Главная / Предметный указатель / /
ПОСВЯЩЕНИЕ - см. также УЧЕНИК окк., ОПЫТ сверхч., ВОСПР.сверхч. — ступени - см. также ОПЫТ сверхч., - по ступен. |
421. "Сначала работает Святой Дух в астральной материи. Затем связанный с астральной материей Дух врабатывается в эфирную материю — это Сын; а затем приходит Отец, Который овладевает физической плотностью. Так в три ступени построен Макрокосм: Дух, Сын, Отец. И человек, когда он врабатывается в высшее, идет от Духа через Сына к Отцу".
93 (14)
"Бог как Отец лежит в основе физического тела, эфирного тела, астрального тела.
Бог как Слово (Сын)лежит в основе эфирного тела, астрального тела.
Бог как Дух лежит в основе астрального тела".
Д.16, с.11 Перейти на этот раздел
495. "Каждый человек в каждой инкарнации есть личность, и о каждом человеке заботятся сущности, сохраняющие сознание из одного воплощения в другое. Благодаря этому на известных низших ступенях посвящения человек, сам ничего еще не зная о предшествовавших воплощениях, получает возможность спрашивать о них своего Ангела... который стоит на страже всего человеческого пути, который ткет отдельную индивидуальность из воплощения в воплощение". 110 (6) Перейти на этот раздел
618. "Бодисаттва, начав однажды как индивидуальность, проделывает более быстрое развитие, чем другие человеческие индивидуальности и восходит, наконец, к достоинству Будды. Будда — это общее (генеральное) имя для всех, кто в человеческом телесном воплощении восходит от Бодисаттвы к Будде".143 (11) Перейти на этот раздел
128. "Также и Иисус имел посвященных учеников, также и Он уводил их от толпы. Когда сказанное толпе в сравнениях Он пожелал сообщить трем посвященным ученикам: Петру, Иакову и Иоанну, — то Он повел их на гору Фавор. Там они созерцали просветление. Кто понимает, что такое просветление, тот узнает в нем глубочайшую Мистерию Христианства. Ученики удалены из чувственного бытия. Что предстает их глазам? Элия и Моисей. Элия — это слово, обозначающее "путь" или "цель"; Моисей — это просто духовно-научное слово для "истины", а Иисус значит "жизнь". Когда во времени им является вечное, когда те, кто давно умерли, предстают их взору, их духовному взору, то это значит, что они восходили в духовный мир. Петр сказал, что здесь хорошо и ему хотелось бы построить хижины. Выражение "строить хижину" вы можете прочесть повсюду, где ученик восходит на вторую ступень ученичества. Ему тогда говорят, что он в потустороннем мире строит хижину".54 (11) Перейти на этот раздел
137. (26; 17-46) В сцене искушения Христа "...дана одна сторона посвящения: нисхождение в физ. и эф. тела. Другая сторона посвящения — излияние себя в Макрокосм, также описана и именно таким образом, что прежде всего указываются, как Христос в человеческой природе, целиком в смысле чувственной человеческой природы, осуществляет это расширение Себя в пределы Макрокосма. ... Все это Христос делал для людей, Сам Он ни в чем не нуждался! ... Жившее в человеке не могло выйти в пространство. Это мог сделать только Христос — излиться в пространство. На первый раз это должен был сделать Бог в человеческой природе. ... вживание в большой мир, восхождение к Солнцу и звездам через Христа в человеческой природе (также показана в Ев. от Матфея). И для этого Он должен был быть помазан маслом, как и обычный человек, дабы стать чистым ... затем, на празднике Пасхи, Христос излился во весь остальной мир, когда окружающим Его Он говорит, что чувствует Себя во всем, что на Земле выражается как твердое — Я есмь хлеб, — и во всем жидком (26; 17-30). ...И далее: "Моя душа скорбит до смерти" (26; 38). Христос Иисус переживает то, что люди переживают как умирание, надлом, ослепление. В Гефсимании Он переживает то, что можно назвать переживанием страха телом, покинутым душой. Это состояние, в котором душа расширяется в мире, а тело покидается (26; 36-46). И все, что следует далее, должно быть в действительности описано как проникновение в Макрокосм: распятие, положение во гроб и все, что в других случаях совершалось в Мистериях. Это второй столп Ев. от Матфея: вживание в Макрокосм. ...И когда тело Христа висит на Кресте — тело, в котором Он концентрировался раньше, — то Сам Он — в Духе, Его следует ясновидчески искать в пространстве" (26; 64). "Отныне надлежит искать вам Существо, здесь рожденное из эволюции человечества, сидящим одесную Силы, являющимся вам из облаков". Там следует вам искать Христа, излитого в мир, как прообраз великого посвящения, переживаемого человеком, когда он покидает тело и вжива-ется, расширяясь, в Макрокосм". 123 (7) Перейти на этот раздел
211. (1; 47-51) "Смоковница — это символ египетско-халдейского посвящения". В буддизме это дерево Боддхи. Нафанаил — посвященный 5-й ступени этого рода посвящения, где человека называли именем его народа. Поэтому Христос говорит: "Вот истинный израильтянин". "Нафанаил ответил и сказал Ему: Учитель, Ты Сын Божий и Царь в Израиле". Слово Царь в данной связи означает: Ты выше, чем я, ибо иначе Ты не мог бы сказать: "Когда ты сидел под смоковницей, видел Я тебя". 103 (5) Перейти на этот раздел
301. На свадьбе в Кане Христос говорит о Себе как о посвященном пятой ступени (которая называется именем народа, которому принадлежит посвященный, например, Нафанаил — истинный израильтянин), как о господине над элементами. Но когда речь идет о насыщении 5000, то Христос говорит о Себе как о пребывающем в самих элементах. Он один со всеми силами во всем мире. "Иисус имеет власть над жизнью и смертью". В совершаемых Христом чудесах мы наблюдаем возрастание Его силы, "...но, разумеется, происходит усиление тех сил, которые Христос совершенствует в теле Иисуса из Назарета, а не тех, которые Христос имеет в Себе. Поэтому не спрашивайте: нужно ли было Христу развиваться? Конечно, нет. Но то, что должно было быть развито Христом, — это уже очищенное и облагороженное тело Иисуса из Назарета". 112 (10) Перейти на этот раздел
Мистерии древности и Пасха
620. "Эф. тело (человека) образовано так, что оно имеет внешнюю и внутреннюю стороны. ...Когда человек формирует внешнее этого эф. тела, то ему нужны силы света, поскольку эф. тело, наравне с другими субстанциями, некоторым образом сформировано текучим светом Космоса. Но солнечный свет тут не подходит. Солнечный свет не дает сил, которые делали бы человека способным сформировать свое эф. тело. Для этого необходимо, чтобы идущий от Солнца свет отражался Луной и благодаря этому существенно изменялся. Но весь свет, приходящий к нам от Луны и вообще излучающийся от Луны в Космос, содержит силы, благодаря которым человек при нисхождении на Землю становится способен образовать внешнюю сторону своего эф. тела. Зато все то, что духовно излучается от Луны в новолуние, представляет собой силы в космосе, в которых человек нуждается, чтобы образовать внутреннюю сторону своего эф. тела. Таким образом, с этим ритмом внешнего явления лунного света и потемнения Луны (в новолуние) связана способность образования человеком внешней и внутренней стороны своего эф. тела. ...Все происходящее на Луне, от чего зависит правильное удержание человеком сил, необходимых для образования эф. тела, находится в связи с результатами наблюдений, к которым приходят существа Луны, которые, так сказать, живут на Луне и наблюдают подвижные звезды нашей планетной системы: Меркурий, Солнце, Луну и т. д.". Об этом знали в древних Мистериях, что движением планет обусловлены действия лунных существ, и в этой связи возникли названия дней недели. И тогда говорили ученику: "Тому, что Луна получает от вторника, среды и т. д., ты обязан особой конфигурацией, которую могло получить твое эф. тело при нисхождении в земную жизнь". Способность к мудрости человек получает через опыт лунных существ, какой они получают от Юпитера, любовь и красоту в душе — через их опыт от Венеры, душевное тепло в эф. теле — через опыт лунных существ от Сатурна. "А то, что должно быть удержано, несколько оттеснено в сторону, дабы образование эф. тела не сдерживалось при непосредственном нисхождении на Землю, — это происходит благодаря Солнцу. От Солнца, или от взгляда Солнца, происходит все то, от чего человек должен быть защищен, чтобы через образование эф. тела мочь стать замкнутым существом.
Понедельник | | Вторник | Речь | Среда | Движение | Четверг | Мудрость | Пятница | Любовь, красота | Суббота | Внутреннее душевное тепло | Воскресенье | Защищающие силы". | В древних Мистериях все это не было просто учением, но ученик переживал действия планет непосредственно. Через посвятительное действие он посещал лунных существ, а оттуда взирал в планетные дали. "Что он видел там? — Главным образом он там наблюдал — это главным образом, но кроме того он наблюдал и многое другое, — что от Солнца приходят силы существ, которые стремятся иметь дело с образованием эф. тела человека. Человек взирал на Солнце как на нечто такое, что для эф. тела является чем-то растворяющим, чем-то разрушающим, и благодаря этому он сознавал: не от эф. тела должны исходить силы, воспринимаемые существом Солнца, но от более высоких членов человеческой природы, от Я и астр. тела. Только на них должны воздействовать силы Солнца. Итак, человек сознавал: эф. телом он не обращен к Солнцу; он обращен им к планетам. К Солнцу обращено его астр. тело и его Я. И это осознавалось: за всей внутренней силой Я нужно обращаться к Солнцу. ...Таковым было то посвящение, когда человек становился одним с лунным светом, а через лунно-световое бытие собственного существа вглядывался в Солнце. Затем человек говорил себе: Солнце посылает свой свет к Луне, поскольку оно не должно передавать его человеку непосредственно. И человек получает его соединенным с планетарными силами; из него он образует свое эф. тело. — Эту тайну осознавал тот, кто был посвящен таким образом. ... Он осознавал, в какой мере носит в себе силу духовного Солнца, и это была ступень посвящения, на которой человек становился носителем Христа, т.е. носителем Солнечной Сути. Как Луна в полнолуние является носителем солнечного света, так человек становился носителем Христа, Христофорусом. Посвящение в Христофоруса было, таким образом, совершенно реальным переживанием. Теперь представьте себе это вполне реальное переживание, через которое человек некоторым образом поспешал от Земли и как посвященный земной человек восходил к световой Сути; представьте себе, как это прежнее внутреннее человеческое пасхальное переживание преобразовывалось в космический праздник. В позднейшие времена уже не сознавали того, что здесь может происходить, что человек действительно может выступить из земного, соединиться с лунным и с Луны созерцать Солнце. Но память о том должна быть удержана, должна быть удержана в праздник Пасхи. Ибо то, как люди могут это переживать, не перешло в более позднее материализированное сознание. Человек больше не смотрит в себя так, чтобы сказать себе: я могу соединиться с лунным светом. Но человек смотрит на полную Луну и говорит себе: не я развиваю себя здесь в направлении к Луне, а Земля стремится к ней. — Когда она стремится более всего? — Когда начинается весна, когда силы, пребывавшие с семенами, с растениями в Земле, устремляются на земную поверхность. На Земле они становятся растениями, но в то же время идут далее, струятся в дали Космоса. В древних Мистериях употреблялся образ: когда внутренние силы Земли через стебель растения, через листья производят то, что от Земли лучится в космос, тогда особенно легко достичь лунно-солнечного посвящения и стать Христофорусом, ибо тогда излучающиеся весной из Земли силы плывут к Луне; но нужно прийти к свету полной Луны. Все это перешло в воспоминание и стало абстрактным. ... Но подсознательно ... сложилось представление: нечто, не сам человек, стремится к полной Луне, к первой полной Луне после начала весны (весеннего равноденствия). И что может делать эта полная Луна? — Она смотрит на Солнце, смотрит в первый посвященный Солнцу день, в первое после того воскресенье. Как прежде Христофорус с лунной точки зрения смотрел на солнечное Существо, так теперь Луна смотрит на Солнце, символизированное в его первом воскресенье". Итак: 21 марта — полнолуние — воскресенье: Пасхальное воскресенье. В древности мысль о воскресении делалась понятной в празднике Адониса, осенью, когда изображение Бога погружалось в воду и через три дня при общем ликовании извлекалось оттуда, символизируя воскресение. И в прошлом были, так сказать, осенние народы, которые справляли этот праздник, Мистерии Адониса. Эти народы избегали работы, и поэтому тогда во внутреннем должна была духовно-душевно, как наиважнейшая переживаться, собственная вечность, воскресение в духовном мире. Другие, весенние народы, праздник положения во гроб справляли весной, и он служил побуждением к летней работе. Ищущие познания люди, такие как Пифагор, странствовали в течение года от одних Мистерий к другим. В Мистериях Адониса они переживали Духовное Солнце, в весенних Мистериях — тайны Луны.233 (18) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 215270 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 401010 не найден. Перейти на этот раздел
677. "В Томазии, Капезии и Штрадере даны как бы три аспекта первых шагов на пути к посвящению. Ни об одном из этих путей нельзя сказать, что он лучше или хуже другого". 138 (6) Перейти на этот раздел
56. "Горожанин является основателем материализма в практической жизни. Это выражено в мифе о Лоэнгрине. Лоэнгрин — посланец ложи Грааля, был мудрым водителем в эпоху средневековья, он подготовил основание городов. Лебедь — это его символ, как посвященного третьей ступени. Эльза Брабантская представляет собой сознание материалистически чувствующего города". 93-а(9) Перейти на этот раздел
96. Просветление, или Рho 103(12) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 600300 не найден. Перейти на этот раздел
47. "Говорим ли мы ныне о восточных Мистериях или о западных — определенные ступени у них одни и те же. Поэтому для всех Мистерий некоторые выражения имеют один смысл, выражения, которые, примерно, можно описать следующим образом: вначале душа, желающая достичь какой-либо ступени посвящения, взойти в какой-либо мере к сущности Мистерий, должна пережить то, что можно назвать "прихождением в соприкосновение с переживанием смерти". Второе, что душа должна затем пережить, есть "прохождение через элементарный мир". Третье в египетских и других Мистериях называлось "созерцанием полуночного Солнца", за чем следовала встреча с низшими и высшими богами". " И если человеку удается подняться этим путем до встречи с высшими существами, то в нашем временном цикле "человек переживает много значительного в духовном мире, но он чувствует себя как бы покинутым, покинутым и одиноким. Его переживания здесь можно было бы выразить в словах: многое-многое видишь ты здесь, но то, ради чего ты здесь, ради чего ты проделал все предыдущее ... этого ты пережить не можешь ... Все существа, открывающиеся во множественности, грандиозности и великолепии, остаются немыми, они молчат, тогда как человек хочет услышать от них возвещение тех тайн, которые он должен переживать теперь как важнейшие. Поэтому можно сказать: человек современности переживает боль, когда он подобным образом входит в высшие миры, — боль, несмотря на весь блеск, несмотря на все встречи с возвышенными существами; он чувствует безграничную пустоту в своем внутреннем. И продлись это слишком долго и не наступи что-то другое ... душа впала бы в отчаяние. ... Но приходит воспоминание ... взгляд в давно прошедшие времена, некий род чтения в Акаша-Хронике". Может оказаться, что современная душа в прошлом прошла через посвящение, тогда она узнает пережитое в прошлом как свое; если же этого не было, то она переживает себя связанной с тем, что пережили другие посвященные, прошедшие этим путем до нее и чувствовавшие в этих мирах не одиночество, а блаженство. Отсюда человек также узнает, что те души были иначе и организованы. Человек созерцает, как из всего Космоса ткутся его физ. и эф. тела, вне которых он теперь находится; но как возникли его астр. тело и Я — это остается загадкой, что вызывает глубокую тоску. "... Души прошедших времен не чувствовали этой тоски, поскольку не имели потребности созерцать свое внутреннее существо; ибо они были так устроены, что испытывали удовлетворение от того, что созерцали, как существа, к которым они взошли, работают над построением их физ. и эф. тел". Но эти существа в прошлом работали иначе. "В те времена, во времена Заратустры, посвящаемые ощущали работу Аура Маздао над физ. и эф. телами, и в раскрытии этой удивительной тайны переживали они блаженство и удовлетворение: ... так возникает то, что должен иметь человек как свои оболочки, если хочет исполнять свою земную миссию. ... Таково было посвящение Заратустры. И в этом посвящении созерцали "полуночное Солнце"; ученики ощущали, как от Солнца идут силы и образуют человеческую голову и различные члены человеческого мозга. ... Целый ряд существ участвовал в этом построении человеческого мозга. "Амшаспанд" называл их Заратустра своим ученикам. Они образовывали также верхнюю часть спинного мозга. Нижние 28 пар нервных отводов спинного мозга образовывали лунные существа "Изед". Но современный человек чувствует себя уже иначе. Он спрашивает себя: для чего все это? Я ничего не знаю о существах, которые идут от воплощения к воплощению, а лишь о тех, которые в каждом отдельном воплощении образуют из космоса оболочки. Эпоха же Заратустры тем и характерна, что ... в посвящении познавалась связь человечески-земного с солнечным бытием". В египетском посвящении Гермеса душа вне физ. и эф. тел вводилась в различные области духовного мира. Наконец она подходила к переживанию, подобному тому, как если бы человек, побывав повсюду, пришел наконец в такую землю, которая со всех сторон окружена морем, и он оказался на берегу этого моря. Ученик сознавал: ты созерцал мировые дали, существ и силы, что строят твое физ. и эф.тела. "Теперь же ты вступил в святое место. Теперь ты вступил в область, где ты почувствуешь себя соединенным с сущностями, которые находятся в тебе и работают над тем, что переходит из воплощения в воплощение, работают над твоим астр.телом". К этому миру человек не должен был прилагать никаких своих суждений, приобретенных прежде. И все существа, что вели его в духовном мире прежде, стояли теперь вовне. Ученик же чувствовал себя связанным с тем существом, чувствовал себя внутри того существа, "которое несет душу от одного воплощения к другому ... в нем покоятся силы, которые просвещают душу между смертью и новым рождением". Но теперь, поскольку его пронизывал свет и тепло этого существа, он мог пить из Леты, забыть силу суждения, обретенного в физическом мире, дабы выработать в себе новое. Ученик видел существо, от которого исходят сила и свет, и не мог не спросить его: "кто ты? Ибо ты одно можешь сказать, кто ты есть, и только тогда смогу я узнать, что в человеческую внутреннюю сущность переходит от смерти в новое рождение. Только когда ты мне ответишь, я смогу знать, что составляет внутреннюю сущность меня как человека". Но существо молчало, и нужно было достаточно долго переживать тоску по разрешению мировой загадки. Затем ученик "чувствовал, что в духовном существе, с которым он соединен, также струится сила его собственной тоски ... и через некоторое время из существа как бы исходило другое существо, но это не было подобно земному рождению ... нет, земное рождение происходит во времени ... то же, что теперь видит человек ... он знает: это рождено из тебя, это было из тебя рождено в предыдущие времена. Это рождение совершается постоянно с древности до современности ... только раньше человек не видел его. ... Таковы были переживания ученика Мистерий Гермеса, Мистерий Изиды: на берегу всемирных далей бытия ученик стоял перед молчащей Богиней, от которой к внутреннему человеческой души исходило тепло и свет. Это была Изида! безгласная, молчаливая Богиня, на чье лицо никто не смеет взглянуть смертными глазами, но чье лицо может открыться тем, кто ... с того берега ... может взглянуть глазами, идущими из воплощения в воплощение и которые бессмертны. Ибо для смертных глаз облик Изиды закрыт непроницаемым покровом!" После созерцания Изиды ученик переживал "рождение". "Это рождение он воспринимал как по всему пространству звучащую "музыку сфер" и как идущее вместе с этой музыкой сфер Мировое Слово, творческое Мировое Слово. ... Мировое Слово одушевляет существ, которые силой тепла и света оживляются и изливаются в те тела, которые возникают от сил Божественных Существ". Мировое Слово пронизывает души тем, чем они живут между смертью и рождением. "Изида стоит перед учеником по одну сторону, по другую стоит вновь рожденное существо, которое можно назвать Мировым Звуком, Мировым Словом. Теперь человек чувствует связь между Изидой и ею рожденным Мировым Словом. И это Мировое Слово является как Озирис. Изида в сообществе с Озирисом — так выступали они в непосредственном созерцании; ибо так говорилось в древнейшем египетском посвящении, что Озирис есть и сын и супруг Изиды". "Египетский посвященный встречал Мировое Слово и Мировой Звук как объяснителя его собственного существа в духовном мире. Но происходило это лишь до определенного времени. ... В более поздние времена Богиня оставалась молчаливой. Озирис не рождался, не раздавалась мировая гармония. Богиня делала печальный жест, говоривший, что она бессильна теперь родить Мировое Слово. Проходившие тогда через посвящение и возвращавшиеся вновь в физический мир имели серьезное, но покорное судьбе мировоззрение. Они знали ее, святую Изиду, но чувствовали себя как "дети вдовы"". В отрезок времени между этими двумя периодами египетского посвящения (когда Озирис переживался и когда он больше не переживался) жил Моисей. Когда он вывел народ из Египта, то взял с собой частично египетское посвящение, в котором к печальной Изиде, какой она стала позже, присоединил посвящение Озириса. Таков был переход от египетской культуры к культуре Ветхого Завета. В позднеегипетские же времена посвященные созерцали, как Бог покидает духовные миры, чтобы перейти в другой мир. Они восходили в духовные миры "не для блаженства, но чтобы принять участие в постепенном умирании Бога, Который пребывал там как Мировое Слово"". Отсюда родился миф об отнятом у Изиды Озирисе и унесенном в Азию. Так стояли на одном берегу "дети вдовы", и Духовная наука пусть будет челном, который перевезет нас на другой берег. 144 (1, 3) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 600670 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 600720 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 600721 не найден. Перейти на этот раздел
96. "Блаженны не видевшие, но уверовавшие". "Видеть в буквальном смысле означает видеть-созерцать в Мистериях, а вера — это вера в факт победы жизни над смертью, представленный нам Христом". Распятие, положение во гроб и воскресение — эти ступени проходились в Мистериях древности. Христос сделал их историческим фактом. Это в одно и то же время символы и факты. Перед всеми людьми совершилось событие, показавшее, что смерть побеждена и что в духе есть жизнь. Теперь человеку не обязательно идти в Мистерии, чтобы все это увидеть, он может в это верить и чувствовать себя связанным с величайшим событием физического мира. 54 (11) Перейти на этот раздел
