Главная / Предметный указатель / /
ПЛАТОНИЗМ |
502. "Чего не мог сказать Сфинкс, но к чему готовились египтяне, — это должно сказать человечество. В образовании слово-движения лежит импульс Христа. Человечество выразило это в словах: В начале было Слово И Слово было у Бога... И жизнь была Свет человеков". "Теперь человеческое развитие ушло так далеко вперед, можно что в иной форме сказать первые слова Ев. от Иоанна: В начале пребывает мысль, И мысль пребывает у Бога, И Божественное есть мысль. В ней есть жизнь. И жизнь должна стать светом моего "я", И да засияет Божественная мысль в моем "я", Дабы тьма моего "я" постигла Божественную мысль". К IV столетию до Р.Х., т.е. через 300 лет после начала греко-латинской культуры, человеческая мысль делается столь зрелой, что приводит к философии Платона. Через 300 лет после начала 5-й, европейской, культуры "человеческая мысль переживает свой высший подъем в Гегеле, когда он говорит: жизнь в ткании мыслей есть, по сути, действующий дух. — И что Гегель выразил столь непонятно, можно облечь в слова: Вначале пребывает мысль, И бесконечное есть мысль, И жизнь мысли есть свет Я. Да наполнит светящаяся мысль Тьму моего Я, Чтобы тьма моего Я постигла Живую мысль И жила, и ткала в ее Божественном начале". "Путь, которым идет человечество, все более и более делает действительными слова: "Не я, но Христос во мне". И этим подготовляется путь, на котором в силы воспоминания постепенно войдет Импульс Христа. Сейчас же Его там нет... через силы воспоминания человек будет знать, как Христос действовал вне Земли до Мистерии Голгофы, как Он подготовил и прошел Мистерию Голгофы и каким образом Он как Импульс действовал даже в истории. ...В будущем для нас, поскольку мы должны будем живо постигать Христианство, будут иметь значение слова: Вначале пребывает воспоминание, И воспоминание живет далее, И Божественное есть воспоминание. И воспоминание есть жизнь, И эта жизнь есть Я человека, Которая стремится к человеку сама. Он не один, Христос в нем. Когда он вспоминает о божественной жизни, В его воспоминании пребывает Христос. И как лучащаяся жизнь воспоминаний Христос будет светить В каждую непосредственно присутствующую тьму". "Духовная наука должна не обрастать в нас простыми теориями, а изливать в нас нечто, делающее нас способными подступающее к нам в мире и то, чем мы являемся сами, воспринимать с другими ощущениями и чувствами. Жизнь наших чувств и ощущений должна обогащаться, когда мы в правильном смысле через Духовную науку проникаем в суть Импульса Христа и в Его господство в человеке и в духовном существе человека. Для нас было бы хорошо часто думать о следующем: Вначале была сила воспоминания, Сила воспоминания должна стать Божественной, И Божественное должно стать силой воспоминания. Все, что выступает в Я, Должно стать таким, Чтобы оно было возникающим Из Христом пронизанного, Богом пронизанного воспоминания. В нем должна быть жизнь, И в нем должна быть лучащаяся жизнь, Которая из воспоминающего себя мышления Во тьму современности светит. И тьма, какой она является сейчас, Да постигнет свет становящегося Божественным воспоминания. Если мы воспримем смысл этих слов, то мы воспримем нечто, подобающее нам как людям ... мы научимся не только ощущать себя как плод прошедших воспоминаний, но с пониманием проникать в будущие воплощения".152 (7) Перейти на этот раздел
227. "Если бы греческие школы философии не были закрыты — но это не порицание, — то мы получили бы живого Платона, а не того мертвого Платона, которого вынес Ренессанс, не платонизм нового времени, представляющий собой ужасное непонимание действительно живого Платона". 162(6) Перейти на этот раздел
335. "Но следует все-таки вспомнить с достаточной точностью, что через короткое время после того момента, который отметил начало нашей научной эры, после публикации работ Николая Кузанского, не только Коперник попытался объяснить движение Солнечной системы с помощью математического рассуждения, но и такие философы, как Декарт и Спиноза увидели в математическом мышлении идеальный инструмент, с помощью которого человек мог понять и объяснить физический и духовный миры. Спиноза в "Этике" изложил свои принципы, и хотя в этой работе не встречаются ни формулы, ни уравнения, логическая цепь рассуждений полностью соответствует математической. Люди его времени пришли также к пониманию математики как модели, как типового метода мышления, служащего установлению внутренней уверенности, а также и для выражения Мироздания. Система мира, установленная согласно строгим законам математического мышления, геометрии, должна была обязательно соответствовать реальности. Надо хорошо понять это положение, если хотят постичь, что заложено в глубине научного мышления. Для людей этого времени математическое мышление стало свойством, мыслительным навыком, который удовлетворял самого себя". 326(3) Перейти на этот раздел
350. Почему о Канте говорят, что он перевернул всю теорию познания? "Прежде полагали, что человек все вычитывает из природы. Но теперь Кант позволил человеческому духу предписывать законы природе. Он дал всему вращаться вокруг человеческого духа, как Коперник дал Земле вращаться вокруг Солнца". В то же время, человек, согласно Канту, не может выйти за пределы опыта. Все суждения формальны без опытного содержания. Кант: "созерцание без понятия слепо; понятие без созерцания пусто. Кант преодолевает наивный реализм и обосновывает критический идеализм; но, говоря точнее, его воззрение — это трансцендентальный идеализм, где знают только о представлениях. Но "вещь в себе" познаваема, иначе было бы нельзя говорить о высшей сущности. 52(27. XI. 1903) Перейти на этот раздел
|