Главная / Предметный указатель / /
ПОСВЯЩЕНИЕ - см. также УЧЕНИК окк., ОПЫТ сверхч., ВОСПР.сверхч. — опыт жизни |
Ошибка! Фрагмент 605200 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 605270 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 605280 не найден. Перейти на этот раздел
531. "Эзотерик должен смотреть на ошибки, на неразумие мира насмешливыми, но вместе с тем и полными слез глазами — сухими и вместе с тем влажными глазами". 145(5) Перейти на этот раздел
Правила 536. "Следующие правила каждый эзотерический ученик должен взять так, чтобы в своей дальнейшей жизни он мог постоянно наблюдать, продолжают ли эти требования жить в его внутреннем. Всякое эзотерическое ученичество, особенно если оно восходит в высшие области, могло бы привести ученика лишь к нездоровью и заблуждению, если не соблюдать этих правил. ... Очень многие ошибаются здесь, говоря: мои стремления чисты. — Стоит лишь проверить себя, и открывается, что в подосновах подкарауливают сокрытый эгоизм и рафинированное чувство личностности; именно эти чувства часто надевают маску бессамостных стремлений и вводят ученика в заблуждение. Никогда не будет достаточно во внутреннем самонаблюдении серьезно испытывать: не притаились ли внутри души такие чувства. Энергично следуя описанным здесь правилам можно освободиться от таких чувств. Первое из этих правил: В мое сознание не должно входить ни одного непроверенного представления". Многие чувства, представления, волевые импульсы обусловлены в человеке его принадлежностью к семье, народу, его воспитанием. Опасно легко отказываться от этого. Нужно познавать прямо или косвенно свои и чужие мысли, чувства, поступки. "Второе правило: Живым долгом перед моей душой должно стоять: постоянно увеличивать сумму моих представлений". Здесь случается так, что человек уже имеет сверхчувственный опыт и не хочет его замечать, т.к. в силу бедности своих представлений ждет его в ином виде. "Третье правило: Познанием для меня будут лишь те вещи, говоря которым да или нет, я не испытываю ни симпатии, ни антипатии". "Четвертое правило: Мне надлежит преодолеть страх перед так наз. абстрактным". Необходимо усвоить себе представления, свободные от чувственного мира, например понятие совершенного круга, которого нет в действительности и который, тем не менее, лежит в основе каждого круга как его закон. 42/245(1) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 605470 не найден. Перейти на этот раздел
549. "Желая правильно приблизиться к сверхчувственному миру, нужно иметь интерес ко всем вещам, но ничего не вожделеть. Людям же так приятно свои вожделения смешивать с интересами. Фактически необходимо научиться не думать иначе обо всех вещах, а иначе их чувствовать". "Кто в том или ином отношении связан национально, тот о некоторых вещах вообще не в состоянии мыслить истинно. ... От подобных вещей зависит бесконечно многое, когда хотят приблизиться к сверхчувственному миру". "В тот момент, когда заявляет о себе неистинное, тает сверхчувственный опыт; тогда люди не могут прийти к пониманию сверхчувственного опыта. Только этому никогда не хотят верить. Но это так. Первое требование, чтобы вообще справиться со сверхчувственным миром, заключается в добросовестнейшей истинности по отношению к чувственному опыту". 196(6) Перейти на этот раздел
551. "Эта способность (свободно) связывать и разделять представления, она прекращается со вступлением в имагинативный мир". Нужно научиться ценить свободу этого мира и сам мир. "Эту свободу мы научаемся особенно ценить тогда, когда мы ее развиваем как силу таким образом, как, скажем, воспоминания после смерти. Лишь когда в чувствах мы можем вернуться в земную жизнь, мы оказываемся причастными свободе и между смертью и новым рождением. Мы должны остаться связанными с земной жизнью, чтобы быть причастными свободе между смертью и новым рождением. ... не стой человек твердо на почве, на которой мы стоим в физической действительности, он не мог бы в здоровом состоянии войти в духовный мир". 206(13.VIII) Перейти на этот раздел
592. "Если мы по возможности будем стремиться усвоить внимательные чувства, развивать большую внимательность к тому, что происходит в нашем окружении, то это может быть очень полезным. ... Эта жизнь, полная внимания к вещам и к ходу событий в нашем окружении, образует специальное развитие, наиболее благоприятное для культуры нашей душевной (чувственной) жизни. А поскольку душевные движения, как и вообще все в душе, некоторым образом связаны с волевыми импульсами, то, влияя благоприятным образом на жизнь души, мы можем косвенно повлиять и на волевые импульсы. Мы в лучшем смысле печемся о движениях души, когда в отношении наших аффектов и страстей подчиняем себя закону кармы, придерживаемся кармы". 130(8) Перейти на этот раздел
667. Для развития эф.тела необходимо переживать два настроения. В первом из них мы отдаемся деятельности во внешнем мире (было бы эгоизмом стать чуждым этому миру и не отдать на служение ему силы, которые для этого предназначены), во втором (в свободные часы) — мы убиваем в себе интерес к внешнему миру. "И если мы обладаем терпением, настойчивостью, энергией и силой и в той мере, в какой это требует от нас наша карма, упражняемся в умерщвлении интереса к окружающему миру, если мы достаточно в этом упражняемся, то благодаря этому ... внутри нас освобождается крепкая, энергичная сила. Умерщвляемое нами таким образом во внешнем мире оживает в более высокой степени во внутреннем мире. ... В конце концов мы переживем момент, когда станем господствовать над нашим эф.телом и оно будет принимать не те формы, которые ему навязывает эластичность легких, печени, а те, которые мы ему навязываем сверху вниз, через наше астр.тело. Тогда мы напечатлеем нашему эф.телу форму, которую путем медитаций и т.д. мы вначале напечатлели нашему астр.телу. ... так восходим мы от очищения к просветлению". 113(2) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 607000 не найден. Перейти на этот раздел
720. "Внутренний мир не следует покупать ценой отхода от внешнего мира, но лишь гармонизацией (отношений) с внешним миром. Это обстоит так, как, например, с двумя полярно противоположными мыслями; эзотерик не говорит и не думает "нет" о том, либо другом без того, чтобы соответствующему противополюсу не дать по меньшей мере тихо шевельнуться в подосновах. Например, когда я говорю: "Бог во мне", то я должен хотя бы легонько подумать: "Я в Боге". Благодаря этому односторонняя мыслеформа постоянно парализуется соответствующей ей противоположной мыслью, как, например, физ.тело — эф.телом. Силы действуют внутри тела: но они его тотчас же растворили бы, если бы извне не подступили противосилы. Динамически эф.тело — это позитивный, а физ.тело — негативный полюс".
"Преступник лишь тогда будет понят в своей относительности, когда станет ясно, как Божественное открывается в преступнике". 264 с.182-184 Перейти на этот раздел
740. "Мышление в связи с волей приобретает известную зрелость, если мы попытаемся сделать так, чтобы пережитое или испытанное нами никогда не отнимало у нас непредвзятой восприимчивости к новым переживаниям. ... в известном возрасте не следует оставлять без внимания приобретенных нами путем опыта знаний о вещах. О переживаемом в настоящем должно судить на основании опытов прошлого. Это ложится на одну чашу весов; на другую же у духовного ученика должна лечь готовность постоянно узнавать новое и прежде всего — вера в возможность того, что новые переживания могут противоречить старым". 13(5) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 608330 не найден. Перейти на этот раздел
878. "Для наблюдателя высших миров, как это видно из предыдущего, открывается путь, который начинается в физическом мире. Он может взять этот физический мир за исходную точку и от откровений этого физического мира подняться к лежащим в его основе высшим существам. Исходя из животного царства, он может подняться к имагинативному миру; если он возьмет себе отправной точкой мир растительный, то духовное наблюдение приведет его через имагинацию в мир инспирации. Кто идет этим путем, скоро находит внутри имагинативного и инспиративного мира также таких существ и такие факты, которые в физическом мире совершенно не обнаруживаются. Следовательно, не надо думать, что на этом пути знакомишься только с такими существами высших миров, откровения которых происходят в физическом мире. Кто однажды вступил в имагинативный мир, тот узнает множество существ и событий, о которых простому наблюдателю физического мира и не грезилось. Есть, правда, другой путь, путь, исходный пункт которого не в физическом мире ... Другой путь предполагает предварительное приобретение душевных качеств, в современных условиях жизни очень трудно достижимых. Хотя в соответствующих книгах постоянно подчеркивается со всей остротой и ясностью такие душевные качества, однако большинство людей не имеет хотя бы в какой-нибудь мере достаточного представления о той степени, в какой эти качества (самоотрешенность, самоотверженная любовь и т.д.) должны быть выработаны, если для достижения высших миров хочешь исходить не от твердой почвы физического мира. И если потом человек проснется в высших мирах, не достигнув требуемой степени соответствующих душевных качеств, то невыразимое несчастье будет следствием этого. ... Еще одно надо принять здесь во внимание. Кто исходит указанным образом от физического мира, тот, несмотря на свое восхождение в высшие миры, остается в живой связи с этим физическим миром. Он сохраняет полное понимание всего, что в нем происходит, и полную энергию для деятельности в нем. Да, это понимание растет, эта энергия прибывает и крепнет именно благодаря познанию высших миров. В каждой области жизни, какой бы прозаично-практической она ни казалась, знающий высшие миры будет действовать с большей пользой и лучше, чем незнающий, если только первый сохранил живую связь с физическим миром. Но кто исходит не от физического мира и будет пробужден в высших областях бытия, тот может слишком легко стать чуждым жизни; он станет затворником, противостоящим окружающему его миру без понимания и участия. Мало того, у развитых в этом смысле не в совершенстве (у развитых в совершенстве такого не бывает) часто бывает даже, что они на переживания в физическом мире смотрят свысока, с некоторым пренебрежением, а самих себя ощущают слишком значительными для таких переживаний и т.д. Вместо того, чтобы их участие в мире повышалось, они становятся натурами, в себе очерствелыми, себялюбивыми в духовном смысле. Соблазн ко всему этому воистину не мал. И кто стремится войти в высшие миры, тот именно это должен особенно принять во внимание". 12 (4) Перейти на этот раздел
879. Имеет ли душа нужду в чем-либо отражаться, когда она желает вступить в духовное сознание? — Да, она в этом нуждается. Отражением, или опорой, ей тогда служат индивидуальные переживания, которые она имела вплоть до того момента детства, до которого может вспомнить себя. Все это: ощущения, мысли, страдания — теперь встает в виде внешнего образа сновидения, некой фата-Морганы. "Человек чувствует, как из представшего ему разрастается то, в чем отражается духовно-душевное. Тогда необходимо в духовно-душевном переживании, в инспирации — но не переступая порог смерти — быть способным выносить, вместо внешних физических впечатлений, вместо того, что дают органы чувств как материальную или субстанциональную основу переживаний, свою собственную жизнь. И из этого переживания поднимается, как на зеркальном диске, то, что можно воспринять духовно. Тогда узнают,
насколько хорошим или плохим зеркалом стали для духовного мира. ... Вместо того, чтобы собственное тело иметь в качестве инструмента восприятия, теперь имеют самость, воспоминание своей самости, свои переживания. Они должны в отношении сознания сплавиться с тем, что тогда переживают духовно, и отразить духовно переживаемое". Когда такое случается, то внутреннее является "как эфирное существо, которое все увеличивается, поскольку оно внутренне родственно всему духовному космосу. Чувствуют себя как бы высасываемым космосом. ... как если бы в жизни между рождением и смертью имелось что-то как бы свернутое в рулон сил физ.тела. В момент, когда в посвящении покидают физ.тело, нечто сохраненное из сил как физ. так и эф. тел, освобождается. И это освободившееся стремится затем распространиться в духовном мире, становится благодаря тому все менее воспринимаемым, и возникает опасность, когда таким
вот образом воспринимают духовно, что собственное Я, мысле-самость, растворится в духовном космосе и человек утратит себя, ибо после растворения зеркала больше ничего не остается. Этому противодействует физ.тело, пока имеет такую возможность". Его силы проявляются укрепленными, когда возникает такое духовное утончение, и возвращают Я назад, в тело. 63 с.156-158 Перейти на этот раздел
922. На второй ступени ясновидения мы хотя и погружаемся в другое существо, но все же чувствуем себя рядом с ним. На третьей ступени мы полностью сознаем себя едиными с другими существами, и "мы смотрим, исходя от другого существа, на самих себя как на постороннее существо. Мы воспринимаем тогда существ... они состоят из того, что мы можем воспринять только в самих себе, когда сознаем, что мы имеем в себе волю. Они состоят, в отношении своей низшей субстанции, из воли". Это Престолы. Но на этой ступени мы можем пережить и других существ первой Иерархии. "Как говорит взгляд, который созрел в познании жизни, как говорит опыт десятилетий или слова, которые произносятся так, что мы воспринимаем не только их смысл, но слышим их произносимыми звучанием опыта жизни, добытого борьбой в страданиях, и нам становится ясно, что они не теория — они выстраданы,
они вошли через жизненные битвы в сердце, — если мы слышим все это в обертонах голоса, тогда мы получаем понятие о том впечатлении, которое получает оккультист, когда восходит ... до Серафимов". 136 (5) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 609440 не найден. Перейти на этот раздел
985. "Когда душа приобрела названные пять качеств, тогда совершенно само собой появляется шестое: внутреннее равновесие, гармония духовных сил. Человек должен найти в себе нечто вроде духовного центра тяжести, дающего ему крепость и уверенность по отношению ко всему, что тянет в жизни в разные стороны. Это не значит, что надо избегать жить во всем и давать всему действовать на себя. Не бегство от увлекающих в разные стороны фактов жизни будет правильным, а наоборот, полная отдача себя жизни и в то же время твердое, уверенное сохранение внутреннего равновесия и гармонии". 12(1) Перейти на этот раздел
1007. "Необходимо обратить внимание и заботу на определенные душевные процессы, которые обычно оставляют без внимания и заботы. Существует восемь таких процессов. Лучше, естественно, за один раз брать только одно упражнение, напр., в течение восьми или четырнадцати дней, затем переходить к другому и т.д., а потом начинать все сначала. Восьмое упражнение при этом лучше всего выполнять ежедневно. Тогда постепенно достигают правильного самопознания и видят также, какой сделали прогресс. Позже, вероятно, начиная с субботы, ежедневно можно выполнять одно упражнение в течение хотя бы 5 минут вместе с восьмым (ежедневным) упражнением; тогда на каждый день будет приходиться его собственное упражнение. ... Суббота. Следить за своими представлениями (мыслями). Думать лишь значительные мысли.
Постепенно научиться в своих мыслях отделять существенное от несущественного, вечное от преходящего, истину от простого мнения. Слушая речь других людей, пытаться стать совсем тихим в своем внутреннем и от всякого одобрения, а особенно от всяких отрицательных суждений (критики, отказа) отказаться как в мыслях, так и в чувствах. Это есть т.наз. "правильное мнение". Воскресенье. Лишь после основательного обдумывания решаться даже на незначительное. Все бездумные действия, незначительные поступки должны быть удалены от души. Ко всему нужно постоянно иметь хорошо взвешенные основания. И безусловно, нужно отказываться от всего, к чему не побуждают значительные основания. Если же человек убежден в правильности принятого решения, то должен твердо, с внутренней стойкостью
придерживаться его. Это есть т.наз. "правильное решение, которое принимается вне зависимости от симпатии или антипатии. Понедельник. Лишь то, что имеет смысл и значение, должно исходить из уст того, кто стремится к высшему развитию. Всякий разговор ради разговора — напр., для препровождения времени — в этом смысле является вредным. Обычный способ общения, при котором обо всем говорится сразу, вперемешку, должен быть исключен; но избегать общения не следует. Именно в общении речь должна постепенно развиться до значительной. Человек постоянно обдумывает каждое слово и дает осмысленный ответ в каждом направлении. Ничего не говорить без оснований! Охотно молчите. Старайтесь произносить не слишком много и не слишком мало слов. Сначала спокойно выслушайте, а потом переработайте.
Это упражнение называют также "правильным словом". Вторник. Внешние действия. Они не должны мешать окружающим нас людям. Там, где человек побуждается своим внутренним (совестью) к действию, тщательно взвешивать, как это побуждение могло бы наилучшим образом послужить благу целого, продолжительному счастью окружающих людей, вечному. Там, где человек действует исходя из себя — из собственной инициативы, — там последствия своего образа действий необходимо заранее взвесить, насколько они будут основательны. Это называют также "правильным поступком". Среда. Устройство жизни. Жить сообразно природе и духу, не входить в безделицы жизни. Избегать всего, что вносит в жизнь беспокойство и спешку. Не спешить чрезмерно,
но и не быть медлительным. Рассматривать жизнь как средство для работы, для высшего развития и сообразно этому действовать. В этом отношении говорят также о "правильной точке зрения". Четверг. Человеческое стремление. Наблюдают за тем, чтобы не делать того, что выше сил, и не упускать того, что посильно. Смотреть далее повседневного, мгновенного и ставить себе цели (идеалы), связанные с высшим долгом человека, напр., желать развиваться в смысле данных упражнений для того, чтобы затем быть в состоянии больше помогать и советовать окружающим людям, хотя, может быть, и не в ближайшем будущем. Сказанное можно объединить следующим образом: "Всем предыдущим упражнениям дать сделаться привычкой". Пятница. Стремиться как можно
больше учиться от жизни. Мимо нас не проходит ничего такого, что не давало бы повода собрать опыт для жизни. Сделал человек что-либо неправильно или несовершенно — это становится поводом сделать подобное позже правильнее или совершеннее. Когда видят действующим другого, то наблюдают за ним с подобной же целью (однако не безжизненным взглядом). И ничего не делают без того, чтобы не оглянуться на переживания, которые могут быть полезны при принятии решений и при исполнении действий. От каждого человека, даже от ребенка, можно многому научиться, если уметь присматриваться. Это упражнение называют также "правильной памятью", т.е. памятью о познанном, о проделанном опыте. Соединение. Периодически обращать взгляд в свое внутреннее, хотя бы на
пять минут ежедневно и в одно и то же время. При этом следует погружаться в себя, заботливо советоваться с собой, проверять свои жизненные установки, заниматься их познанием или, наоборот, пробегать их в мыслях, взвешивать свой долг, размышлять о содержании и об истинной цели жизни, иметь серьезное недовольство своими ошибками и несовершенствами, говоря при этом: нужно постараться найти существенное, пребывающее и серьезно поставить себе соответствующую цель, напр., выработку добродетели. (Не следует совершать ошибку, предаваясь лишь мыслям о том, что не плохо бы было сделать что-нибудь хорошее, — но постоянно стремиться дальше, к высочайшим образцам.) Это упражнение называют также "правильной созерцательностью." 42/245 (1) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 611740 не найден. Перейти на этот раздел
1184. "Свет стал для меня настоящей сущностью в чувственном мире, но сущностью самой по себе вне-чувственной. Моей душе предстала вместе с тем противоположность номинализма и реализма, как они развивались в схоластике. Реалисты утверждали, что понятия суть нечто существенное, живущее в вещах и извлекаемое оттуда человеческим познанием. Номиналисты, напротив, рассматривали понятия лишь как сложенные людьми названия для объединения многообразия в вещах, но не имеющие сами по себе бытия в них. Я чувствовал, что переживания звука нужно рассматривать номиналистически, а переживания, возникающие благодаря свету, — реалистически. С подобной ориентировкой подошел я к оптике физиков. Ко многому в ней я принужден был отнестись отрицательно. Тогда я встретился с воззрениями, облегчившими мне путь к гетевскому учению о красках. Для меня с этой стороны открылись врата к гетевским
естественнонаучным трудам. Сначала я принес к Шроеру маленькие статьи, которые написал, руководствуясь своими естественнонаучными взглядами. Но Шроеру нечего было с ними делать, ибо они еще не были разработаны мною в духе гетевских воззрений..." "Я подошел к чувственно-сверхчувственной форме, о которой говорил Гете и которая, согласно как естественнонаучному, так и чисто духовному воззрению, стоит между чувственно воспринимаемым и духовно зримым. Анатомия и физиология приводили шаг за шагом к этой чувственно-сверхчувственной форме. И при этом подходе взор мой впервые обратился — еще несовершенным образом — к трехчленности человеческого существа, о которой я заговорил публично лишь в своих "Загадках души", после того как тридцать лет в тиши предавался ее изучению". "Моя деятельность в качестве преподавателя частных уроков предохраняла
меня от односторонности. Многому приходилось учиться самому, чтобы потом преподавать. Так, однажды мне пришлось освоиться с "тайнами" бухгалтерии, потому что представился случай давать уроки в этой области". 28 (гл.5) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 605210 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 605220 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 605230 не найден. Перейти на этот раздел
|