BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

РОССИЯ — и иезуитизм

Ошибка! Фрагмент 305620 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

945. "Я бы сказал, это большой вопрос судьбы новой цивилизации, что мышление, с одной стороны, имеет тенденцию стать теневой сущностью, что человек во всe большей и большей мере отступает в этом мышлении, изолируется, а то, что переходит в волю, проявляется просто как человече­ские инстинкты. Чем меньше мышление будет в состоянии воспринимать имагинации, тем в большей степе­ни весь интерес к тому, что живeт во внешней социальной жизни, перейдeт в инстинкты. Древнее челове­чество, по крайней мере в те времена, которые несли цивилизацию, из своего организма получало нечто духовное. Современный человек лишь из своей головы может получать что-то духовное, поэтому в отноше­нии воли он отдаeтся своим потребностям, своим инстинктам. В этом заключается большая опасность, что люди всe больше и больше становятся просто головными людьми, а в отношении воли во внешнем мире от­даются инстинктам, что затем, разумеется, ведeт к социальным состояниям, которые теперь охватили восток Европы и как инфекция и у нас захватывают всe и вся. Это происходит по той причине, что мыш­ление стало теневым образом. ...
     Мышление становится теневым, и потому в ордене иезуитов создан метод, который с определeнной стороны в него вносит жизнь. Иезуитские экзерцисы (упражнения) направлены на то, чтобы в это мышление внести жизнь. И они это делают, когда обновляют старую жизнь, когда они прежде всего работают не в имагинациях и через имагинации, а через волю, которая особенно в иезуитских экзерцисах играет большую роль. Современное человечество должно понять — а оно понимает очень мало, — как в таких сообществах, каким являются иезуиты, вся душевная жизнь представляет собой нечто ра­дикально иное, чем у других людей. Все другие современные люди, по сути говоря, обладают другой душевной конституцией, чем иезуиты. Иезуиты работают из мировой воли, этого нельзя отрицать. По­этому они видят определeнные взаимосвязи, которые здесь имеют место; такие же взаимосвязи видят и некоторые другие ордена, воюющие до ножей с иезуитами. Но то значительное, через что реальность входит в теневое мышление, — оно и является тем, что делает иезуитов людьми другого рода, чем со­временные цивилизованные люди, думающие вообще в теневых образах и потому, по сути, спящие, поско­льку мышление не захватывает их организм, не вибрирует в их крови, не пронизывает по-настоящему их нервную систему.
     Ещe ни разу — как я полагаю — не видели одарeнного иезуита нервным, в то время как современная учeность, современная образованность делается всe более нервной. Когда человек нервничает? — Ког­да заявляют о себе физические нервы. Тогда появляется нечто такое, что, собственно, физически не имеет никакого права проявляться, поскольку оно здесь существует просто для того, чтобы проводить духовное. Этот факт находится во внутренней связи с превратностями нашей современной образованнос­ти, и иезуитизм — с которым мы, тем не менее, должны категорически бороться — с точки зрения ожив­лeнного мышления является чем-то таким, что идeт с миром, хотя и пятится в нeм, подобно раку, на­зад. Но он идeт, он не стоит на месте, в то время как наша наука, по сути дела, никак не захватыва­ет людей.
     Постоянно вызывает боль то, как этот современный человек, способный думать о чeм угодно, который так ужасно умен, в то же время ни одной фиброй своей души, даже стоя живо внутри совре­менности, не ощущает, что совершается вокруг него; он не видит, что происходит вокруг него, он не хочет иметь с этим дела. У иезуитов так не бывает. Иезуит приводит в движение всего своего челове­ка и видит, что сегодня вибрирует сквозь мир. Я бы хотел в этой связи прочесть кое-что из не­давно опубликованной иезуитской книги, из чего вы увидите, что за жизнь пульсирует у иезуитов: "Для всех, кто серьeзно принимает христианские принципы, кто действительно принимает близко к сердцу благо народа, в чью душу хотя бы однажды проникало слово Спасителя "Misereor super turbam" (состра­дание к массе), пришло теперь время, когда они, весомые фундаментальными волнами большевист­ского штормового прилива, со значительно большим успехом могут работать для народа и с народом. И здесь нужно только не робеть! Итак, основательная и всесторонняя победа над капитализмом, эк­сплуатацией и паразитированием на народе, создание человечески достойных жилищ для миллионов сопле­менников, конфискуя для этого дворцы и большие жилища, использование земель, силы воды и воздуха не для трестов и синдикатов, а для общего употребления, использование идеи системы советов, чтобы воспрепятствовать отделению масс от государственного аппарата, за что с правом борется Ленин. Бог дал достояния земли всем людям, а не так, чтобы одни сибаритствовали в избытке, а миллионы других томились в безысходной нищете".
     Видите, здесь есть огонь, который, конечно, чувствует нечто из того, что происходит. ... видит и знает, чего он хочет, поскольку он видит". 204(10)

     Перейти на этот раздел

  

1115. "Орден иезуитов был спасен двумя правителями, а именно: Фридрихом II Прусским и русской императрицей Екатериной. Во всех римско-католических странах ему было отказано в праве на существование. Иезуиты сегодня обязаны Фридриху II и Екатерине тем, что они вообще смогли уцелеть в то время, когда их преследовал Рим. Я не полемизирую, я рассказываю исторические факты. Только эти факты истории не известны широко, а их необходимо принять во внимание, поскольку мы не можем замыкаться сектантски и возводить вокруг себя стены. Напротив, мы должны всматриваться во все, что нас окружает, и изучать это. Это наш долг, если мы хотим истинно и серьезно принимать наше движение и следовать ему". 198(6)

     Перейти на этот раздел

  

1177. "Некоторое время тому назад на русском языке появилась книга, которая в своей первой части — я сейчас не говорю об остальных частях — содержит некоторое число протоколов, якобы протоколов заседаний некоего тайного общества, на которых его руководители докладывали невероятнейшие вещи *. Это тайное общество является прямо-таки дьявольским, можно сказать, в среде человечества. Противоположное всему доброму, здоровому для людей исходит из этого общества. Протоколы должны стать доказательством того — согласно речам, что произносятся в этом тайном обществе, — что такое общество существует. Эти протоколы будто бы найдены неподалеку отсюда (от Базеля), и они приведены в книге, которая, однако, написана с русской точки зрения. Как я уже сказал, об остальном содержании этой книги я говорить не буду, но достаточно лишь немного почитать эти протоколы и при этом несколько знать мир, и станет ясно, что это грубое иезуитское мошенничество. Это попросту иезуитская фальсификация. Подобные вещи нужны для приведения людей в возбуждение, замешательство. Но замешательство людей в наше время крайне опасно, поскольку оно основывается не на том, что можно найти в импульсах, действующих внутри физической земной жизни, но здесь вступают в игру духовные силы ариманической природы". 190(7)

___________________________________
* "Протоколы сионских мудрецов". Были опубликованы в 1912 г. в книге Нилуса, а затем переведены на другие языки.

     Перейти на этот раздел

  

4. Импульс Христа и противоборствующие силы в социальных отношениях современности.

1208. "Если в собственно Христовом народе (русском) всякое откровение Христова импульса пребывает, я бы сказал, в облике сверхчувственного, не теснясь вниз, на физически-чувственный план (Соловьев хочет словно поднять мирское царство в царство Божественного...), то иезуитизм базируется как раз на низведении божественного царства в мирское, пропитывая души такими импульсами, чтобы в пределах физического плана деятельность божественного царства проявлялась точно так же, как законы этого физического мира. ... Отдельный иезуит служит Христу ... как служат светскому царю, как солдат своему генералиссимусу. Здесь, конечно, церковная организация — ибо дело имеешь с духовным — иного рода, чем в светском милитаризме, но в духовный распорядок тем не менее внесена строго военная дисциплина". (Далее в лекции приводятся упражнения иезуитов. — Сост.).
     "Иезуитизм является лишь самым последовательным, лучшим, чрезвычайно хорошо организованным выражением того, на что я указал как на второе течение, — импульса народа церкви. В существенном замечаешь, что импульс народа церкви заключается в низведении однократного, происшедшего в Иерусалиме откровения в мирское, светское царство. Все упражнения ориентированы на то, чтобы тот, кто производит упражнения, сам себя избирал солдатом, принадлежащим к знамени Христа, чтобы он чувствовал себя настоящим солдатом Христа. Таков смысл всего этого, открывшегося через откровение особого рода Игнатию Лойоле, который будучи солдатом совершал самое различное, затем, получив ранение, на больничной койке был так ведом (не хочу сказать какой силой) в своей медитации, что все, жившее в нем раньше как солдатский импульс, преобразилось в импульс Иисусова солдата. Это один из интереснейших исторических феноменов. ... Иезуитизм хочет преобразовать Импульс Христа в чисто светское господство, в определенном смысле хочет основать земное государство, которое в то же время было бы иезуитским государством и управлялось бы так, как можно управлять, сделав себя солдатом генералиссимуса Христа. Что могло бы быть противоположным этому?
     Противоположным было бы: не тянуть вниз то, что пребывает наверху, но все время стараться поднять в духовный мир находящееся внизу. В собственно Христовом народе это последнее живет заложенным от природы. ... В пределах собственно церковного народа существует нечто диаметрально противоположное иезуитизму, что во внешнее взаимоотношение господства и власти совершенно не хочет вводить непосредственно спиритуальное, но что хочет, чтобы Импульс Христа все время деятельно вступал бы в души и лишь в обход, через души действовал во внешнем мире... и это гетеанизм. ... Отсюда вечная вражда, которой клянется иезуитизм по отношению к гетеанизму и которой он все больше будет клясться. Они не могут быть вместе. Они хорошо осведомлены один о другом. Иезуитизм хорошо осведомлен о Гете: лучшую книгу о Гете написал иезуит, патер Баумгартен; разумеется, с иезуитской точки зрения. ... Все, что он видит у Гете, лишь закаляет противника Гете". 185(8)

     Перейти на этот раздел

  

1454.Владимир Соловьев. "Хотя можно заметить, что в каждой строке он пишет как русский, тем не менее он стоит над народностью". В молодости он примыкал к панславистам. Но затем он спросил себя: действительно ли то, что говорят панслависты и славянофилы проистекает из русской сущности? И он обнаружил... что большая часть их мыслеформ, утверждений, намерений перенята ими от дружественного иезуитам французского философа де-Местра, что он является учителем славянофилов в области мировоззрения. Соловьев доказал, что панславизм возрос не на собственной почве, а произошел от де-Местра* . И он доказал более того. Он отыскал одну давно забытую немецкую книгу XIX в., которую в Германии никто не знал. Целые куски оттуда панслависты переписывали в свою литературу. Так что же это за удивительное явление? Полагают, что с Востока идет нечто, могущее возникнуть на Востоке (панслависты утверждали, что свежие силы Востока должны обновить культуру Запада), а в действительности это оказывается чисто западным импортом". 159(8)

______________________________
*Иосиф Мария Конте де-Местр (1753-1822). В своей государственной философии выступал за абсолютизм и феодальный строй общества. В католицизме и примате папы видел основу государственной и социальной жизни.

     Перейти на этот раздел

  

1455.Вл. Соловьев "исследовал сочинения Данилевского и его последователей, Каткова и Аксакова. И он нашел, что эти люди бросаются "зажигательными средствами" в Запад, а мыслеформы у них и вся логика заимствованы у французского воспитанника иезуитов Иосифа де-Местра". Он смог доказать, что мысли славянофилов несут тот отпечаток западноевропейского духа, который напечатлен папством. Далее он открыл, что немало славянофилы позаимствовали из книги Бержерета "Принципы политики". Наконец, он обнаружил книгу Генриха Рюккерта (1823-1875) "Учебник мировой истории в органическом развитии" (1857), из которой “русские патриоты" немало повыписывали. И Соловьев говорит: "Наши патриоты клянут разные воззрения, поскольку они масонские. В таком случае их собственное воззрение на Россию и патриотизм заслуживает двойного осуждения: с нашей и с их точки зрения, ибо они разрослись на чужой, не русской, рабской чужеземной почве". Не так уж много друзей осталось у Вл. Соловьева после этих его разоблачений. 64 с. 317-318

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru