BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

РОССИЯ — мышление

1428. "На Востоке силы больше действуют непосредственно на физ. тело. ...Эф. тело у народов Восточной Европы сформировалось в прошлом. ... На Востоке мысли как бы струятся из земли, чтобы подготовить людей к будущей эволюции". 158(3)

     Перейти на этот раздел

  

1429. "Все задатки мышления у человека Востока таковы, что они склоняются к имагинации, если даже эти имагинации иногда, как у Вл. Соловьева, схватываются абстрактными понятиями". 200(3)

     Перейти на этот раздел

  

1447. "Толстой явил собой односторонность, проявившуюся в полном заглушении внешней жизни. И как болезненно, как бесконечно болезненно ощущается то, что он является такой односторонностью. Подумайте о чудовищном контрасте между воззрениями Толстого, под властью которых находится большая часть интеллектуальной России, и тем, что в эти дни ползет к нам оттуда. О, это один из ужаснейших контрастов, какие только можно себе представить". 169(3)
     Бердяев исходит из одного предрассудка, который показывает, что он не имеет ни малейшего представления о том, "что русский Восток готовит для 6-ой послеатлантической эпохи. ... Он находит удивительным тот факт — а как русский философ он должен это знать, — что в России, в отличие от цивилизованного западного мира, когда дело касается философии, совершенно неправильный смысл вкладывается в то, что на Западе называют истиной. ... в России философскую истину принимают лишь постольку, поскольку она служит жизни, поскольку она нужна для непосредственного понимания жизни. Например, социалист интересуется философией постольку, поскольку надеется, что та или иная философия может оправдать его социализм. Также ортодоксальный богослов интересуется какой-либо философией иначе, чем западный теолог не потому, что философия содержит истину, а потому, что она может дать ему основание, оправдание его ортодоксальной веры и т. п. ... Постижение жизни, с точки зрения философии в настоящее время неправомерно, но в этом содержится семя будущего постижения". 186(9)

     Перейти на этот раздел

  

1501."Процесс, который вызывается в пищеварении благодаря приему большого количества сахара, в верхнем человеке имеет свой коррелят в сильной самостоятельности мыслительной функции".
     "Русский крестьянин как можно менее подчеркивает свое Я. У англичанина имеет место нечто прямо противоположное. Это выражается внешне, в письме. Англичанин пишет "Я" большим. А если пойти далее, то обнаруживается, что в Англии в 5 раз больше потребляется сахара, чем в России". 96(11)

     Перейти на этот раздел

  

1508."Лишь из соединения действий, исходящих из головы и из всего остального организма, полноценным образом возникает то, что затем отпечатывается в народном характере. Действие, исходящее из головы, некоторым образом нейтрализуется действием, исходящим из остального организма. Поэтому можно сказать: с тем, что житель Италии вдыхает с воздухом, что вообще для остального организма, кроме головы, определяется дыханием, с этим взаимодействует конфигурация нервной системы всей головы... Во Франции дело обстоит иначе. Что в организме живет как ритм, является особым ритмом для головы и особым для остального организма; голова имеет свой ритм. Если в Италии имеет место нервная деятельность головы, которая взаимодействует с тем, что как воздух воздействует на человека, то во Франции — это ритм, ритмическое движение в голове, вибрация, ритма в голове вместе с тем, что вызывается в организме жидкостью. Так строится через особое взаимодействие индивидуального человека головы с тем, что Дух народа вызывает из окружения, народный характер. ...
     Дух народа британской сути действует через все земное, главным образом через соль и ее соединения в организме. Твердое здесь самое главное. ... солевой элемент действует здесь через все, что через воздух и питание входит в организм. Это вызывает всеобщую конфигурацию британского народного характера. Но также и здесь из головы действует нечто нейтрализующее... Как ритм, так и пищеварение, обмен веществ имеют место не только в голове, но и во всем организме. Каким образом организм головы производит свой обмен веществ — это взаимодействует с солевым элементом в организме, и это обусловливает британский народный характер. Так что земное в связи с обменом веществ в голове производит британский народный характер. И можно сказать: в то время, как народная Душа действует через солевой элемент, ей навстречу из головы устремляется особенность обмена веществ в голове. ...
     У американцев это, опять-таки, обстоит иначе, там действует подземный элемент. ... нечто вибрирующее под землей. Это имеет там преимущественное влияние на организм. Особенно через подземные магнитные и электрические потоки действует в народном характере американцев народный Дух. И навстречу этому нечто исходит из головы: ... человеческая воля. Такова особенность американского народного характера. ... А если народная Душа воздействует на человека из подземного, то он не вырабатывает свою народную Душу в свободе, но бывает народной Душой, так сказать, одержим. ... (пример). И если у Германа Гримма можно видеть, как завоевывается все человеческое, то у Вудро Вильсона видна человеческая одержимость всем этим". Потому-то так важно знать кто говорит, а не что говорится. И Гримм, и Вильсон могут говорить об одном и том же, но у первого содержание сказанного многократно переработано, у второго все говорится из одержимости.
     Если подняться из хаоса того, что имеет место на Востоке Европы, то можно увидеть, что у славян, у русских народный Дух действует в вибрирующем свете. "И когда на Востоке то, что там должно взрасти в будущем, освободится от эмбриональных оболочек, то ... там увидят совершенно иное, чем на Западе, действие народного Духа". Отраженный почвой свет действует там. "Но он действует не на организм, а непосредственно на голову, на чувство мысли, на способ выработки представлений, ощущений и т. д. Таким образом, способ действия народного Духа здесь противоположен тому, что имеет место на Западе, где он действует на остальной организм, а из головы исходит противодействие ему. ...
     Действующее (на Востоке) в противоположном направлении, исходит от остального организма, особенно от организации сердца. Это действует в противоположном направлении на голову и изменяет исходящее из нее действие. Сейчас это все пока еще в хаосе, в эмбриональных оболочках. Ритм дыхания здесь ударяет в голову и нейтрализует то, что окольным путем через воздух приходит от Духа народа. ... Особенность азиатского Востока состоит в том, что народный Дух лишь отчасти действует там через свет, воспринятый, отраженный почвой и затем идущий в голову. В другом случае народный Дух там действует не через свет, а вообще через невидимое: через гармонию сфер, которая вибрирует через все, которая для духовного человечества азиатского Востока является действием народного Духа; но этот Дух отражается землей и воздействует на голову. А навстречу ему действует ритм дыхания. В этом заключается тайна ищущего дух на Востоке, когда он стремится к особой выработке дыхания, чтобы через него прийти в связь с духом (йога). ... он ищет его тем способом, как это заложено в его народном характере. И чем дальше идти на Восток, тем в большей мере это имеет место.
     В Средней Европе народно-душевное действует через тепло. Это действие достигает среднеевропейца однажды через голову, другой раз через остальной организм, в зависимости от того, как действует тепло: извне, как греющий воздух, или через питание, или через дыхание. Все это является посредником для народного Духа. Противодействующим здесь, опять-таки, оказывается тепло ... рожденное человеком внутри себя. ... Что в организме через народного Духа действует как тепло, этому навстречу идет собственное тепло головы. Если тепло народного Духа действует через голову, то навстречу ему действует тепло из всего остального организма". Чем живее, жизненнее деятельность чувств, тем больше человек развивает собственного тепла, а кто ощущает поверхностно, тот порождает его меньше. "Тепло здесь сталкивается с теплом. Такова особенность образа действий среднеевропейского Духа народа. ... Тепло обусловливает европейский характер, который выражает себя в том, что более или менее может входить во все. Мы не делаем ценностных определений, но только характеризуем, поэтому каждый может это принимать как хочет: как добродетель или как нечто ей противоположное. — Тепло к теплу: это делает подвижным, пластичным, способным во всем найти себя, также и в чужом народном характере". 181(8)

     Перейти на этот раздел

  

Нации и культура

1509."Ибо, если обратиться к тому, что представляет собой сегодня — я прошу обратить на это внимание: сегодня! — русское душевное и вообще народное своеобразие, то можно сказать: в России — да простят мне русские, но это истина — головной человек чувствует себя как дома ... Они (русские), может быть, скажут: в России человек сердца чувствует себя как дома, а головной как раз отступает назад. Но это можно утверждать только в том случае, если вы не достаточно точно изучали Духовную науку. Ибо русская головная культура потому до некоторой степени кажется культурой сердца, что, выражаясь тривиально, русский имеет сердце в голове, т. е. сердце действует так сильно, что своей деятельностью охватывает также и голову, что оно пересекает всю интеллегенцию, что оно пронизывает все. Действие сердца на голову, на понятия, на идеи придает определенную конфигурацию всей восточноевропейской культуре".
     "Пусть на меня не обижаются среднеевропеицы, но дело здесь обстоит так: существенным у них является то — и это характеризует всю среднеевропейскую культуру, — что их голова постоянно проваливается в грудь, а нижняя часть тела, или конечности, постоянно надвигается на сердце. ... он потому так неуверен, что и с одной, и с другой стороны не находит опоры".
     "Теперь пусть на меня не обижаются западноевропейцы, ибо — как вы уже можете догадаться — их культура является культурой нижней телесности, мускульной культурой, т. к. ее особенность состоит в том, что все, исходящее из культуры мускулов — это относится к народам в целом, а не к отдельным людям, — сильно действует также и в голове, поэтому здесь имеет место инстинктивная интеллигенция, поэтому здесь возникла культура мускулов в смысле современной жизни, спорт и т. д.".
     "У русских дело обстоит так, что у них сердце воскуряется в голову, у англоязычных народов нижняя часть тела воскуряется в голову, но при этом голова, в свою очередь, действует на нижнюю часть тела и управляет ею. Очень важно эти вещи иметь в виду. Но нет нужды всегда высказывать их столь радикальным образом, как мы это делаем между собой". 186(10)

     Перейти на этот раздел

  

1438. "В Соловьеве живет нечто такое, что религию, искусство и науку представляет как единство". Он вполне владеет философской терминологией Запада, но для чувства он словно бы восстает из спора, что произошел на Никейском соборе (325 г.).
     "На Востоке (в России) мы видим отзвук того, что было (некогда) единством религии, искусства и науки". 83 с.102-104

     Перейти на этот раздел

  

1439. В России "выступает нечто новое: интеллектуальность, которая в то же время является мистикой, мистика, которая в то же время есть интеллектуальность". (Перед этим в лекции отмечается филигранная выработка понятий в книге Б.Н.Бугаева о Гете. — Сост.). 176(3)

     Перейти на этот раздел

  

1442. "Собственных мысле-форм на Востоке пока нет". 159(8)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru