BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

ПЛАНЕТЫ — вращение (движение)



V. ДРЕВНЯЯ ЛУНА


113. "Подведем здесь снова для обзора общий итог развития лунной планеты и ее существ.
I. Луна — это планета, на которой человек развивает образное сознание с его символическим характером.
II. Во время двух первых кругооборотов ("кругов", "рунд") происходит род повторения событий Сатурна и Солнца, чем подготовляется лунное развитие человека.
III. В третьем кругообороте получает бытие астральное тело, излитое Духами Движения.
IV. Одновременно с этим событием от вновь пробужденного единого солнечного тела отщепляется Луна и начинает двигаться вокруг остатка Солнца. Развитие связанных с человеком существ происходит теперь на Луне.
V. Во время четвертого кругооборота Духи Сумрака обитают в человеческом физ.теле, благодаря чему поднимаются на человеческую ступень.
VI. Возникающему астральному телу Духами Личности (Азурами) прививается самостоятельность.
VII. Во время пятого кругооборота человек начинает в смутности сознания работать над своим физическим телом. Благодаря этому к существовавшей уже ранее монаде присоединяется Самодух (Манас).
VIII. В эфирном теле человека во время лунного бытия развивается род радости и страдания, носящих пассивный характер. В астральном теле, напротив, развертываются аффекты гнева, ненависти, инстинкты, страсти и т.д.
IX. К двум прежним царствам, растительному и минеральному, которые низвергаются на более низкую ступень, присоединяется животное царство, в среде которого теперь находится сам человек.
     К концу всего этого мирового периода Луна все более приближается к Солнцу, и когда наступает промежуток покоя (пралайя), они оказываются опять соединенными в одно тело, которое затем проходит через состояние сна, чтобы вновь пробудиться в новом мировом периоде — периоде Земли".11 (3)

     Перейти на этот раздел

  


Общий очерк

114. Др.Луна выступает из состояния "мирового сна" как единое тело. На ней происходят повторение древнего сатурнического, затем солнечного развития, но в изменившихся условиях. Затем Духи Движения приносят в жертву свое астральное тело. Благодаря этой жертве человеческое существо приобретает первые душевные качества, с помощью которых испытывает удовольствие и неудовольствие от процессов внутри себя. Духи Формы видоизменяют эти чувства так, что в человеке появляются "первые признаки желания и вожделения". Однако они лишены "внутренней жизни и самостоятельности".
     Физическое на др.Луне уплотняется до "воды", понимаемой как "жидкая форма бытия"; т.обр., физ.тело человека включает в себя отныне вещественность трех родов: тепловую, воздушную и водную.
     На Луне проявляется двоякое отставание в виде двух царств Бытия. Низшее из них образуют существа, остановившиеся на ступени Сатурна, — у них лишь одно физическое тело; второе образуют существа, не способные включать в себя самостоятельное астральное тело. Отставшие царства пронизывают и человека. Из Луны выделяется мировое тело, "как возрожденное и утонченное Солнце"; оно берет с собой лишь "теплоту" и "воздух". Выделение Солнца позволяет Иерархиям беспрепятственно проходить свое высокое развитие, чему помешала бы плотная вещественность воды. Благодаря этому они могут сильнее дейстовать на Луну. С нею остались связанными Духи Формы. "Они закрепляют вожделения и природу желаний", благодаря чему водное уплотняется до "тягуче-жидкой" формы; уплотняются также и воздушные, и тепловые образования.
     "Всякое развитие основано на том, что сначала из окружающей жизни отделяется самостоятельное существо; потом в отделившемся существе, как бы через отражение, запечатлевается окружающее, а затем это отделившееся существо самостоятельно развивается дальше". Так это было и на Луне. Солнечные существа имели собственную жизнь, отраженную лунными процессами. Но потам произошло нечто особенное, имевшее огромное значение для всего последующего развития. Отставшие существа "завладевают находящейся в их распоряжении стихией воли (наследием Престолов)" и развивают свою, независимую от солнечной жизнь. В это вовлекается и "царство предков человека".
     Вся Луна в это время состояла из растительно-минеральной массы. Ее покрывало второе царство — растение-животных. "И сам человек мог быть обозначен как человеко-животное". Но его облик облагораживали существа Солнца, возвышая его над лунной жизнью; они давали ему также силы самому работать над своей природой. Духи Формы делали его приспособленным к лунной жизни. В человеке было две природы. Та, в которой действовали отпавшие духи, была самостоятельнее, чем первая, в которой жили солнечные существа. Между обеими природами возникла борьба. Солнечные существа внесли в нее равновесие, сделав "вещественную организацию, которая обусловливала самостоятельное мировое сознание, преходящей и подверженной разрушению". Выделяя из себя эту организацию, человек совершенно отдавался солнечной жизни; потом лунная часть вновь восстанавливалась.
     Духи Личности на др.Луне поднимаются к инспиративному сознанию, Архангелы — к имагинативному. Первые оказывают действие на астральное тело человека, вторые — на эфирное. Астральное тело благодаря этому получает характер личности, может относить к себе переживаемые им радости и страдания. В нем еще нет сознания "я есмь", но оно чувствует себя несомым духовном окружением. Эфирное тело все более развивает внутреннюю жизнедеятельность. Возникают процессы роста, питания. Последнее одновременно было и родом дыхания, поскольку растение-животные, служившие пищей, были не плотнее "густого пара". Дыхание состояло во вбирании в себя и излиянии теплоты. Астральное тело позволяло сопровождать эти процессы дыхания и питания чувствами. Процесс представления был в человеке Луны близок к размножению. Окружающий мир не воздействовал на чувства непосредственно, а рождал образы в смутном сознании. Эти образы можно сравнить со сновидениями, только соответствовали они внешним событиям и могли служить руководством к действию, подобно современным восприятиям. В этих образах появляются и существа Иерархий: в растительно-животном царстве — Духи Личности, в минерально-растительном — Архангелы. Ангелов человек переживает в связи с физическим, в виде эфиро-душевных образований. Сообразно образам слагались все внутренние процессы. Это были созидающие силы. Человек стал "отображением процессов своего сознания".
     Но постепенно в природе человека стали образовываться члены, уклонявшиеся от влияния образного сознания. "Эта часть человеческого существа все более и более живет жизнью, пробуждаемой Солнцем. Другая часть выступает из первой наподобие своего рода головы. Она подвижна в самой себе, пластична и слагается сообразно смутной жизни человеческого сознания". Но обе части тесно связаны между собой. Человеческие существа начинают то попадать в сферу солнечного влияния, то отвращаться от него, для чего Луна приходит в движение вокруг Солнца.
     Ангелы на др.Луне проходят свою "человеческую" ступень. Они пользуются зачатками человеческих органов чувств и совершенствуют их. Сам же человек живет то в смутном сознании отданности солнечному бытию, то в более ясном сознании предоставленности самому себе. Эти состояния подобны сну и бодрствованию, а также жизни на Земле после рождения и после смерти. В солнечные периоды человек в своем астральном и эфирном телах являл собой образование, подобное изумительному музыкальному инструменту, "на струнах которого звучали Мистерии Вселенной". В лунное время вместо гармоний Вселенной вставали образные представления. В это время оживали органы в физическом и эфирном телах, стоявших под непосредственной властью сознания, а те части, форму которым давали солнечные существа, постепенно засыхали и распадались. "И как бы из могилы своей прежней телесности вставал заново внутренне сложившийся, хотя еще и невзрачный в этой форме, человек". Под влиянием солнечных существ и их гармоний тело вновь слагалось в своем совершенстве, и процесс повторялся. Ядро человеческой сущности переходило от одного сознания к другому; рождением и смертью это еще назвать нельзя. Человек производил не новое существо, а самого себя в новом образе.
     Ангела человек переживал как род группового "Я". Человек ощущал, что в солнечные периоды он становится как бы единым с ним, но теряет его из виду, а в лунные бывает тесно связанным с ним в образном сознании. Ангелы чувствовали себя как бы умноженными в человеческих существах, отраженными в них, и этому служили человеческие органы чувств. В астральном теле указанное отражение рождало сумеречное лунное сознание. В физическом теле деятельность Ангела выразилась в закладке нервной системы, представлявшей собой продолжение органов чувств внутрь человека..
     Итак, Духи Личности рождают в человеческом астральном теле самостоятельность. Благодаря этому человек, когда Солнце не светит ему, может углубиться в себя, работать над собой. Архангелы сообщают эфирному телу род воспоминания, благодаря чему и в обновленном теле человек чувствует себя тем же самым. Ангелы делают физическое тело "выражением ставшего самостоятельным астрального тела". В солнечное время физ. и эф. тела слагаются под влиянием Духов Формы и Духов Движения, действующих с Солнца. В результате всего этого в человеке вырабатывается зачаток Самодуха (Манас). По мере перехода лунного эона в духовное состояние Духи Мудрости одушевляют человека мудростью, его эфирное тело получает зачаток души рассудочной. Духи Движения пробуждают астральное тело, что выражается в рождении души ощущающей. "Эти зачатки души ощущающей и души рассудочной являются выражением Самодуха. ...а он означает их высшее единство и гармонию". Мудрость напечатлевается всем царствам др.Луны, и они вновь соединяются с Солнцем. Наша Земля есть потомок этого "Космоса Мудрости".13 (4)