101. "Посвященный безроден на Земле. Он должен на другой стороне (мира) построить себе хижину. Когда ученики были с Иисусом "на горе", то они были возведены на Девахан, по ту сторону пространства и времени; они строили себе хижину. Это первая ступень посвящения ... На второй ступени посвященный имеет состояние сознания, соответствующее промежуточному времени между двумя состояниями формы (глобами), состоянию пралайи, которое наступает ... когда Земля превращается в астральное состояние формы. ... В пралайе между рундами посвященный находится на третьей ступени ... Христос стоит надо всеми духами, живущими в рундах. Посвященный, поднявшийся над рундами, может предоставить в распоряжение Христа свое тело". 93-а (14) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 601060 не найден. Перейти на этот раздел
108. Внутренняя, низшая природа человека предстает ему как Страж Порога. Во всех видах посвящения эту встречу называют "нисхождением в ад". Перешедший Порог отделяется от своего тела, переживает его объективно, т.к. преодолел свою низшую природу. Эта ступень называется "распятием". 54 (15) Перейти на этот раздел
116. "Семь ступеней описывает Ев.от Иоанна. Кто проделает их все, тот узнает Иисуса, как Он жил на Земле. Ев.от Иоанна — это путь познания Христа Иисуса". 97 (5) Перейти на этот раздел
118. "Христианская йога состоит в полном вживании, в самопогружении в Евангелия, как если бы они представляли собой собственную душевную жизнь". Четыре вещи решительно необходимы для христианской йоги. 1. Простота, или беспристрастность как у ребенка, но со знанием. 2. Делать упражнения не для собственного удовлетворения, но поскольку этого требует путь. Все блаженство от религиозных упражнений должно молчать. 3. Ничего не приписывать своим способностям, но Божественной силе, которая действует через нас. 4. Покорность перед всем, что нас постигает. Прочь страх и заботы перед худшим и лучшим. Это может составить некоего рода подготовление, после чего могут следовать семь ступеней христианского посвящения. Семь ступеней христианского посвящения. 1. "Омовение ног". Всем, чем мы обладаем, мы обязаны окружающему миру и людям. 2. Отказавшись от внешних сил, мы обретаем внутренние силы. Мы тогда на "пути к Отцу". С пра-силами мы связаны внутренне. Следует научиться выносить боль. Это "Бичевание". 3. Переносить презрение. Все силы искать в высшем. "Терновый венец". 4. Тогда вся телесность становится чуждой, и душа парит над ней. "Распятие". 5. Все тело становится объективным, как кусок дерева. Это "Мистическая смерть на кресте". 6. Одинаковое отношение ко всему земному. Все охватить чувством: Земля — мое тело. "Положение во гроб". 7. Земля — тело человека. Здесь он получает земное сознание. "Воскресение". Описать эту степень в словах невозможно. 97 (1) Перейти на этот раздел
590. "Существует три добродетели, которые, если их развить, почти делают видящим. Вам лишь следует с надлежащей силой, с интенсивностью упражнять: уверенность в себе со смирением, самообладание с кротостью и присутствие духа в паре со стойкостью. Это большой рычаг в развитии духовных органов. Но если эти добродетели упражнять не парно, а только первые их части, то это приведет к ужасным порокам". Эти упражнения делают на трех ступенях: подготовления, просветления и посвящения. 53(9) Перейти на этот раздел
692. "Своим астральным существом человек сегодня наполовину принадлежит астральному миру. Его астральная кожа наполовину разорвана, и он воспринимает физический мир чувствами. Когда он будет способен жить на астральном плане, как теперь он живет на физическом, научится делать там наблюдения подобно тому, как он их делал в физическом мире, тогда восприятия астрального плана он перенесет на арупа-план ... и еще выше, до плана Буддхи. Достигнутое им сегодня благодаря медитации и концентрации на рупа-плане он возьмет с собой на арупа-план и передаст это затем еще выше". 93-а(11) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 608671 не найден. Перейти на этот раздел
883. "Следующая (после ритмизации астр.тела) ступень в духовный мир — это та, где мы истину постигаем через наши собственные свойства, а наши сны направляем сознанием. Если мы начали сновидениями руководить регулярным образом, то мы находимся на ступени, где истина становится для нас прозрачной" Это имагинативное познание. Оно развивается с помощью медитаций и ритмического упорядочения жизни. "Третье — это состояние, которое обычно совершенно пусто, но тут начинает оживать, если оно наступает, беспрерывность сознания". 54 (9) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 609230 не найден. Перейти на этот раздел
923а. Труднейшая ступень в оккультизме, где человек становится "лишенным совести". Это значит чувствовать себя совершенно свободным от тела в смысле высшего самопознания и центром восприятия истины из духовных миров. 266-2, с. 438 Перейти на этот раздел
933. "Если бы мы увидели это Я, без покрова, то нам открылось бы в нем, какие судьбы должны еще постигнуть его в этом и в следующих воплощениях, в зависимости от того, как оно жило в предыдущих воплощениях и что оно усвоило себе в них. Это Я со всем тем, что связано с ним, должно предстать теперь как первый образ перед человеческой душой, когда она восходит в душевно-духовный мир. Этот двойник человека по закону духовного мира должен прежде всего появиться перед человеком как его первое впечатление в том мире. Лежащий в основе этого закон можно легко уяснить себе, если взвесить следующее. В физической чувственной жизни человек воспринимает себя лишь постольку, поскольку он внутренне переживает себя в своем мышлении, чувстве и воле. Но это восприятие чисто внутреннее; оно встает перед человеком не так, как встают перед ним камни,
растения и животные. Через внутреннее восприятие человек познает себя лишь отчасти. Он имеет в себе нечто, препятствующее более глубокому самопознанию, которое заключается в стремлении, если человек не хочет отдаться самообману, тотчас же переработать то или иное качество, которое он бывает принужден признать в себе благодаря самопознанию. Если человек не поддастся этому стремлению и просто отвлечет свое внимание от своего Я, оставшись таким, каков он есть, то он, разумеется, лишит себя возможности познать себя в данном отношении. Если же он углубится в себя и будет без самообмана видеть перед собой то или иное из своих качеств, то он либо сможет исправить его, либо не сможет в настоящих условиях своей жизни. В последнем случае в его душу закрадывается чувство, которое можно назвать чувством стыда. Так действует на самом деле здоровая природа человека:
она ощущает благодаря самопознанию различные виды стыда... стыд есть сила, побуждающая человека замыкать что-то внутри себя и не давать ему внешне выявляться. ... в сокровенных глубинах души существует род скрытого стыда, которого человек не сознает в физически-чувственной жизни. Но это скрытое чувство действует подобным же образом ... Оно препятствует тому, чтобы наивнутреннейшее существо человека предстало перед ним в доступном восприятию образе. Не будь этого чувства, человек ... переживал бы свои представления, чувства и волю не только внутренне, но и так же, как он воспринимает камни, животных и растения. Т.обр., это чувство и есть то самое, что закрывает человека от него самого. А вместе с тем оно одновременно закрывает и весь духовно-душевный мир. Ибо когда от человека бывает скрыто его собственное внутреннее существо ... он не может изменить своего
существа так, чтобы оно приобрело духовные органы восприятия. Когда же человек, следуя правильному обучению, работает над развитием в себе этих органов восприятия, то как первое впечатление перед ним встает то, чем он является сам. Он воспринимает своего двойника. Этого самовосприятия совершенно нельзя отделить от восприятия остального духовно-душевного мира. ... Если человек вздумает сделать хоть один шаг, чтобы проникнуть в тот мир, перед ним тотчас же выступит, хотя и не доходя до сознания, чувство стыда и закроет готовую обнаружиться часть духовно-душевного мира. Но описанные выше упражнения открывают доступ в этот мир. И дело обстоит так, что упомянутое скрытое чувство является великим благодетелем человека. Ибо все, что человек приобретает в смысле силы суждения, жизни чувств и характера, без духовно-научного обучения не делает его способным безнаказанно выносить восприятие своего
собственного существа в его истинном облике. Это восприятие лишило бы человека всякого чувства уверенности в себе, доверия к себе и самосознания. Чтобы этого не произошло, надо принять, опять-таки, те же меры, которые человек употребляет наряду с упражнениями, ведущими к высшему познанию, для укрепления в себе здоровой способности суждения, чувств и характера. Правильное обучение дает человеку столько сведений из Духовной науки и ему называется, кроме того, столько средств для самопознания и самонаблюдения, сколько ему нужно, чтобы во всеоружии встретить своего двойника. Эта встреча протекает тогда для духовного ученика так, что он видит в иной форме, лишь как образ имагинативного мира то, с чем он уже познакомился в физическом мире. Кто сначала в этом физическом мире правильно понял рассудком закон кармы, тот уже не содрогнется, когда увидит зачатки своей судьбы
запечатленными в образе двойника. Кто с помощью своей способности суждения ознакомился с развитием мира и человечества и знает, как в определенный момент этого развития в человеческую душу проникли силы Люцифера, тому нетрудно будет устоять, когда он увидит, что в образе его собственного существа содержатся эти люциферические существа со всеми их действиями. Но из этого видно, как необходимо, чтобы человек не домогался вступления в духовный мир прежде, чем своей обыкновенной, выработанной в физически-чувственном мире способностью суждения не понял известных истин о духовном мире. ... Если же человек совершенно избежит этой встречи — что тоже вполне возможно — и все-таки вступит в сверхчувственный мир, то никогда не будет в состоянии познать этот мир в его истинном облике. Ибо для него будет совершенно невозможно отличить влагаемое им самим в созерцаемые вещи от того, чем они являются
в действительности. Это различие можно сделать только в том случае, если человек воспринимает собственное существо как самостоятельный образ и тем самым отделяет от окружающего мира все, что проистекает из его собственной внутренней глубины.... С этим Стражем Порога человек встречается не только при описанном вступлении в сверхчувственный мир, но также и при прохождении через физическую смерть. И он постепенно раскрывается в душевно-духовном развитии в течение жизни между смертью и новым рождением. Но тогда эта встреча не может подействовать на человека подавляющим образом, ибо он знает тогда об иных мирах, незнакомых ему при жизни между рождением и смертью". "При помощи своего новорожденного Я человек должен направлять и вести то, чем он является в своем обыкновенном "я" и что предстает ему в образе. Это ведет к своего рода борьбе против двойника.
Последний будет постоянно стремиться взять верх. Поставить себя в правильное отношение к нему, не допустить его ни до какого действия, которое не стояло бы под влиянием новорожденного Я, — это в то же время увеличивает и укрепляет силы человека. Но в высшем мире с самопознанием дело обстоит в известном смысле иначе, чем в физически-чувственном мире. Между тем как в последнем самопознание сказывается лишь как внутреннее переживание, новорожденное Я тотчас же выступает как внешнее душевное явление. Человек видит перед собой свое новорожденное Я как другое существо. Но вполне воспринять его нельзя. Ибо какой бы ступени ни достиг человек на пути в сверхчувственные миры, всегда окажутся еще более высокие ступени, на них мы будем все более и более воспринимать наше высшее Я. Так что на каждой ступени оно может открываться духовному ученику только отчасти. Но когда человек впервые замечает
что-либо из своего высшего Я, то он подвергается неимоверно большому искушению взглянуть на это высшее Я как бы с той точки зрения, которую он усвоил себе в физически-чувственном мире. Это искушение даже полезно, и оно должно наступить, чтобы развитие могло идти правильно. Необходимо рассмотреть предстающее как двойник, или как Страж Порога, и сравнить его с высшим Я, чтобы можно было заметить расстояние между тем, что представляет собой человек теперь, и тем, чем он должен стать. Но при этом рассмотрении Страж Порога начинает принимать совершенно другой облик. Он представляется как образ всех тех препятствий, которые встают на пути развития высшего Я. Тогда мы замечаем, какое бремя мы влачим в лице нашего обычного "я". И если человек через свою подготовительную работу не стал достаточно силен, чтобы сказать себе: я не остановлюсь на этом, я буду неуклонно стремиться к развитию высшего Я,
— то он изнеможет и ужаснется перед тем, что ему предстоит. Тогда он останется погруженным в духовно-душевный мир, но откажется дальше работать над собой. Он станет пленником того образа, который стоит теперь перед душой благодаря Стражу Порога. Важно, что при этом переживании у человека нет ощущения, что он пленник. Напротив, он думает, что переживает нечто совсем иное. Образ, порождаемый Стражем Порога, может быть таков, что он вызывает в душе наблюдателя впечатление, будто последний в выступающих на этой ступени развития образах уже имеет перед собой весь мир во всей его полноте, будто он достиг вершины познания и ему нет надобности стремиться дальше. Он будет чувствовать себя не пленником, а безмерно богатым обладателем всех мировых тайн. Мы не удивимся, что можно иметь подобное переживание, обратное действительному положению вещей, если примем во внимание, что,
переживая это, человек находится уже в душевно-духовном мире, а особенность этого мира состоит в том что события в нем могут представляться в обратном виде. ... Образ, воспринимаемый духовным учеником на этой ступени развития, являет ему еще нечто иное, чем тот образ, в котором предстал перед ним впервые Страж Порога. В этом двойнике можно было воспринять все те свойства, которыми обладает обычное "я" человека под влиянием сил Люцифера. Но в ходе развития человечества через влияние Люцифера в душу человека внедрилась другая сила. Это та сила, которая выше была обозначена как сила Аримана. Это та сила, которая в физически-чувственном бытии препятствует человеку воспринимать стоящих за поверхностью чувственного душевно-духовных существ внешнего мира. Что сделалось под влиянием этой силы с душой человека — это показывает образ, выступающий при означенном переживании.
Кто приступит к этому переживанию достаточно подготовленным, тот истолкует его правильно; и тогда вскоре предстанет другой образ, который можно назвать Великим Стражем Порога, в противоположность описанному малому Стражу Порога. Последний указывает духовному ученику, что он не должен останавливаться на этой ступени, а энергично работать дальше. Он вызывает в наблюдателе сознание, что завоеванный им мир только тогда станет истиной и не превратится в иллюзию, если он будет надлежащим образом продолжать свою работу дальше. Но если бы кто-нибудь вследствие неправильного духовного обучения подошел к этому переживанию неподготовленным, то при приближении к Великому Стражу Порога ему излилось бы в душу нечто такое, что можно обозначить только как чувство безмерного ужаса, безграничного страха. Как встреча с малым Стражем Порога дает духовному ученику возможность проверить
себя, огражден ли он от заблуждений, могущих возникнуть благодаря внесению им своего существа в сверхчувственный мир, так на переживаниях, приводящих его, наконец, к Великому Стражу Порога, он может проверить, в состоянии ли он победить заблуждения, отнесенные выше ко второму источнику*. Если он в состоянии оказать противодействие той могучей иллюзии, которая обманчиво представляет ему завоеванный мир образов как богатое достояние, между тем как он сам только пленник, то в дальнейшем ходе своего развития он будет огражден от опасности принять призрак за действительность. Страж Порога для каждого отдельного человека принимает до известной степени индивидуальный облик. Встреча с ним соответствует как раз тому переживанию, благодаря которому преодолевается личный характер сверхчувственных наблюдений и дается возможность вступить в область переживаний, свободных от личной
окраски и имеющих значение для каждого человеческого существа". 13 (5)
________________________________________ *Когда само заблуждение становится составной частью внешнего мира и нужно распознать его в этом виде Прим.сост. Перейти на этот раздел
Общие требования, которые должен предъявлять к себе каждый, желающий проходить оккультное развитие 984. "Ниже представлены условия, которые должны составить основу оккультного развития. Никому не следовало бы думать, что он может продвигаться вперед при помощи каких-либо мероприятий внешней или внутренней жизни, если не будет выполнять этих условий. Все медитации, концентрации и другие упражнения не будут иметь никакой цены и даже, в известном отношении, будут вредны, если не упорядочить жизнь в смысле этих условий. Никаких сил нельзя дать человеку, можно лишь привести к развитию те силы, которые уже в нем имеются. Они не развиваются сами собой, потому что для них имеются внутренние и внешние препятствия. Внешние препятствия устраняются при помощи нижеследующих жизненных правил; внутренние же — при помощи особых указаний относительно медитации,
концентрации и т.д. 1. Первое условие состоит в усвоении совершенно ясного мышления. Для этой цели необходимо в течение дня хотя бы самое короткое время, скажем, пять минут (но чем дольше, тем лучше), освобождаться от блуждания мыслей. Нужно стать господином в своем мире мыслей. Мы не господствуем в нем, если внешние условия, профессия, какие-либо традиции, общественное положение, наконец, принадлежность к определенной национальности, время дня, определенные действия и т.п. определяют мысли, которые приходят нам в голову, и то, как мы их развиваем. Необходимо, стало быть, в намеченное время совершенно по свободной воле освобождаться в душе от обычного, повседневного течения мыслей и из своей собственной инициативы ставить в средоточие своей души определенную мысль; лучше, если вначале стараются выбрать по возможности неинтересную и незначительную мысль.
Благодаря этому больше возбуждается самостоятельная сила мышления, в которой и заключается дело, в то время как интересная мысль сама увлекает за собой мышление. Лучше, когда это упражнение в контроле мыслей производится над булавкой, чем над Наполеоном. Говорят себе: теперь я исхожу из этой мысли и присоединяю к ней, при помощи моей личной внутренней инициативы, все то, что может быть с нею надлежащим образом связано. При этом в конце заданного промежутка времени мысль должна стоять перед душой столь же красочно и живо, как и в начале. Нужно делать это упражнение изо дня в день по меньшей мере в течение месяца. Можно брать каждый день новую мысль, но можно также придерживаться одной мысли несколько дней. В конце такого упражнения нужно попробовать совершенно ясно осознать то внутреннее чувство твердости и уверенности, которое вкоре можно заметить в своей душе при тонкой внимательности,
а затем закончить упражнение, перенеся мышление (это чувство) далее в голову и середину спины (в головной и спинной мозг), как бы желая влить полученное чувство твердости и уверенности в эти части тела. 2. После того, как упражнялись т.обр. приблизительно месяц, следует прибавить второе требование. Надо попробовать придумать себе какое-нибудь действие, но такое, которое при обычном течении своей жизни до этого времени человек не предпринял бы. Теперь такое действие делаю своей ежедневной обязанностью. Поэтому хорошо выбрать действие, которое можно проделывать каждый день на протяжении долгого времени. Опять-таки гораздо лучше начинать с очень незначительного. действия, к которому приходится себя принуждать. Напр., ставят себе задачу в определенное время дня поливать купленный именно для этого цветок. Через некоторое время к первому действию следует присоединить подобное
же второе действие, потом третье и т.д. — сколько можно выполнить при соблюдении всех своих других обязанностей. Это упражнение также должно продолжаться один месяц. При этом насколько возможно, нужно и во время этого второго месяца продолжать делать первое упражнение, хотя и не следует более вменять его себе в такую исключительную обязанность, как в первый месяц. Но оно не должно быть оставлено в пренебрежении, потому что иначе скоро заметят, как быстро теряются плоды первого месяца и начинается прежнее брожение неконтролируемых мыслей. Вообще необходимо следить за тем, чтобы однажды приобретенные плоды никогда снова не терялись. Когда такое, произведенное во втором упражнении, инициативное действие исполнено, то при помощи тонкой наблюдательности можно осознать в душе чувствоо внутреннего побуждения к деятельности; это чувство следует излить в свое тело, как бы давая ему стекать от головы к сердцу
(обтекать сердце). 3. На третий месяц в центр жизни должно быть выдвинуто новое упражнение — выработка известного равновесия (хладнокровия) по отношению к колебаниям удовольствия и неудовольствия, радости и горя. "Радость до небес", "смертельное огорчение" должны быть сознательно заменены известным уравновешенным настроением. Обращают внимание в себе на то, чтобы не захватывала никакая радость, не удручало никакое горе, никакое переживание не ввергало бы в беспредельный гнев и злость, никакое ожидание не наполняло бы боязливостью или страхом, накакое положение не повергало бы в растерянность и т.д., и т.д. Не следует бояться, что упражнение сделает человека сухим, жизненно бедным, наоборот, вкоре заметят, что на месте того, что уйдет благодаря этому упражнению, в духе возникнут более просветленные свойства; прежде всего, однажды, благодаря тонкой внимательности,
смогут почувствовать внутренний покой в теле. Этот покой, подобно тому, как это делалось в обоих вышеуказанных случаях, нужно излить в тело таким образом, чтобы дать ему излучаться из сердца в направлении рук, ног и, наконец, головы. Конечно, в подобном случае это не может быть предпринимаемо после каждого отдельного упражнения, так как, в сущности, здесь имеют дело не с отдельным упражнением, а с постоянным наблюдением над своей внутренней душевной жизнью; но нужно по крайней мере хотя бы раз в день вызывать в душе этот внутренний покой, а затем пытаться воспроизвести указанное истечение из сердца. С упражнениями первого и второго месяца надо поступать так, как поступали с упражнением первого месяца во втором. 4. На четвертый месяц следует в качестве нового упражнения взять т.наз. позитивность. Она состоит в том, чтобы учиться отыскивать во всяком опыте, существах
