Главная / Предметный указатель / /
ПИТАНИЕ — сахар |
589. "Имеются люди, которые в силу своей душевной и духовной конституции легко теряют себя в благочестивой форме самоотречения. Это есть нечто хорошее, что приводит их к высочайшему блаженству познания. Но тут необходим противополюс, и такие люди должны есть много сахара, чтобы твердо стоять на земле... Зато другие повсюду проявляют свою самость. Они составляют противополюс преданным натурам. Им можно бы было посоветовать воздержание от наслаждения сахаром". 98 (14) Перейти на этот раздел
589a. "Если человек обладает большой самостоятельностью и сильно склонен к эгоизму, то ему не следует есть много сахару, ибо сахар способствует самостоятельности". Напротив, человек внутренне и внешне неустойчивый нуждается в опоре и должен больше есть сахару. Гневливому противопоказаны пряности, в особенности соль и перец. Предрасположенный к удобствам, лености должен избегать азотосодержащей пищи. Человек с повышенной половой возбудимостью, с животными страстями должен как можно меньше потреблять пищи, богатой белками. Белковые вещества воздействуют на производство вещества размножения. Для людей завистливых, недоброжелательных, вероломных лучше не есть огурцов, тыквы и вообще всех вьющихся растений; также с фруктами им нужно быть воздержанными. Людям, склонным к туманным чувствам, противопоказаны дыни. Их сладкий дурманящий запах затемняет ясное рассудочное сознание. Людям этого типа не всегда полезны яблоки. Эти последние способствуют возрастанию властолюбия и часто ведут к грубости. Вишня (черешня) и клубника из-за высокого содержания железа также подходят не всем. Более приемлемы бананы, финики, инжир. Что касается жиров, то тут предпочтительнее сливочное масло. Кто желает проходить школу мышления, нуждается в здоровом, хорошо сформированном мозге. Однако ныне родители редко передают его таковым детям. Поэтому необходимы вспомогательные средства; одним из них является фундук. Он дает субстанцию для формирования мозга. Другие виды орехов менее ценны; земляных орехов (арахиса) вообще следует избегать. 266-1, с.557-559 Перейти на этот раздел
592. "Шоколад способствует филистерству".145 (2) Перейти на этот раздел
1501."Процесс, который вызывается в пищеварении благодаря приему большого количества сахара, в верхнем человеке имеет свой коррелят в сильной самостоятельности мыслительной функции". "Русский крестьянин как можно менее подчеркивает свое Я. У англичанина имеет место нечто прямо противоположное. Это выражается внешне, в письме. Англичанин пишет "Я" большим. А если пойти далее, то обнаруживается, что в Англии в 5 раз больше потребляется сахара, чем в России". 96(11) Перейти на этот раздел
610. "Проходящий свое развитие антропософ гораздо больше переживает от чая или кофе то, что переживает от них обыкновенный человек. ... Действие кофе на человеческий организм приводит к тому, что эф.тело как бы поднимается над физическим, но физ.тело при этом ощущается как прочное основание для эф.тела. ... специфическое действие кофе в физическом отношении способствует логической последовательности мыслей, оттеняя именно физическую структуру человеческого тела... Для людей, которые хотят подняться в высшие сферы духовной жизни, не бесполезно пить больше кофе, хотя это и вредно для здоровья. ... Для человека, идущего путем антропософского развития, но склонного к неправильностям, к отклонениям в мыслях, далеко не бесполезно несколько укрепить себя употреблением кофе. Чай производит в некоторой степени подобное же действие,
некоторую как бы дифференциацию физической и астральной природы, но природа физ.тела здесь как бы исключается. Эф.тело вступает более в свои текучие права. Поэтому употребление чая вызывает разорванность мыслей, меньшую способность подходить к фактам. И хотя употребление чая возбуждает фантазию, но не всегда в благоприятном смысле, не приближает к подлинности... Употребление чая легко порождает легкомыслие, охотно проходящее мимо требований серьезности внешней жизни ... ведет к болтливости". "Когда душа проходит через развитие, то она переживает воспринятую в себя субстанцию сахара как то, что дает ей внутреннюю опору, внутреннюю крепость, пронизывает ее долей природного эгоизма. В этом смысле о сахаре можно говорить положительно. При правильном антропософском развитии душа сама собой становится все менее и менее эгоистичной. ... благодаря сахару образуется некоторая
безвредная эгоистичность, которая уравновешивает неизбежную потерю эгоизма в области духовно-морального. ... Я ввожу в себя то, что не делает меня морально хуже, но что как бы непроизвольно, как бы в некотором высшем инстинкте укрепляет меня, придает мне личный характер. ... Употребление сахара в пищу повышает физически в человеке его личный характер" (в странах, где люди даже во внешней природе несут в себе более общий народный тип и менее личный, потребляется меньше сахара). В образовании яичного белка участвуют Духи Формы, "в образовании субстанции жира участвуют прежде всего ... Духи Движения". "Когда весь физический организм становится более подвижным, то душа по мере развития учится различать в своем теле два рода ощущений ... (одно из них:) это строит нас, это придает нам форму... Тогда мы ощущаем в себе субстанцию белка. Когда мы ощущаем: это делает нас
более равнодушными к нашей внутренней закономерности, это как бы поднимает нас над нашей формой, делает нас более безразличными в отношении внутреннего человеческого чувства (самоощущения)... это вызывается переживанием жира в нашей физической оболочке". 145(2) Перейти на этот раздел
|