     Перейти на этот раздел

  

157. В эпоху, когда жили ихтиозавры, поверхность Земли была илоподобна, твердые части были не тверже рогообразного вещества в современных условиях. Эти чудовищные по размерам животные, обладавшие светящимися, как фонари, глазами, ползали-плавали в этом иле. Другие животные — плезиозавры — лишь по временам высовывали головы из этого, напоминавшего современное болото, ила в туманную атмосферу, а в основном лениво копошились там, внизу. Вверху летали драконообразные пламенеющие птицы. Все тогда протекало более лениво, и сама Земля вращалась медленнее. "Что сегодня воздух такой чистый, обусловлено тем, что Земля обращается вокруг своей оси за 24 часа, что она стала усерднее в ходе времени.
     Глаза у ихтиозавров светились очень сильно; они гипнотизировали летавших вверху птиц; те падали вниз и ихтиозавры их пожирали. Птицы же в этом находили свое блаженство. Земля тогда представляла собой своеобразное зрелище. Повсюду можно было встретить возвышавшихся огромными холмами животных, пожиравших падающих как пламя с неба птиц.
     Ихтиозавры, пожирая огненных птиц, перенасыщались электричеством, что постепенно привело их к упадку; свет в их огромных глазах стал гаснуть и слабо притягивать птиц. Еда же причиняла им все больше страданий. Пожирание ихтиозаврами и плезиозаврами огненных драконообразных птиц преобразовало все их внутреннее, и они стали другими животными. Постепенно воздух светлел, ил затвердевал, на нем возникали гигантские папоротниковые леса. Плезиозавры и ихтиозавры обрастали в густеющем иле корой, что также способствовало их вымиранию; и те животные, что пришли им на смену, имели иной вид. Их остатки также сохранились и позволяют нам составить представление о том, как они выглядели. "Эта скотина имела, прежде всего, гигантский живот и гигантский желудок. Ее голова напоминала голову современного тюленя, но была более неуклюжей. Глаза стали черными, в то время как у прежних животных они светились. У нее уже было четыре ноги, крайне неуклюжих четыре ноги. Кроме того, эти малые были покрыты очень тонкими волосами, а ноги у них были как неуклюжие руки". Временами эта скотина сидела и ползала в иле. Она обладала гигантской грудью. Это была наполовину грудь, наполовину легкие; как если бы легкие выступили совсем наружу. Временами эти животные вразвалку вплывали-вползали в леса и пожирали папоротники. Так из пожирателей огня они стали пожирателями растений. Остатки тех животных зовут теперь морскими коровами (сиренами, морскими зайцами). То древнее животное называется мегатерий.
     Изменились и драконообразные птицы. В свое время они обладали исключительной чувствительностью к Луне, к звездам. Они были значительно умнее живших внизу животных, но от них сохранились лишь окаменелые отпечатки крыльев, т.к. их тела были очень мягкими. Если внимательнее изучить эти отпечатки, то в них можно найти и следы звезд, создававших эти крылья.
     Те птицы были подвижными глазами самой Земли, представлявшей собой одно гигантское животное, рыбу, по которой отдельные животные двигались, подобно белым кровяным тельцам в нашем теле.
     Еще ранее, до описанных таким образом животных, Землю населяли другие, еще более гигантские существа — тогда и Земля была гигантской, — несколько напоминавшие современные раковины. Они плавали в земной среде, представлявшей собой некоего рода "суп", и выделяли слизь, которая освежала эту среду. Сами "раковины" были с одной стороны довольно твердые, а с другой —переходили в слизь. Их действие было подобно действию дождевых червей на почву. Луна тогда была в Земле, у нее не было границ она пребывала растворенной в том густом супе, была еще более густым шаром внутри Земли. Оттого вся Земля имела вид яйца. Солнце действовало извне, оно постоянно оплодотворяло тех слизистых животных, плававших подобно клецкам в густом супе, подобно современным континентам среди океанов. В жизни они удерживались Луной. Ныне каждое яйцо является копией того Земли-яйца. (Этой же теме посвящена и вся следующая за изложенной лекция от 23.IX.1922 г. — Сост.). 347 (7)

