Главная / Предметный указатель / /
РЕЧЬ - см. также СЛОВО, ЯЗЫК — звуки |
339. "В изменении движения губ, в овладении с помощью человеческих чувств движением губ, развивающемся между семью и четырнадцатью годами, можно увидеть важное внешнее указание на внутреннее развитие человека. Можно увидеть, как все, что человек приобрел между 14-м и 21-м годом в консолидации сил, идущих снизу вверх, можно увидеть, как все эти силы скапливаются, создают напор в голове человека. ... в речи через зубные, губные и небные звуки можно видеть отпечаток всего человека... в зубных звуках во время речи завоевывается голова, в губных — грудь, в небных — остальной человек". 307 (5) Перейти на этот раздел
376. "Родившийся ребенок начинает дышать. В него входит поток воздуха, который постоянно толкает кровь в мозг. ... До тех пор, пока только дыханием кровь толкается в мозг, ребенок может просто кричать. Он начинает говорить... когда, скажем, глазом или ухом что-то замечает, что-то воспринимает. Когда ребенок замечает у другого человека движение, он подражает ему в себе; тогда вверх идет не только поток крови, но и что-то другое, например от уха (это рисуется). И этот другой поток является нервным потоком. В левой височной извилине (мозга), т.е. в речевой извилине, встречаются, как и в остальном теле, кровеносные сосуды и нервные тяжи. На нервный тяж действует то, что человек воспринимает. Движения, которые ребенок производит в согласных, прорастают через нерв в левую речевую извилину. И она начинает приобретать прекрасную форму. Постоянное взаимодействие толчков дыхания и крови с тем, что приходит от глаза, от уха, приходит к тому, что понемногу между кровью и нервом вся изначально кашеобразная масса мозга расчленяется удивительным, прекрасным образом". С образованием извилин, связанных с речью, связано также движение рук, но крестообразно: движение правой руки связано с левой долей мозга, левой руки — с правой. Движение правой руки усиливает те извилины, что были образованы там речью. Но левша разрушает извилины, образованные речью справа, симметрично левым речевым извилинам. Поэтому левшу нужно постепенно учить писать правой рукой, иначе он вырастет притупленным. Что он в таком случае научится писать позже — в этом нет ничего страшного. Вся правая половина мозга более пронизана кровью и нервами, чем левая; она предназначена в большей степени к восприятию. И если хотят научиться одинаково владеть обеими руками, то следует иметь в виду, что тогда необходимо прежде изменить всего человека. "Ибо что тогда происходит? Видите ли, тогда под этой поверхностью левой височной извилины (это рисуется), сама эта извилина начинает образовываться искусственно, а снаружи, на внешней стороне, она останется некой мешаниной, кашицей. Подобное же должно затем произойти и с правой височной извилиной. Вместо того, чтобы два рода деятельности распределить на левую и правую стороны, я делаю каждую височную извилину внешней и внутренней половиной. И внутренняя половина тогда более склоняется к речи, а внешняя — просто к крику гласными и согласными. Но всякая речь ведь является соединением крика и артикуляции. И это остается на всю жизнь". 347 (1) Перейти на этот раздел
388a. "Мы можем сказать, что когда мы произносим слово или звук, то сначала в этом соучаствует голова. Но эта способность головы, что проявляется здесь, она внутренне, душевно также дает воспоминание, которое определенным образом устремляется в слово или звук; это приходит сверху. Чтобы какое-либо существо могло говорить, не обладая способностью воспоминания, — этого вы не можете себе представить. Если бы человек постоянно забывал, что вложено в слово или звук, то, естественно, он не мог бы ни говорить, ни петь. Именно воспоминание воплощается, с одной стороны, в слово и звук. С другой стороны, то участие, которое, также и в физиологическом смысле, принимает любовь во всем том, что в процессе дыхания становится речью и пением, о нем отчетливо свидетельствует вторая жизненная эпоха (7-14 лет), которая в мужском теле выступает внутренне наполненной звуком; это приходит снизу. И оба элемента соединяются:
сверху то, что физиологически лежит в основе воспоминания, а снизу то, что физиологически лежит в основе любви. Это образует речевой и музыкальный тон. ... И можно сказать: речь и пение — это взаимопронизание в человеке сил воспоминания и сил любви. В этом заложено исключительно значительное для раскрытия тайны слова и звука. И истинно то, что в древней речи выразилось так, что сумму мировых сил и мировых мыслей назвали Логосом, который представляет собой потустороннее, сверхчувственное того, что физически пришло к своему выражению в речи. Мы не только вдыхаем и выдыхаем высших существ, но мы и говорим, — а речь — это и пение, — между смертью и новым рождением во взаимоотношении между восхождением в духовных существ высших миров и возвращением к себе, мы говорим с существами высших Иерархий. Ибо это в то же время и духовная речь. Когда мы находимся в состоянии единения с существами
духовного мира, то мы их видим, и видим в самих себе. Когда мы от них уходим и приходим к самим себе, то в нас остается их отзвук, и это есть мы сами. Там они выражают в нас свое собственное существо, там они говорят нам, каковы они, там Логос живет в нас. Когда мы приходим к себе на Земле, то мы, наоборот, выражаем свое собственное существо, когда говорим и поем. Ибо свое собственное существо мы выражаем в слове и пении. Все свое существо мы выражаем в процессе дыхания, в то время как все существо мира мы ощущаем в Логосе, когда освобождаемся от совместного бытия с духовными существами между смертью и новым рождением".218 ( 4.XII ) Перейти на этот раздел
|