Главная / Предметный указатель / /
ПРОСТРАНСТВО — и сверхчувств. опыт |
1672. "Воля повсюду идет совместно с движениями конечностей. Так что о воле мы должны говорить как о той душевной деятельности, которая может принимать трехмерный облик". "Во всех волнах ощущений и чувств бесконечно большую роль играет тот факт, что мы располагаем правой и левой половинами тела, что мы построены симметрично. Благодаря этому все происходящее с нами слева мы относим к правой стороне; невидимо нечто возникает в нас слева и перекрещивается с тем, что струится справа. Единственно благодаря этому возникает чувство. Чувство ни в коей мере не возникает в трехмерном пространстве, оно всегда возникает в плоскости. ... Мир чувств переживается человеком только в той плоскости, которая, если представить ее себе как плоскость сечения, делит нас на две симметричные половины. Жизнь чувств подобна картине, нарисованной на полотне... Представьте себе, я натягиваю полотно и рисую справа налево и слева направо, и в наблюдении я даю действовать одному сквозь другое... И картина, возникающая здесь, она, собственно говоря, двухмерная. Все трехмерное, если я могу так выразиться, проецируется на двухмерное. Вы можете построить и другое представление. Представьте себе, что вы оказались бы в состоянии от предметов, стоящих справа, и от предметов, стоящих слева, отбросить тень на одну поверхность... на натянутую перегородку. Так обстоит дело с нашим миром чувств. Он не трехмерный, а двухмерный. Человек, по сути говоря, оказывается с двух сторон работающим художником, когда он не просто чувствуя вживается в пространство, но когда он через трехмерную волю все то, что ему встречается в пространстве как действие чувств, когда он через волю, которая, конечно, трехмерна — художник — это воля, — набрасывает все в теневых образах на идущую спереди назад плоскость. Чувствуя, человек живет в картинах, которые двухмерно тянутся через его тело, но которые при этом нарисованы с двух сторон. Итак, когда мы для нас самих, для людей, хотим в душевном найти переход от воли к чувству, то мы должны перейти из трехмерного в двухмерное. Но благодаря этому вы получаете иное отношение того душевного, которое выражается в чувствах, к пространственному, чем когда вы просто говорите о душевном, которое непространственно. Плоскость имеет два измерения, но она не пространственна. Вы можете доску назвать плоскостью, но в действительности она представляет собой тело с определенной толщиной. Плоскость хотя и пребывает в пространстве, но сама она не пространственна; пространство всегда должно иметь три измерения. И в это трехмерное пространство входит только воля. Чувство же... двухмерно. Однако оно имеет отношение к пространству, как имеет к нему отношение тень". Мир чувств постоянно пронизан миром воли. Часто мы их даже не разделяем. Действие воли бывает довольно тонким. Когда нас, напр., кусает комар, то мы делаем защитное движение, и оно выражается в движении крови, в ритме дыхания. Но этого часто не замечают. И так не отличают того, что делает воля, от того, что составляет содержание чувства. Содержание чувства также слишком робко. "К нему можно прийти только в очень тщательной медитации. Но если все принадлежащее к воле вы однажды сможете отключить от чувств, то тогда вы уменьшитесь справа и слева и станете в середине плоскостью. И когда вы станете плоскостью в середине и некоторым образом сознательно, как художник, начнете рисовать свои переживания на этой плоскости, тогда вы начнете понимать, почему мир чувств так исключительно отличается от обычных переживаний". "А мышление — если с непредвзятой душой подойти к нему — как мало можно сказать, что мысль пребывает в пространстве. Собственно, нигде в пространстве мышления нет. И тем не менее, оно должно иметь отношение к пространству. Ибо, несомненно, мозг является если и не инструментом, то все же основанием для мышления, ...медитативно мышление переживается как то, что простирается только сверху и снизу. Мышление вообще одномерно, протекает в человеке по одной линии. Можно, т.обр., сказать: воля образует себя трехмерно, чувство — двухмерно, мышление — одномерно". Так постепенно совершается переход от пространственного к внепространственному. "Когда мы совершенно выходим из измерения и переходим к точке, то мы приходим к нашему Я. У него нет никакой протяженности. Оно точечно". Как телесное в человеке относится к волевому существу? — Оно пронизывается волей по всем направлениям, как губка водой. К чувству оно относится, как предмет к своей тени на стене. Представим себе некое облако как наше душевно-духовное. Это прежде всего воля с ее тремя измерениями. "Мы видим первым световое облако, затем это световое облако в середине само в себе рождает плоскость и через это чувствует. Плоскость же, в свою очередь, стремится стать линией. Поэтому мы постоянно должны представлять себе: облако, плоскость, линия как живущие в себе образования... облако, плоскость, линия — линия, плоскость, облако и т.д. ... Вы даете исчезнуть третьему измерению и через это теряете волю. Вы даете исчезнуть второму измерению и теряете чувство: мышление теряют, дав исчезнуть первому измерению. Тогда приходят к точке. Тогда впервые приходят к Я. Люди много говорят о 4-м,5-м измерении. Мысля математически, это дается легко, но в действительности четвертое измерение упраздняет третье, пятое — второе, шестое — первое, и приходят к точке". Если вы рассмотрите морскую звезду, которая имеет пятиконечную форму, то вам станет понятно, почему ей недоступно единое чувство. "Морская звезда не может правое соотнести с левым, правым охватить левое, но она должна постоянно приводить в отношение один луч с другим или двумя, тремя или со всеми четырьмя. Поэтому то, что мы знаем как чувство, вообще не живет в морской звезде. Как обстоит дело с тем — я прошу вас следовать за мной в этом интимном ходе мысли, — что нам известно как чувство? Что нам известно как чувство, приходит справа, приходит слева и в середине удерживается в покое. Мы идем через мир, когда с нашим чувством спокойно ставим себя в мир. Морская звезда этого не может. То, что она вот отсюда (см.рис., красная стрелка) испытывает как действие мира. Она не может симметрично связать с чем-то другим. Она может это отнести (красное) к одному или другому, третьему или четвертому лучу, но наиболее сильно она это свяжет вот с этим )желтое). Поэтому морская звезда никогда не имеет внутри спокойных чувств, но когда она обращает внимание на одну сторону, то, благодаря ее устройству, в ней возникает переживание: ты излучаешься туда, ты посылаешь туда луч (желтая стрелка). И когда она ощущает нечто оттуда, то она чувствует, как будто что-то выстреливает из нее. Она совсем не имеет спокойных чувств. Чувства как бы выстреливаются из нее. Она чувствует себя излучающейся в мир. Если вы тонко разовьете свои чувства, то сможете это пережить, наблюдая морскую звезду. Взгляните на окончание одного из лучей и затем соотноситесь со всей морской звездой, тогда в вашем представлении она придет в движение по на-направлению этого луча, как если бы туда заструился свет. И так обстоит дело и с другими животными с несимметричным строением, не обладающими осью симметрии".213 (1) Перейти на этот раздел
871. "Сколь быстро идет развитие — это целиком зависит от существа самого человека. Один достигает результатов в три недели, систематически повторяя одни и те же упражнения, другой — в семь лет, третий — в 19 лет и т.д. Существенное при этом заключается в том, чтобы никогда не ослабевала энергия в поисках перехода к активному мышлению. Однажды человек действительно познает другое мышление, по сравнению с тем, которое он имел прежде. Он познает мышление, которое протекает не в пассивных образах, как обычное мышление, но такое, которое внутренне полностью активно, о котором человек знает, ясно его при этом переживая: это сила, как силой является то, что движет рукой, когда я на что-либо указываю пальцем". Об обычном, пассивном мышлении мы знаем, что оно ни на что не наталкивается наподобие того, как мы можем телом натолкнуться на стену. "Ибо обычное пассивное мышление — это не реальность, это образ. Мышление, к которому мы приходим описанным образом, является реальностью, является чем-то таким, в чем человек живет. И оно может натолкнуться на что-либо, как наталкивается палец на стену; и как палец не может проникнуть всюду, так в реальном мышлении человек не может проникнуть куда угодно. Это первый шаг. Этот первый шаг нужно проделать, нужно сделать свое мышление, активизировав его, душевным органом осязания, чтобы можно было почувствовать себя в нем так, как если бы при мышлении возникало нечто, подобное тому, что происходит при ходьбе, когда человек что-то берет, осязает, чтобы человек знал: он живет в сущности, не просто в обычном мышлении, которое только отображает, но он живет в реальности, в душевном органе осязания, которым сам человек становится целиком. ... Ставшее активным мышление подобно улитке, которая вытягивает свои щупальца и может их прятать назад. Человек живет в силовом существе, но во внутренне подвижном существе, которое может двигаться вперед и назад, которое внутренне активно. Т.обр., в духовном мире человек может далеко простираться органом осязания и осязать им вокруг или отступать назад, если нечто духовно причиняет боль. ... Что должно быть развито через активность мышления — это первый сверхчувственный орган человека. ... Мышление становится сверхчувственным осязанием. И для этого сверхчувственного осязания эф.тело, или тело строящих сил, становится постижимым, видимым в высшем смысле. Это, так сказать, первый действительный шаг в сверхчувственный мир". Вслед за осязающим мышлением выступает новое чувство пространства, которому теперь недостает третьего измерения; и время теперь превращается в пространство. В таком пространстве в имагинативных образах перед человеком встает панорама его прошедшей жизни. "И когда человек это пережил, он должен взойти к следующему шагу. Но его делают неохотно. Он заключается в возможно более сильном внутреннем преодолении (себя). Ибо получаемое человеком в переживании этой панорамы, в которой перед душой встает земная жизнь ... вызывает огромной силы субъективное чувство счастья. Из этого субъективного чувства счастья произошли все те религиозные идеалы и описания, которые например, встречаются в магометанстве, где внеземная жизнь описывается в счастливых образах. Переживание этого чувства счастья происходит из имагинаций, и его, если человек хочет сделать следующий шаг, он должен забыть. Ибо теперь, после того, как человек произвольно, как я это описывал, через медитации, концентрации активизировал мышление и через активизированное мышление взошел к панораме собственной жизни, теперь необходимо все это со всей силой исключить из сознания". И это выключение сознания должно быть не пассивным, а активным. Сознание должно стать пустым. "Однако когда все впечатления сознания, все созданные самим человеком впечатления сознания выключены, человек должен оставаться бодрственным — и это значительно, — он должен бодрственно обладать силой, внутренней активностью и не допускать в себя никакие внешние впечатления, никакие созданные им самим переживания; в этом заключается установка пустотного сознания, полностью переживаемого пустотного сознания". В таком случае оно не останется пустым, но наступит вторая ступень познания, инспиративного познания, и первой в нем, (когда погашена полностью панорама жизни) выступает доземная жизнь, нерожденность. 227 (I) Перейти на этот раздел
Ясновидение и пространство 890а. "Основополагающие понятия геометрии пробуждают ясновидческие способности". 324а, с. 126 Необходимо обучать мышление, чтобы живо переживать пространство. В дополнение к сияющей звезде необходимо представить себе бесконечное пространство в дополнительном цвете. Двухмерный квадрат, раскрашенный в разные цвета, приобретает трехмерность, поскольку цвета излучаются в разных направлениях. И мы имеем: ширину, длину, способность излучаться. Разделим куб на восемь окрашенных частей (кубиков) и получим четвертое измерение. 324а, с. 33-34 "Ноль измерений имеет точка; линия — одномерна; двухмерной является плоскость, трехмерным — тело. ...Как одномерное существо может воспринимать лишь точку, двухмерное — одно измерение, трехмерное — два, так существо, способное воспринимать три измерения, само должно быть четырехмерным. ...человек, живущий в четырех измерениях, само четвертое измерение воспринимать не может". 324а, с. 24 "Как должны выглядеть вещи, если мы окажемся способны увидеть их с другой стороны, изнутри самих вещей? Чтобы мочь это пережить, необходимо пройти через четвертое измерение. Астральный мир не четырехмерен, но со своим отражением в физическом мире он четырехмерен. Кто в состоянии обозреть астральный и физический миры одновременно, тот живет в четырехмерном пространстве. Отношение нашего, физического мира к астральному четырехмерно". 324а, с. 29-30 Представим себе линию, заключенную между двумя точками. Если начать ее сгибать, она превратится в круг. Так из одного измерения мы переходим в двухмерное. Двухмерная лента, сворачиваясь в цилиндр, дает трехмерное тело. Представим себе круг, симметрично разделенный на две части. Путем вращения по кругу одну половину можно совместить со второй. Но если у нас две сложных фигуры (рис.), представляющие собой зеркальное отражение друг друга, то чтобы их совместить, необходимо выйти из двухмерного пространства, произвести вращение вокруг оси симметрии, т. е. перейти к трехмерному пространству. А что следует сделать, чтобы от левой перчатки перейти к правой? Необходимо вывернуть левую перчатку, т. е. выйти из трехмерного пространства и пройти через четырехмерное. 324а, с. 14-26 Мы видим перед собою куб. Представление о нем в нас относится к нему как зеркальное отражение к оригиналу. "Если желают отображение совместить с оригиналом, должны пройти через четвертое измерение". То есть аппарат нашего восприятия должен быть четырехмерным. "Если бы мы представляли только двухмерно, то имели бы перед собой одни лишь образы сновидений, и не подозревали бы, что вне нас существуют предметы. Наше представление есть прямое выворачивание нашей способности представлять что-либо о внешнем предмете с помощью четырехмерного пространства". На предыдущих стадиях развития, в астральном состоянии, человек был сновидцем. Он был трехмерным существом, и потому не мог свои двухмерные представления перенести на трехмерный физически-материальный мир. 324а, с. 28-29 Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 609530 не найден. Перейти на этот раздел
Переживание природы 1009. "Из того, что тянется из прошлого, развивается идущее в будущее. В том, что мы созерцаем, постоянно находится возникающая и горящая материя, т.е. умирание и возрождение; огонь дает облик, переходящий в будущее. Если вы изучите это через те упражнения, что даны в "Как достигнуть познания высших миров?", изучите эти два полюса чувственных восприятий отделенными один от другого, то вы действительно научитесь ощущать эти явления умирания и рождения, и тогда мир впервые приобретет для вас свое истинное лицо. Правильно обученный, стоя перед человеком, воспринимает его правильно, т.е. видит, как в нем постоянно что-то умирает, а что-то вновь рождается. ... В тот момент, когда это постоянное отмирание и рождение нового становится для нас предметным, когда мы это действительно видим, не мыслим просто абстрактно,
но действительно постоянно видим возникающий в человеке труп и рождающееся дитя — так это можно видеть, — в тот момент, когда это делается восприятием, мы стоим внутри восприятия третьей Иерархии: Ангелов, Архангелов и Архаев. Мир тогда действительно приобретает это содержание. Мы не видим его больше таким, как прежде, когда, взирая на природу, мы воспринимали единство. Мы уже не можем это умирание и возрождение, этих Прану и Шиву природы воспринимать без того, чтобы не находить, как во всей природе растворяются деяния существ ... стоящей над человеком третьей Иерархии". Возникновение и прехождение можно наблюдать и в наших делах, но труднее. Путем долгого обучения мы тогда воспримем здесь Серафимов, Херувимов и Престолов. Так мы можем переживать два полюса: восприятие и воление. Между ними пребывает сфера чувства. Развивая внутреннюю жизнь,
мы живем в сфере чувства. Эта сфера открывается через саморассмотрение. "И когда мы научимся — научиться этому трудно, но все-таки возможно — наблюдать эти внутренние изменения в конкретных внутренних переживаниях, то мы воспримем себя как путешественника через мировое пространство. ... Тогда мировое пространство предстанет нам как нечто внутренне живое". Тогда мы научимся различать движения: вправо-влево, вверх—вниз и вперед — назад. 192 (17) Перейти на этот раздел
|