Главная / Предметный указатель / /
БЕЗОБРАЗНОЕ в дух. мире |
955." В духовном мире нет таких хотений, которые возникали бы из вутренней природы человеческой души,как в мире внешних чувств. То что там можно назвать хотением, загорается от чего-нибудь такого, что видишь вне своего существа. Существо ощущающее, что у него нет какого-нибудь свойства, которым по природе своей оно должно было бы обладать, видит другое существо, у которого это свойство есть. И оно тогда не может не иметь этого существа постоянно перед собой. Как в мире внешних чувств глаза естественно видят видимое, так отсутствие какого-нибудь свойства неизменно приводит существо сверхчувственного мира в близость с соответствующим иным существом, обладателем этого совершенства. И созерцание этого существа становится постоянным упреком, действующим как настоящая сила, так что существо, обладающее данным недостатком, через такое созерцание получает желание
исправить в себе этот недостаток. Это переживание совсем иного рода, нежели хотение в чувственном бытии. Свобода воли в духовном мире не терпит ущерба от подобных обстоятельств. Существо может сопротивляться тому, что хочет вызвать в нем такое созерцание. Тогда оно постепенно достигает того, что уходит прочь от близости с этим, образцовым для него, существом. Но в результате такое существо, отстраняющее от себя свой образец, само переносится в миры, где условия его бытия будут хуже, чем те, что были ему даны в том мире, к которому оно было до известной степени предопределено. В сверхчувственном мире душа может встретить существо, которое по справедливости следует назвать злым, однако оно открывается в таком образе, который придется назвать "прекрасным", если применить представление "прекрасного", почерпнутое из чувственного бытия. В таком случае увидишь верно только тогда,
когда проникнешь до сокровенной глубины этого существа. Тогда переживешь, что это "прекрасное" есть лишь маска, не отвечающая сущности; и тогда то, что по представлениям чувственного бытия ты готов был ощутить как "прекрасное", с особенной силой назовешь безобразным. И в то самое мгновение, как это удается сделать, злое существо уже не будет больше в состоянии прикидываться прекрасным. Оно принуждено будет разоблачиться для такого созерцателя и явиться в своем истинном облике". "Способность открываться целиком, со всем, что есть внутри, и не иметь нужды что-либо утаивать в себе — вот что могло бы быть названо прекрасным в высших мирах. И это понятие всецело совпадает там с полнейшей искренностью, с честным, открытым изживанием того, что данное существо содержит в себе. Безобразным же могло бы быть названо то, что не хочет раскрыть во внешнем
явлении своего внутреннего содержания, что удерживает в себе свое переживание и относительно некоторых своих свойств скрывается от других. Такое существо устраняет себя из своей духовной среды. Это понятие безобразного совпадает с неискренним выражением себя. Лгать и быть безобразным — это в духовном мире одно и то же, что выступает как действительность; существо, являющееся там безобразным, есть в то же время и лживое существ". 16 (7) Перейти на этот раздел
|