Главная / Предметный указатель / /
РЕБЕНОК - см.также ЖИЗНЬ между... |
276. "Абстрактная мистика ведет к заболеванию инфантилизмом, ко впадению в детство. Истинная жизнь состоит в том, что мы ищем равновесия, балансируем между материализмом и мистикой". "Смысл жизни заключается в равновесии между слабоумием и впадением в детство. И если кому-то это не подходит, значит, он не может проникнуть в действительность. Человек становится просто слабоумным, когда не видит, что нормальный человек изо дня в день, ежечасно должен преодолевать слабоумие, угрожающее ему, а оставаясь просто человеком, он остается ребенком, т.е. гениальным. Если при правильной эквилибристике человеку удалось сохранить детскость, то он является гением. Стоящий за Порогом кричит тому, кто стоит по эту сторону Порога: Детская голова! А этот ему в ответ: Гениальность! Так меняется значение слов на Пороге".197 (6) Перейти на этот раздел
331. "Мудрейший может многому научиться от ребенка. Говорит не ребенок, а Ангел говорит из ребенка. ... Я ребенка — нижний член ангельского существа...". 127 (4) Перейти на этот раздел
333. "Когда ребенок хочет пить и оттого ревет, то чувство жажды находится у него в астр.теле".349 (7) Перейти на этот раздел
343. Дыхательный процесс имеет отношение к половой зрелости. "Мы, собственно говоря, вдыхаем то, что ведет нас к половому созреванию, что также дает нам в мировом смысле возможность вступить с миром в отношение, исполненное любви. Мы, собственно, вдыхаем это. В каждом природном процессе заложено духовное. В процессе дыхания заложено духовное и духовно-душевное. Это духовно-душевное проникает в нас через процесс дыхания... когда силы, действовавшие прежде в организме и прекратившие свое действие со сменой зубов, становятся душевными силами. Тогда в человека устремляется то, что хочет прийти из процесса дыхания. Но этому противодействует — и по этой причине возникает борьба — то, что идет из процесса роста... из эфирных сил. Эта борьба ведется между эфирными силами — которые восходят из нашего эф.тела и находят свой коррелят в системе обмена веществ, в циркуляции крови — и астральными силами. Обмен веществ здесь проникает в ритмическую, в циркуляционную систему. ... Астр.тело этому противодействует. Мы тогда имеем то ритмическое в телесном корреляте, что исходит из дыхания; и возникает борьба между ритмом циркуляции крови и ритмом дыхания". В состоянии между засыпанием и пробуждением совершается этот процесс, который можно созерцать в инспирации. "В среднем между девятью и десятью годами во сне происходит освобождение Я и астр.тела от эф.и физ.тел. Ребенок именно своим "я" очень внутренне связан со своим физ. и эф.телами также и тогда, когда он спит. Но с указанного момента времени Я начинает вспыхивать как самостоятельное существо, когда это Я и астр.тело не принимают участия в функциях эф. и физ.тел". Если ребенок умирает до этого возраста, то возвращается в период жизни до рождения, не успев оторваться от него. Ребенок и в телесном отношении представляет собой более душевное существо, чем позднейший человек. Но с 12 лет указанная борьба затихает, и с половой зрелостью астр.тело вступает во все свои права в человеческой конституции". С этого времени человек отделяется от своей предыдущей жизни. И то, что здесь освобождается, содержит в себе себя, и оно в будущем проводит через врата смерти. Имагинативным познанием эти вещи можно рассмотреть очень точно вплоть до отдельностей. И можно показать, как силы, выступающие здесь, ведут к четко ограниченным понятиям, но при этом затемняют духовную реальность, в сфере которой мы живем во время сна; и так они делают человека самостоятельным существом. Благодаря тому, что человек отъединяет здесь себя от духовного мира, что он затемняет духовную реальность, он вновь становится духом среди духов, каким он и должен быть, когда проходит через врата смерти". 206 (7.VIII) Перейти на этот раздел
Парапсихология
1902. Животное рождается с необходимыми ему в жизни способностями; человек должен их приобретать. Благодаря этому человек имеет особенно важный для него средний период жизни, когда он выражает себя в мире согласно приобретенным способностям, а его органы еще обладают пластичностью. Животное рождается с неподвижной формой, к чему человек приходит только в старости. Понять животность можно особенно хорошо, сравнив ее с человеческой старостью. Но не выражает ли тогда животное и душевных свойств старости? — Нет, ибо этому в нем есть противополюс: способность к размножению. Эта способность действует на него омолаживающе; как в общем-то и на человека. Достигнув способности производить потомство, животное вступает в старость. У человека детство и старость стоят на концах жизни, а в середине находится органически-практический этап, осваиваемый через отношение с внешним миром. От этого нормального состояния бывают отклонения. Случается так, что старость наступает значительно раньше появления седых волос и проч. Такое явление доступно внутреннему интимному наблюдению жизни. Это душевная старость, возникающая в пластический период. При наступлении обычной старости наша головная организация теряет внутреннюю подвижность, подвижную пластику, и все приобретенные в жизни способности в старости делаются душевнее, духовнее. "Но происходит это за счет анимализации нашей головной организации. Мы физически становимся такими, каким животное бывает с самого начала. ... Эта анимализация нашей верхней организации может быть перемещена внутренним образом в более ранний зрелый период. Но поскольку человек всегда остается человеком, также и тогда, когда он некоторым образом анимализирует свою головную организацию, то выступают в таком случае не внешние, а внутренне-душевные особенности. ... возникают анималистические, свойственные животности особенности...". Животное инстинктами в высокой степени связано со своим окружением; куда в большей степени, чем человек. Например, животные могут заранее почувствовать приближающееся природное событие, опасное для них, и заранее покинуть данное место. Животные обладают инстинктами, пророческим даром, когда дело касается их жизни. Животные сильнее человека ощущают ход времени года и т.д. "Когда человек указанным выше образом преждевременно вносит в свою жизнь старость, тогда у него наступает, конечно, не точно так же, как у животного, поскольку у человека все поднято до человеческого, но у него наступает это инстинктивное переживание окружающего мира. И то, что сегодня известно, описанное местами верно, а местами неверно, как телепатия, как телепластия, как телекинез, вещи, выступающие у человека как анормальное, это есть не что иное, как внесение старчества в переживания более раннего периода жизни. В правильное время старость переживают здоровые люди. Если же ее переживают в 20 лет, то становятся в низшем смысле ясновидящими. ... Для непредвзятого рассмотрения своеобразие телепатии, телекинеза, телепластии не теряет своего значения оттого, что их рассматривают не как проявление сверхчувственного, но как результат воздействия более позднего в более ранней человеческой жизни. Благодаря этому человеческое существо изучают в его основном характере. Ибо такое временное его рассмотрение означает: не делать заключения из отдельных моментов жизни относительно всего хода жизни, а внутренне сопереживать время и видеть, как позднее проявляет себя, если его изживать раньше. Созерцать во временном означает: обозревать время в созерцании и в настоящий момент мочь видеть прошлое и будущее". Возможен и противоположный случай: внесение детства в более поздний период. Детство состоит в том, что не только инстинктивным образом через головную организацию переживается отношение к окружающему миру, но головная организация интенсивно сопереживает в обмене веществ его отношение к внешнему миру. У ребенка вся жизнь наполнена ощущениями вегетативно-органических процессов. Впечатления внешнего мира ребенок усваивает вплоть до обмена веществ, до выделения желез. Такое детское свойство человек может сохранить и в зрелом возрасте. Это выражается иногда в интенсивной любви к собаке, в любви, вызывающей органические, вегетативные процессы. Не весь обмен веществ, но некая его периферия привыкает совершать выделение, регенерацию в соответствии с излюбленными ощущениями любви к собаке. Естественно, что со смертью собаки человек тогда может заболеть, если вскоре не обзаведется другой собакой и не удовлетворит внутренний органический процесс внешним переживанием. Подобное, детское по сути, сживание с окружающим миром происходит и во многих других случаях. "Такие вещи случаются в человеческой жизни, и тогда нужно искать, откуда приходят такие внутренние состояния, смутно поднимающиеся изнутри. Человек переживает от них неудовлетворенность, делается мрачным, сварливым, ипохондричным и приобретает всевозможные последствия этого". Тогда необходимо найти коррелят того, с чем сжился вегетативно-органический процесс. Такому человеку можно помочь, сердечно беседуя с ним и помогая внести в сознание то, что находится в неопределенных глубинах вегетативно-органического. Психоанализ говорит в данной связи о "сокрытой душевной провинции". Но это никакая не душевная провинция, а вегетативно-органический процесс, который жаждет внешнего исполнения. И нужно поискать, исполнения чего нужно предложить такому человеку. И в этой части психоанализ содержит в себе правомерное.303(4) Перейти на этот раздел
1584.Дети — "это, собственно говоря, совсем другая раса людей; отсюда проистекает невозможность для взрослых понимать детей. Учителя обращаются к детям как ужасно умные люди, но дети — они мудрее. Учитель умен, ребенок же — мудр, а умность не может понять мудрость, между ними невозможно перекинуть мост". Эта мудрость остается в подсознании и позже выступает в революционных ощущениях молодежи по отношению к старшим. 209(5) Перейти на этот раздел
426. "В первые семь лет, как вы знаете, все телесное наследуется. Затем, от 7 до 14 лет, ребенок должен выработать свое тело сам под сильным воздействием впечатлений, которые он получает от своего окружения. И в образовании этого тела действует "Я", еще не соединенное с телом ребенка. Оно образует то, что к человеку приходит как физиономия и как жест, как внешнее материальное откровение душевно-духовного в человеке. Был ли человек подвижным в детстве, интересовался ли он живо окружающим миром — это видно в каждом выражении лица, в жесте. Пассивный ребенок в дальнейшем проходит через жизнь с одним выражением лица. И выражение лица, жест человека, входя в нашу память, во время сна соединяются с существом природы; это имеет большое значение для внешней природы". 232 (3) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 404270 не найден. Перейти на этот раздел
|