Главная / Предметный указатель / /
РОССИЯ — опасности |
1443. "На Востоке, в Азии и в европейской части России, через культуру проходит господство Люцифера. ... перед русской культурой стоит опасность стать опутанной Люцифером. Она находится на пути к этому". 159(10) Перейти на этот раздел
1444. Современная журналистика говорит о больших людях, таких как Гете, Шиллер, Достоевский, в одинаковом смысле. Однако если сравнить такие вещи, как "Вильгельм Майстер" и "Братья Карамазовы", то с эстетической точки зрения вторую вещь следует назвать литературой с черного хода. Не подлежит сомнению величие Толстого. И все же, наравне с этим, тот, кто внимательно читал его первые большие произведения, когда они стали переводиться на немецкий язык, мог бы сказать себе: да, здесь перед нами большой дух с Востока, но он с горчайшей ненавистью и с полнейшим презрением говорит о немецком. — И если этого не касались в самом начале, то только потому, что в первых переводах кое-что было опущено или заменено чем-то другим. Мы живем в такое время, когда суждение должно быть конкретным и острым. В эти дни разгорается ненависть между народами, и следует знать, как эта ненависть развивалась. 167(1) Перейти на этот раздел
1447. "Толстой явил собой односторонность, проявившуюся в полном заглушении внешней жизни. И как болезненно, как бесконечно болезненно ощущается то, что он является такой односторонностью. Подумайте о чудовищном контрасте между воззрениями Толстого, под властью которых находится большая часть интеллектуальной России, и тем, что в эти дни ползет к нам оттуда. О, это один из ужаснейших контрастов, какие только можно себе представить". 169(3) Бердяев исходит из одного предрассудка, который показывает, что он не имеет ни малейшего представления о том, "что русский Восток готовит для 6-ой послеатлантической эпохи. ... Он находит удивительным тот факт — а как русский философ он должен это знать, — что в России, в отличие от цивилизованного западного мира, когда дело касается философии, совершенно неправильный смысл вкладывается в то, что на Западе называют истиной. ... в России философскую истину принимают лишь постольку, поскольку она служит жизни, поскольку она нужна для непосредственного понимания жизни. Например, социалист интересуется философией постольку, поскольку надеется, что та или иная философия может оправдать его социализм. Также ортодоксальный богослов интересуется какой-либо философией иначе, чем западный теолог не потому, что философия содержит истину, а потому, что она может дать ему основание, оправдание его ортодоксальной веры и т. п. ... Постижение жизни, с точки зрения философии в настоящее время неправомерно, но в этом содержится семя будущего постижения". 186(9) Перейти на этот раздел
1467."Что характерно для Самодуха? Он подходит к человеку и погружается в него. К Я человек стремится; он также стремится и к трем членам души; а Самодух сам погружается в человека. Однажды действительный Самодух погрузится в людей на Востоке... но для этого необходимо подготовление ... подготовление к восприниманию. И что другое, по сути говоря, делал русский народ кроме воспринимания? ... Сначала было воспринято византийское Христианство, которое низошло, подобно облаку и затем распростерлось вширь; при Петре I была воспринята западноевропейская культура. Русское тогда будет в своем истинном элементе, когда продвинется столь далеко, что поймет: то, чем обладает Западная Европа, должно быть воспринято, подобно тому, как германцы восприняли Христианство или в лице Гете восприняли греческое. Так должно продолжаться еще до определенного времени. Но поскольку против того, что должны воспринимать люди на Востоке, восстает их физ. тело, то и весь Восток восстает против того, что к нему должно прийти. А прийти должен Самодух. "Идущее же с Запада — не Самодух. Но через идущее оттуда души подготовляются к восприниманию. Поэтому как русский смотрит на других людей? — Как на "противостояших", как на тех, кто парит на крыльях своего сознания. Поэтому, если все другие люди для итальянца чужие, француза — варвары, британца — конкуренты, немца — противники, то для русского они — еретики. Поэтому до сего времени русские, по сути говоря, ведут только религиозные войны!" 157(2) Перейти на этот раздел
1475."На Западе люди должны иметь чувство, что они грешат против человечества, если, имея возможность получить нечто из Духовной науки, не хотят этого принять, отклоняют это; тогда они совершают грех против человечества! Это трудно постичь ... ибо нужно обладать почти трансцендентальным чувством долга, чтобы быть в состоянии нести такое обязательство, такое чувство ответственности по отношению к человечеству. Вам (русским) ваша народная Душа говорит, что она сама обязывает вас. Что же касается человечества, то ваши обязанности по отношению к нему взяла на себя сама народная Душа; вам осталось лишь найти ее, эту Душу народа; вам осталось лишь предоставить ей говорить через ваши мысли, ощущения и волевые импульсы, и, чувствуя ответственность перед вашей народной Душой, вы одновременно исполните долг и перед человечеством. Поэтому и пространственно вы поставлены между европейским Западом ... и азиатским Востоком. Вы расположены между. В этом, географически, я бы сказал, трудном, положении вы, может быть, никогда бы не смогли выполнить вашего задания по отношению к спиритуальной культуре человечества, если бы вам пришлось думать только об обязательствах перед человечеством; ибо искушения станут чудовищно велики, когда к влиянию европейского Запада, с одной стороны, который уже многих детей вашей народной Души привел к неверности самим себе ... подойдет с Востока второе искушение, когда придет власть спиритуальной культуры. Тогда станет долгом знание того, что при всем величии спиритуальной культуры Востока современный человек должен сказать себе: не прошедшее должны мы нести в будущее, а новые импульсы. ... Если вы исполните обязательство по отношению к вашей народной Душе, то придет время, когда Европа начнет понемногу понимать, чем, собственно, является Импульс Христа в духовном развитии человечества". "Я говорю с чувстве ответственности потому, что вы, дорогие друзья, являетесь детьми этой русской народной Души. Она вершит и действует в вас, и вы ответственны перед ней. Отнеситесь к моим словам непредвзято. Много, много и часто говорила ко мне русская Душа. Особенно трагично выступили передо мной ее сообщения в 1900-х годах ... в них проступало: как мало, в сущности, еще и в наши дни русская Душа встречает понимания. ... Подумайте, дорогие друзья, об упомянутом чувстве ответственности, подумайте о том, что на вас возложено задание достойно предстать перед русской народной Душой, и вы должны понять ее томление по свободному от всего личного вашему духовному познанию. Если вы постигнете науку о духе в стремлении ее самого внутреннего импульса, тогда вы сможете задать много вопросов, которые могут возникнуть только из русской души: душевных вопросов к духовным вопросам современного духопознания. ... Вопросы, которые могут идти только с Востока Европы, — до сих пор их мне ставила только русская народная Душа на высших планах. Я должен был часто думать о том, что детям этой народной Души предстоит еще немалый путь, чтобы понять их народную Душу, чтобы понять то, о чем томится их народная Душа и то многое ... что отделяет их от народной Души. Не бойтесь поэтому искать путь к вашей народной Душе... Из сил вашей народной Души, мои дорогие друзья, вы обретете те вопросы, без ответа на которые не сможет существовать человечество будущего; и при этом не бойтесь выйти за пределы личного интереса. ... Но не забудьте в то же время одного: что в состоянии высоко поднять человека, что может привести его к прекрасным, светом исполненным мировым высотам, — оно особенно подвержено опасности подпасть заблуждениям; вы должны духовное начало исполнить душевностью, вы должны обрести душу для духа. Вы можете это сделать, потому что русская народная Душа обладает неизмеримыми глубинами и возможностями грядущего; но необходимо, чтобы вы осознали, что душевное, которое может подняться к духу, которое должно исполнить собой дух, ставит вас перед большой опасностью потерять самих себя и увязнуть в личном, в индивидуально-личном, потерять себя в личном как таковом. Потому что личное становится как раз сильным, когда идет из душевного элемента. На вашем пути не возникнут те препятствия, которые так часто возникают в Западной и Центральной Европе. Вы не рождены для скептицизма. Скептицизм может найти к вам путь только через прививку с Запада. В области оккультизма, где шарлатанство часто вплотную примыкает к истине, вы сможете силой определенного ощущения отличить истину от неистинны и нечестности. Не скептицизм и не цинизм будут вашей опасностью; ваша опасность таится в мощи личного душевного элемента, который способен окутать вас астральными облаками, через которые вы тогда не сможете проникнуть к объективному духовному. Ваша пылкость, ваш жар могут окутать вас аурическим облаком, не пропуская духовное; мня себя в воодушевлении духовным, вы можете этим воодушевлением помешать духу найти к вам путь. Попытайтесь осознать, что вам в идеальном, в спиритуальном смысле дано большое преимущество: вам дозволено иметь частный интерес к спиритуальному, потому что вы, т. е. ваша народная Душа, как никакой другой народ, предназначены принять духовное знание как частный интерес русской народности, как нечто такое, что вы можете лелеять и о чем вы можете заботиться как о чем-то совершенно вашем собственном (тогда как в Средней Европе Духовную науку принимают как еще совсем возвышенную над всем человеческим божественную силу); ибо вы снабжены силой, предназначены к тому, чтобы вдохнуть душу в дух. ... От вас зависит привести сказанное к осуществлению, развить не только чувство и волю, но прежде всего развить энергию и выдержку; меньше — если уж касаться практической стороны вопроса, — меньше говорить о том, как должно развиваться духовное знание на Западе, каково оно должно быть в России и т. д., что хорошо для одного, что для другого; но вобрать в себя это Духовное знание, вобрать, соединить с душой, с сердцем. Все остальное приложится". 158(10) Перейти на этот раздел
1476."Многие из вас (русских), быть может большинство или даже все, чувствуют — хотя и объясняют это, может быть, иначе — боль, страдание от разлуки с Душой народа, от временной разлуки с вашей народной Душой. ... чувствуют нужду в поддержке, в новом поощрении своей воли и силы .... Решитесь рассматривать это как девственность вашей воли, решитесь отнестись к этому как к такой воле, которая еще осталась незатронутой и которая ожидает активного поощрения импульсом духовного познания. Дайте импульсу духовного познания стать вашей волей. Попытайтесь претворить страдание в силу, слабую волю — в веление духовного знания в вашем собственном существе; этим вы сможете вступить в саму жизнь этого духовного знания! Попытайтесь объяснить себе иначе то, что в вас еще слабо, не завершено в себе. Вы сможете стать лучшими носителями духопознания".
"Подумайте над тем, что души, которые теперь находятся в ваших телах, не предназначены к тому, чтобы в следующей инкарнации опять воплотиться только на Востоке Европы. Но в следующую инкарнацию они предназначены к распределению по всей Земле. И между смертью и рождением, перед вступлением в новую инкарнацию, определенный рок предстанет перед вами и скажет одному: ты исполнил свое задание; то, что ты принял в свое существо на Земле, что может быть принято только на Востоке Европы, ты можешь нести дальше в мир. Другому он скажет: ты этого не можешь сделать!" "Вы (русские) находитесь в своеобразном положении. В определенном смысле оно противоположно тому народу, который заселяет Землю для восходящего ненадолго блеска. Ваше положение противоположно североамериканскому народу".
Происхождение всего, что идет из американской культуры, вплоть до мелочей, можно показать по доступным учебникам истории и вывести из истории культуры предшествующих столетий. Здесь все открыто, все является произведением человека. Но спросите, откуда идет ваша народность (русская), откуда происходит ваша духовная жизнь, все то лучшее, что вы можете лелеять в вашей душе, — вы не найдете этого на Земле! Оно коренится в духовном мире. Это организм, живое существо, а не карточный домик (как это имеет место у североамериканцев)! Эти вещи не должны давать вам повода к гордыне, а лишь к смирению, к скромности, т. к. отсюда нужно извлечь не удальство самосознания, а чувство ответственности". Полезно отыскивать старое наследие, старые традиции, чтобы показать, насколько в них вершит Божественное;
но к духопознанию человек подходит как раз тогда, когда он несет в себе душу, в которой вершит не нечто древнее, старческое, но душу, какой несете ее вы (русские), свежую, непосредственную душу, которую вне влияния всех традиций вы несете навстречу духопознанию. От ваших душ импульс духопознания требует жизненной, а не просто познавательной силы". 158(11) Перейти на этот раздел
Россия и Европа
1478."Часто рассказывается, будто однажды русско-славянское население обратилось к варягам и сказало: наша земля прекрасна, но порядка в ней нет, придите и наведите порядок! Учредите у нас некий род государства! — Этот добродушный рассказ, который как будто бы означает исходный пункт русской истории, есть не более, чем легенда, абсолютно лишенная всякого исторического основания. Такого никогда не было. На самом деле варяги вторглись как завоеватели и никто их не звал. И тем не менее эта легенда имеет большее историческое значение, чем подлинные исторические события. Ибо она носит пророческий характер, говорит о том, что только еще произойдет, а не о том, что было в прошлом. Что должно развиться на Востоке, может быть развито благодаря тому, что способности восточных народов будут приложены к принятию созданного культурой Запада, чтобы разрабатывать дальше, дать оплодотворить себя тем, что создал Запад. Это составит в будущем задачу восточных народов. Вкратце можно так охарактеризовать сущность русского народа. Если мы действительно рассматриваем народ, а не то ложное сообщество, которое теперь управляет русским народом, то нам должно стать ясно, что русская душа одарена широчайшим образом, что она, в сущности, одарена всем; но когда она начнет все более и более развертывать свою миссию в развитии мира и человечества, то обнаружится, что в среде человечества должно быть еще нечто такое, что можно назвать одаренностью без продуктивной силы. Одаренность будет все более и более возрастать. Для среднеевропейца характерно, что одаренность он соединяет с духовной силой, так что образуется "тот, кто всегда старается стремиться..." Он интимно живет со своим народным Духом; что он хочет понять — он тут же старается воспроизвести; это грандиозно выразилось в философии Фихте, где Я, дабы понять себя, хочет постоянно производить (лишь позднее поймут величие этой философии). Все это, так отличающее среднеевропейца, представляет собой полярную противоположность существующему в Восточной Европе. Русские души исключительно восприимчивы, они исключительно одарены для восприятия, и если в отношении их говорят о производстве, то заблуждаются. Они призваны к тому, чтобы развивать одаренность без производства. ... В будущем раздастся призыв с Востока к Западу: у нас прекрасная земля, но порядка в ней нет — ибо беспорядок будет только возрастать, — придите и наведите порядок! — Европа призвана к тому, чтобы духовное производство вносить на Восток. И происходящее теперь есть неразумное противоборство с тем, что в будущем все равно должно произойти. ... Было бы наибольшим несчастьем, если бы Восток Европы, если бы Россия одержала победу в этом процессе; это было бы большим несчастьем не для Средней Европы, но для самой России, наибольшим несчастьем, если его рассматривать внутренне. Так стоим мы перед трагическим моментом исторического развития человечества, когда Восток всеми силами стремится к тому, о чем в будущем станет сожалеть. Ибо ему грозит полный упадок, если он не позволит оплодотворить себя духовной жизнью того, что для него является Западом, непосредственно граничащим с ним Западом. Запад же в дальнейшем развитии своей культуры должен произвести то, что является живой духовной жизнью, а не просто идеализмом. ... Эта живая духовная жизнь станет как бы духовным Солнцем, которое будет двигаться с запада на восток, в направлении, противоположном физическому Солнцу. И обыкновенный русский человек будет все более понимать, сколь малого он может достичь через самого себя ... сколь большой грех совершает он, производя насилие над западноевропейской культурой. Примечательные проблески этого мы можем уже ощутить. Я имею в виду некое выступающее на Востоке и невозможное на Западе мировоззрение, которое не назовешь иначе, как мировоззрением босяков, некоего рода философией босяков... мировоззрение тех, которые абсолютно не верят, что человек может иметь еще нечто кроме того, что странствует от рождения до смерти". (Далее д-р Штайнер в лекции читает для иллюстрации отрывок из "На дне" Горького. Отрывок, в свою очередь, взят из книги Мережковского "Поход черни"). 159(6) Перейти на этот раздел
1480."Мы видим, как был воспринят Шеллинг в русскую духовную жизнь, как было воспринято его колоссальное воззрение на природу, а в особенности на историю — русские в воззрении на природу особого смысла не видят. Но существенное не было понято на Востоке Европы, духовная жизнь Средней и вообще Западной Европы была там отклонена: жизнь душой в развитии природы и духа. Фихте, Шеллинг и Гегель оплодотворили славянофилов 30-х годов, но поняты были ими поверхностно. Они даже не подозревали, что "Фихте, Шеллинг и Гегель были инструментами воли, души мышления. ... и так могло случиться, что живущий в отношении смысла познания еще в средневековых чувствах русизм именно Фихте, Шеллинга и Гегеля воспринял так, что в ходе 19 в. выработал себе почти великое в своем безумии воззрение, представляющее собой поистине род переложения в область литературы и познания — фальшивого, нет ли — политического завета Петра Великого". Как общее убеждение русского мировоззрения выступает: западная культура стара, она отмирает и русская сущность должна ее заменить, в этом ее миссия. 65 с.441-3 Перейти на этот раздел
1488."Чудесной мудростью, я бы сказал, русская народная Душа была убережена от всего упадочного, декадентского в развитии. Но теперь она должна быть отравлена через ленинизм и троцкизм. Она должна быть заражена тем, что в случае, если бы оно завоевало господство, из всей земной культуры исключило бы дух. Этого, само собой разумеется, не должно быть. Но если этого и не должно быть, оно все же является результатом, духовным результатом... определенного внутреннего сладострастия, которое хотели развивать в душе в виде мистических снов... определенного презрения к миру. ... Дело же заключается в желании постигать через дух действительность". 182(4) Перейти на этот раздел
1453.Россия — это "мир, исполненный настроения ожидания, что естественно для того, что должно прийти и что не должно завоевываться мечами и пушками. Поэтому столь лжив панславизм". 157(2) Перейти на этот раздел
1454.Владимир Соловьев. "Хотя можно заметить, что в каждой строке он пишет как русский, тем не менее он стоит над народностью". В молодости он примыкал к панславистам. Но затем он спросил себя: действительно ли то, что говорят панслависты и славянофилы проистекает из русской сущности? И он обнаружил... что большая часть их мыслеформ, утверждений, намерений перенята ими от дружественного иезуитам французского философа де-Местра, что он является учителем славянофилов в области мировоззрения. Соловьев доказал, что панславизм возрос не на собственной почве, а произошел от де-Местра* . И он доказал более того. Он отыскал одну давно забытую немецкую книгу XIX в., которую в Германии никто не знал. Целые куски оттуда панслависты переписывали в свою литературу. Так что же это за удивительное явление? Полагают, что с Востока идет нечто, могущее возникнуть на Востоке (панслависты утверждали, что свежие силы Востока должны обновить культуру Запада), а в действительности это оказывается чисто западным импортом". 159(8)
______________________________
*Иосиф Мария Конте де-Местр (1753-1822). В своей государственной философии выступал за абсолютизм и феодальный строй общества. В католицизме и примате папы видел основу государственной и социальной жизни.
Перейти на этот раздел
1455.Вл. Соловьев "исследовал сочинения Данилевского и его последователей, Каткова и Аксакова. И он нашел, что эти люди бросаются "зажигательными средствами" в Запад, а мыслеформы у них и вся логика заимствованы у французского воспитанника иезуитов Иосифа де-Местра". Он смог доказать, что мысли славянофилов несут тот отпечаток западноевропейского духа, который напечатлен папством. Далее он открыл, что немало славянофилы позаимствовали из книги Бержерета "Принципы политики". Наконец, он обнаружил книгу Генриха Рюккерта (1823-1875) "Учебник мировой истории в органическом развитии" (1857), из которой “русские патриоты" немало повыписывали. И Соловьев говорит: "Наши патриоты клянут разные воззрения, поскольку они масонские. В таком случае их собственное воззрение на Россию и патриотизм заслуживает двойного осуждения: с нашей и с их точки зрения, ибо они разрослись на чужой, не русской, рабской чужеземной почве". Не так уж много друзей осталось у Вл. Соловьева после этих его разоблачений. 64 с. 317-318 Перейти на этот раздел
1461."Особенно эффективным средством, если хотят развитие ввести в ложный фарватер, на который можно влиять с помощью знаний западных оккультных центров, является обработка Востока в том направлении, чтобы он свои ценности развивал чисто религиозно, избегая всякого знания, и придерживался бы этого и в будущем. Вожди западных тайных кругов позаботятся о том, чтобы существовала просто наука и отдельно от нее — религия, чтобы синтеза религии со знанием, взаимодействия веры и знания там не было. Но они позаботятся также и о том, чтобы та наука, которая в другом случае также переходит в содержание религии, действовала лишь втайне, чтобы она элементарным образом пронизывала важнейшие дела человечества, политическое водительство Земли, имеющее целью обеспечить британское мировое господство. Колоссальную помощь этому распространению мирового господства оказало бы то состояние, при котором страны Востока свои религиозные представления не пронизывали бы наукой. А теперь подумайте о том, насколько охотно все русские идут навстречу как раз этим стремлениям Запада. С одной стороны, в России сегодня еще живо стремление к благочестию, но при этом не хотят благочестие пронизать духовным знанием, а хотят пребывать в некой туманной мистике. Эта туманная мистика есть как раз желаемое средство для достижения господства Запада над Востоком". 186(3) Перейти на этот раздел
1461а. “Пойдите на Восток, к русским и вы получите там сильное впечатление: Отец и Сын — различны. Русскому не придет на ум впасть в заблуждение Канта, т. е. заговорить о Боге с позиций онтологии.” До Скотуса Оригены это различие переживалось совсем живо. Мы находим его и у Вл. Соловьева. 343, с. 454-455 Перейти на этот раздел
1463."Когда человек приводится на Порог Духом народа как крестным отцом, тогда этот человек, если он принадлежит к восточным народам (России), видит прежде тех духов, которые действуют в человеческом себялюбии. Он видит все то, что может дать побуждение к человеческому себялюбию. Житель западных стран, вступая на Порог, видит все это не в первую очередь. Он видит сначала ... разрушающие, ведущие назад силы. ... Поэтому на Западе идеалом посвящения является прежде всего следующее: сделать людей здоровыми, способствовать здоровью людей, чтобы все они имели внешние здоровые условия для развития. На Востоке же прежде всего из инстинктивного, только из религиозного знакомства с наукой посвящения рождается стремление почувствовать себя ничтожным, маленьким по отношению к возвышенным могуществам духовного мира. Ибо эти могущества прежде всего выступают ему навстречу из духовного мира. На величие духовного мира указывает прежде всего человек Востока, на то, что лечит себялюбие, искореняет себялюбие, поскольку опасность впасть в него особенно относится к нему. Собственно говоря, даже во внешних проявлениях характера выражается это на Востоке. И многое из того, что Западу представляется не симпатичным в восточном народном характере, происходит именно из опыта на Пороге”. 186(7) Перейти на этот раздел
|