Главная / Предметный указатель / /
ПОЛЬША |
Принципы действия британского оккультизма.
1178. "Средняя Европа на протяжении всего развития своей духовной культуры никогда не имела понятия о том, сколь радикальная оккультная сущность и оккультная работа постоянно исходила от британских земель и распространялась по Западной, Южной Европе и т. д. ... Что людям внешне известно о всяческих высоко-градуированных орденах шотландского масонства и т. д. — это, собственно говоря, лишь внешняя сторона, которую показывают миру. Но за этой внешней стороной стоят действительно всеобъемлюще работающие оккультные школы; и эти школы куда в более высокой мере, чем это имеет место в Средней Европе вобрали в себя старые оккультные традиции и старые оккультные течения". В Средней Европе стремятся из собственной духовности взойти к спиритуальному познанию, к познанию спиритуальных миров, и потому мало опираются на то, что пришло со старыми оккультными школами. В Англии же, особенно в Шотландии, уже в ХVII в. были распространены оккультные сообщества, взращивавшие в своей среде оккультное знание более древних времен, несколько преобразовывая его. "Если хотят понять основания таких преобразований, то должны знать, что 4-я послеатлантическая эпоха, включая в себя гречество, римство и т. д. и простираясь до начала ХV в., переработала в себе чисто человеческим образом то, что прежде было духовным откровением". В 5-й эпохе человек в еще большей мере начал жить на физическом плане и мало вырабатывать понятий. И сегодняшний мир живет понятиями 4-й послеатлантической культуры; с ХV в. их вообще больше не образовывают. "5-я послеатлантическая эпоха должна направить свой взгляд на внешний физический мир. И для этой задачи был особенно подготовлен британский народ". В начале ХV в. возникла опасность, что чисто физическое стремление британизма смешается с более спиритуальной, идущей из древности жизнью. Это было тогда, когда английское господство простиралось через канал на часть Франции, а романский аристократизм проникал в Англию. Но выступление Жанны Д, Арк решило судьбу всей Европы. В результате этих процессов, выразившихся также в войне “алой и белой роз”, в борьбе шотландского, норманского, французского, сложилась оккультная жизнь Британии, являвшаяся продолжением оккультных течений 4-й послеатлантической эпохи. "И там было узнано колоссально много, поскольку для этого была подходящая почва, поскольку преобладающее значение здесь имела телесность. Эф. тела были наименее подвижны, и физ. тело рассматривалось как единственный инструмент для духовной жизни. Именно благодаря этому в тех оккультных школах не было почти никакой возможности самим что-либо узнавать из духовного мира. Но в тех оккультных школах сохраняли старые традиции, сохраняли унаследованное от старых ясновидческих наблюдений и старались пронизать его понятиями. Так возникла там оккультная наука, которая работала, собственно, лишь с опытом, полученным с помощью ясновидения 4-й и даже 3-й послеатлантических культур. Это обрабатывалось чисто физическими пояснениями, чисто понятийным материалом, которым обладают, думая лишь через физ. тело. Так возникла своеобразная оккультная наука, распространившаяся во все области жизни". В тех школах возникла и была затвержена догма: 4-ю культуру, где задающим тон был греко-римский элемент, сменила 5-я культура, где ведущим является англо-саксонский элемент; англо-саксонство должно управлять 5-й эпохой. Там учили о роли Британии как няньки по отношению к младенческим славянским народам, о том, что Польша должна входить в состав русского элемента, что самостоятельные славянские государства, которые образуются по Дунаю, просуществуют только до большой европейской войны, а там они потеряют свою независимость и т. д. Подобные идеи через оккультные братства распространялись в другие страны. И тогда, например, понимали, зачем какой-либо английский государственный деятель демонстрирует дружеское расположение к какой-либо придунайской стране, входящей в состав Австрии. Наравне с этим выпускалась книга с ругательствами в адрес этой страны и ее народа, дабы расшатывать то, что как будто бы созидалось с другой стороны. Все это дьявольская тактика, и ариманический элемент господствует во всех этих проявлениях. (Далее следует рассказ об оккультных манипуляциях с Е.П.Блаватской. — Прим. Сост). 167(3) Перейти на этот раздел
Подготовка мировой войны и раздела Европы
1180. "Действительно, не ради агитационного или политического действия в какой угодно, даже малой, степени, а только для передачи вам фактов познания говорю я обо всем этом (о социальных вопросах). Ибо это существует в мире. И, поистине, я совершенно далек от того, чтобы желать посеять какой-либо страх или на кого-то так воздействовать, чтобы он боялся того или иного направления. Речь идет только о познании". "Я хотел бы нарисовать вам здесь нечто, относящееся к той будущей карте Европы, которая существует в определенных оккультных обществах (рисуется карта). ... Первое, что твердо принималось во внимание, была южно-европейская, Балканская конфедерация; она должна стать некоего рода передовым лагерем, родом вала против русицизма. Ибо, само собой разумеется, русицизм рассматривается на Западе как другой полюс, не как что-то такое, с чем хотят стать связанными вечно, но что определенным образом должно постоянно существовать, с чем также хотят бороться. Эту конфедерацию хотят образовать там, где сегодня находятся итальянское королевство с балканскими славянами и южные славяне, относящиеся к Австрии. Из этого хотят спаять на большей части Аппенинского полуострова конфедерацию, куда вошли бы: итало-язычная часть Швейцарии и южная часть Австрии, включая Хорватию, Словению, Далматию. Туда же должна войти и часть Греции, но только северная часть, а также Венгрия и устье Дуная. Все это должно стать Балканской конфедерацией. На Востоке от этого должно быть отчленено все, что, как представляют себе, должно быть объято Россией. В этой "карте-программе" — я это подчеркиваю особенно — всегда и категорически подчеркивалось: как бы ни вела себя Польша, в силу всемирно-исторической необходимости эта страна при любых обстоятельствах целиком вновь должна быть отдана русскому государству. Так что с самого начала программа предусматривала, что Польша, включая ее ныне входящую в состав Австрии часть, вновь будет отнесена к русскому государству. Русское государство по этой программе должно охватить современную Польшу, а также Галицию и Словакию. Это должно иметь вид выдающегося в сторону запада полуострова, как я вам это рисую. Это должна быть Буковина (рисуется). Затем речь идет о Франции, которая, за исключением устья Рейна, должна охватить области до Рейна и до ныне говорящей по-французски части Швейцарии; и здесь через Пиренеи, а здесь таким вот образом должна проходить ее граница. О скандинавских странах ничего особенного не говорится; им предоставлен сравнительно долгий льготный срок. В остальном все должно выглядеть так: говорящая по-немецки часть Швейцарии с Германией и немецкой областью Австрии должны занимать вот такую область. А окрашенное цветом в большей или меньшей степени должно войти в так или иначе образованную сферу влияния Британской империи: Голландия, Бельгия, нижняя часть Италии — об островах поговорим в другой раз, — южная часть Греции. ... Сравните эту карту с тем, что теперь стоит в вильсоновской ноте. Это именно то, что идеально соответствует разделу Европы. ... Об основаниях такого раздела будет сказано в другой раз". "Когда я говорю о подобных вещах, то я делаю это при том условии, что вы достаточно разумные люди, чтобы воспринять эти вещи правильным образом". 174(19) Перейти на этот раздел
1193. "Я хочу ... не вдаваясь в критику, реферативно изложить вам некоторые учения оккультных братств Англии. ... Там учат: эволюцию Европы можно понять лишь обозрев вначале переход 4-й, романской, послеатлантической эпохи в 5-ю эпоху. ... По-английски говорящий народ представляет 5-ю подрасу (мы не говорим "подраса", ибо это односторонне, соответствует групповым целям). И вся задача 5-ой послеатлантической эпохи состоит в том, чтобы мир завоевать для англоязычных народов. Пережиток 4-ой подрасы — латинские народы — зримо все более и более впадает в материализм, он содержит внутри себя элемент разложения и в физических отношениях несет в себе упадок". Британцы, галлы, германцы во время войны с Римом были в младенческом состоянии, и 4-я подраса выступила по отношению к ним как нянька. "Затем младенец стал ребенком; это было время, когда возникло папство, и папа со своей властью стал опекуном ребенка. Примерно с XII-го столетия папство начинает терять свою роль, начинается юношеский возраст этих народов. Опекунство отступает назад. Юношество длится примерно до конца ХУШ века. Настоящее время, как правило, опускается, когда учат подобным вещам. ... Людям не следует слишком ясно слышать, что думают о современности. Это лучше им давать суггестивным путем. Так в ходе времени северяне под господством няньки, опекуна и т. д. достигли современного зрелого состояния, которое содержит в себе задатки к тому, чтобы господствующим народом 5-ой послеатлантической эпохи стал британский народ. ... Указывается, что все внешние действия и мероприятия, в которых есть смысл, которые хотят быть плодотворными, должны стоять под знаком этих воззрений. ... Все другое обречено на иссыхание. ... В этом эскизно изложенном учении мы имеем основу, просочившуюся во все эзотерические братства, в те оккультные братства, которые как т. наз. высоко-градуированные масоны и т. п. действуют в восточных областях. ... Многие люди, действующие внешне, и не подозревают о том, как им были поднесены эти вещи. ... Дальше говорится: как северяне подготовлялись романским элементом к пятой подрасе, так теперь подобным же образом Запад выступает по отношению к славянам, представителям готовящейся 6-ой подрасы. На Востоке живут — так говорится там — под деспотическим правлением, ведущим к упадку, отдельные племена, не народы, а именно племена, подобные германским племенам в эпоху северных походов римлян. Эти племена образуют отдельные элементы т. н. славянского народа, который сегодня лишь внешним образом держится вместе, благодаря деспотическому правлению, сметаемому прочь. — Я пользуюсь только выражениями, употребляемыми в тех оккультных братствах. ... (Заметим, что на славянском конгрессе в 1848 г., когда "славянские племена" захотели говорить на своих языках, то они не могли понимать друг друга и вынуждены были говорить на немецком языке. — Я говорю это не для смеха, а для характеристики того, чему учат на Западе о славянах). Далее в английских братствах говорится, что поляки потому отличаются от остальных славян, что стоят на сравнительно более высокой культурной и религиозной ступени и более едино образованы. Немного описывается судьба поляков, но утверждается, что они относятся к русскому царству. Затем указывается на балканских славян, о которых говорится, что они освобождаются от турок и конституируют отдельные славянские государства, которые, однако — и это постоянно повторяется, — в этой форме должны существовать до ближайшей мировой войны. Особенно в 90-х годах в этих братствах говорилось о большой европейской войне как о стоящей в ближайшем будущем, и она особенно приводилась в связь с импульсами развития, которые должны исходить от балканских славян". Британские народы выполняют по отношению к славянам роль няньки, "которая окончится, когда русского царства больше не будет существовать и славянские народы из своих собственных интеллигентных задатков создадут особые формы. Но на место няньки, естественно, должен выступить опекун: кто-то из тех, кто, собственно, образует 5-ю подрасу, должен развить некий род папства. И если папство (римское) различным образом основывало церкви, церковные общины, то западное "папство", развивающееся из британизма — разумеется для того, чтобы развивалась подраса, — имеет задачу провести на Востоке совершенно определенный экономический эксперимент, а именно, учредить некую форму экономической совместной жизни социалистическим способом. На Западе, поскольку там представлена 5-я, а не 6-я подраса, такой эксперимент не может быть проведен. Вначале нужно поэкспериментировать и Восток употребить для такого будущего эксперимента. Будет проведен политический, духовный и экономический эксперимент. Естественно, при этом люди не настолько глупы, чтобы господство Запада провозглашать вечным.... Я реферирую, милые друзья! Эти вещи включены в учение западного масонства очень глубоко, и задача состоит в том ... чтобы понять, способны ли они принести пользу эволюции человечества или они должны быть поправлены" (лекция от 17.12.1916 г.). 173(6) Перейти на этот раздел
1258. "Истина разовьется в ходе лет из этой т. наз. войны. Противостояние сил Антанты и Средней Европы — это не истина, истина восстанет из ужасной хозяйственной войны, которая здесь лишь берет свое начало. ... Как на современной фабрике противостоят предприниматель и рабочий, так противостоят в мире предпринимательство старой Антанты (Америка — Англия) и пролетариат побежденных сил (Средняя Европа вместе с Восточной Европой). Это действует грандиозно и подавляюще. Того, что происходит сегодня, не изучить иначе, как только понимая все во взаимосвязи со всем пролетарско-социалистическим вопросом". На мировом плане разыгрывается хозяйственная война. "Хозяйственная война в среде человечества разыгрывается в выработке чувств и системы нервов. А для чувственно-нервной системы в 5-ой послеатлантической эпохе души сознательной особенно организован англоязычный мир, т. к. в эту эпоху нервной системы развивается утилитаристское материальное мышление с тенденцией весь мир превратить в большой склад товаров. Но в этом мире чувственно-нервной системы беспокойно действует мир крови, противоположный полюс в жизни людей, мир крови. Он посылает свои волны в жизнь чувств и нервов как чисто хозяйственную волну. Мир крови представлен в форпостах славянского мира: в чехах, словаках, поляках и т. д. А дальше идет другая волна с очищенной кровью, со спиритуализированной кровью Восточной Европы — русско-славянская волна. 185-а (6) Перейти на этот раздел
1494."Западное славянство стоит в ином отношении к Западной Европе, чем восточное. И только если думают не в смысле общечеловеческого прогресса, а в смысле англоязычной империи, то могут желать Польшу вчленить в Россию. ... Я не могу сегодня говорить о переменчивой судьбе польского народа, я только хочу сказать, что духовная культура польского народа имеет свою вершину в польском мессианизме — каждый может думать о действительности, что он хочет, — содержащем идеи, которые коренятся в духовных чувствах, духовных представлениях, и идущем к тому, чтобы из польской народной субстанции дать человечеству содержание. Здесь мы имеем в некотором роде гностический элемент, соответствующий одному из трех членов души, которые должны от западных славян излиться в Среднюю Европу. Второй член содержится у чехов... там мы имеем второй член души, идущий в Среднюю Европу от славянства. Третий член находится у южных славян. Эти три душевных члена выдвигаются вперед подобно трем культурным полуостровам, и они вообще не принадлежат восточноевропейскому славянству". 174(20) Перейти на этот раздел
1495."И опять-таки, каждому оккультисту известен — я имею в виду не внешне, но как факт культуры — совершенно определенным образом польский элемент как продвинутый, культурный, консолидированный в себе, и религиозно и политически в одно и то же время, который в существенном тем всесторонне отличается от других славянских корней, что ведет единую консолидировавшуюся духовную жизнь исключительно большой центробежной и подъемной силы". 173(2) Перейти на этот раздел
1496.В лекциях от 31.10 и 1.11.1915 г. дан пересказ и анализ романа польского писателя Карла Фердинанда Гуцкова (1811-1878) "Маха Гуру" (1833), а также поэмы Зигмунда, графа Красинского (1812-1859), "Не божественная комедия". (Поэма впервые появилась анонимно в Париже в 1834 г. С лекциями о поэме в Париже выступил Мицкевич). "Что слышится из этой польской драмы в еще большей мере, чем из "Маха Гуру, — это крик человечества: что будет, если человеческая душа не воспримет правильно и в чистой форме учение о духовных мирах? Что будет с человечеством в будущем? Должен ли человек, дабы войти в духовный мир, разбиться физически?" "В этой удивительной польской драме мы познаем значительную манифестацию польского мессианизма". "Будущему нельзя способствовать через человека современности, через человека власти ... ибо хотя этот человек власти и дает проявиться Я, но не дает проявиться в Я Христу. Такова глубокая загадка, что так ясно выступает перед нами в польской поэме". 254(12) Перейти на этот раздел
|