BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

РОССИЯ — и Британская Империя

154. Британская империя и Русская империя внутренне враждебны друг другу, хотя внешне их отношения документированы дружеским альянсом. Россия в последнее время стала постепенно ограничивать Англию в Индии, и как отводной канал для удовлетворения вожделений русского империализма — а империализм всегда алчен — возникла ориентация России на южных славян. Подготовлялось это в течение долгого времени. С другой стороны, Англия пыталась усилить свои позиции с юга в Египте и в арабских странах, чтобы этим путeм прийти в непосредственное соприкосновение с Индией. Так создавался вал на пути русских претензий, двигавшихся на Востоке.
     Следствием расширения британского господства в Египте было французское господство в Марокко, распространившееся в два этапа — в 1905 г. и в 1911 г. Дело было улажено альянсом между Британией и Францией. Чтобы противостоять этому альянсу, в Средней Европе стал слагаться союз: Германия—Австрия—Италия. Для отвлечения Италии от этого союза ей было позволено осесть в Триполи, ей было позволено Западом вести войну с Турцией; так возникла Балканская война. "Эти события целесообразно взаимосвязаны, одно немыслимо без другого: Египет—Марокко—Триполи—Балканская война". 174(17)

     Перейти на этот раздел

  

Запад — Восток — Средняя Европа

1151. "Если хотят основать коммерчески-индустриальное мировое господство, то для этого основная область должна быть прежде поделена надвое. Такова природа коммерчески-индустриального ... коммерция не может существовать без противостоящей области. Поэтому когда на одной стороне основыва­ется британская коммерция, то из русских будет сделан принадлежащий к этой коммерции противоположный полюс. Чтобы имелась соответствующая дифференциация между куплей и продажей, чтобы происходила цирку­ляция, необходимо иметь две области. Нельзя весь мир сделать одним единым царством; нельзя основать мировое коммерческое царство. ... Это большая, гигантская мысль тех оккультных братств, о которых я говорил. Это мировая гигантская мысль — создать противоположность, по сравнению с которой все осталь­ное оказывается малостью, противоположность между британской коммерческой империей и тем, что получа­ется из русских с действующим в них через спиритуальные задатки подготовлением к 6-ой послеатлантической эпохе. ... Ибо, выражаясь тривиально, трудно представить себе лучший противоположный полюс для того, что на Западе вырабатывается как цвет коммерческого индустриального мышления, чем русских сла­вян, которые в будущем, совершенно очевидно, еще менее, чем теперь, будут склонны заниматься профессионально коммерцией и которые именно благодаря этому и образуют совершенно исключительный противоположный полюс.
     Подобная империя, разумеется, сама должна высказать свои собственные условия. И это была глубокая мысль Спенсера и его предшественников, которую постоянно подчеркивали: индустриально-коммерческое общество не желает иметь дела с войной, ему нужен мир, и оно любит мир. — Это несомненно так. Су­ществует, так сказать, глубокая любовь между коммерц-индустриальным стремлением и миролюбивым элемен­том в мире. Только временами это миролюбие принимает удивительные формы. В теперешней ноте Вильсона содержится нечто примечательное. ... Это нечто "гигантское", гигантское благодаря абсолютно фриволь­ной игре с истиной. ... две вещи здесь стоят на одной бумаге: мы разобьем срединное государство, но мы ничего ему не сделаем. ...
     Последуем мысленно туда, куда нас ведут. Мы имеем дело с разделением мира, и его нужно разделить так, что можно было бы сказать: мы хотим мира и стоим только за мир. — Все дело в рецепте. О нем мно­го пишут, суть же его в том, что он напоминает заявление такого рода: я не хочу тебе сделать ничего плохого, и волос с твоей головы не упадет, я только запру тебя в глубокий подвал и не дам есть! ... Ну кто скажет, что я тронул хоть волос на тебе? — По такому рецепту формируются многие вещи, в том числе и миролюбие... Но если у вас возникает недовольство коммерческим господством в мире, то это не­приемлемо для других. Так миролюбие коммерции, совершенно очевидно, в будущем будет разрушено. — Это, разумеется, понимают те, кто делят мир надвое, и потому становится необходим между этими частями вал. Этот вал должен быть создан в виде большой южно-европейской конфедерации, в которую войдет Венг­рия и многое другое, о чем я уже говорил; это именно должно обеспечить мир. ...
     Это гигантская мысль: только южные порты, выходящие в Средиземное море, оставить свободными для Франции, а остальные ввести в сферу своего влияния. Это означает, по сути говоря, что французская колониальная держава и сама Франция есть иллюзия, она существует под другим протекторатом, сама вхо­дит в сферу влияния".
     "Создать мир материальной, индустриальной, коммерческой культуры — это ведь не является плохим, такова необходимость, вообще говоря. Но должен быть создан и противоположный полюс. ... Должны сталкиваться противоположности, и в их столкновении развивается реальность. ... Противоположный по­люс можно найти в Средней Европе. Ибо подумайте, какую оппозицию Средняя Европа создала культово-теократическому испано-итальянскому югу, оппозицию, достигшую своей вершины в лице Лютера, а свою наибольшую глубину — в среднеевропейской мистике. В этом соединилось не просто немецкое или герман­ское, но там действовало и славянское вместе со среднеевропейским. ... Эта внутренняя углубленность действовала как в чехе Яне Гусе, так и в германизированном англичанине Виклифе, и в Цвингли, и в Лютере. ...Средняя Европа с западными славянами является в некотором роде оппонентом периферии славянства. Восток соединен со Средней Европой, хотя политически между ними могут возникать многочислен­ные разногласия. ... Гус, поляк Коперник — можно было бы назвать и много других имен — образуют связь на физическом плане. ... выявляет это и рассмотрение оккультных связей.
     Рассмотрим лишь один случай: душа Галилея вновь жила в Ломоносове, основателе, во многих отношениях, славянской культуры на Востоке. В середине здесь лежит духовный мир. И можно сказать: средне­европейские славяне на физическом плане связаны с Западом. А то, что лежит за ними, связано с людьми Запада через высший план". 174(20)

     Перейти на этот раздел

  

Принципы действия британского оккультизма.

1178. "Средняя Европа на протяжении всего развития своей духовной культуры никогда не имела поня­тия о том, сколь радикальная оккультная сущность и оккультная работа постоянно исходила от британ­ских земель и распространялась по Западной, Южной Европе и т. д. ... Что людям внешне известно о вся­ческих высоко-градуированных орденах шотландского масонства и т. д. — это, собственно говоря, лишь вне­шняя сторона, которую показывают миру. Но за этой внешней стороной стоят действительно всеобъемлюще работающие оккультные школы; и эти школы куда в более высокой мере, чем это имеет место в Средней Европе вобрали в себя старые оккультные традиции и старые оккультные течения". В Средней Европе стремятся из собственной духовности взойти к спиритуальному познанию, к познанию спиритуальных ми­ров, и потому мало опираются на то, что пришло со старыми оккультными школами. В Англии же, особен­но в Шотландии, уже в ХVII в. были распространены оккультные сообщества, взращивавшие в своей среде оккультное знание более древних времен, несколько преобразовывая его.
     "Если хотят понять основания таких преобразований, то должны знать, что 4-я послеатлантическая эпоха, включая в себя гречество, римство и т. д. и простираясь до начала ХV в., переработала в себе чисто человеческим образом то, что прежде было духовным откровением". В 5-й эпохе человек в еще бо­льшей мере начал жить на физическом плане и мало вырабатывать понятий. И сегодняшний мир живет поня­тиями 4-й послеатлантической культуры; с ХV в. их вообще больше не образовывают. "5-я послеатланти­ческая эпоха должна направить свой взгляд на внешний физический мир. И для этой задачи был особенно подготовлен британский народ".
     В начале ХV в. возникла опасность, что чисто физическое стремление британизма смешается с более спиритуальной, идущей из древности жизнью. Это было тогда, когда английское господство простиралось через канал на часть Франции, а романский аристократизм проникал в Англию. Но выступление Жанны Д, Арк решило судьбу всей Европы. В результате этих процессов, выразившихся также в войне “алой и белой роз”, в борьбе шотландского, норманского, французского, сложилась оккультная жизнь Британии, являвшаяся продолжением оккультных течений 4-й послеатлантической эпохи. "И там было узнано колосса­льно много, поскольку для этого была подходящая почва, поскольку преобладающее значение здесь имела телесность. Эф. тела были наименее подвижны, и физ. тело рассматривалось как единственный инструмент для духовной жизни. Именно благодаря этому в тех оккультных школах не было почти никакой возможности самим что-либо узнавать из духовного мира. Но в тех оккультных школах сохраняли старые традиции, сохраняли унаследованное от старых ясновидческих наблюдений и старались пронизать его понятиями. Так возникла там оккультная наука, которая работала, собственно, лишь с опытом, полученным с помощью ясновидения 4-й и даже 3-й послеатлантических культур. Это обрабатывалось чисто физи­ческими пояснениями, чисто понятийным материалом, которым обладают, думая лишь через физ. тело. Так возникла своеобразная оккультная наука, распространившаяся во все области жизни". В тех школах воз­никла и была затвержена догма: 4-ю культуру, где задающим тон был греко-римский элемент, сменила 5-я культура, где ведущим является англо-саксонский элемент; англо-саксонство должно управлять 5-й эпохой. Там учили о роли Британии как няньки по отношению к младенческим славянским народам, о том, что Польша должна входить в состав русского элемента, что самостоятельные славянские государства, которые образуются по Дунаю, просуществуют только до большой европейской войны, а там они потеряют свою независимость и т. д. Подобные идеи через оккультные братства распространялись в другие страны. И тогда, например, понимали, зачем какой-либо английский государственный деятель демонстрирует дру­жеское расположение к какой-либо придунайской стране, входящей в состав Австрии. Наравне с этим вы­пускалась книга с ругательствами в адрес этой страны и ее народа, дабы расшатывать то, что как будто бы созидалось с другой стороны. Все это дьявольская тактика, и ариманический элемент господствует во всех этих проявлениях. (Далее следует рассказ об оккультных манипуляциях с Е.П.Блаватской. — Прим. Сост). 167(3)

     Перейти на этот раздел

  

1186. "Лорд Нортклиф кроме Англии, Франции, Америки скупает ... также и русские газеты. "Новое время" целиком в его распоряжении, и этим плетет он свою сеть на восток, плетет, конечно, под водительством таких людей, которые в определенном смысле уже знают истинные вещи, вплетает будущее в сеть своего прошлого. И в этом есть нечто более глубокое, чем сегодня чувствуют в восточно-западном союзе. ... Над этими вещами — и многими другими — работали основательно и много больше, чем люди себе представляют, работали более систематически, чем сегодня думают. Ибо это ужасная идея — умирающему Западу напечатлеть зародышевое Востока. И кто ныне судит правильным образом, тот мог бы заметить, что на рубеже столетий в английской прессе появилась целая вереница псевдонимов: Игнатус, Аргус, Спектейтор и т. д.; кто может судить об этом с более высокой точки зрения, тот разглядит, что, с одной стороны, куплено "Новое время", а с другой — ее представитель пишет в Лондоне под этими именами..." 176(8)

     Перейти на этот раздел

  

1188. "Происходящее в России есть, в сущности говоря, реализация того, чего хотели на Западе. И что столь неуклюжий социалистический эксперимент осуществляется не англичанами, что все там идет вкривь и вкось, — это прекрасно знают в тех обществах, и голова у них о том особенно не болит, ибо они знают, что эти страны должны быть доведены до того, чтобы там стал необходим социалистический эксперимент. А тогда, оставив их в неведении о сущности социального строя, им введут нужное социальное устройство; тогда можно будет самим править социалистическим экспериментом.
     Вы видите, что в сокрытии определенным образом оккультного знания, о чем весьма много заботятся в тех центрах, заложена огромная сила. И против этой силы нет никакого спасения, кроме знания, которое может быть приобретено с другой стороны и противопоставлено этой силе. В этой сфере не говорят о виновности и невиновности, в этой сфере просто говорят о необходимости, о вещах, которые должны прийти, поскольку они уже пребывают в подоснове, в области сил; и если они еще не стали явлением, то все равно они уже обладают силами, действенностью и станут явлением". 186(3)