и вещах содержащееся в них доброе, превосходное, красивое и т.д. Лучше всего это душевное свойство характеризуется персидской легендой о Христе Иисусе. Когда Он шел однажды со Своими учениками, они увидели на краю дороги сильно разложившийся труп собаки. Все ученики отвернулись от неприятного зрелища. Только Христос Иисус остался стоять, разглядывая животное, и сказал: какие прекрасные зубы у этого животного. Там, где другие увидели лишь безобразное, несимпатичное, Он искал красивое. Так должен рассматривать вещи эзотерический ученик: в каждом явлении, в каждом существе отыскивать положительное. Он вскоре заметит, что под оболочкой безобразного скрыто добро, что оно как-то скрыто даже под оболочкой преступника, а под оболочкой сумасшедшего таится божественная душа. Это упражнение кое в чем связано с тем, что называется воздержанием от критики. Это не следует понимать так, будто черное надо называть
белым, а белое черным. Но существует разница между таким суждением, которое исходит только из отдельной личности, определяющей, что симпатично, а что антипатично, сообразно себе самой, и суждением, в котором любовно переносят себя в другое явление или другое существо и всюду спрашивают себя: каким образом пришел другой к тому, чтобы стать таким или так поступать? Такая точка зрения совершенно сама по себе приводит к тому, чтобы больше стремиться помочь несовершенному, чем просто порицать и критиковать. Возражение, будто жизненное положение многих людей требует, чтобы они порицали или судили, здесь не может быть принято. Ибо это лишь означает, что жизненные отношения у данного человека таковы, что он не может проходить правильного оккультного обучения. Действительно, существует немало жизненных условий, в которых невозможно обстоятельно проходить такое оккультное обучение. Тогда человеку не следует
нетерпеливо стремиться несмотря ни на что делать успехи, которые могут быть достигнуты лишь при известных условиях. Кто в продолжение месяца сознательно направляется во всех своих опытах к позитивности, тот постепенно заметит, что в его внутреннее закрадывается такое чувство, будто бы его кожа становится со всех сторон проницаемой и его душа как бы широко открывается навстречу различным таинственным и тонким процессам в его окружении, раньше полностью ускользавшим от его внимания. Дело при этом заключается именно в том, чтобы побороть лежащую в каждом человеке невнимательность по отношению к таким тонким вещам. И если однажды будет замечено, что описанное чувство появляется в душе как своего рода блаженство, то следует попробовать свести его мысленно в сердце, а оттуда дать ему течь в глаза, а из них наружу, в пространство перед и вокруг человека. Тогда заметят, что благодаря этому получают
известное интимное отношение к этому пространству, как бы вырастают за пределы самих себя, вовне, научаются рассматривать часть своего окружения как нечто, принадлежащее к своему собственному. Для этого упражнения необходимо довольно много концентрации и прежде всего необходимо признание того факта, что все бурное, страстное, аффектное действует на означенное настроение совершенно разрушающе. С повторением упражнений первых месяцев опять следует поступать так же, как это уже было ранее указано. 5. На пятый месяц надо попытаться выработать в себе чувство совершенно непредвзятого отношения к каждому новому опыту. Когда мы сталкиваемся с тем, что люди по отношению к только что услышанному или увиденному говорят: о таком я еще никогда не слышал, такого я еще никогда не видел, этому я не верю, это заблуждение, — то с таким взглядом эзотерический ученик должен совершенно
расстаться. Он должен быть готов каждую минуту принять совершенно новый опыт. Что он до сих пор признавал закономерным, что ему представлялось возможным — все это не должно создавать никаких оков для восприятия новой истины. Хотя это звучит радикально, но в общем правильно, если кто-нибудь скажет эзотерическому ученику: ты знаешь, с этой ночи колокольня церкви X. стоит совершенно криво, — то эзотерик должен оставить свободное место для возможности, что полученное им доселе знание законов природы может оказаться расширенным вследствие такого, по-видимому, неслыханного факта. Кто на пятом месяце направит свое внимание на то, чтобы быть так настроенным, тот заметит, что в его душу закрадывается такое чувство, как будто в том пространстве, о котором говорилось при упражнении четвертого месяца, возникло что-то живое, как-будто в нем что-то движется. Это чувство чрезвычайно тонко и субтильно.
Нужно попробовать внимательно овладеть этим субтильным вибрированием в окружении и дать ему как бы втекать в себя через все пять чувств, в особенности через глаза, уши и кожу, поскольку эта последняя содержит в себе чувство тепла. Меньше внимания следует обращать на этой ступени эзотерического развития на впечатления от тех возбуждений, что возникают в низших органах чувств: вкуса, обоняния и осязания. На этой ступени еще трудно отличить многочисленные дурные влияния, вмешивающиеся в среду имеющихся здесь хороших, от этих последних; поэтому пусть ученик предоставит это дело дальнейшей ступени. 6. На шестой месяц следует попробовать систематически, в правильной последовательности все снова и снова выполнять все пять упражнений. Благодаря этому постепенно образуется прекрасное равновесие души. Именно будет замечено, что совершенно исчезло имевшееся в определенной мере
недовольство явлениями и существом мира. Примиряющее все переживания настроение овладеет душой; но это ни в коей мере не безразличие. Напротив, только теперь человек сможет лучше и эффективнее работать для прогресса мира. Откроется спокойное понимание вещей, прежде совершенно закрытых для души. Даже походка и жесты человека изменятся под влиянием таких упражнений, и когда человек сможет заметить, что его почерк принял другой характер, тогда он сможет себе сказать, что положил начало достижению первой ступени на пути вверх. Необходимо подчеркнуть двоякое: во-первых, что изложенные шесть упражнений парализуют вредное влияние, которое могут иметь другие оккультные упражнения, так что сохраняется только благоприятное; и, во-вторых, что только они, собственно, обеспечивают положительный успех работе с медитациями и концентрациями. Одно лишь традиционное, хотя бы и очень добросовестное,
исполнение обычной морали еще не достаточно для эзотерика, т.к. эта мораль может быть очень эгоистической, когда человек говорит себе: я хочу быть хорошим, чтобы меня сочли хорошим. — Эзотерик делает добро не потому, что хочет прослыть хорошим, а потому, что постепенно познает, что только добро движет вперед эволюцию мира, зло же, тупость и уродство ставят препятствия на пути этой эволюции". 42/245 с.15-21 1. Упражняясь в концентрации, научиться собственное физ. тело переживать как постороннее. 2. Путем инициативных действий, господства над волевыми импульсами осознавать эф. тело. "Каждое пространство заполнено элементарными существами; когда мы изнутри развиваем действие, то натыкаемся на них, и благодаря тому осознаем эф. тело". 3. Осознать астр. тело, приведя к покою
вожделения. Отстраненность. Равновесие. В предыдущем случае мы действовали из волевого центра, теперь астральный мир натыкается на нас. 4. Осознать Я, развивая позитивность, и в ужасном находить прекрасное. Ступень "Лебедя". 5. Познать и почувствовать Манас, упражняясь в непредвзятости, в непосредственности. "Далее этого можно не ходить. Через указанные пять ступеней установить контакт с духовным миром. А еще, путем постоянного повторения этих пяти упражнений, кроме различных способностей, которые следует развить с их помощью, необходимо выработать их гармоничное взаимодействие. Таковым является шестое упражнение". 266-3, с. 249-250, 245 "С помощью наших медитаций и концентраций мы лишь тогда достигнем того, чего следует достичь,
если пронижем их большими возвышенными целями и станем выполнять со светлой полной ясностью". "1.Концентрация мыслей. 2.Инициатива действий. 3.Спокойствие, невозмутимость в радости и страдании"... "Шестое упражнение — соединение пяти, созвучие в интеллектуальном, чувственном и моральном. Во всех трех ученик должен равномерно утвердиться". 266-1, с.102, 406 Перейти на этот раздел
53. "... "Ворон" — было первой ступенью посвящения. Вживавшееся в ученика посредством особенных мистериальных культов, через сильно действующие символы и художественно-драматические представления преследовало цель ... познавать, что думают умершие (более деятельные в народной группе, чем живущие). Ученик получал от умерших известный род памяти и способность развивать эту память. "Ворону" вменялось в обязанность не спать в том, чем он живет в настоящем, но рассматривать современность открытыми ясными глазами, знакомиться с человеческими потребностями и с явлениями природы. Кто просыпает бытие, кто не имеет чувства для того, что живет в человеке и в природе, того считали не подходящим для участия в Мистериях. ... Задача его ("ворона") состояла в том, чтобы вживаться в различные обстоятельства внешнего мира, пытаться много пережить, сострадать и сорадоваться с событиями современности. ... опыт, получаемый вовне, он затем воспроизводил в Мистериях, вносил в Мистерии. ... благодаря чему он становился известным умершим, тем, кто искал действительность. ... Посвящаемые первой ступени особенно подходили для этого, т.к. имели все ощущения, симпатии и антипатии, с которыми верно сопереживали внешний мир, в то время как стоящие на более высоких ступенях это уже утрачивали. (Умерший Барбаросса обучается в горе воронами; Карл Великий в Зальцбурге окружен воронами — в этих преданиях содержатся отголоски Мистерий митры). ... Когда ученик созревал для второй ступени, то становился в прямом смысле тайным учеником ..."оккультистом", как сказали бы мы сегодня. ... Он мог слышать сообщения со стороны умерших. ... На третьей ступени ... ему давалась возможность применять во внешнем мире то, что он получал в импульсах Мистерий. Он избирался для того, чтобы быть в некотором роде "воином" в том, что должно быть открыто из сверхчувственного мира для чувственного. ... Чувствовали себя не одиночками, а как члены группы. Поэтому можно было так действовать во времени, что неэгоистическое чувство нахождения внутри группы было живым ее одухотворением. И затем, по прошествии определенного времени, в течение которого пребывали "воином" для духовного мира, становились подходящими для того, чтобы внутри большой группы основать маленькую группу... В древности нельзя было основать союз по одному только желанию кого-либо... Чтобы основать союз, такое общество, нужно было в Мистериях Митры стать "львом", — это была четвертая ступень посвящения, где нужно было в самом себе укрепить жизнь в сверхчувственном мире посредством связи с импульсами, объединяющими живых с умершими. ... Но постепенно власть групповой души отступала. Это пришло одновременно с Мистерией Голгофы: человеческие души сознательно захватывались своим Я. Это готовилось столетиями, но кульминации, кризисного момента это достигло ко времени Голгофы. Одиночки уже не имели силы действительно вести за собой все общество, неэгоистически перенося на него свои ощущения, свои импульсы". 175 (16) Перейти на этот раздел
53а. "... персидское Митра-посвящение". Первая ступень — "ворон". Здесь вырабатывается умение погружаться с пониманием в каждую душу. "Ворон — это тот, кто желает понять внутреннюю жизнь, без предвзятости распознавать ее мотивы. Тут необходима терпимость. "Выслать воронов" означает не желание получить известия из окружающего мира. Это означает разведать в душах людей, можно ли в данный момент иметь с ними дело. "Нужно научиться "понимать", и это является в высшем смысле терпимостью" . Вторая ступень — "Оккультный" или "Потайной" (Verhаllten — закутанный, закрытый). "Проверяй каждое слово: так ли оно должно быть сказано или иначе, — те, кто постоянно проверяя себя, отучаются ранить (словом), они обретают вокруг себя покров и говорят как бы сквозь покров. Таковы "закрытые" (потаенные)". Кто хотел быть учителем, должен был достигнуть третьей ступени посвящения — "Воителя" (воина, борца — "streiter"). "Никто не может стать "Воином", если борется ради самого себя, кто не отходит (в войне, в борьбе) в сторону". Силы уходят даже от малейшего искушения и наоборот. 266-1, с. 27-28 Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 600550 не найден. Перейти на этот раздел
74. "При современном посвящении человек проходит через следующие ступени: * Метаморфоза жизни Чувства Темпераменты Элементы Планеты * Инструмент для ориентации (компас) Океан Брунетто Латини, учитель Данте, описал эти ступени, нашедшие затем отражение и в "Божественной Комедии"; только в то время не было двух ступеней, которые помечены звездочкой (*). Перед выходом в "океан", океан духовности, переживаются "Геркулесовы столпы"; при их прохождении человек теперь наделяется неким инструментом для ориентировки в духовном мире". 187 (6) Перейти на этот раздел
75. Новый метод посвящения создает сначала человеку органы; при этом мир праобразов удерживается и обращается на создание этих органов. Затем человек ведется вплоть до духовного мира, в который он теперь может заглянуть. И если он продвинулся до интуитивного сознания, то тогда он может, если будет это интуитивное сознание развивать дальше, совершенно самостоятельно войти в то, что можно назвать способностью отразить элементарный мир. Тогда он врастает в него, но врастает т.обр., что бывает вполне подготовлен к этому, поскольку элементарный мир он имеет перед собой как, так сказать, последнее. Конечно, этот путь для многих труден, поскольку требует большого отречения. Ибо вначале человеку необходимо долго делать описанные упражнения с чувственными образами и ждать, пока образуются органы. Но и с ними сначала еще нельзя видеть. ... Лишь когда человек будет отведен в элементарный мир, когда он далеко продвинется в интуитивном познании, — только тогда все явится в цвете, блеске, поскольку будет пронизано элементарными действиями, элементарным миром. Только тогда можно все наглядно описать; так что описание впервые делается возможным лишь с точки зрения интуитивного познания. Но необходимо определенное отречение, когда (упражняясь) получают радость уже от самих чувственных образов, от выработки чувственных образов, благодаря тому, что чувствуют себя удовлетворенными таким постижением собственной деятельности, изучают возможность ощущать прогресс, хотя и мало что видят в духовном мире. Ибо, так сказать, вознаграждение человек получает на этом пути довольно поздно. Но зато этот путь предохраняет от фантастики и иллюзий". 119 (8) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 600760 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 600800 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 600810 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 600820 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 601370 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 601380 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 601440 не найден. Перейти на этот раздел
800. "Первые ступени посвящения ныне доступны каждому". 56 с.110 Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 608001 не найден. Перейти на этот раздел
2. Два посвятительных пути и их синтез* 809. "Впервые лишь в эпоху, когда жили греки, на которую падает возникновение Христианства, сливаются вместе оба потока (ведущие) в сверхчувственное (внутренний и внешний) и становятся одним культурным потоком". Ныне желающий взойти в духовные миры развивает в душе оба рода сил: мистического и духовнонаучного пути. 60 (1)
______________________________________ *Одна из главнейших особенностей нового пути посвящения, даваемого антропософской Духовной наукой, заключается в органическом соединении двух древнейших посвятительных путей, один из которых вел ученика в сверхчувственное через макрокосмос, другой — через погружение во внутреннее, через "врата личности". Д-р Р.Штайнер, давая описание пути, часто по отдельности говорит то об одном из них, то о другом. При поверхностном чтении может даже зародиться сомнение: а не дает ли он описание двух самостоятельных путей? Но было бы роковой ошибкой не разобраться в принципиальном отличии нового пути от всех прошлых, заключающемся как раз в том, что он синтезирует в себе два великих, вышедших еще из древней Атлантиды посвятительных пути. Исторический аспект этого вопроса см. во П главе этого отдела. — Прим. сост. Перейти на этот раздел
|