Главная / Предметный указатель / /
БЕЗДНА |
30. "Существует семь жизненных тайн, о которых до сего времени нигде, кроме оккультных братств не говорят. Впервые лишь в современную эпоху о них можно говорить экзотерически. Их называют также семью невыразимыми, или безымянными тайнами. ... Эти тайны следующие: Первая: Тайна бездны. Вторая: Тайна числа. Ее можно изучать в пифагорейской философии. Третья: Тайна алхимии. Ее можно понять с помощью работ Парацельса и Якоба Беме. Четвертая: Тайна смерти. Пятая: Тайна зла, о которой трактует Апокалипсис. Шестая: Тайна Слова, Логоса. Седьмая: Тайна божественного блаженства; она сокрыта наиболее глубоко".94 (17) Перейти на этот раздел
59. "Ад есть не что иное, как полное застревание в личном".97 (2) Перейти на этот раздел
79. Схематический обзор уровней бытия. (По книге Э.Хагемана "Эволюция духовных существ и царств природы в период развития Земли". Любек, 1959) Перейти на этот раздел
146. "Вначале произошло некоего рода повторение состояния др.Сатурна. Существа, бывшие ранее человеко-животными, странствовали тогда по Земле как автоматы или машины. Затем это состояние сменилось состоянием повторения развития др.Солнца. Человеческие тела были тогда как спящие растения. А затем наступило повторение состояния Луны. ...Солнце тогда уже выделилось, а Луна оставалась в Земле. Астральное тело человека несло в себе все самые дикие вожделения, все наихудшие силы и никакого противовеса. В это время вызревал настоящий ад".99 (11) Перейти на этот раздел
Восьмая сфера
49. Как люди мы принадлежим к 4-ой сфере развития, которая есть Земной эон. Наши творцы, Духи Формы, принадлежат к восьмой сфере развития, которой мы достигнем, пройдя через развитие Вулкана. "Но обе указанные сферы мы должны представлять себе совмещенными проникающими одна сквозь другую ...Таким образом, мы живем не просто в 4-ой, но одновременно и в 8-ой сфере, благодаря тому, что вместе с нами в этой сфере живут наши божественные творцы. ...но, кроме того — и ариманические существа. ...В 4-ой сфере с нами живут, точно выражаясь, люциферические духи. ...Благодаря нашей 4-ой сфере развития мы являемся воспринимающими и интеллигентными существами. Но мы не должны забывать, что в этой интеллигенции, а также и в чувственных восприятиях... играют люциферические силы". Они находятся там по той причине, что их туда, в 4-ую сферу, сверг Михаэль.194 (3) Перейти на этот раздел
50. В 8-ую сферу попадает все, что не смогло примкнуть к идущему вперед развитию. В своих задатках эта тенденция слагается уже в деваханическом состоянии. Если на Земле человек использует свою жизнь для себя одного, собирает все возможное, чтобы пережить возвышение своей эгоистической самости, то на Девахане такой образ действий ведет к состоянию авитхи. Человек, не преодолевший обособленности, приходит к авитхи. Все авитхи-люди станут однажды жителями 8-ой сферы. Авитхи является подготовкой к 8-ой сфере. В религиях это понятие известно как ад". 93-а (14) Перейти на этот раздел
52. "Если бы все осталось при люциферической эволюции и Христос не вступил бы в развитие человечества, то со времени, в которое должна была совершиться Мистерия Голгофы — но она, допустим, не произошла бы, — люди в Мистериях смогли бы развиваться до той ступени, где им открывались бы Архаи. А затем они вступали бы в люциферический мир. На Земле же оставалось бы все то, что высшими Богами, например Эксузиаи, создавалось бы в земном развитии как земно-человеческое. ...Люди одухотворились бы аскетически и при этом, вступая в духовный люциферический мир, отвергли бы телесность. Души таких людей нашли бы свое спасение, но Земля потеряла бы свой смысл. Тела ничем не могли бы служить душам. Значение Мистерии Голгофы состоит в том, что она воспрепятствовала этому. ...Люцифер с начала земного развития имел намерение увести людей от Земли в свое духовное царство. Его не интересовало основное земное развитие; он хотел иметь для себя лишь то, что высшие боги соединили с человеком. Это, как душу, он хотел вывести из земного развития после того, как она некоторое время побыла бы в земной форме, пришедшей от Духов Формы. Но почему люди не последовали до Мистерии Голгофы за Люцифером в его мир света? В земное развитие было введено то, что называют 8-й сферой. Один из ее аспектов заключается в том, что человек получает такую тягу, склонность к низшей природе, что Люцифер не в состоянии из этой низшей природы извлечь высшую". "Если бы Земля не обладала силой притягивать Луну, то духовный коррелят этой силы не сковывал бы человека в низшей природе, ибо, рассмотренные духовно, обе эти силы суть одно... И можно сказать: Луна поставлена в мироздании как противник Люцифера, дабы мешать Люциферу. ...В эпоху материализма, в ХIХ в., эта истина была превращена в свою противоположность. В книге Синнета "Эзотерический буддизм" Луна описана как нечто враждебное человеку". "Это материалистично — обозначать Луну 8-й сферой; т.н. 8-я сфера есть та сила, та сфера, которая притягивает Луну. Блаватская среди своих заблуждений имела одно особенно коварное, когда в своей "Тайной доктрине" оклеветала Бога Ягве как просто Лунного Бога и хотела поставить на его место Люцифера как друга духа. ...Бога Ягве она хотела представить как просто Бога низшей природы, а свойственное низшей природе враждебно Люциферу". 172 (10) Перейти на этот раздел
509. "Боги видели Христа покидающим небесный мир и погружающимся в человечество. Для человечества Христос явился, для определенного духовного мира Он исчез. И когда Он прошел через Воскресение, то для определенных духовных внеземных существ Он явился с Земли как звезда, которая теперь в духовном мире сияет для них с Земли. Духовные существа отметили Мистерию Голгофы, сказав: с Земли в духовное царство начала сиять звезда". "Прежние Божественные товарищи (Христа) как враждебный мир видели перед собой то, что в древние времена называлось адом. Деятельность этих духовных существ имела свою границу у ворот ада. Эти духовные существа действовали на человека. ...Божественно-духовные существа ощущали это как противостоящий им мир. Они видели, как он поднимается из Земли, они ощущали его как исключительно трудный мир; связывались они с этим миром лишь косвенно, через человека; они могли его лишь наблюдать. Благодаря тому, что Христос нисшел на Землю, Сам стал Человеком, Он смог низойти в область этих ариманических сил и победить их, что выражено для верующих в виде рассказа о нисхождении в ад. Таков другой полюс Воскресения". 223 (2) Перейти на этот раздел
826. Входя после смерти в духовный мир, человек приносит с собой непобежденную связанность с физически-чувственным миром. "Этот образ-воспоминание прилипает и давит как свинцовое бремя. ... Он оказывается неразрывно связанным с силами, которые препятствуют всякому развитию и всякой эволюции. Такова мысль адского бытия. ... В духовном мире понимание (только) физически-чувственного вызывает адские муки, если даже в чувственном бытии это было чем-то приносящим бесконечное чувственное наслаждение".56 с.309 Перейти на этот раздел
827. "В действительности Я вредит не только другим, но и самому себе, удовлетворяя вожделения. Но только этот вред, наносимый самому себе, остается для него при жизни невидимым. После смерти весь этот мир губительных вожделений становится видимым для Я. И к каждому существу, и к каждой вещи, в связи с которой загорелось такое вожделение, Я испытывает тогда влечение, чтобы это вожделение, как оно возникло, так могло бы быть и уничтожено в "пожирающем огне". Лишь когда человек доходит в своем обратном странствии до момента своего рождения, все подобные вожделения оказываются прошедшими через очистительный огонь; теперь ему ничто не препятствует вполне отдаться духовному миру. Он восходит на новую ступень бытия. Как он оставил в момент смерти физ. тело, а вскоре затем и эфирное, так теперь распадается та часть астр. тела, которая может жить лишь в сознании внешнего физического мира". "И только когда Я, отрешившись от всякого чувственного восприятия, воспринимает себя в своем "наивнутреннейшем святая святых", обнаруживается непосредственно то, что обыкновенно является только под покровом чувственного. ... В сущности, это откровение духовного мира наступает тотчас же по отложении эф. тела; но только перед ним, как затемняющее облако, расстилается мир вожделений, еще обращенных на внешний мир. Это выглядит так, как если бы в блаженный мир духовного переживания вторгались черные демонические тени, возникающие из "в огне пожираемых" вожделений. Эти вожделения теперь не только тени, а действительные существа. Это обнаруживается тотчас же, как только Я лишается физических органов и может, благодаря этому, воспринимать духовное. Эти существа являются тогда как искаженные образы и карикатуры того, что человеку было известно до тех пор через чувственное восприятие. Сверхчувственное наблюдение говорит, что этот мир очистительного огня населен существами, вид которых для духовного взора ужасен и причиняет страдание; их наслаждение состоит, по-видимому, в уничтожении, а страсть их направляется на зло, в сравнении с которым зло чувственного мира кажется незначительным. Все, что человек приносит с собой в этот мир из означенных вожделений, является для этих существ как бы пищей, благодаря которой все снова усиливается и укрепляется их мощь... Есть существа, которые питаются страстями и вожделениями более низкого свойства, нежели все животные страсти, ибо они не изживаются в чувственном, а захватывают духовное и тянут его вниз в чувственную область. Поэтому облики таких существ представляются духовному взору более уродливыми и ужасными, чем облики самых хищных животных, в которых воплощаются ведь только страсти, имеющие основу в чувственном; и разрушительные силы этих существ безмерно превышают всю ярость разрушения, встречающуюся в чувственно воспринимаемом животном мире. Сверхчувственное познание расширяет, т.обр., кругозор человека, указывая на мир существ, который, в известном отношении, стоит ниже, чем видимый мир животных, приносящих разрушение".13 (3) Перейти на этот раздел
Последствия ошибочных воззрений
829. "Человек, не усвоивший на Земле спиритуальных представлений, привязывает себя к земной жизни... и после смерти становится разрушительным центром. ... Не следует критиковать таких людей, а лучше испытать к ним сострадание. Ибо после смерти их переживания не особенно легки, когда им приходится оставаться в царстве, которое для умерших является не подходящим. Этим царством тогда оказываются минеральное и растительное царства; также и то минеральное царство, которое носят в себе и животное, и человек, поскольку и они пронизаны минеральным. Для тех, кто не воспринял ни одного спиритуального представления, дело обстоит так, что после смерти они в ужасе отшатываются от своих переживаний, вызывающих повсюду ощущение: они могут войти лишь в то, что минеральной, растительной природы. Я не могу расписывать то, что здесь происходит, поскольку, во-первых, в языке для этого нет слов, а во-вторых, к тому, что здесь лежит в основе, можно приблизиться лишь постепенно, ибо здесь приближаются к чему-то поистине ужасному". Сказанное не означает, что такие умершие вообще лишены возможности идти далее с другими, но они страшатся этой другой жизни и всё снова и снова сбрасываются в растительное и минеральное царства, т.к. выработали представления, годящиеся лишь для этого царства мертвых, царства физических механизмов. 182 (1) Перейти на этот раздел
147. Семь невыразимых тайн: "1. Тайна бездны. 2. Тайна числа (ее можно изучить в пифагорейской философии). 3. Тайна алхимии (ее можно понять благодаря работам Парацельса и Якоба Беме). 4. Тайна рождения и смерти. 5. Тайна зла, о которой трактует Апокалипсис. 6. Тайна Слова, Логоса. 7. Тайна благочестия; она скрыта наиболее глубоко". 264 с. 253 Перейти на этот раздел
|