     Перейти на этот раздел

  

Учения тайных обществ

1192. Действие "Завета Петра Великого" (это был подлог) таково, что, с одной стороны, господст­вующее в славянофильстве отвращение к "западничеству" Петра I сталкивается с мечтами панславистов о господстве России на Балканах и т. д. "Я бы сказал, исторически гениальным образом две вещи сведе­ны воедино этим заветом Петра I: симпатия с антипатией... взаимодействуют прекрасным образом, так взаимодействуют, что оказываются исключительно эффективными". Так встречаем мы некое течение, иду­щее на восток. Но "в таких случаях возбуждают не просто одно течение, но одному течению дают скре­ститься с другим, а затем каким-либо образом всесторонне влияют на оба течения. Немногого достигают, давая прямо течь одному течению; но слегка это течение подсвечивают сбоку, чтобы многое запутать, замести многие следы, чтобы многое потерялось в зарослях. Это очень важно. По этой причине случает­ся, что определенные оккультные течения, ставящие те или иные задачи, иногда ставят совершенно про­тивоположные задачи. Противоположные задачи действуют так, что спутывают все следы. Я мог бы указать на одно место в Европе, где в определенное время особенно значительно действовали т. наз. масоны, т. наз. оккультные общества приобрели огромное влияние, т. е. некоторые люди действовали под суггестивным влиянием определенных масонских обществ, у которых был оккультный задний план. При этом дело заключалось и в том, чтобы следы в этом месте стушевать. Поэтому в то место было введено некоторое иезуитское влияние, так что масонское и иезуитское влияния встретились, ибо, вообще говоря, есть высокие ступени, где одинаково хорошо обретаются как масоны, так и иезуиты. Есть империи, слу­жащие одинаково хорошо и иезуитизму, и масонству, так что и те и другие, действуя совместно, успеш­но достигают целей, к которым стремятся. Не следует думать, будто не существует людей в мире, кото­рые одновременно не были бы и иезуитами, и масонами.
     В дальнейшем я покажу, как такое течение после подготовки, длящейся годами, затем в определенный момент может быть использовано. Тогда имеют такое течение, в котором видимы как бы два рядом идущих течения. ... Когда такие течения установлены и начинают представлять собой нечто, тогда их можно использовать.
     Но мы хотим подготовиться еще одним образом. Я мог бы указать вам на другое течение, которое на Западе проходит рядом с тем, которое в некотором роде до сих пор являет из себя наиболее зрелое по­литическое мышление 5-го послеатлантического периода. Это другое течение более держится в оккультном, но лишь изредка в различной внешней деятельности обнаруживает свои оккультные подосновы. Здесь я должен опять указать на определенные оккультные общества Запада, которые прежде всего характерны тем, что они прекрасно знают отношения, которые я теперь описал, и своих учеников обучают тому, в чем заключается смысл 5-го и 6-го послеатлантического периодов развития, какие силы действуют при этом, как действует элемент разума, как — народный элемент; ученикам также указывается, как эти ве­щи могут быть использованы.
     В подобных оккультных направлениях, которые, как сказано, изживают себя в братствах, имеется од­но основополагающее учение, в котором говорится, что чем римский народ был в 4-й послеатлантической эпохе, тем для 5-ой эпохи являются англоязычные народы. ... При этом в первую очередь обращается внимание на латинский элемент. Различные романские культуры и народности — я говорю не от себя, но пересказываю учение, которое там существует — предопределены к тому, чтобы все более и более погру­жаться в материализм науки, материализм жизни, материализм религии. И о них нечего заботиться, ибо путем декаданса они сами распадаются. Поэтому — говорится там — главное внимание должно быть направ­лено на то, что латинская раса должна пониматься как разлагающаяся, как отмирающий элемент, и что стоит задача обдуманно подготовить и осуществить все для гибели латинской расы.
     Это воззрение идет так далеко, что в нем говорится: во всех политических импульсах, а также и в оккультных, и религиозных импульсах должны быть восприняты те силы, которые латинский элемент сводят на наклонную плоскость. При этом внешне, разумеется, можно проявлять себя как угодно, но всячески поддерживать все, служащее тому, чтобы освободить мир от этого латинского элемента. Далее говорится, что задачей 5-ой культурной эпохи является следующее: до ее окончания все должно быть пронизано ку­льтурой, исходящей от англоязычных народов, как 4-я эпоха была пронизана в ее конце романской куль­турой. — Я говорю только о том, что было и остается учением тех оккультных братств. ... При этом по­стоянно также учат, что как германо-британский элемент — так там говорится — противостоит Риму, так славянский элемент противостоит английскому элементу, ибо таков ход мира. Имеет место лишь поворот на 90°. В то время как романский элемент импульсируется с севера, импульс с востока идет на запад". 173(2)

     Перейти на этот раздел

  

1193. "Я хочу ... не вдаваясь в критику, реферативно изложить вам некоторые учения оккультных братств Англии. ... Там учат: эволюцию Европы можно понять лишь обозрев вначале переход 4-й, роман­ской, послеатлантической эпохи в 5-ю эпоху. ...
     По-английски говорящий народ представляет 5-ю подрасу (мы не говорим "подраса", ибо это односто­ронне, соответствует групповым целям). И вся задача 5-ой послеатлантической эпохи состоит в том, что­бы мир завоевать для англоязычных народов. Пережиток 4-ой подрасы — латинские народы — зримо все бо­лее и более впадает в материализм, он содержит внутри себя элемент разложения и в физических отноше­ниях несет в себе упадок".
     Британцы, галлы, германцы во время войны с Римом были в младенческом состоянии, и 4-я подраса выступила по отношению к ним как нянька. "Затем младенец стал ребенком; это было время, когда воз­никло папство, и папа со своей властью стал опекуном ребенка. Примерно с XII-го столетия папство на­чинает терять свою роль, начинается юношеский возраст этих народов. Опекунство отступает назад. Юно­шество длится примерно до конца ХУШ века. Настоящее время, как правило, опускается, когда учат подоб­ным вещам. ... Людям не следует слишком ясно слышать, что думают о современности. Это лучше им да­вать суггестивным путем. Так в ходе времени северяне под господством няньки, опекуна и т. д. достигли современного зрелого состояния, которое содержит в себе задатки к тому, чтобы господствующим народом 5-ой послеатлантической эпохи стал британский народ. ... Указывается, что все внешние действия и мероприятия, в которых есть смысл, которые хотят быть плодотворными, должны стоять под знаком этих воз­зрений. ... Все другое обречено на иссыхание. ... В этом эскизно изложенном учении мы имеем основу, просочившуюся во все эзотерические братства, в те оккультные братства, которые как т. наз. высоко-градуированные масоны и т. п. действуют в восточных областях. ... Многие люди, действующие внешне, и не подозревают о том, как им были поднесены эти вещи. ...
     Дальше говорится: как северяне подготовлялись романским элементом к пятой подрасе, так теперь по­добным же образом Запад выступает по отношению к славянам, представителям готовящейся 6-ой подрасы. На Востоке живут — так говорится там — под деспотическим правлением, ведущим к упадку, отдельные племена, не народы, а именно племена, подобные германским племенам в эпоху северных походов римлян. Эти племена образуют отдельные элементы т. н. славянского народа, который сегодня лишь внешним обра­зом держится вместе, благодаря деспотическому правлению, сметаемому прочь. — Я пользуюсь только выра­жениями, употребляемыми в тех оккультных братствах. ... (Заметим, что на славянском конгрессе в 1848 г., когда "славянские племена" захотели говорить на своих языках, то они не могли понимать друг друга и вынуждены были говорить на немецком языке. — Я говорю это не для смеха, а для характеристики того, чему учат на Западе о славянах).
     Далее в английских братствах говорится, что поляки потому отличаются от остальных славян, что сто­ят на сравнительно более высокой культурной и религиозной ступени и более едино образованы. Немного описывается судьба поляков, но утверждается, что они относятся к русскому царству. Затем указывается на балканских славян, о которых говорится, что они освобождаются от турок и конституируют отдельные славянские государства, которые, однако — и это постоянно повторяется, — в этой форме должны существо­вать до ближайшей мировой войны. Особенно в 90-х годах в этих братствах говорилось о большой европейс­кой войне как о стоящей в ближайшем будущем, и она особенно приводилась в связь с импульсами развития, которые должны исходить от балканских славян".
     Британские народы выполняют по отношению к славянам роль няньки, "которая окончится, когда русско­го царства больше не будет существовать и славянские народы из своих собственных интеллигентных за­датков создадут особые формы. Но на место няньки, естественно, должен выступить опекун: кто-то из тех, кто, собственно, образует 5-ю подрасу, должен развить некий род папства.
     И если папство (римское) различным образом основывало церкви, церковные общины, то западное "папс­тво", развивающееся из британизма — разумеется для того, чтобы развивалась подраса, — имеет задачу провести на Востоке совершенно определенный экономический эксперимент, а именно, учредить некую форму экономической совместной жизни социалистическим способом. На Западе, поскольку там представлена 5-я, а не 6-я подраса, такой эксперимент не может быть проведен. Вначале нужно поэкспериментировать и Восток употребить для такого будущего эксперимента. Будет проведен политический, духовный и экономиче­ский эксперимент.
     Естественно, при этом люди не настолько глупы, чтобы господство Запада провозглашать вечным.... Я реферирую, милые друзья! Эти вещи включены в учение западного масонства очень глубоко, и задача состоит в том ... чтобы понять, способны ли они принести пользу эволюции человечества или они должны быть поправлены" (лекция от 17.12.1916 г.). 173(6)

     Перейти на этот раздел

  

1258. "Истина разовьется в ходе лет из этой т. наз. войны. Противостояние сил Антанты и Средней Европы — это не истина, истина восстанет из ужасной хозяйственной войны, которая здесь лишь берет свое начало. ... Как на современной фабрике противостоят предприниматель и рабочий, так противостоят в мире предпринимательство старой Антанты (Америка — Англия) и пролетариат побежденных сил (Средняя Европа вместе с Восточной Европой). Это действует грандиозно и подавляюще. Того, что происходит сегодня, не изучить иначе, как только понимая все во взаимосвязи со всем пролетарско-социалистическим вопросом".
     На мировом плане разыгрывается хозяйственная война. "Хозяйственная война в среде человечества разыгрывается в выработке чувств и системы нервов. А для чувственно-нервной системы в 5-ой послеатлантической эпохе души сознательной особенно организован англоязычный мир, т. к. в эту эпоху нервной системы развивается утилитаристское материальное мышление с тенденцией весь мир превратить в большой склад товаров. Но в этом мире чувственно-нервной системы беспокойно действует мир крови, противоположный полюс в жизни людей, мир крови. Он посылает свои волны в жизнь чувств и нервов как чисто хозяйственную волну. Мир крови представлен в форпостах славянского мира: в чехах, словаках, поляках и т. д. А дальше идет другая волна с очищенной кровью, со спиритуализированной кровью Восточной Европы — русско-славянская волна. 185-а (6)

     Перейти на этот раздел

  

1278а. "На Земле имеется задающая тон группа людей, желающая получить мировое господство с помощью подвижных капиталистических хозяйственных импульсов. ...
     Эта группа знает, что на территориях, населенных русскими, находится такое собрание людей, которое организовано в смысле будущего, и при этом несет в себе зародыш социалистической организации. Включить в сферу своего господства этот социалистический зародыш-импульс составляет заветную цель той антисоциальной группы. Но ей не удастся достичь этой цели, если Средняя Европа станет с пониманием искать соединения с восточным зародышем-импульсом". Не датированная (вероятно, 1918 г.) запись Рудольфа Штайнера.

     Перейти на этот раздел

  

1417. "Было не только ересью, но даже опасно для жизни в России говорить истину о России в историческом отношении. Русская история есть ... также историческая легенда. Например, тем, кто изучает русскую историю в обычном смысле, и в голову не приходит ... что примерно в то же время, когда Западной Европы достигло влияние норманнов, нормано-германское влияние распространилось также на восток. И русская история сегодня заинтересована в том, чтобы, идя назад, все больше подчеркивать, как все-все произошло от славян, от славянского элемента, и отрицать ... все происшедшее от нормано-германского импульса. ... В действительности следовало бы указать на то, что все распространившееся в России до монгольского нашествия, было германо-норманского происхождения, имело германо-норманскую социальную конфигурацию. ... через позднейшие отношения это было заглушено и, я бы сказал, далее сохранило себя в культуре Рейна и консервировалось, например, в социальном строении Британской империи. Это прямая линия развития. Так что, если вы берете социальное развитие Британской империи, то вы имеете поток, который, естественно, в ходе столетий изменился, но который сегодня по прямой линии является продолжением древней нормано-германской социальной конституции. Но Востоке, в России, вы имеете простирающимся тот же самый поток, только он там обрывается с определенного момента, с начала монгольского ига. А это означает: если бы то, что во время Вильгельма Завоевателя под нормано-германским влиянием подготовилось в социальной структуре Британской империи и развивалось вплоть до XIX в. ... могло развиваться далее в России, то Россия теперь была бы подобна Англии". 185-а(7)

     Перейти на этот раздел

  

1461."Особенно эффективным средством, если хотят развитие ввести в ложный фарватер, на который можно влиять с помощью знаний западных оккультных центров, является обработка Востока в том направлении, чтобы он свои ценности развивал чисто религиозно, избегая всякого знания, и придерживался бы этого и в будущем. Вожди западных тайных кругов позаботятся о том, чтобы существовала просто наука и отдельно от нее — религия, чтобы синтеза религии со знанием, взаимодействия веры и знания там не было. Но они позаботятся также и о том, чтобы та наука, которая в другом случае также переходит в содержание религии, действовала лишь втайне, чтобы она элементарным образом пронизывала важнейшие дела человечества, политическое водительство Земли, имеющее целью обеспечить британское мировое господство. Колоссальную помощь этому распространению мирового господства оказало бы то состояние, при котором страны Востока свои религиозные представления не пронизывали бы наукой.
     А теперь подумайте о том, насколько охотно все русские идут навстречу как раз этим стремлениям Запада. С одной стороны, в России сегодня еще живо стремление к благочестию, но при этом не хотят благочестие пронизать духовным знанием, а хотят пребывать в некой туманной мистике. Эта туманная мистика есть как раз желаемое средство для достижения господства Запада над Востоком". 186(3)

     Перейти на этот раздел

  

Нации и Страж Порога

1510."Подготовляющееся, может быть понято, если на него посмотреть в свете сверхчувственного сознания ... с помощью тех способностей, которые дает сверхчувственное сознание. Ибо не существует путей для чувственного сознания понять, что инстинктивно несут в себе как образ человеке люди Запада и Востока. Чтобы выработать это понимание, вам необходимо познакомиться с двумя вещами, с двумя совершенно различными обликами, в которых перед Стражем Порога инстинктивно, но вполне определенно, выступает нечто, пребывающее в человеке, чем он бывает одержим. Ибо как на Западе, так и на Востоке человек бывает этим одержим. И до тех пор, пока это остается инстинктивным, человек бывает этим одержим. Когда же он приходит к ясному сознанию, то одержимость прекращается. ...
     Двояким образом переживает человек перед Стражем Порога это нечто, которое волнуется в его подсознании и которое не является им самим, т. к. он сам является только тем, что постигает сознанием. ... Иными словами, когда подходят к Порогу, то нечто, делающее человека инстинктивно одержимым, выступает либо в одном, либо в другом облике. Один облик имеет вид призрака. ... Это лишь галлюцинация... перед Стражем Порога, где кончается все инстинктивное, где все познается в полном сознании и свободно вчленяется в духовную жизнь. Это инстинктивно живущее в человеке может выступить перед Стражем Порога в виде призрака. Но тогда оно перестает быть инстинктивным. Не следует бояться, когда нечто выступает в виде призрака, ибо только таким путем это можно познать, сделав объективно созерцаемым вовне. ... Другая форма, в которой выступает указанное инстинктивное, есть кошмар. Эта форма не является внешним восприятием, а подавляющим ощущением или также видением, в котором выражаются последствия того, что подавляет, имагинативным переживанием, которое, однако, ощущается как кошмар".
     "Если вы попробуете описать американца — наиболее ярко выраженного, — описать ощущаемое им как образ настоящего человеческого достоинства, если вы затем этот образ, оккультно переработанный, донесете до Стража Порога и перед Стражем Порога произведете с ним опыт, то он выступит перед вами как призрак. А если вы попробуете описать азиата или образованного русского, описать то, как он представляет себе образ человека, то это, будучи донесенным до Стража Порога, выступит перед вами как кошмар".
     "Народы Запада: британцы, французы, итальянцы, испанцы, американцы — лишь из определенных исторических импульсов, конечно не с полным ясным сознанием, а инстинктивно, в процессе своего развития от древности до современного состояния укореняли в своих сердцах тот образ человека, который и охарактеризовать можно правильным образом, только исходя из исторических импульсов. Этот образ как на Западе, так и на Востоке должен быть заменен тем образом, который может быть найден путем духовного исследования и который лишь один должен быть положен в основу социальной организации, а не призрак или кошмар. ... В инстинкте, который привел к образу человека в западных областях, а в самое последнее время привел к т. наз. "вильсоновской программе мира" (14 пунктов), вызвавшей так много поклонения, — в основе этого инстинкта лежит призрак древней Римской Империи. ... Несомненно, в культуре Запада имеется мало такого, что не имеет никакой связи с романизмом ... но речь идет об образе человека, поскольку он должен быть внесен в социальную структуру. Во всех указанных странах инстинкт сегодня ощущается и находится под влиянием того, что образовалось внутри романской культуры. Он целиком и полностью есть продукт латинского образа мышления 4-ой послеатлантической культуры. Он не является тем, что живет, но — призраком отмершего. ... Призрак романизма бродит по странам Запада". Особенно интенсивно с ним связаны французы, и в силу их инстинктов, темперамента и характера им не избавиться от него.
     "Живущее сегодня в Восточной Европе с ее азиатскими окраинами не является тем образом, который некогда в будущем будет естественным путем развит людьми и который они уже сегодня должны развивать из познания. Но живущий там ныне образ, если с ним подойти к Стражу Порога и там его разглядеть, оказывается кошмаром.
     Этот образ оказывается кошмаром по той причине, что инстинкты, заявляющие о себе на Востоке, питаются, когда определяется этот образ, еще не совершенной силой. Только в будущем, в 6-й послеатлантической культуре, разовьются они до полной высоты. Но сила для их развития нуждается в импульсах, которые бы ее поддерживали. Она нуждается — прежде чем проснется сознание, а оно должно проснуться именно на Востоке — в инстинктивной опоре. А эта инстинктивная опора ... действует как кошмар, когда формирует образ человека. ... Но образ человека должен быть там совершенно таинственным способом освобожден от этой опоры; и когда кошмар там будет преодолен и отброшен, когда люди поймут, как он действует, когда они проснутся от него, тогда они поймут, что же, собственно говоря, с ними происходило. Сила, распространяющая свое действие на Востоке, отжила свой век, но именно в современности по-настоящему деятельна. Это есть та сила, что происходит из британской мировой державы. Подобно тому, как на Западе образ человека превращается в призрак импульсами романизма, так на Востоке образ человека отпечатлевается в душах людей таким образом, что при этом становится кошмаром то, что еще долго будет действовать в мире как устремления британской мировой державы.
     Эти две вещи являются причиной того, что бывшее сознательным в Римской Империи переживается с другой стороны, на современном Западе, как призрак, а то, что подготовляется, что деятельно именно в современности — импульс британо-американской мировой державы, — это для того пребывает в мире как кошмар, как опора кошмара, чтобы привести людей на Востоке к сознательному рождению соответствующего образа человека. Подобные вещи сегодня неудобно высказывать, а людям неудобно их выслушивать". Но без объективного познания дело в мире дальше не пойдет". 186(1)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru