Главная / Предметный указатель / /
ПИСЬМО (письменность) |
376. "Родившийся ребенок начинает дышать. В него входит поток воздуха, который постоянно толкает кровь в мозг. ... До тех пор, пока только дыханием кровь толкается в мозг, ребенок может просто кричать. Он начинает говорить... когда, скажем, глазом или ухом что-то замечает, что-то воспринимает. Когда ребенок замечает у другого человека движение, он подражает ему в себе; тогда вверх идет не только поток крови, но и что-то другое, например от уха (это рисуется). И этот другой поток является нервным потоком. В левой височной извилине (мозга), т.е. в речевой извилине, встречаются, как и в остальном теле, кровеносные сосуды и нервные тяжи. На нервный тяж действует то, что человек воспринимает. Движения, которые ребенок производит в согласных, прорастают через нерв в левую речевую извилину. И она начинает приобретать прекрасную форму. Постоянное взаимодействие толчков дыхания и крови с тем, что приходит от глаза, от уха, приходит к тому, что понемногу между кровью и нервом вся изначально кашеобразная масса мозга расчленяется удивительным, прекрасным образом". С образованием извилин, связанных с речью, связано также движение рук, но крестообразно: движение правой руки связано с левой долей мозга, левой руки — с правой. Движение правой руки усиливает те извилины, что были образованы там речью. Но левша разрушает извилины, образованные речью справа, симметрично левым речевым извилинам. Поэтому левшу нужно постепенно учить писать правой рукой, иначе он вырастет притупленным. Что он в таком случае научится писать позже — в этом нет ничего страшного. Вся правая половина мозга более пронизана кровью и нервами, чем левая; она предназначена в большей степени к восприятию. И если хотят научиться одинаково владеть обеими руками, то следует иметь в виду, что тогда необходимо прежде изменить всего человека. "Ибо что тогда происходит? Видите ли, тогда под этой поверхностью левой височной извилины (это рисуется), сама эта извилина начинает образовываться искусственно, а снаружи, на внешней стороне, она останется некой мешаниной, кашицей. Подобное же должно затем произойти и с правой височной извилиной. Вместо того, чтобы два рода деятельности распределить на левую и правую стороны, я делаю каждую височную извилину внешней и внутренней половиной. И внутренняя половина тогда более склоняется к речи, а внешняя — просто к крику гласными и согласными. Но всякая речь ведь является соединением крика и артикуляции. И это остается на всю жизнь". 347 (1) Перейти на этот раздел
Проблема миссии евреев 1533.Столкновение в развитии двух потоков: души рассудочной и души сознательной — обусловило тот факт, что европейцы пишут слева направо, а считают справа налево (при сложении, например, . Семитические народы пишут справа налево. Это обусловлено было их задачей — уже заранее подготовлять вступление души сознательной. 115(4) Перейти на этот раздел
1624. В определенном смысле правомерно научиться использовать при письме и в других делах и правую и левую руку. Но говорить об этом следует при более глубоком взгляде на жизнь, имея в виду будущие отношения, когда пробудится полнота человечности, возрастет активность душевной, волевой жизни. "Если же люди и далее будут воспитываться так, как сегодня, все более застревая в абстракциях... то через некоторое время, если обе руки в равной мере приучить к писанию, можно бы было убедиться, что человека охватывает в некоторой степени слабоумие, ибо ныне наше поведение как людей мало связано с равнозначным использованием обеих рук. Весь человек в отношении некоторых органов построен не симметрично и обучение писанию обеими руками означает глубокое вмешательство во всю человеческую организацию. Я бы не стал говорить об этих вещах, если бы сам их много не исследовал, если бы, например, не пробовал писать левой рукой. ... Левая рука хороша тогда, когда человек достиг в определенной степени независимости духовно-душевного от телесности; но пока он зависим, как это имеет место у современного человека, то употребление при писании в равной мере правой и левой руки вызвало бы колоссальную революцию в самой телесности. Благодаря этому прежде всего правая часть тела, правая часть головы отяжелели бы неким. образом, к чему современный человек совсем не привык". Но вальдорфская педогогика может ввести в воспитание обучение писанию обеими руками. 301(12) Перейти на этот раздел
13. "В Эфесских Мистериях получали переживание, в котором чувствовали себя в виде светового облика, поскольку эфесские ученики и посвященные делали для себя особенно живым это обретение своего светового облика через Луну. В Эфесе было нечто учреждено. Кто в местах посвящения давал воздействовать на себя этому, действительно целиком погружался в вырабатываемый Луной, преображенный солнечный свет. И тогда к нему звучало, как бы приносимое Солнцем: I О A. Это I О A человек сознавал как нечто такое, что делает подвижным его Я и астр.тело. — I О — Я, астр. тело, и приход светового эф.тела в A — I О A . Человек чувствовал себя, когда в нем вибрировало I О A, как Я, как астр.тело, как эф.тело. А затем как бы от Земли звучало, поскольку человек был погружен в космическое, как бы от Земли звучало то,
что пронизывало I О A и это было еh — v. Это были силы Земли, которые выступали в eh — v. И так чувствовал он в Iehova всего человека. ... этим эфеcский ученик наполнялся как последним при нисхождении из духовного мира. Но в то же время переживание I О A было таким, что человек внутри света чувствовал себя как этот звук I О A. Как человек он тогда был звучащим Я, звучащим астр.телом, блистающим в свете эф. телом. Тогда человек был звуком в свете. Таков он — космический человек. ... Затем эфесский ученик чувствовал себя, если он чувствовал несомым в себе это I O A, как бы перенесенным в сферу Луны. Он принимал участие в том, что можно наблюдать с т.зр. Луны. Здесь он был человеком вообще. Лишь при нисхождении на Землю он становился мужчиной или женщиной. Здесь же человек чувствовал себя перенесенным в
области доземного бытия, но пришедшим от Земли. Эфесские ученики особенно интимно чувствовали эту перенесенность в сферу Луны. И они несли в своем сердце, в своей душе то, что они сопережили, и оно звучало им следующим образом: Из мира произросшее существо, ты в световом облике, Усиленное Солнцем, пребываешь во власти Луны, Тебе дарит Марс творящее звучание, И Меркурий — движущие конечности колебания, Тебя освещает Юпитера сияющая мудрость И Венеры любовь несущая красота; Сатурн древнемировую духа сокровенность Посвящает тебе в пространственном бытии и временном становлении! Это было тем, что пронизывало каждого эфеcца.
Он причислял его к важнейшему, что пульсирует в человеке". Первые две строки, их Мироздание говорило эф.телу. Затем человек чувствовал себя во власти лунного света и к нему звучал Марс, затем другие планеты. Сатурн сводил все в одно — внутреннее и внешнее, дабы человек, облекшись физ.телом, мог сойти на Землю. Внутренне светлой, красочной была духовная жизнь в Эфесе, и в ней содержалось все то, что сводится в единство в Пасхальной мысли, все, что человек знал о своем истинном достоинстве в космосе. Те, кто в течение года странствовали от одних Мистерий к другим, все снова убеждались, что нигде кроме Эфеса так светло и внутренне не звучит гармония сфер, будучи воспринятой с лунной т.зрения, где является сверкающий астральный свет мира, мерцающий в Луне солнечный свет. "О, сколь безгранично много произошло в ходе столетий для тех,
кто принадлежал к тому храму в Эфесе! Сколь много духовного в свете и мудрости прошло через пространство того храма. И все, что прошло через его пространство, было сообщено мировому эфиру, когда пламя вырвалось из храма. Так что можно сказать: непрерывный праздник Пасхи в Эфесе, замкнутый в храмовом пространстве, с того времени вписан, хотя и довольно трудно воспринимаемыми письменами, во все Мироздание, в эфирное Мироздание. И так происходит со многим. Многое из того, что было человеческой мудростью, было в древности заключено внутри храмовых стен. Храмовые стены исчезли, и оно вписалось в мировой эфир; и оно становится тотчас же видно, как только человек восходит к истинным имагинациям". Посвященными Эфесских Мистерий были в своем предыдущем воплощении Аристотель и Александр. Они подошли к Самофракийским Мистериям Кабиров,
и там, как напоминание о прошлом, снова пережили I O A и сопутствующий ему мантрам. Но в том воспоминании была заключена сила творить новое. "Былое мировое звучание Луны восстало перед Аристотелем и Александром, и они поняли, что означал пожар в Эфесе, как этот пожар внес в мировые эфирные дали то, что составляло тайну Эфеса; и в них обоих возникла инспирация основать мировую письменность. Только мировая письменность соcтоит не из а б в г д, а из мыслей, так возникли буквы мировой письменности. Если я вам их напишу, то они будут столь же абстрактны, как а б в г. Количество, или число Качество, или свойство Отношение Пространство Время Положение Деяние
Страдание". Эти категории Аристотель впервые сообщил Александру. И если вы выучитесь пользоваться ими, то сможете читать в космосе. "Все тайны физического и духовного мира содержатся в этих простых понятиях как в мировом алфавите". Нужно только читать с помощью этих "букв", а не останавливаться на самих буквах. Необходимо научиться жить в этих простых восьми-девяти понятиях, и в них откроется глубокий эзотерический смысл, мировая мудрость, которая покоится как бы в гробнице, сокрытой между двумя духовными эпохами. Но она должна быть снова прочитана, должна вновь воскреснуть, и это составляет задачу Антропософии и антропософов. 233 (19) Перейти на этот раздел
1086. Сейчас люди считают, что владеют письменностью, но в действительности письменность владеет ими, ибо люди пишут механически, из руки. Это сковывает человека. Чтобы освободиться от этого, нужно буквы писать так, как человек рисует; тогда одна буква станет действительно нечто значить, возникая рядом с другой. По этой причине в розенкрейцерских школах учились писать до 14-15 лет. Там даже существовали особые буквы, глядя на которые можно бы было сказать, что это тайнопись. "Но тайнопись там не имелась в виду. Там, например, вместе с А учили еще такой знак: [, чтобы не закрепляться на знаке, чтобы освободиться от знака, и А как звук стало бы чем-то более высоким, чем знак А или [, ибо в противном случае буква А идентифицируется с тем, что парит и ткет в звуке А". "Ничто в большей мере не мешает читать в астральном свете,
как обыкновенное писание. Это искусственное фиксирование очень мешает чтению в астральном свете. Нужно сначала преодолеть это писание, если человек хочет читать в астральном свете". Если человек испытывает удовольствие от написания букв, как в случае рисования, и не фиксируется на том, что написано, то это не мешает выработке способности видеть в астральном свете. "Если же человек вынужден писать тем образом, каким это принято делать сегодня, то он убивает свой духовный прогресс". 233(15) "Нужно научиться как можно яснее вопросы ставить, но не думать об ответах; лучше подумать о подходящих средствах для решения вопросов". Например, мы не можем решить, виноват ли в чем-то некий человек или нет. Тогда нужно рассмотреть его жизнь, насколько она нам известна. Спросить себя: как все это происходило? Как мы соприкоснулись
с его проступком? Что он нам говорил? Что говорил другим людям? Все это одни вопросы. И нужно всеми силами удержаться от ответов. Нужно просто выключить себя, подавить мышление и так уснуть со своими вопросами. Ответ может прийти при пробуждении и его необходимо немедленно записать. 266-1, с. 42-43 "Мы должны учиться быть свободными от всех влияний. ... Единственным средством тут может быть самостоятельность в мышлении и в суждениях. ... В помощь тут дается:"Эта форма помогает принять правильное решение. Необходимо взвесить все "за" и "против" и затем ждать в молчании, что возникает в нас, от созерцания поочередно того состояния фактов, которые помечены как "прикажи мне" и "запрети мне". Потом взор следует направить на нижнюю линию и представить себе,
что мы сами стоим там в своем истинном Я. И оно подскажет нам, что делать. 266-1, с. 381-383 Перейти на этот раздел
|