     Перейти на этот раздел

  

180. Солнце движется с большой скоростью по направлению к созвездию Геркулеса. "Истинный путь Земли образует винтообразную линию. Так называемый наклон эклиптики — это линия гравитации, проходящая между Солнцем и Землей. Забывают, что Земля в ходе года делает один оборот вокруг оси эклиптики и этот оборот комбинирует с вращением по винтовой линии". Это явление открыл Коперник, но наука приняла лишь два закона Кеплера, а этому третьему закону дала "затеряться под столом". " Если бы эта винтовая линия была прямой, то развитие на Земле протекало бы неимоверно быстро". 98 (16)

     Перейти на этот раздел

  

534. «На нашей планете действуют духовные существа, которые распределяют работу (элементарных) духов по временам года, т.е. вызывают смену времен года в разных частях Земли. Эти духовные существа представляют собой то, что мы могли бы назвать астр. телом Земли. Это суть те же самые существа, в которых человек погружается своим собственным астр. телом вечером, когда засыпает... Они воздействуют на астр. тело человека и животных таким образом, что мы можем говорить не только об оживляющем воздействии, но о воздействии, подобном действию мыслей и чувств на нашу собственную душу. Когда мы наблюдаем элементарных духов, то они -- в нашем окружении. Эти же существа не вокруг нас, а мы с ними соединены, как бы излиты в них, когда мы их воспринимаем... В этой группе духов мы должны видеть существ, уже подобных человеческим душам. ...С этими существами связаны все виды распределения времени, упорядочение временных и про` странственных отношений. ... Их называют Духами кругооборота времен (в том числе и смены дня и ночи)... Они подлинные носители сил, вращающих Землю вокруг оси».136 (2)

     Перейти на этот раздел

  

Печати

266. "Блаженный покой и пребывающее предшествуют состоянию Сатурна. Движение мировых тел впервые начинается с Сатурна. Их путь отмечается 12-ю знаками круга Зодиака. И когда планета приходит в один такой звездный знак, то говорят о мировом часе. Это рассматривают как мировой час. Двенадцать мировых часов, 12 дневных и 12 ночных! Каждому мировому телу, Сатурну, Солнцу, Луне, причисляется ряд следующих один за другим мировых часов, группирующихся в мировой день; при этом семь из этих 12-ти временных пространств воспринимаемы внешне, а 5 протекают более или менее внешне невоспринимаемо. Поэтому различают 7 кругооборотов Сатурна, или 7 больших дней Сатурна, и 5 больших ночей Сатурна. Вы можете также сказать: 5 дней и 7 ночей, поскольку первый и последний дни — это сумеречные дни. Обычно 7 кругооборотов, 7 мировых дней называют "манвантарой", а 5 мировых ночей — "пралайей". Кто желает при¬вести это в полное соответствие с нашим исчислением времени, тот должен взять по два планетных состояния вместе, т. е. Сатурн и Солнце, Луну и Землю. Тогда получают дважды по 24 кругооборота. Эти 24 кругооборота образуют важные эпохи в представлении о мире, и эти 24 эпохи представляют себе управляемыми в мироздании существами, которые в Апокалипсисе представлены 24-мя старцами, 24-мя управителями мирового хода, мирового времени. На печати (2-й)* они изображены как мировые часы. На этих часах некоторые цифры заменены двойными коронами старцев, чтобы указать, что это короли времени, ибо они регулируют ход мировых тел".
     Когда человек покидает физ. и эф. тела, то их хранят от распада те существа, что господствуют в них с др. Сатурна и Солнца. "Поэтому также понятно, что в момент, когда астр. тело касается эф. тела, чтобы отпечатать в нем себя, то... человек видит образ тех сил, которые символизированы во 2-й печати. Что поддерживает и соединяет человека со всем космическим мирозданием — это светит ему в момент посвящения".
     "К этому символу древнего посвящения присоединяется другой символ ступеней Иоаннова посвящения, представленного в 1-й печати". Агнец, изображенный на 2-й печати, — это "...в христианском посвящении Сын Человеческий, господствующий над семью звездами, когда Он предстоит перед человеком в своем истинном Облике". Автор Апокалипсиса описывает нам здесь принцип посвящения в обратном порядке, и по праву: сначала Лик Сына Человеческого, Кто был, есть и будет, а затем другое.
     "В лемурийское время человек еще был тонким, воздушным существом. И он имел вид, который в ясновидческом образе являл собой сочленение четырех групповых душ: с одной стороны это было как образ льва, с другой — как образ тельца, вверху — как образ орла, а в середине, несколько смещенным книзу, выступало уже нечто человекоподобное. Таким является ясновидческий образ. Так выступал человек из тьмы страны духов. А то, что как силы образовывало его, являлось в виде радуги. И окружало его".
     Символически это изображено на 2-й из семи оккультных печатей. Но это больше, чем символ. Нам необходимо там еще понять, что означают 12 чисел. Если вы переживаете этот образ яснонидчески, то вы чувствуете, что он окружен тем, что в древности символизировалось в круге Зодиака, в его 12 Знаках. 104 (2)


*  -  Апокалипсические печати существуют также в виде изображений, оккультных символических изображений. — Сост.

     Перейти на этот раздел

  

524. "Мы можем представить его (Сатурн) себе как водителя нашей планетной системы в мировом пространстве. Он ведет нашу планетную систему в мировом пространстве. Он является телом для самых внешних сил, которые нас по лемнискате ведут по Мирозданию. Он выполняет одновременно и роль куче­ра, и роль движущей силы. Он, т.обр., есть сила на самой внешней периферии. Действуй он один, мы бы дви­гались по лемнискате. Но в нашей планетной системе имеются и другие силы, представляющие собой интимное посредничество с духовным миром, которые мы находим в Мерку­рии и Венере. Этими силами путь постоянно повышается. Так что, если смотреть сверху, то этот путь имеет вид лемнискаты, а если смотреть сбоку, то мы видим линию, кото­рая постоянно возвышается, идет вперед. В человеке продвижение вперед соответству­ет тому факту, что во время сна мы перерабатываем воспринятое, если даже это и не входит в сознание тотчас же".201 (11)

     Перейти на этот раздел

  

526. "Первые три месяца после рождения ... мы можем в определенном смысле отнести к эмбриональному развитию, так что можно сказать: первый год человеческого развития в некотором отношении вписывает­ся в ход года". В усредненном смысле этот год заканчивается появлением молочных зубов. Здесь над человеком работает внешнее Мироздание. Но затем идет семилетний период, в течение которого внутрен­нее человека выгоняет вторые зубы. Это уже уход от связи с Мирозданием, это ступень свободы. Это от­ношение нельзя нарисовать в виде двух параллельно идущих сил, но следующим образом (рис.)

     "Вы получите образ в том случае, если силу, от которой зависит появление первых зубов, окружите силой, от которой зависит появление вторых зубов. ... Вы видите, возникает необходимость движению изгибаться благодаря различию скоростей. Пред­ставьте себе, если вы говорите: там, в пространстве находится звезда, вокруг нее вращается другая, и благо­даря этому вращению образуется отношение 1:7, — то это зна­чит, что лишь благодаря факту вращения вы имеете нечто качес­твенное, творение". Это лишь пустые слова, когда говорят, на сколько миль Юпитер или Сатурн удалены от Солнца, по каким линиям они движутся. "Эти вещи поймут лишь тогда, когда с ними свя­жут нечто следующее: это путь Юпитера, это путь Сатурна и вращение одного служит другому. В этом фрагменте попросту дана необходимость определенного свершения". 201 (3)

     Перейти на этот раздел

  


     446
. "Внешний образ планеты создают Духи Формы. Жизнь в планете регулируют существа, которых мы называем Духами Движения. В планете имеется не только внутренняя жизненность... но вся планета в целом имеет также сознание, ибо она есть некое существо. ... Это сознание в планете регулируется Духами Мудрости ... низшее сознание планеты — оно подобно сознанию человека в астр.теле, — ... что ведет планету через пространство, что регулирует ее движение в пространстве, что вызывает ее движение, например вокруг неподвижной звезды — все это подчинено Духам Воли... Согласованность движения планеты с другим планетами, когда при движении одной планеты принимаются во внимание движения других планет, — это подлежит деятельности Херувимов. ...Планетная система, находясь под водительством Херувимов, ведет разговор с соседними системами относительно своего значения и места в пространстве. ... от неподвижной звезды к неподвижной звезде действует взаимное соглашение. Только благодаря этому возникает космос.... Это регулируется Серафимами". Выше всего этого стоит Божественная Троица; "... через пространство странствуют т.наз. неподвижные звезды планетных систем как тела божественных Сущностей. И когда мы рассматриваем жизнь звездного мира, то мы рассматриваем тела богов и в конце концов — Божественного Существа вообще". 136 (5)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 404510 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru