Главная / Предметный указатель / /
ПОСВЯЩЕНИЕ - см. также УЧЕНИК окк., ОПЫТ сверхч., ВОСПР.сверхч. — и интерес |
55. "Когда дело касается интересов астр.тела, человек может заблуждаться на две стороны: в сторону Амфортаса и — пока Амфортас не будет исцелен — в сторону Парсифаля. ... Астр.тело стремится развивать в себе силы эгоизма. Но когда оно вносит в этот эгоизм свои личные интересы, то оно испытывает удар и вместо того, чтобы распространяться над всей Землей, оно сжимается в точку личности. ... Когда это происходит, то действие личного, которое выражается через кровь, ранит человеческую личность — это и есть заблуждение в сторону Амфортаса. ... Парсифаль, ... когда мимо него несут святой Грааль, готов спросить: для кого приготовлена эта пища, — но не спрашивает. ... Царю рыбаков (Амфортасу) нужно истребить в себе личный интерес и расширить его до общечеловеческого интереса Иисуса Христа. И Парсифалю нужно возвысить свой интерес от простого, невинного созерцания до внутреннего понимания того, что есть одно во всех, что необходимо для всего человечества — до понимания дара Святого Грааля... Парсифаль слишком слабо чувствует в себе общемировой интерес". 145(7) Перейти на этот раздел
Буддийская легенда 59. Жил на свете один человек, который никак не хотел умирать. Повсюду он искал чувственных наслаждений, но его преследовали четыре змеи. Некий голос велел ему время от времени кормить этих змей, человек же их очень боялся и постоянно от них убегал. Однажды голос сказал ему, что за ним идут пять убийц, и он побежал еще быстрее. Голос предупредил его, что появился еще шестой убийца, который хочет мечом отрубить ему голову. На пути своего бегства человек попал в одну пустую деревню. Но голос опять предупредил, что разбойники скоро разграбят эту деревню. Человек побежал дальше и оказался на берегу большой реки. На этом берегу он также чувствовал себя неуверенно, поэтому он сплел из веток и листьев корзину и переплыл в ней на другой берег. Теперь он был в безопасности, он стал брамином. "Смысл этой легенды таков. Человек должен проходить через различные состояния, пока не придет к Божественному. В четырех змеях следует видеть четыре элемента: огонь, воду, землю, воздух. Пять убийц — это пять чувств. Пустая деревня — душа, убежавшая от впечатлений органов чувств, но теряющая уверенность, когда остается сама собой. Если же она вбирает в свое внутреннее свою низшую природу, то она должна погибнуть. Человек должен построить себе чёлн, чтобы через поток преходящего перебраться с берега чувственной природы на берег вечно-божественного". 8(5) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 605221 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 605260 не найден. Перейти на этот раздел
549. "Желая правильно приблизиться к сверхчувственному миру, нужно иметь интерес ко всем вещам, но ничего не вожделеть. Людям же так приятно свои вожделения смешивать с интересами. Фактически необходимо научиться не думать иначе обо всех вещах, а иначе их чувствовать". "Кто в том или ином отношении связан национально, тот о некоторых вещах вообще не в состоянии мыслить истинно. ... От подобных вещей зависит бесконечно многое, когда хотят приблизиться к сверхчувственному миру". "В тот момент, когда заявляет о себе неистинное, тает сверхчувственный опыт; тогда люди не могут прийти к пониманию сверхчувственного опыта. Только этому никогда не хотят верить. Но это так. Первое требование, чтобы вообще справиться со сверхчувственным миром, заключается в добросовестнейшей истинности по отношению к чувственному опыту". 196(6) Перейти на этот раздел
554. "Нужно стремиться не допускать в себе самодовольства, но развивать ощущение стыда за что-нибудь неправильное или безнравственное, сказанное тобой, и ощущение благодарности за ту мудрость, которая дарована тебе и которую ты не должен считать принадлежащей тебе, но как бы подаренной тебе Вселенной, когда ты можешь сказать что-либо согласное с этой мудростью". "Душа, которая в состоянии проходить через мир без сострадания и радости к тому, что может печалить или радовать другие души, не умеющая переноситься в души других, во время эзотерического развития будет ощущать себя как тяжесть. ... При антропософском эзотерическом развитии необходимо воспитывать в себе человеческие интересы, и нет ничего хуже, когда вместе с эзотерическим развитием человек не стремится достигнуть понимания всевозможных человеческих чувств, ощущений и человеческой жизни". В то же время исчезает радость порицания, хотя само оно и может оставаться. Но оно при эзотерическом развитии причиняет боль. 145(5) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 605590 не найден. Перейти на этот раздел
667. Для развития эф.тела необходимо переживать два настроения. В первом из них мы отдаемся деятельности во внешнем мире (было бы эгоизмом стать чуждым этому миру и не отдать на служение ему силы, которые для этого предназначены), во втором (в свободные часы) — мы убиваем в себе интерес к внешнему миру. "И если мы обладаем терпением, настойчивостью, энергией и силой и в той мере, в какой это требует от нас наша карма, упражняемся в умерщвлении интереса к окружающему миру, если мы достаточно в этом упражняемся, то благодаря этому ... внутри нас освобождается крепкая, энергичная сила. Умерщвляемое нами таким образом во внешнем мире оживает в более высокой степени во внутреннем мире. ... В конце концов мы переживем момент, когда станем господствовать над нашим эф.телом и оно будет принимать не те формы, которые ему навязывает эластичность легких, печени, а те, которые мы ему навязываем сверху вниз, через наше астр.тело. Тогда мы напечатлеем нашему эф.телу форму, которую путем медитаций и т.д. мы вначале напечатлели нашему астр.телу. ... так восходим мы от очищения к просветлению". 113(2) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 610150 не найден. Перейти на этот раздел
1165. "Всякая узкосердечная закрытость души в саму себя, все, что не желает внимание души направить к состраданию и сорадости от совместного творчества и ко всему тому, что окружает нас в чувственном мире, все это препятствует душе, когда она входит в сверхчувственный мир, прийти к истинным интуициям, к истинному познанию высших существ". "Способность перенестись собственной душой в душу другого человека необходима для интуиции. Это невозможно осуществить без умения сострадать и сочувствовать". "Во многих отношениях сострадание, сочувствие и интерес совпадают". 62 с.432-435 Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 611671 не найден. Перейти на этот раздел
1168. "При обыкновенном чувственном познании принимаются в соображение четыре элемента: 1. предмет, производящий впечатление на внешние чувства; 2. образ, который человек составляет себе об этом предмете; 3. понятие, благодаря которому человек приходит к духовному постижению вещи или процесса; 4. Я, которое на основе впечатления от предмета образует себе образ и понятие". "Материальное познание" покоится на том, что человек через свои внешние чувства получает впечатления от вещей и представлений внешнего мира. Он обладает способностью ощущать. ... Получаемое извне впечатление называется также Sensatio (чувственное впечатление, чувственное восприятие). Поэтому при материальном познании в соображение принимаются четыре элемента: sensatio, образ, понятие, Я. На следующей высшей ступени познания впечатление
внешних чувств, sensatio, отпадает. Внешний чувственный предмет больше не существует. Т.обр., из элементов, привычных человеку при обыкновенном познании, остаются только три: образ, понятие и Я. ... Кто создает себе образы, которым должны соответствовать чувственные предметы, когда в действительности таких нет, тот живет в фантастике. Но ученик тайноведения приобретает именно способность создавать образы даже и тогда, когда не существует никаких чувственных предметов. Тогда место "внешнего предмета" у него должен занять другой. Он должен быть в состоянии иметь образы, хотя бы ни один внешний предмет не затрагивал его внешних чувств. Место sensatio должно заступить нечто другое. Это есть имагинация. У ученика тайноведения на этой ступени появляются образы совершенно так же, как если бы на него производил впечатление какой-нибудь чувственный предмет; они столь же жизненны и достоверны, как и образы
чувственные, только происходят они не от материального, а от душевного и духовного. Внешние чувства остаются при этом совершенно бездеятельными. Ясно, что эту способность — иметь полные содержания образы без чувственных впечатлений — человек должен сначала приобрести. Это происходит через медитацию, через упражнения, описанные в книге "Как достигнуть познания высших миров?"." "На третьей ступени познания отпадают и образы. Человек имеет дело только с "понятием" и Я". "Что для первой ступени — sensatio, для второй — имагинация, то для третьей есть инспирация. Инспирация дает впечатления, и Я образует понятия. Если непременно хочешь сравнить с этим миром что-нибудь чувственное, то можно взять для такого сравнения только мир звуков, слуха; но не звуков, с которыми имеешь дело в чувственной музыке, а чисто духовных звуков. Начинаешь слышать, что происходит во внутреннем вещей.
Камень, растение и т.д. становятся духовными словами. Мир начинает выговаривать душе действительно саму свою сущность. Это звучит гротескно, но это буквально верно: на этой ступени познания духовно слышишь, как растет трава. Понимаешь форму кристалла как звук; раскрывающийся цветок говорит здесь человеку. Инспирируемый может возвещать внутреннюю сущность вещей; все вещи воскресают перед его душой в новом виде. Он говорит на языке, который коренится в ином мире и который, однако, впервые делает понятным мир повседневный. Наконец, на четвертой ступени познания прекращается и инспирация. Из элементов, которые мы привыкли рассматривать в повседневном познании, здесь принимается в расчет одно только Я. На совершенно определенном внутреннем опыте ученик тайноведения замечает, что он поднялся до этой ступени. Этот опыт выражается в том, что у ученика является чувство: теперь он находится
уже не вне вещей и процессов, а внутри них. Образы — не предметы; они только выражают их. Также и то, что дает инспирация, не есть предмет. Она только высказывает его. Но живущее в душе теперь действительно есть самый предмет. Я излилось во все существа; оно слилось с ними. Жизнь вещей в душе и есть интуиция. И именно надо брать совсем буквально, когда об интуиции говорят: через нее втекаешь во все вещи. В обыкновенной жизни у человека есть только одна интуиция — это интуиция самого Я. Ибо Я никоим образом не может быть воспринято извне, оно может быть пережито только во внутреннем". 12 (1) Перейти на этот раздел
|