Главная / Предметный указатель / /
РИТУАЛЫ |
3. Внутреннее содержание политического оккультизма.
Ступени, символика и методы действий
1190. "1. Всякое оккультное учение основывается на взаимосвязи Макрокосма с микрокосмом. Поэтому многие учения имеют тесную связь с физическим телом человека. 2. Все ритуалы и церемонии отображают: а) космическую историю человека со времен Лемурии; б) человеческое развитие со времени до рождения; в) духовное развитие человека, идущее путем нисхождения в ад и восхождения на Божественные выси". 265, с. 117 Я рассказал о 3-х ступенях оккультных братств Западной Европы. "И вы можете подумать: если на 3-й ступени достигается способность переживать вне тела, то каким же высоким существом должен быть взошедший после того еще по 30-ти ступеням?" Ибо часто говорят о 33-х ступенях, существующих в оккультных братствах. Но здесь имеется в виду не десятиричная, а другая система. 33 нужно считать как 3х3, т. е. 9. Подобным же образом число 777 означает 7х7х7=343. Из тщеславия говорят о 33 ступенях. После 3-х ступеней правомерно говорить еще о 6-ти ступенях. "Но в настоящее время они, по сути говоря, не могут быть полностью пройдены. Это просто невозможно. В 5-ю послеатлантическую эпоху человек просто не в состоянии проделать все то, что там должно быть проделано. Ибо из духовного мира еще не изошло столько, не скажу познания, но — деятельности познания. Это еще только исходит". Это придет полностью в ходе нашей культуры, которая завершится в 3573 году. И мы, таким образом, находимся пока в самом начале. За оставшееся время еще немало что произойдет. Вместо шести дальнейших ступеней "занимаются игрой... И сегодня есть братства, в которых не знают ничего, кроме символов. И люди ведь гордятся тем, что им ничего не дается, кроме символов. Их принимают на первую ступень, возводят на вторую, на третью ступень, а изучают они, собственно, лишь символику, не воспринимая в себя никакой духовной науки. И часто, когда людей спрашивают, действительно ли они удовлетворены тем, что изучают определенные церемонии, приемы (ухватки), знаки, что вокруг них в храмовом пространстве совершаются некие символические действия, то многие даже говорят: ах, конечно, мы удовлетворены, поскольку при этом нет нужды думать что-то особенное обо всем этом деле, и каждый может толковать его как хочет. — Но ас. тело вызывает в эф. теле действительное знание; и так они порождают людей, обладающих в эф. теле всеобъемлющим знанием. Пройдите-ка сегодня — простите за выражение, но иногда бывает нужно выразиться соответствующим образом, — пройдите сквозь упрямо-наиглупейшего масонского дядьку, и вы увидите, что в его эф. теле — не в физическом, в осознанном знании, но в эф. теле — содержится огромное знание, особенно если он имеет третью ступень. Колоссальное подсознательное знание. Это знание, наследуемое через символику, может быть использовано вышеуказанным образом и честно, и бесчестно. Видите ли, существуют разные оккультные объединения, я бы сказал, объединения двух полюсов. Один полюс носит светски-христианский характер, другой — церковно-христианский. И как масонов причисляют к символизирующим братствам мирового христианского характера, так иезуитов причисляют к церковно-символизирующему объединению. Ибо иезуиты также проводятся через три ступени, также снабжаются символикой и именно через символику научаются той колоссальной действенности своей речи. Иезуитские ораторы потому столь действенны, что они знают, как построить речь, чтобы воздействовать на необразованную массу, варьируя, например, степенями сравнения. Образованному человеку это может показаться совсем тривиальным, но это крайне действенно”. Однажды мне довелось оккультно наблюдать, как действует проповедь иезуитского патера. Группе простых прихожан он хотел объяснить необходимость пасхального покаяния, объяснить, что ввел его не папа по своему произволу, а высшие божественные силы. Он говорил так: Возлюбленные христиане! Представьте себе, что вы видите пушку, возле нее стоит канонир, и он должен дернуть за шнур, чтобы она выстрелила. Чего ждет канонир? Он ждет команды, возлюбленные христиане. Он ждет команды: Огонь! — и знает в душе, что она раздастся. И она раздается. Пушка стреляет. Представьте себе это, возлюбленные христиане, совсем точно. Представьте себе пушку как обычай пасхального покаяния. Когда-то не было закона, обычая пасхального покаяния, а пушка уже была здесь. Папа стоял как канонир и держал за шнур. Небеса, возлюбленные христиане, скомандовали: Огонь! Папа слышит, дергает за шнур, пушка стреляет — пасхальное покаяние здесь! Неверующие скажут вам, что папа придумал это покаяние, а вы вспомните про пушку, и т. д. "Все были убеждены этой речью, вся церковь была убеждена. Это было исключительно ловко сделано, исключительно ловко сделано в образах. Эти люди в своем роде проходят три ступени. Среди людей этого сорта имеются разные оттенки, как с другой стороны не все оккультные братства являются масонскими. Ведь в Германии имеются иллюминаты и т. п. Но как с одной, так и с другой стороны над тремя нижними ступенями имеются еще три верхние ступени. Обладающие этими высокими ступенями и те, кто является держателями особенно высоких ступеней в некоторых братствах — естественно, не во всех, а только в некоторых братствах, — они образуют некий род сообщества, к которому могут принадлежать, например, верхи иезуитских общин. Иезуиты, естественно, свирепо воюют с масонами, а масоны столь же свирепо воюют с иезуитами. Но верхи масонских общин и верхи иезуитских общин принадлежат к высшим ступеням особого братства, образуют государство в государстве, объемлющее все остальное". “Если спускают собак с одной стороны, то ведь этого недостаточно, не правда ли? С другой стороны должны выступить с таким же энтузиазмом. Представьте себе, как можно действовать, имея в своем распоряжении такой аппарат! Особенно эффективно действовал этот аппарат — так что ни со стороны иезуитов, ни со стороны масонов никто не подозревал, в чем состояло дело — в одной стране, расположенной на северо-западе Европы, между Голландией и Францией". Все, что как жест, прием, слово употребляется в оккультных братствах Запада, оказывает влияние на эф. тело человека и на его подсознание, если значение этих знаков, символов ему не объяснено. В эти братства принимают людей без какой-либо духовно-научной подготовки и сразу дают символы. "Вследствие этого такие люди, если нужно, становятся удобными инструментами для выполнения всяческих планов; это разумеется само собой. Ибо если вы обрабатываете эф. тело, а человек об этом не знает, то вы выключаете те силы, которые в ином случае он имел бы в своем рассудке, поскольку вы затем не даете его рассудку что-либо из того, чем сегодня хочет стать Духовная наука. ... Тогда подобные братства вы можете использовать и в преследовании всяческих политических целей и выставить догму с "Алционом" (Кришнамурти), будто бы он является физическим носителем Христова Импульса". Здесь недостаточно рассказать, что этот символ означает то-то, а тот — другое. Ибо в таком случае можно нагородить любой вздор. Колоссальным бесчинством в этой связи является оккультная литература Элифаса Леви, его "Догмы и ритуал высшей магии", "Ключи к высшей магии". Некие высокие истины там соседствуют с опаснейшими заблуждениями, при этом все подается в символах, а не так, чтобы можно было познавать рассудком, как это происходит в нашей Духовной науке. Если вы подготовлены, то вы можете спокойно читать Леви, и вы тогда увидите, сколь иная метода содержится во всей этой символике. "Еще хуже дело обстоит с д-ром Энкузе, или Папюсом (псевдоним), приобретшим катастрофическое, роковое влияние на петербургский двор, куда он постоянно заявлялся и десятилетиями играл роковую политическую роль. Этот Папюс — так называл он себя — весьма опасным образом вносил в людей определенные оккультные тайны, так что те, кто позволял ему воздействовать на себя, впадали в железный фанатизм, как только выходили за рамки элементарного, и твердо держались того, что им давал Папюс. Речь не идет о том, чтобы опровергать Папюса, ибо можно сказать, хотя это и звучит парадоксально: наихудшее заключается в том, что очень много правильных вещей стоит у Папюса. Но род и способ, каким это дается людям, содержит в себе огромную опасность: слабый человек вбирает по каплям в душу содержащееся в книгах Папюса, а это ведет к тому, что его рассудок полностью засыпает, и тогда вы можете его употребить на все, что угодно. ... Папюс повсюду обладал большим влиянием... особенно в России. И это было достигнуто путем определенной бесчестности". Лицемерием является то духовное течение, которое исходит от Энкузе-Папюса, ибо эти люди называют себя "мартинистами" (т. е. последователями Сен-Мартена). И имя "неизвестного философа", столь честно стремившегося к истине, как это было необходимо ХVIII веку, должно быть защищено от них. С символикой работали и в VIII-IХ веках, но тогда с ней обращались правильно. Оккультные братства, практиковавшие в те столетия три ступени, занимались ею так, как я о ней говорю теперь, в 5-й послеатлантической эпохе. "Душа тогда шла столь далеко, что получала точное внутреннее переживание того, что имеется знание, независимое от обычного физически-чувственного знания. И на первой ступени ученики иногда должны были получить определенную сумму такого, независимого от физического, знания. На первой ступени каждый должен был знать примерно то, что теперь, в 5-й послеатлантической эпохе, стоит в моем "Очерке тайноведения". На второй ступени каждый должен был знать — внутренне живо знать — то, что стоит в книге "Как достигнуть познания высших миров?" А тот, кто восходил на 3-ю ступень и воспринимал полные смысла символы: знаки, приемы и слово третьей ступени, тот знал, что это означает: жить вне своего тела. Таково было правило, этого должны были тогда достигать". "В VIII-IX столетиях немалое число людей достигало третьей ступени, особенно в Ирландии. Таким образом, всегда существовали оккультные братства, работавшие исходя из символики. Особенно эффективной эта работа, исходящая из одной символики, была в тех народных сообществах, которые еще не достигли своей полной зрелости. Поэтому начиная с императрицы Екатерины тут же возникают затруднения, как только после напора вольтерьянства, при ее наследнике Павле и позже, предпринимается попытка пересадить с Запада в Россию определенные тайные общества. Эта попытка была предпринята в величайшей мере. И то, что тогда произошло под влиянием насажденных с Запада в Россию оккультных братств, — это с той поры приобрело большое влияние на все духовное развитие России, значительно большее влияние, чем когда-либо думали. Естественно, это влияние группировалось по различным направлениям: литература перерабатывала это влияние в романах, политические писатели — в политике. И через определенные каналы, которые имелись всегда, это влияние было значительным в последующем развитии. И, собственно говоря, все значительное в духовной жизни России до Толстого восходит к тому времени, о котором я сказал, когда определенные оккультные братства Западной Европы размножились в России". 167(4) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 311910 не найден. Перейти на этот раздел
51. "Я рассказал вам о тайне мумии и о тайне культа, поскольку и в культе — как вы видели — коренится целая Мистерия: в мумии — Мистерии затухающей перед Мистерией Голгофы древности, а в культе — Мистерии, которые, собственно, лишь в будущем раскроются во всем их значении". Древнеегипетский посвященный, "учащий жрец Мистерий, старался прежде всего объяснить ученику, как в человеческой голове заложены все тайны мира, заложены особым образом. Он говорил: посмотри на Землю. Какой она является как место обитания человека — она, собственно, представляет собой зеркало, отражение всего космоса". В Земле мы находим все, что содержится в Космосе, только в Земле это сгущено. Вот вокруг Земли вращается Луна. Что в пространстве существует в этой сфере как воздушное, эфирное, в Земле этому соответствует определенный слой. Под этим слоем лежит слой, соответствующий следующей планетной сфере и т.д. "И так мы получаем всю Землю как отражение Универсума; но только существующее вовне в эфирно-утонченной форме, в эфирной текучести, в Земле оказывается уплотненным. А когда мы приходим ко внешнему кругу, то он оказывается уплотненным в самом средоточии Земли, в одной точке. ...Если же нужно понять, как Универсум, космос, и его отражение в Земле взаимодействуют, то следует взглянуть на человеческую голову. ... В утробе матери голову формирует весь космос. ... Эта голова содержит бесконечные тайны, но она не открывает их никакому рассмотрению. ... Тайна человеческой головы состоит в том, что она бесконечно много делает, но все, что она делает, происходит не в самой голове, а во всем остальном организме". Так говорил — правда, другими словами, — египетский посвященный своему ученику. "Когда через человеческий глаз увиден цвет, когда через содержание этого цвета в человеческом мозгу происходят изменения, то, изменения в мозгу являются деяниями внешнего мира. ... Но кое-что мозг делает и сам. Когда мозг получает извне цветовое впечатление и во внутреннем благодаря этому совершается нервный процесс, то мозг этим кое-что делает в своем астр.теле и в своем я-существе. Но это не выявляется в мозгу. Это действие происходит в остальном организме. И если действие внешнего мира вызывает изменения в мозгу, то мозг, со своей стороны, действует, напр., на сердце или на какой-нибудь другой орган человеческого тела. Что делает человеческая голова — это вы можете рассмотреть только тогда — так говорил египетский посвященный ученикам, — когда точно познаете все то, что происходит в человеческом физ.теле". И у египтян был свой метод познать это. Ученики йоги в др.Индии, делая дыхательный процесс чувственным процессом, познавали человеческое физ.тело. "Когда мы вдыхаем, то дыхательный толчок идет через легкие в тело, через позвоночный канал в мозг. В мозгу он соединяется с другими процессами, совершающимися там, отталкивается назад, и именно эту отдачу наблюдал ученик йоги. ... Через свое особое искусство дыхания он наблюдал в действии дыхания, что мозг делает в его груди, в нижних частях тела и т.д. В отдаче через позвоночный канал и в распространении этой отдачи по всему телу наблюдал ученик йоги то, что через голову вызывалось в его организме". Египтяне всем этим уже не владели, у них были свои способы. Они подводили учеников к мумии, учили их мумифицировать человеческий организм и таким способом, через внешнее наблюдение, учили их тому, что прежде познавалось внутренним образом. Им при этом помогали лунные существа, находившие приют в мумиях. Посвященный также говорил о постоянном умирании головы, о том, что каждую ночь остальной организм должен работать против умирания головы. Эти силы остального организма в новом рождении создают новую голову. "Поэтому так заботливо сохраняли мумии, чтобы через формы органов мумии описанные лунные духи могли рассказывать, каковы тайны этих органов, как они стоят в связи с человеческой головой, как они несут в себе зародышевые силы, чтобы в следующей земной жизни самим стать головой. Такое обучение давали египетские посвященные своим ученикам возле мумий". Грандиозный перелом произошел при переходе от древнеиндийской и древнеперсидской культур к древнеегипетской культуре. "Некая, я бы сказал, грандиозная острота содержалась в учении египетского посвященного, когда он говорил: а теперь погрузитесь целиком в то, что вы имеете перед собой в пластике мумии. В пластике мумии вы имеете перед собой то, что в жизни человека на Земле находилось в постоянном прохождении: внутреннее человеческой головы. Это встает перед вами совсем неопределенно, но зато вы с особой отчетливостью имеете перед собой то, что имеет форму в остальном организме. Ни жизненный процесс, ни процесс ощущения — ничего этого вы не можете изучить в мумии, но вы можете изучить то, чем является пластическая форма сердца, печени, почек, желудка с т.зр., прежде всего, того, что человеческое тело носило в своем внутреннем. А теперь представьте себе: когда вы во время жизни задерживаете дыхание в голове и снова излучаете его в организм, то в этом дыхании находится пластическая сила стать мумией. Отдача, идущая от головы в тело, хочет сформировать себя в мумию. И только потому, что тело этому противодействует и вызывает выдох, мумия отвергается. Что человек видит образующимся от головы в остальном организме, когда дыхание толкается вперед, этот быстро образующийся как мумия облик, который опять-таки тотчас растворяется при выдохе (см.рис. белое), остается в некоем почти постоянно происходящем во время бодрствования сиянии эф.тела (красное). Когда рассматривают эф.тело, то возникает чувство: от головы оно постоянно хочет оформиться в мумию и вновь раствориться в некоего рода подобии человеческому физическому организму (синее). Такова внутренняя подвижная пластика, тенденция человеческого эф.тела принимать облик мумии и возвращаться назад, так что оно снова делается подобным человеческому физическому организму". Египетский посвященный указывал ученикам на прошлое. И в этом заключалось своеобразие египетской культуры, встающей перед нами в сфинксах, пирамидах, мумиях. Сфинкс указывает на образования, существовавшие в Атлантическую эпоху на Земле. В мумиях созвучала древнеиндийская культура, когда при небольшом усилии каждый человек "воспринимал, я бы сказал, мгновение возникновения эфирной мумии и ее растворение в человеческом физическом организме". Мумия давала египтянам возможность наблюдать то, что ускользало от наблюдения в течение жизни. "Нечто подобное совершается и в мумифицированных ритуалах различных лож. ... Но что бы случилось, если бы кто-то в ложе понял значение тех действий, что совершаются в ритуале?" В древности, в IV, V столетии до Р.Х., человек видел, что при исполнении механических действий, напр. при строгании дерева, совершался мертвый процесс; в ритуальном же действии притягивались духовные существа из окружающего духовного мира и пронизывали все формы ритуальных действий. В современных ритуалах ничего этого не видят, в них столько же жизни, сколько ее было в египетской мумии. "Как в египетской мумии была мумифицирована форма человеческого тела, так традиционно были сохранены человеческие действия, человеческие отправления. Но если в них сохранено нечто такое, что может быть снова пробуждено, то пробуждение может осуществиться только в том случае, если будет найден путь, на котором сила, исходящая от Мистерии Голгофы, вновь будет внесена во все человеческие действия". 216 (6) Перейти на этот раздел
365. "Чтобы сохранить непрерывность человеческого развития, сегодня необходимо прийти в определенное отношение к ритуалу и символике. Но никому в наших кругах не следует считать ритуал и символику за нечто такое, что ведет к духовной действительности, что должно непосредственно вчленять духовную действительность в современные ценности". "Прогресс в развитии человечества состоит как раз в том, что созерцания, действовавшие через символы на инстинкты, вносятся теперь в полное сознание, где будет созерцаться действительность, духовная действительность. Эти созерцания духовной действительности требуют определенной активности духа. Созерцание же символов оставляет людей в некоторой степени спящими". "Тем, кто нашего здания не понимает, не следует и говорить о нем". "Здесь пытались творить, исходя непосредственно из духовного мира, творить не символы, а духовную действительность, какой она открывается сегодня. В символах же людям говорили в прошлом". "Символика не играет решительной, существенной роли в том, что мы здесь называем антропософски ориентированной Духовной наукой. О ней приходится говорить во многом заново. А когда временами указывается на символы, то их при этом употребляют как некоего рода "символы-перила", способные проиллюстрировать то либо иное или указать на созвучие вновь найденного с тем, что как антикварное осталось от прошлого". 186 (11) Перейти на этот раздел
|