швейцарии; также и в Швейцарии есть свет, отражающийся землей. Если вы итальянец, то в Швейцарии вы можете с дыханием слушать шепот вашей народной Души. Если вы русский, то также и в Швейцарии вы почувствуете восходящим от почвы то, что вы можете слышать как русский. Вы не должны вещи воспринимать материально. Это не связано с местом, хотя, конечно, человек обусловлен некоторым образом и материально, и его родные места дают ему больше. ... русский может быть русским где угодно, хотя русская земля, естественно, русскому бытию доставляет особое состояние. ... Ибо не просто свет, распространяющийся над русской почвой, содержится в теле русской народной Души, но всякий свет, свет вообще. ... Архангел не обусловлен местом, он сверхпространственен." 174(24)

     Перейти на этот раздел

  

1508."Лишь из соединения действий, исходящих из головы и из всего остального организма, полноценным образом возникает то, что затем отпечатывается в народном характере. Действие, исходящее из головы, некоторым образом нейтрализуется действием, исходящим из остального организма. Поэтому можно сказать: с тем, что житель Италии вдыхает с воздухом, что вообще для остального организма, кроме головы, определяется дыханием, с этим взаимодействует конфигурация нервной системы всей головы... Во Франции дело обстоит иначе. Что в организме живет как ритм, является особым ритмом для головы и особым для остального организма; голова имеет свой ритм. Если в Италии имеет место нервная деятельность головы, которая взаимодействует с тем, что как воздух воздействует на человека, то во Франции — это ритм, ритмическое движение в голове, вибрация, ритма в голове вместе с тем, что вызывается в организме жидкостью. Так строится через особое взаимодействие индивидуального человека головы с тем, что Дух народа вызывает из окружения, народный характер. ...
     Дух народа британской сути действует через все земное, главным образом через соль и ее соединения в организме. Твердое здесь самое главное. ... солевой элемент действует здесь через все, что через воздух и питание входит в организм. Это вызывает всеобщую конфигурацию британского народного характера. Но также и здесь из головы действует нечто нейтрализующее... Как ритм, так и пищеварение, обмен веществ имеют место не только в голове, но и во всем организме. Каким образом организм головы производит свой обмен веществ — это взаимодействует с солевым элементом в организме, и это обусловливает британский народный характер. Так что земное в связи с обменом веществ в голове производит британский народный характер. И можно сказать: в то время, как народная Душа действует через солевой элемент, ей навстречу из головы устремляется особенность обмена веществ в голове. ...
     У американцев это, опять-таки, обстоит иначе, там действует подземный элемент. ... нечто вибрирующее под землей. Это имеет там преимущественное влияние на организм. Особенно через подземные магнитные и электрические потоки действует в народном характере американцев народный Дух. И навстречу этому нечто исходит из головы: ... человеческая воля. Такова особенность американского народного характера. ... А если народная Душа воздействует на человека из подземного, то он не вырабатывает свою народную Душу в свободе, но бывает народной Душой, так сказать, одержим. ... (пример). И если у Германа Гримма можно видеть, как завоевывается все человеческое, то у Вудро Вильсона видна человеческая одержимость всем этим". Потому-то так важно знать кто говорит, а не что говорится. И Гримм, и Вильсон могут говорить об одном и том же, но у первого содержание сказанного многократно переработано, у второго все говорится из одержимости.
     Если подняться из хаоса того, что имеет место на Востоке Европы, то можно увидеть, что у славян, у русских народный Дух действует в вибрирующем свете. "И когда на Востоке то, что там должно взрасти в будущем, освободится от эмбриональных оболочек, то ... там увидят совершенно иное, чем на Западе, действие народного Духа". Отраженный почвой свет действует там. "Но он действует не на организм, а непосредственно на голову, на чувство мысли, на способ выработки представлений, ощущений и т. д. Таким образом, способ действия народного Духа здесь противоположен тому, что имеет место на Западе, где он действует на остальной организм, а из головы исходит противодействие ему. ...
     Действующее (на Востоке) в противоположном направлении, исходит от остального организма, особенно от организации сердца. Это действует в противоположном направлении на голову и изменяет исходящее из нее действие. Сейчас это все пока еще в хаосе, в эмбриональных оболочках. Ритм дыхания здесь ударяет в голову и нейтрализует то, что окольным путем через воздух приходит от Духа народа. ... Особенность азиатского Востока состоит в том, что народный Дух лишь отчасти действует там через свет, воспринятый, отраженный почвой и затем идущий в голову. В другом случае народный Дух там действует не через свет, а вообще через невидимое: через гармонию сфер, которая вибрирует через все, которая для духовного человечества азиатского Востока является действием народного Духа; но этот Дух отражается землей и воздействует на голову. А навстречу ему действует ритм дыхания. В этом заключается тайна ищущего дух на Востоке, когда он стремится к особой выработке дыхания, чтобы через него прийти в связь с духом (йога). ... он ищет его тем способом, как это заложено в его народном характере. И чем дальше идти на Восток, тем в большей мере это имеет место.
     В Средней Европе народно-душевное действует через тепло. Это действие достигает среднеевропейца однажды через голову, другой раз через остальной организм, в зависимости от того, как действует тепло: извне, как греющий воздух, или через питание, или через дыхание. Все это является посредником для народного Духа. Противодействующим здесь, опять-таки, оказывается тепло ... рожденное человеком внутри себя. ... Что в организме через народного Духа действует как тепло, этому навстречу идет собственное тепло головы. Если тепло народного Духа действует через голову, то навстречу ему действует тепло из всего остального организма". Чем живее, жизненнее деятельность чувств, тем больше человек развивает собственного тепла, а кто ощущает поверхностно, тот порождает его меньше. "Тепло здесь сталкивается с теплом. Такова особенность образа действий среднеевропейского Духа народа. ... Тепло обусловливает европейский характер, который выражает себя в том, что более или менее может входить во все. Мы не делаем ценностных определений, но только характеризуем, поэтому каждый может это принимать как хочет: как добродетель или как нечто ей противоположное. — Тепло к теплу: это делает подвижным, пластичным, способным во всем найти себя, также и в чужом народном характере". 181(8)

     Перейти на этот раздел

  

6. Восточноевропейские народы.

Русская суть

1412. "Различные замкнутые славянские области имели в себе тот элемент, который современный человек, вероятно, назовет демократическим элементом, но он был в то же время еще связан ... с определенным прозрением в то, что централизующая господствующая сила не нужна для устроения порядка в мире, но что она способна лишь создавать беспорядок. Это жило в замкнутых славянских областях. И в том, что вторглось туда как нормано-германский элемент, жила, собственно, родовая мысль, связанная с кровью.
     Затем пришло монгольское нашествие. Эти монголы описываются крайне плохо. Но наихудшим, что они делали, были, собственно, накладываемые ими высокие подати; и если эти подати им выплачивались, естественно, в натуральном выражении, то они оставались более или менее удовлетворенными. Но что они принесли с собой, если это рассматривать симптоматически, так это мысль о государстве. При этом я не говорю, что мысль о государстве пришла непосредственно от монголов, но прошу принять это лишь симптоматически. Мысль о монархическом государстве пришла в связи с приходом монголов; на Запад же, в Европу, ее принесли еще ранее. Она пришла из того грозового угла, который находят, когда исследуют ту из Азии перекатывающуюся культуру, которую, впрочем, можно назвать варварской волной. Что осталось в России от монголов — это в существенном то мнение, что отдельный владетель со своими паладинами должен осуществить некий род государственного господства. Это в существенном пришло от монархической идеи хана, оттуда это перенято. На западе Европы это переняли уже раньше, и пришло оно из одного и того же грозового угла. В существенном это была татаро-монгольская мысль, связавшая Россию в государство. Приносимое же культурой Запада " феодализм — долгое время не оказывало влияния на Россию, т. к. произошел перескок через феодализм к распространившейся монархии, которая на Западе сначала систематически разрушалась феодализмом, феодалами, всегда воевавшими с центральной монархической властью и бывшими противополюсом монархической власти. Римская церковь — это второе. Она оказалась бездеятельной на Востоке, т. к. уже в Х в. восточная церковь отделилась от западной. Греко-римское, римско-греческое образование во многом способствовало на Западе постепенному формированию современной буржуазии. Но в России оно не действовало. Поэтому монархическая государственная мысль, пришедшая с монголами, пустила там глубочайшие корни". 185-а(7)

     Перейти на этот раздел

  

1413. "Но эта троичность (Византия, норманны, Азия) не продуктивна; она не рождается из самой русской души... никак не характеризует то начало, которое живет в русской душе. Что является наибольшей, самой большой, какую можно только себе представить, противоположностью эмансипации личности? — Византийский элемент! Крупное недооцененное лицо современности — это Победоносцев *, который был значительным человеком, полностью несшим в себе этот византийский элемент. Он был человеком, стремившимся только к противоположности тому, чего требует наша эпоха сознания и что она естественным образом рождает в человеке". Византизм мог бы еще сильнее распространиться в русской ортодоксии, но он не привел бы ни к чему иному, как только к сильнейшему стремлению к эмансипации личности. "Вы можете перечесть новую русскую историю. Если вы не встречаете в ней тех событий, которые всегда было запрещено записывать, то перед вами вовсе не русская история, т. е. не ее действительно двигательный элемент. Если вы читаете в русской истории то, что разрешалось заносить в нее властями предержащими, то перед вами тогда встает все то, что как несущий смерть элемент простирается под русской жизнью. Здесь он выступает особенно характерным образом, т. к. грядущее закладывается главным образом в русской жизни". 185(3)

___________________________________
*К.П.Победоносцев (1827-1907), ортодоксальный, узко-православный характер, склонявшийся к панславизму. Воспитатель великих князей. Значительно влиял на Александра II (царствовал в 1881-1894гг.). С 1880 г. — оберпрокурор Св. Синода.

     Перейти на этот раздел

  

1421. "Русскость и царизм испокон веков были отчужденнейшими между собой явлениями, не сочетались вместе. Кто понимает русскую сущность, и именно религиозно, тот всегда будет вынужден найти, что стремление в действительно нужный момент отрешиться от царизма является чем-то само собой разумеющимся. Но подумайте, что духовная установка: "Христос есть дух" — является наивнутреннейшим началом, которое связано с благороднейшей культурой души сознательной, и вот, это сталкивается теперь, в период брожения социализма, с тем, что живет в душе ощущающей. ... Нет ничего удивительного в том, что распространение социализма в восточной части Европы принимает формы, которые вообще непостижимы, представляют собой неорганические перебои между культурой души сознательной и культурой души ощущающей". 185(9)

     Перейти на этот раздел

  

1428. "На Востоке силы больше действуют непосредственно на физ. тело. ...Эф. тело у народов Восточной Европы сформировалось в прошлом. ... На Востоке мысли как бы струятся из земли, чтобы подготовить людей к будущей эволюции". 158(3)

     Перейти на этот раздел

  

1429. "Все задатки мышления у человека Востока таковы, что они склоняются к имагинации, если даже эти имагинации иногда, как у Вл. Соловьева, схватываются абстрактными понятиями". 200(3)

     Перейти на этот раздел

  

1430. Душа русского народа парит в высях, "в то время, как внизу действуют отдельные люди с их душевными силами; но до них не доходят силы Души народа. Поэтому мы видим у людей Востока, как отдельные душевные силы, которые еще не поняты как стадия развития, анархически действуют одна сквозь другую. Поскольку народнодушевное не вызывает в них внутренней гармонии, три душевные силы действуют анархично сквозь друг друга и не находят возможности прийти в гармоническое взаимоотношение". И это не нравится людям Запада. "Мужество и сила присущи натуре 3игфрида, смирение, непосредственная жертвенность — натуре Ильи Муромца". Последний чувствует Божественно-духовное в отдалении, а не как нечто непосредственное в его душе, чему он мог бы принести жертву как Высшему и служить как борец. 64 с.299-300

     Перейти на этот раздел

  

1437. Славянофил Хомяков. "Он еще схватывал дело с духовным знанием". С ним в чем-то единодушен был Орест Миллер* . Вл. Соловьев указывает на некое облачное духовное образование, стоящее в высях над отдельным человеком в духовном отдалении и воздействующее на душу народа. Оно осуществляет через русский народ некую миссию. У него не идет речь о том, что Душа народа должна стать силой в отдельной душе, как это имеет место у немцев. Борис Чичерин (1828-1904), гегельянец, напротив, утверждал, что "в действительности лишь только то, что человек может постичь в своей душе, может быть передано русской сути". Его главная работа "Наука и религия". 64 с.309-311

________________________________
* Орест Федорович Миллер (1834-1889), профессор древнерусской литературы в Петербурге. Принадлежал к умеренным славянофилам.

     Перейти на этот раздел

  

1438. "В Соловьеве живет нечто такое, что религию, искусство и науку представляет как единство". Он вполне владеет философской терминологией Запада, но для чувства он словно бы восстает из спора, что произошел на Никейском соборе (325 г.).
     "На Востоке (в России) мы видим отзвук того, что было (некогда) единством религии, искусства и науки". 83 с.102-104

     Перейти на этот раздел

  

1441. "На Западе теперь вырабатывается, скажем, марксизм. Что такое марксизм? — Я с одинаковым успехом мог бы назвать и что-то другое. — Что такое марксизм? — Это теория, выражающая в понятиях такой образ действительности ... где все люди могут жить совместно в социальном отношении.
     На Востоке подготовляется такая духовность, для которой будет полнейшей бессмыслицей сплетать нечто вроде общезначимой теории относительно совместной жизни людей; для мировоззрения Востока это будет полнейшей бессмыслицей. Ибо скажут: нельзя зафиксировать то, как люди должны жить совместно; это должен сказать сам каждый отдельный человек... это должно само развиться в совместной жизни людей. ... определенный индивидуализм, но действительно творческий индивидуализм подготовляется на Востоке". 176(8)

     Перейти на этот раздел

  

Спиритуальность, религия

1457."На Западе мы находим следующие друг за другом, находящиеся один возле другого миры. На Востоке же мы находим прежде всего отчетливое сознание о мире космического Отца. Все, что творчески деятельно в воздухе, огне, вообще в элементах, находящихся в земле и под землей, выступает нам навстречу в большом, емком понятии, которое в то же время является и общим ощущением, — в понятии Небесного Отца. Как мы, например, представляем себе мир Девахана, оплодотворяющим Землю, так с Востока нам навстречу выступает этот небесный мир, мир Отца, оплодотворяющего то, что ощущается как Материнское начало: Дух Земли. У нас нет иного выражения и иного средства для того, чтобы представить себе Универсального Духа Земли, как только образ оплодотворения Материнского Существа Земли. Здесь противостоят друг другу не единичные фигуры индивидуальных богов, а два мира. И этим двум мирам как третий мир предстает то, что ощущается как благословенное Дитя обоих. Это не индивидуальное существо, не душевное ощущение, но рожденное от Небесного Отца и Матери Земли. Так ощущается духовное отношение Девахана к Земле. Возникающее здесь как благословение, как весна, как расцвет и рост в материнском теле, это ощущается совершенно духовным, а что расцветает и растет в душе — ощущается как мир и одновременно как благословенное Дитя Небесного Отца и земной Матери. Эти представления в их универсальности мы находим в продвинувшихся на Запад славянских народах. Подобного универсального ощущения мы не находим ни в какой западноевропейской мифологии. ... В благословенном Дитяти, опять-таки, заключается мир, проникающий собой другой мир. Этот мир, правда, представляется уже индивидуальным потому, что он связан с физическим Солнцем и его светом. Это Существо, часто встречающееся в персидской мифологии, имеет и славянский элемент, хотя в иначе выработанной форме ощущения и представления; этот славянский элемент содержит Солнечное Существо, которое вливает свою благодать в три другие мира, так что судьба человека вовлечена в творение, в Землю, дарованную силой оплодотворения земной Матери Небесным Отцом, и силой того, что несет в эти два мира Солнечный Дух. Пятый мир — тот, который объемлет все духовное. Восточноевропейский элемент ощущает лежащий в основе всех сил природы и всей твари духовный мир. Но его мы должны представлять себе в совершенно ином оттенке ощущения, быть может более связанным с существом, фактами и творениями природы". 121 /10/

     Перейти на этот раздел

  

1458."Под позорным внешним игом в душах неразвитых жителей Восточной Европы развиваются будущие времена. Примечательно, что уже в IX в. от остальной Европы на Восток было отодвинуто то, что должно было остаться незапятнанным Западом, что позднее приняло форму русского царства и внутренне удивительным образом сохранило прошлое и в оболочке прошлого, старого, как в коконе, подготовляло новое для будущей культуры. Мистериальный культ, можно сказать, еще существует в среде русского народа, мистериальные представления живут у русского народа, которому мало понятны абстрактные религиозные представления Запада. Этот народ во многом наполнен, самым глубочайшим образом наполнен внутренне-культовыми формами, тем, что человеческую душу в образной форме переносит к Божественному. Внутри собственной души чувствует человек на Востоке то, о чем западная религия говорит как о "Роntifex", т. е. как о строителе моста к духовному. Но на Востоке человек с древности сохранил столь много, сколько необходимо для того, чтобы не соприкасаясь с новым, с материализмом, по меньшей мере сохранить свободным мост в духовное". 182(4)

     Перейти на этот раздел

  

1469."У людей Востока, уже начиная с русского народа, затем у всех азиатских народов России, которые играют лишь вспомогательную роль, задача заключается в том, чтобы противостоять натиску, напору инстинктивного, само собой разумеющегося развития души сознательной. Люди Востока не хотят в наше время основную душевную способность, способность к интеллектуальности смешивать с переживаниями; они хотят ее отделить и сберечь для позднейшего времени, для 6-й послеатлантической эпохи, где должно иметь место ее слияние с тем, чего человек не имеет сегодня — с развитым Самодухом". 186(7)

     Перейти на этот раздел

  

1476."Многие из вас (русских), быть может большинство или даже все, чувствуют — хотя и объясняют это, может быть, иначе — боль, страдание от разлуки с Душой народа, от временной разлуки с вашей народной Душой. ... чувствуют нужду в поддержке, в новом поощрении своей воли и силы .... Решитесь рассматривать это как девственность вашей воли, решитесь отнестись к этому как к такой воле, которая еще осталась незатронутой и которая ожидает активного поощрения импульсом духовного познания. Дайте импульсу духовного познания стать вашей волей. Попытайтесь претворить страдание в силу, слабую волю — в веление духовного знания в вашем собственном существе; этим вы сможете вступить в саму жизнь этого духовного знания! Попытайтесь объяснить себе иначе то, что в вас еще слабо, не завершено в себе. Вы сможете стать лучшими носителями духопознания".
     "Подумайте над тем, что души, которые теперь находятся в ваших телах, не предназначены к тому, чтобы в следующей инкарнации опять воплотиться только на Востоке Европы. Но в следующую инкарнацию они предназначены к распределению по всей Земле. И между смертью и рождением, перед вступлением в новую инкарнацию, определенный рок предстанет перед вами и скажет одному: ты исполнил свое задание; то, что ты принял в свое существо на Земле, что может быть принято только на Востоке Европы, ты можешь нести дальше в мир. Другому он скажет: ты этого не можешь сделать!"
     "Вы (русские) находитесь в своеобразном положении. В определенном смысле оно противоположно тому народу, который заселяет Землю для восходящего ненадолго блеска. Ваше положение противоположно североамериканскому народу".
     Происхождение всего, что идет из американской культуры, вплоть до мелочей, можно показать по доступным учебникам истории и вывести из истории культуры предшествующих столетий. Здесь все открыто, все является произведением человека. Но спросите, откуда идет ваша народность (русская), откуда происходит ваша духовная жизнь, все то лучшее, что вы можете лелеять в вашей душе, — вы не найдете этого на Земле! Оно коренится в духовном мире. Это организм, живое существо, а не карточный домик (как это имеет место у североамериканцев)! Эти вещи не должны давать вам повода к гордыне, а лишь к смирению, к скромности, т. к. отсюда нужно извлечь не удальство самосознания, а чувство ответственности".
     Полезно отыскивать старое наследие, старые традиции, чтобы показать, насколько в них вершит Божественное; но к духопознанию человек подходит как раз тогда, когда он несет в себе душу, в которой вершит не нечто древнее, старческое, но душу, какой несете ее вы (русские), свежую, непосредственную душу, которую вне влияния всех традиций вы несете навстречу духопознанию. От ваших душ импульс духопознания требует жизненной, а не просто познавательной силы". 158(11)

     Перейти на этот раздел

  

1477."Родиться русским означает, что человек, проходя через различные инкарнации, создал предпосылки к тому, чтобы на своей земной жизненной стезе достичь переживания того, что можно пережить лишь благодаря тому, что от рождения до смерти человек странствует в телесности. ... Если бы дано большое преимущество он не мог этого пережить дано большое преимущество, то утратил бы то (главное), что должен выработать от воплощения к воплощению". 158(1)

     Перейти на этот раздел

  

Россия и Европа

1478."Часто рассказывается, будто однажды русско-славянское население обратилось к варягам и сказало: наша земля прекрасна, но порядка в ней нет, придите и наведите порядок! Учредите у нас некий род государства! — Этот добродушный рассказ, который как будто бы означает исходный пункт русской истории, есть не более, чем легенда, абсолютно лишенная всякого исторического основания. Такого никогда не было. На самом деле варяги вторглись как завоеватели и никто их не звал. И тем не менее эта легенда имеет большее историческое значение, чем подлинные исторические события. Ибо она носит пророческий характер, говорит о том, что только еще произойдет, а не о том, что было в прошлом. Что должно развиться на Востоке, может быть развито благодаря тому, что способности восточных народов будут приложены к принятию созданного культурой Запада, чтобы разрабатывать дальше, дать оплодотворить себя тем, что создал Запад. Это составит в будущем задачу восточных народов. Вкратце можно так охарактеризовать сущность русского народа. Если мы действительно рассматриваем народ, а не то ложное сообщество, которое теперь управляет русским народом, то нам должно стать ясно, что русская душа одарена широчайшим образом, что она, в сущности, одарена всем; но когда она начнет все более и более развертывать свою миссию в развитии мира и человечества, то обнаружится, что в среде человечества должно быть еще нечто такое, что можно назвать одаренностью без продуктивной силы. Одаренность будет все более и более возрастать. Для среднеевропейца характерно, что одаренность он соединяет с духовной силой, так что образуется "тот, кто всегда старается стремиться..." Он интимно живет со своим народным Духом; что он хочет понять — он тут же старается воспроизвести; это грандиозно выразилось в философии Фихте, где Я, дабы понять себя, хочет постоянно производить (лишь позднее поймут величие этой философии).
     Все это, так отличающее среднеевропейца, представляет собой полярную противоположность существующему в Восточной Европе. Русские души исключительно восприимчивы, они исключительно одарены для восприятия, и если в отношении их говорят о производстве, то заблуждаются. Они призваны к тому, чтобы развивать одаренность без производства. ... В будущем раздастся призыв с Востока к Западу: у нас прекрасная земля, но порядка в ней нет — ибо беспорядок будет только возрастать, — придите и наведите порядок! — Европа призвана к тому, чтобы духовное производство вносить на Восток. И происходящее теперь есть неразумное противоборство с тем, что в будущем все равно должно произойти. ... Было бы наибольшим несчастьем, если бы Восток Европы, если бы Россия одержала победу в этом процессе; это было бы большим несчастьем не для Средней Европы, но для самой России, наибольшим несчастьем, если его рассматривать внутренне. Так стоим мы перед трагическим моментом исторического развития человечества, когда Восток всеми силами стремится к тому, о чем в будущем станет сожалеть. Ибо ему грозит полный упадок, если он не позволит оплодотворить себя духовной жизнью того, что для него является Западом, непосредственно граничащим с ним Западом. Запад же в дальнейшем развитии своей культуры должен произвести то, что является живой духовной жизнью, а не просто идеализмом. ... Эта живая духовная жизнь станет как бы духовным Солнцем, которое будет двигаться с запада на восток, в направлении, противоположном физическому Солнцу. И обыкновенный русский человек будет все более понимать, сколь малого он может достичь через самого себя ... сколь большой грех совершает он, производя насилие над западноевропейской культурой. Примечательные проблески этого мы можем уже ощутить. Я имею в виду некое выступающее на Востоке и невозможное на Западе мировоззрение, которое не назовешь иначе, как мировоззрением босяков, некоего рода философией босяков... мировоззрение тех, которые абсолютно не верят, что человек может иметь еще нечто кроме того, что странствует от рождения до смерти". (Далее д-р Штайнер в лекции читает для иллюстрации отрывок из "На дне" Горького. Отрывок, в свою очередь, взят из книги Мережковского "Поход черни"). 159(6)

     Перейти на этот раздел

  


     662
. В "Братьях Карамазовых" Достоевского у Дмитрия преобладает Я, у Алеши — астр.тело, у Ивана — эф.тело, у Смердякова — физ.тело. Дмитрий описан Достоевским так, что над ним как бы тяготеет наследственность; и еще он хочет описать в нем русского, ибо он постоянно хочет описать истинно русское. Дмитрий не знает культуры Запада и действует целиком из русского инстинкта. Иван же, напротив, — западник, он был в Париже, наполнен идеями западного материалистического мировоззрения, но оно у него пронизано русскими раздумьями. В его дискуссиях присутствует туман инстинктов со всяческими мыслями современной духовной культуры. В Алеше инстинкты соединяются с мистикой. Они в нем также имеют наклонность к преступному, как и у Дмитрия, т.е. идут из нижнего, но направляются в иную сторону — к вере в божественную любовь.
     "Само собой разумеется, абсолютно нечего возразить против использования таких образов в искусстве. Ибо все существующее в действительности может стать предметом искусства. Но дело заключается не в "что", а в том, "как" должно оно быть пронизано сутью и тканием духовного. Благодаря особым отношениям, которые я не раз излагал особенно в связи с русской культурой, именно в Достоевском выразилось то, что должно иметь место в развитии человечества, когда в русской жизни будет господствовать спиритуальность единственно лишь через дальнейшее развитие природных отношений, какими я их недавно противопоставлял спиритуальным отношениям. Достоевский изначально был воплощенным ненавистником немцев. Он сделал это инстинктивной своей задачей: не дать повлиять на свою душу западноевропейской культуре, он хотел остаться лишь с постижением мировых обликов в упоении, в опьянении, когда они подступали к нему, и тщательно избегал видеть что-либо спиритуальное в физическом волнении, которое перекатывалось через его душу. И вместо того, чтобы из глубин душевного постигать образы, он извлекал их из подоснов чисто физической природы, которая у него сама была нездоровой. И это затем действовало в людях, которые забывали о возможности взойти в духовное. Это действовало в людях, природа которых была к тому же способна, я бы сказал, болезненное кипение и варение, действующее во внутренностях человека, преобразовывать в искусство с исключением всего духовного. И без этого повествование было бы лишь описанием, безвкусным и деревянным. Поскольку же это действует из подсознательного, болезненного, истерического, то оно становится интересным, и во многих отношениях даже очень интересным, именно благодаря той парадоксальности, которая выступает в том случае, когда без единой искры спиритуальной жизни, я бы сказал, душой, которой ведь Достоевский обладает в высшей степени, излагается просто физическое бытие мира".
     Рассказ об инквизиторе — это грандиозная идея, выраженная еще более грандиозно. "Но он стоит в произведении, представляющем собой истерическое воспроизведение действительности, и потому с ним вместе не выступают те большие импульсы, что проходят через мировое свершение. У Достоевского не выступает наглядно спиритуальное, а только внешность Христа, которая вновь воплощается здесь и, так сказать, в пух и прах разбивается великим инквизитором". 167 (1)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru