Главная / Предметный указатель / /
РОССИЯ — и оккультизм |
Ошибка! Фрагмент 311910 не найден. Перейти на этот раздел
Медиумизм и йога. Антропософия
1264. "...сверхчувственное знание о том, как влиять на ход мира. В Англо-американском мире об этом с середины XIX в. узнают медиумическим путем. Тот путь, что, например, проложен в моей книге "Как достигнуть познания высших миров?", прямой путь, идущий из развития человеческих душевных сил, этот путь в западном мире не любят. На Западе поступают так, что выискивают людей, особенно подходящих для возвещений о духовном мире, людей более или менее обладающих медиумическими способностями. Кто не верит тому, что я сейчас говорю, за того дорого заплатят последующие поколения. Ищут медиумов. Эти медиумические личности приводятся в другое, трансовое состояние сознания. Зная определенные махинации, останавливают внешний рассудок и из таких медиумических личностей извлекают то, что им открывается, что они несут в своем подсознании. И из таких медиумических личностей, особенно в XIX в., англо-американский мир извлек принципы достижения политического преобладания над Европой и Азией. ... Люди в англо-американском мире куда умнее в обращении с подобными вещами, чем среднеевропейцы, которые просто не верят в то, что из подоснов бытия можно что-либо открыть подобным образом. Этим неверием люди замыкаются ото всех импульсов, которые могли бы помочь идти вперед в действительном движении человечества. Путь, который я здесь описал и который состоит в разузнавании сверхчувственных импульсов развития через медиумов, этот путь исключительно опасен. Ибо в телах тех, кого избирают для этого в среде англоамериканских народов, господствуют, разумеется, инстинкты англо-американской расы. И получается так, что импульсы культурно-политического развития, получаемые таким образом, окрашиваются, смешиваются с эгоизмом англо-американской расы. Благодаря именно этому эти импульсы служат эгоистической деятельности англо-американской расы". Успех англо-американской деятельности против Средней Европы обязан оккультизму западного мира. При этом ясны и методы, которыми здесь пользуются. "Стоит вам воспользоваться той логикой, которой сегодня пользуются повседневно, той логикой, к которой человек привык вследствие внешнего естествознания, и вы окажетесь перед невозможностью познать все то, что господствует социально и духовно в человеческом развитии. Поэтому люди англо-американского мира, хорошо зная об этом, ищут свои политические принципы с помощью отключения обычного логического рассудка. Ибо, приводя подходящих личностей в транс, обычный логический рассудок выключают. Медиум говорит из подоснов своей души, не пользуясь рассудком. А затем приобретенное таким образом облекают в мыслеформы здорового человеческого рассудка; тогда это можно хорошо понять, а далее использовать в практической жизни. ... Прямо противоположным образом поступают на Востоке с людьми, населяющими Азию, и с некоторыми представителями русского народа, европейского Востока". "На Востоке не пытаются через медиумические махинации, подобно жителям англо-американского мира, выключать рассудок, но наоборот, там пытаются оплодотворить рассудок, т. е. пытаются нервно-чувственного человека оплодотворить ритмическим человеком. Отсюда вы находите на Востоке... тренировку человеческой дыхательной деятельности, тренировку всего ритмического человека. ... Восточные упражнения йоги имеют целью так натренировать ритмического человека, чтобы через определенный род дыхания, через определенную технику движения сердца научиться влиять на человеческий рассудок, который в ином случае связан только с инструментом тела. Когда житель Востока отдается определенным упражнениям йоги, то он отнимает обычный ритм дыхания и обычную деятельность сердца у их естественного хода и задает им такой ход, что они приобретают влияние на рассудок, направленный обычно лишь на чувственный мир, и благодаря этому влиянию, как бы инфильтруя в себе, получают познание сверхчувственного мира. ... действительное познание сверхчувственного мира". Это познание также пронизано расовым эгоизмом. Между народно-эгоистическими импульсами Запада и расово-эгоистическими импульсами Востока зажата Средняя Европа, полагающаяся на свое естественно-научное и социальное знание, над чем смеются и с Запада, и с Востока. Путь Средней Европы — через "Как достигнуть познания высших миров?" 192(14) Перейти на этот раздел
Врожденный оккультизм Запада, Середины и Востока
1265. "Если с Востока — а под Востоком я имею в виду все то, что простирается на восток от Рейна и далее в Азию — не возникнет никакого отпора, то британское мировое господство, с распадом романско-латинского, французского элемента, разовьется в соответствии с намерениями тех сил, которые я сегодня, как уже не раз в прошлом, обозначил как стоящие за инстинктами. ... Поэтому нужно, чтобы с тем мышлением, к которому так приучены люди, не делалось всего того, о чем говорит Вудро Вильсон. ... в кругах Запада, держащих в тайне знание, зорко следят за тем, как образуются определенные вещи, приводящие при любых обстоятельствах к господству Запада над Востоком. Люди могут сегодня в своем сознании держать все, что им хочется, но в мире есть стремление основать касту господ на Западе и хозяйственную касту рабов на Востоке, который начинается от Рейна и простирается далее в Азию. Имеется в виду каста рабов не в древне-греческом смысле, но экономическая каста рабов, которая должна быть организована социалистически, для которой социальная структура должна принимать самые невероятные формы; но в сфере народов, говорящих по-английски, эти формы не должны применяться. Дело сводится к тому, чтобы народы, говорящие по-английски, сделать господами Земли. Да, той стороной это мыслится во всеобъемлющем смысле. ... Когда сегодня высказываются подобные вещи, то это делается под давлением событий времени, и легкомысленное к ним отношение поистине не позволительно. То, что я здесь высказываю, тщательно охраняется в тайне теми центрами на Западе, на которые я часто указывал. И на Западе считается само собой разумеющимся, что люди на Востоке не должны ничего знать о тех вещах, которые, как я раньше говорил, с помощью определенных методов ... становятся известными этим центрам, поскольку, сохранив их в тайне от других — и единственно лишь с помощью этого, — они хотят с их помощью основать мировое господство". "И им известно также, что эти силы дают три рода способностей, которые сейчас имеются у людей лишь в самом первоначальном зачатке. ... Во-первых, это способности к т. наз. материальному оккультизму. Через эти способности — овладение ими составляет идеал британских тайных обществ — определенные социальные формы, лежащие сегодня в основе индустриализации, должны быть поставлены на совершенно другую основу. ... Возможно создание двигателей, которые благодаря тему, что будет известна соответствующая кривая колебаний, с помощью совсем незначительного влияния со стороны человека смогут быть приведены в движение на предприятиях. Благодаря этому большое количество потребляемой сегодня человеческой силы может быть заменено чисто механической силой. ... Но механический оккультизм не только позволит обходиться без 9/10 рабочих рук, исполняющих работу сегодня, он также позволит парализовать всякий протест неудовлетворенных человеческих масс. Способность приводить в движение машины на основании закона созвучных колебаний — эта способность в широких масштабах развивается у народов, говорящих по-английски. Это знают в тех оккультных кругах. Это знание расценивается ими как дающее власть над остальными народами Земли в ходе 5-ой послеатлантической эпохи. Но в тех кругах знают и кое-что другое. Там знают, что имеются еще две способности, которые также будут развиваться. Одну из них я бы назвал евгенической. Эта евгеническая способность будет развиваться преимущественно у людей на Востоке, у народов России и ее азиатских окраин. И в описываемых кругах Запада также знают, что евгенический оккультизм не может быть развит из врожденных задатков народов, говорящих по-английски, но именно из врожденных задатков азиатских и русских народов. ... Евгеническими способностями я называю изъятие человеческого размножения у случая и произвола. У народов Востока разовьется инстинктивное, но прозрачное для сознания знание того, как параллельно определенным космическим явлениям осуществляется закон размножения, роста населения, как, будучи в созвучии с определенными звездными констелляциями, управлять зачатием и благодаря этому создавать побуждение ко вхождению в земное воплощение добрым и злым душам. ... Здесь речь идет не об абстрактном законе, а о приобретении конкретной способности, которая в каждом отдельном случае позволит знать: сейчас должно произойти зачатие, а сейчас оно не должно происходить. ... А теперь посмотрите на колоссальные социальные последствия... которые возникнут при этом! Эти способности скрыты. В тех тайных кругах народов, говорящих по-английски, хорошо знают, что эти способности разовьются у народов Востока, знают, что сами они приобрести с помощью врожденных задатков их не смогут. Там знают также, что Земля не сможет достичь своей цели, не сможет перейти в состояние Юпитера, более того, Земля даже сравнительно скоро могла бы отклониться от своей цели, если работать только с силами Запада. ... Говорящие по-английски оккультисты знают, что им придется отказаться от тел, которые возникают в среде их собственных народов, и потому они стремятся к господству над народами, которые могут дать тела, с помощью которых развитие Земли может быть проведено в будущее. Американские оккультисты знают, что только в том случае, если они приобретут господство над русским народом ... постепенно установится социальная связь между отмирающими расовыми особенностями (Запада. — Сост.) и прорастающими психическими, расовыми особенностями европейской части России, и что только в этом случае они смогут перенести в будущее то, что хотят перенести". Третье — это гигиенические способности. Они не заставят себя долго ждать. "Эти способности созревают лишь через одно понимание того, что человеческая жизнь, какой она протекает от рождения до смерти, представляет собой процесс, совершенно идентичный процессу болезни. Процесс болезни есть именно лишь специальное, радикальное преобразование совершенно обычного, нормального жизненного процесса, протекающего между рождением и смертью; мы бываем здоровы лишь потому, что кроме сил, вызывающих болезнь, носим в себе оздоровливающие силы. И эти оздоравливающие силы — об этом знает каждый оккультист — являются абсолютно теми же самыми силами, которые человек применяет, когда вырабатывает оккультные способности, когда он эти силы преобразует в ... оккультное познание. Тем знающим в тайных кругах на Западе опять же известно, что в будущем материалистическая медицина не будет иметь под собой никакой почвы. ... появится возможность любую болезнь, не обусловленную кармическими причинами, а потому не находящуюся под каким-либо влиянием, излечить, предотвратить чисто физическим путем — профилактически. ... Произойдет так, что эти три способности разовьются не сразу у всех народов Земли. Вы уже видели, что имеет место подразделение. Это подразделение, естественно, связано с телами, не с душами, которые ведь постоянно переходят из расы в расу, из народа в народ; но с телами оно имеет много связи, это подразделение. ... евгенические способности будут применены на Западе, но они будут там применены благодаря господству над странами Востока и заключению браков между людьми Востока и Запада. ... К гигиеническим оккультным способностям особенно предрасположены люди Средней Европы. И дело обстоит так, что по-английски говорящие народы не смогут через врожденные способности развить гигиенического оккультизма, но в ходе развития между рождением и смертью они эти способности смогут выработать. ... У народов Средней Европы не будет врожденных способностей к евгеническому оккультизму, которые у народов, живущих на восток от Рейна и далее в Азии, будут иметься от рождения, но в ходе жизни они их смогут усвоить, если будут учиться у народов Востока. ... Люди Востока не будут иметь никаких способностей к материальному оккультизму; они смогут его получить только извне, если им его кто-то даст, если его не скроют от них. А всегда будут искать способы скрывать его, тем более, что всегда имеется достаточно людей, допускающих глупость не верить тому, кто способен видеть эти вещи. ... Но между людьми должно развиться общение. ... Необходимо, чтобы в будущем на Земле была только общечеловеческая жизнь". Если, например, американец "...не будет искать социальных отношений с Востоком, то он осудит себя на то, что его душа после какой-либо инкарнации свяжет себя с земной сферой и, подобно призраку, останется связанной с этой сферой. Земля могла бы быть вырванной из ее космических связей, и тогда все эти души были бы вынуждены остаться призраками. Люди же Востока, если бы они не смогли со своими евгеническими оккультными способностями в будущем воспринять того, что притягивает к Земле — материализм Запада, — то они потеряли бы связь с Землей. Они тогда были бы втянуты в какое-либо психически-спиритуальное развитие и утратили бы земное развитие. Земля тогда может как бы исчезнуть под ними, и они останутся без плодов земного развития. Между людьми должно наступить доверие в глубочайшем смысле этого слова. К этому взывает особое развитие человечества в будущем. Вообще говоря, тайным центрам Запада подобает в рассудочном смысле заниматься только теми вещами, которыми они могут заниматься. Это совсем не дело Запада — особенно засматриваться на то, что развивается на Востоке с точки зрения людей Востока; что развивается у других, другим должно быть и предоставлено". "Но задатки к позднейшим оккультным способностям могут даже усилиться, если они будут развиваться из некой инстинктивной ненависти. Это совершенно исключительное явление. ... Почему же, собственно говоря, в западных странах так бессмысленно негодуют? — А как раз с той целью, чтобы из инстинкта усилить эти способности. Ибо ничто так не соответствует тому, что заложено в глубочайших импульсах западных оккультистов, как развитие ложного, но как бы свято переживаемого чувства, представляющего людей Востока и Средней Европы как "варваров". Развитию задатков материального оккультизма способствует, например, то настроение, которое в Америке называют "настроением крестного пути". Оно состоит в том, что Америка будто бы призвана нести миру свободу, право и, я не знаю, какие еще там прекрасные вещи. Люди верят, что это разумеется само собой. Здесь речь не идет о каком-либо обвинении. Люди верят, что они несут крест. Но как раз в том, что верят в ложь, и содержится определенного рода опора. А если бы ложь утверждали сознательно, то не было бы и этой опоры". 186(3) Перейти на этот раздел
1280. "Было бы очень полезно современным жителям Средней Европы посматривать на Восток, ибо то, что будет развиваться на востоке Европы, сегодня полностью маскируется, полностью подавляется. Что в настоящее время установлено в Восточной Европе — это, естественно, является противоположностью тому, что там должно развиваться. Ибо то, что, например, установлено в т. наз. Великороссии, есть борьба против всех духовных основ человечества, тогда как определенные духовные основы человечества должны развиваться как раз на Востоке. Но наше время не склонно держать глаза действительно открытыми, а рассудок бодрственным в отношении того, что происходит вокруг. ... О таких людях, как Ленин и Троцкий, уже наши современники должны быть в состоянии судить как о больших, интенсивных врагах истинно духовного развития человечества, каких еще не знали никакие времена, ни ужасные времена римского цезаризма, ни худшие времена ренессанса. Например, Борджиа, описанный в истории как борец с духом, — поистине мальчик-сиротка по сравнению с тем, что коренится в таких людях, как Ленин и Троцкий. Эти вещи, вообще говоря, ускользают от современных людей, однако же необходимо, чтобы на них обращали внимание. ... Однажды должно быть со всей твердостью выработано суждение, что в сравнении с современными событиями тот отпечаток, что получили римский цезаризм или история ренессанса, отныне должен быть назван "историями об институтках". ... Итак, если хотят увидеть подготовляемое на Востоке, необходимо, естественно, обратить внимание на то, что особенно скрывают от спящего рода человеческого, прячут куда сильнее, чем прятали некоторое время тому назад. Востоку следует приобрести больше суждений о его духовных творцах, в которых постоянно можно находить много правильного из того, что можно назвать зачатками истинного понимания европейского Востока. Этот европейский Восток постепенно, конечно, не в ближайшем будущем, породит людей, которые выработают взгляд на повторные земные жизни, но иным образом, чем это было описано в отношении Запада. На Западе имеет место род борьбы с повторными земными жизнями; на Востоке будет акцептирована, принята истина о повторных земных жизнях. На Востоке разовьется тоска по такому воспитанию человеческой души, чтобы она замечала ... как в ней живет нечто, идущее от одной земной жизни к другой. В воспитании будет указываться на определенные вещи, которые именно люди Востока будут исключительно сильно переживать. Уже детям будут указывать на то, что коренится в человеке, что может быть почувствовано и что не исчерпывается в телесной жизни. Старший, воспитатель будет говорить юному: почувствуй себя, что ты чувствуешь в своей душе? — И когда этот вопрос будет сформулирован в различной форме, юный придет к тому, что скажет: я чувствую, как будто бы там есть что-то такое, что уже раньше было на Земле, прошло через смерть и в будущем придет сюда снова; но это совсем смутное чувство". С помощью дальнейших бесед юный поймет: "то, что я здесь чувствую, что живет всегда, это разрушает мое мышление, это не дает мне мыслить, это хочет мысли во мне убить". Затем придет очень важное, естественное чувство, чувство того, что в человеке есть нечто, идущее от жизни к жизни. "Я чувствую нечто во мне, что является моим вечным, но я чувствую это почти как убийцу моих мыслей". Возвещение этого можно найти уже у Достоевского, чувство некоего внутреннего убийцы мыслей. "Постепенно начнут чувствовать душу рассудочную, или характера, как нечто, лежащее далеко позади и убивающее мысли. ... Эти души будут считать себя внутренней могилой своего собственного существа, но такой могилой, благодаря которой создается место для откровений духовного мира; и тогда явится следующее чувство. ... Души скажут себе: это истинно, когда я мое вечное, идущее от жизни к жизни, ощущаю так сильно, что оно как бы убивает мысленное напряжение, мои мысли устраняются, а божественные мысли струятся и распространяются над могилой моих собственных мыслей. — Придет Самодух. Душа сознательная ступит в могилу, и Самодух выступит таким образом. — Я не пытаюсь схематизировать: здесь душа сознательная, там приходит Самодух; но я хотел бы ввести вас в человеческую душу, какой она будет, когда Я постепенно ощутит переход от души сознательной к Самодуху. ... Человек становится пустым (освобождается от того, что вошло в него в греко-латинскую эпоху, от мыслей), но не напрасно: в пустоту постепенно войдет новое духовное откровение — сначала в тонкой форме, — и в человеческой душе оно распространится как Самодух. Подобные вещи не происходят без значительной внутренней душевной драмы, душевной трагедии. Бессчетное число людей именно на Востоке переживут глубокую внутреннюю душевную трагедию, глубокое внутреннее душевное страдание благодаря тому, что они почувствуют: мой внутренний человек убивает мои мысли. — И определенная усталость, определенное затмение найдет на людей, поскольку ощущаемое ими как идеал, который людям следует искать, не принесет какого-либо освобождения на первых порах, но скорее некое затмение, отмирание, внутреннюю усталость. Чтобы эти отношения увидеть объективно, так увидеть, чтобы и понять, мочь ориентироваться в них, для этого существует среднеевропейское человечество. Оно тогда исполнит свою задачу, когда всмотрится в такие отношения. Для этой цели оно должно вспомнить то, о чем я говорил в моей книге "О загадках человека", вспомнить о том духовном течении, которое развито Фридрихом Шлегелем, Шеллингом, Гегелем Фихте, Гете. Но для этого воспоминания нужно немало. Взять хотя бы один пример: многие ли в современном мире понимают духовный облик Гете? или родство нашего дорнахского строения с духовным обликом Гете?" 181(17) Перейти на этот раздел
1283. "Имеются духовные существа, к которым человек может приблизиться и высшие способности которых, т. е. их способности думать, рассуждать, воспринимать, испытывают притяжение к человеческой сексуальности и т. п. инстинктивным действиям. Если человек указанным образом орудует со всем тем, что имеет отношение к родству, к рождению, блаженству, то он живет некоторым образом в психической ауре таких существ, у которых высшие способности родственны нашим низшим способностям. Поэтому низшие способности человека через это родство возбуждаются, и поэтому также и психоанализ, возникший из материалистических воззрений, действует под влиянием таких существ, возбуждающих главным образом взгляд на низшую жизнь страстей. Таким образом, через полюс 1 (см. схему выше) человек попадает в царство таких существ. ...
Поэтому в современности основной характер многих стремлений таков, что весь мир они хотят рассматривать с точки зрения низших потребностей. ... от Фрейда до ... Лоуренса Олифанта (1829-1888), который в своих весьма интересных книгах "Sympneumata" и "Науко-религия" выражает тем не менее сублимированное стремление весь мир, все мировое свершение, а также и духовное стремление представить в аспекте сексуального. И хотя у Олифанта все чрезвычайно тонко, духовно, благородно и симпатично, тем не менее это путь, идущий от Фрейда к Олифанту". Таков полюс 1. Полюс 2 стремится при созерцании духовной действительности более или менее исчезнуть в ней. Стремление этого полюса находится еще в начале, тогда как 1-й полюс широко распространен в Европе. "Этот, 2-й полюс со своим сакраментализмом приближается к существам, низшие силы которых родственны человеческим высшим силам,
силам человеческого разума, рассудка, человеческой психической организации, человеческой спиритуальной организации. ... Следствием этого является то, что при развертывании оккультных сил этого полюса, этого импульса возникает стремление оторвать высшие сверхчувственные члены человеческой природы от чувственного человека. Но затем, когда человек вырывается к имагинативной, к визионарной жизни, он входит в ауру, в которой (указанные) существа развивают их низшие потребности. Благодаря этому возникает удивительное явление, состоящее в том, что человек тогда хочет особенно сильно выработать для себя — и к этому он устремляется все больше и больше — роль зрителя, благодаря чему он делает себя связующим членом между сверхчувственными и подчувственными существами... развивает в себе тягу сделать из себя инструмент, с помощью которого некие сверхчувственные существа могли бы
воздействовать на подчувственные силы, на те силы, которые сокрыто лежат в чувственных явлениях, в чувственных феноменах. В чувственных феноменах находятся силы, подобные ныне известным силам электричества, магнетизма и др. И человек, односторонне отдающийся этим импульсам, хочет тогда не обращать внимания на чувственный мир, непосредственно на мир феноменов. Но благодаря этому он подпадает опасности предоставить себя в качестве моста сверхчувственному миру, высшим Иерархиям, когда свои силы они посылают вниз, в подчувственный мир. Потребность развивать нечто в сакраментализме, в символическом действе является именно такой потребностью. Ибо всякий раз, когда выступает сакраментализм, когда выступает символическое действие, силы из высших миров устремляются в низшие миры и обратно, устремляются односторонне в этом струении сверхчувственного мира в подчувственный мир, когда чувственный мир исключается
и проходит импульс 2-го полюса. Поэтому, естественно, внутри 2-го импульса все снова и снова будет возникать потребность сделать себя носителем духовных существ или духовных сил. ... Синтез должен состоять в соединении обеих односторонностей, когда вы их обе преодолеваете". Эффективно над этим работал Гете. 171(12)
_________________________________________________________ *Псевдоним Эдуарда Бульвера, лорда Литтона. Перейти на этот раздел
1481."Русский человек предрасположен к мистике, но эта мистика действует в то же время интеллектуально — интеллектуальная мистика, — а интеллект действует мистически. Мистический интеллектуализм — такого в Средней Европе вовсе не существует". 176(8) Перейти на этот раздел
|