Главная / Предметный указатель / /
ВОСПР. чувств, - двенадцать. |
Четыре царства и космос
512. Каким-либо многоугольником выступает перед нами минерал. Одни силы в нем действуют по вертикали, другие — по горизонтали. Но какими бы ни были они — внутренними или внешними, — их основное свойство заключается в том, что они стоят под каким-либо углом по отношению одна к другой. Эти силы, действуя в человеке, и его, как физическое существо, стремятся сделать многоугольным. Мешают этому эф. и астр. тела. "Благодаря различным процессам, минерал иногда может выступить в круглой форме, но эта форма ему не свойственна. Для этого он должен стать валуном или чем-то подобным. Его изначальная форма многоугольна. Но в растении мы имеем круглую форму, и каждая отдельная клетка растения хочет образоваться круглой. Этому стремлению к круглой форме человек немного следует в своей голове, но оно свойственно растению. Т.обр., тому, что составляет сущность растения, человек обязан круглой формой своей головы. А тем фактом, что растения все круглые, они обязаны тому обстоятельству, что круглая форма борется в них против многоугольной, и из этой борьбы возникает некая результирующая форма. И еще растительная форма борется против космически-астрального ... оно сверху действует на растение. Благодаря этому форма модифицируется. Шары накладываются один на другой. Но исходный облик растения шарообразный. Растения, стремясь стать круглыми, принимают форму самой Земли. Земля, как вы знаете, космически образована круглой. Шарообразную форму принимает каждая капля воды. Лишь части Земли, ее минеральные части образуются многоугольными". Благодаря астральному телу человек принимает ту форму, которая представлена в животном царстве. Животная (форма станет нам понятной, если к круглой форме мы добавим еще нечто, карманообразную форму (рис.) "Именно животные являют ту особенность, что круглая форма у них повсюду пронизывается карманообразным". Рассмотрите глаза: два кармана, идущие извне вовнутрь; рассмотрите носовые проходы, аппарат пищеварения, начинающийся с губ и идущий в желудок. Повсюду карманообразная форма, соединенная с шарообразной. "Эта форма кармана становится понятной, когда мы от Земли обратимся к планетной системе. Вам легко представить себе: Земля стремится всему живому на ней дать свою форму. Но если планета действует извне, то она действует против земных сил и превращает в мешок то, чему Земля дает круглую форму. И различные животные образованы в виде различных форм этого мешка. Взглянем на планеты в их различном действии. Сатурн образует мешок иного рода, чем Юпитер или Марс. Лев наделен изнутри иной мешкообразной формой, чем, например, верблюд, т.к. на него оказывается другое планетарное воздействие и т.д. Итак, мы имеем дело с формированием мешкообразной формы. Но у животных, а также и у человека — прежде всего, у высших животных (у низших это обстоит иначе), — у высших животных выступает нечто такое, что не просто приходит от планетарного, но мы должны о нем сказать: у животно-человеческого существа ...выступает не просто карманообразная форма. Она выступала бы в том случае, если бы были одни планеты и не было действия неподвижных звезд, но к карманообразной форме тут подходит нечто другое. ... Карман наполняется. Это значит, что возникает шаро-карманообразная форма и наполненный карман. Рассмотрим органы чувств, например глаза: это глазные впадины, и они заполнены. Это наполнение связано с кругами Зодиака. Человек, обладающий в этом отношении наивысшей животной организацией, обладает поэтому, хотя это различным образом замаскировано, двенадцатью карманами с наполнением. Поэтому в моей "Антропософии" я насчитал двенадцать чувств. Зададим вопрос, возвращаясь к прошлому: с чем в космосе связано многоугольное? Видите ли. Земля, как таковая, в целом имеет форму живого, и она эту форму только и являла бы, если бы была одной водой. Но в воду вторгаются разного рода нарушения, например отливы и приливы ... А теперь оглянемся назад, на прошлые времена, когда образовывалась жидкая Земля, когда она получала удары твердого. Ведь еще и сегодня можно знать, как приливы и отливы связаны с Луной. Подобным же образом все многоугольное, все образующееся в Земле как многоугольные формы связано с Луной. ... Можно сказать: многоугольное, или физическое, существо человека связано с Луной, растительное, или эфирное, существо — с Землей, астральное, что принимает форму кармана, — со сферами планет, а наполнение карманов — с кругом Зодиака". Человек отличается от животного. Животное образовано силами внутри круга Зодиака. Древняя мудрость говорила, что не будь ничего за кругом Зодиака, животные на Земле все равно существовали бы. "Но для человека имеет значение то, что лежит вне круга Зодиака. И это имеет значение как раз для того, что действует наполняюще на карманы (см. рис.)... В отношении животного мы должны сказать: все, лежащее внутри круга Зодиака, действует на наполнение карманов". И все для объяснения этого наполнения мы найдем внутри этого круга. В отношении же человека мы должны выйти за пределы Зодиака, (оранж), чтобы объяснить, например, то, что действует в его чувствах. "Далее, у животных дело обстоит так, что планетные сферы, как таковые, непосредственно воздействуют на карманы... и карманы простираются вовнутрь и вовнутрь образуют органы. Благодаря этому животное получает свои внутренние органы полные совершенства, образованные адекватно тому, что соответствует планетным сферам. ... у человека область, воздействующая на его карманы, более широка, чем круг Зодиака. У животного Земля воздействует непосредственно на все, что в нем хочет быть шарообразным — непосредственно на его круглую форму. У человека это не так. ... В определенном отношении животное хочет быть шаром. Здесь (см.рис.) у него позвоночник, здесь ноги. Лишь они мешают ему полностью стать шаром. Позвоночник составляет часть шара. Человек же стремится прочь от Земли, как он стремится прочь из круга Зодиака. ... Мы можем сказать: по направлению к планетным сферам человек образует шаровую форму. Он распрямляется. Он стремится прочь от простого приспособления к земному. И когда мы смотрим на многоугольное, то в связи с животным мы можем сказать: в направлении Луны находится то, что дает ему многоугольность. Человек стремится прочь также и от влияния Луны, и от того, что дает ему многоугольность между Землей и Луной. ... Но благодаря этому Луна все еще продолжает постоянно действовать на человека. ... Но что она делает в человеке? Она вызывает в нем многоугольность, но в образе; и в то время, как животное многоугольность содержит в своей конфигурации, человек пришел к тому, чтобы над своим организмом возвыситься. Математико-геометрическое представление становится образом, выступает из тела. И человек сегодня представляет математически, может понять все математическое потому, что благодаря лунному влиянию он смог возвысить свою многоугольность и вдвинуть ее в сознание. Итак, можно сказать: от Луны приходит понимание многоугольного в образе.
Для человека: | Вне круга Зодиака — | наполнение карманов | По направлению к кругу Зодиака | карманы | По направлению к сферам планет | круглая форма | Прочь от Луны | многоугольность | Луна | понимание многоугольности в образе | Для животных: | Круг Зодиака | наполнение карманов | Сферы планет | карманы | Земля | круглая форма | Луна | многоугольность | Изучая подобные связи, мы приходим к пониманию того, как человек образован изнутри, почему мешкообразную форму имеют его носовые проходы, желудок и т.д., как образуется сердце, легкие, почки путем смыкания мешка, его утолщения и отрыва с внешней стороны, так что образуется внутренне замкнутый орган. Обращаясь к Мирозданию, мы узнаем, почему данный орган расположен именно здесь". 208 (19) Перейти на этот раздел
1211. "Что сегодня является головой, в следующей инкарнации должно служить определенным органом чувств. Что сегодня является гортанью, органом речи со всем прилегающим к нему, — это в следующей инкарнации превращается, метаморфизируется в другой род жизни чувств, руки — в третий род жизни чувств и т.д.". "Выражающееся в коленях подготавливает чувство осязания, орган осязания". "Все наше тело превращается, метаморфизируется в следующей инкарнации в голову, и при этом с соблюдением строгих соответствий, так что двенадцатиричность физического тела выступает двенадцатиричностью головы ... становится 12-ю нервами, выходящими из головы".170(13) Перейти на этот раздел
Оболочки, миры, жизненные процессы и восприятия чувств
1349. Первые три органа чувств строятся изнутри наружу; шесть дальнейших — с обеих сторон, изнутри и снаружи; три последних — извне вовнутрь. Для них сверхчувственная деятельность, строящая органы чувств, открывается т.обр., что она подступает к внутренней душевной жизни уже при ее образовании. В Я она в наибольшей степени обнаруживает свою собственную природу, но при этом стягивается в точку. "Чувство осязания в этом отношении образует некую противоположность Я. В осязании открывается тот сверхчувственный, или, если желаете, внесверхчувственный мир, который не может стать внутренним переживанием человека, не открывается через соответствующее ему внутреннее переживание". "Телесный облик в некотором отношении есть результат своеобразия органа осязания в различных местах поверхности тела".45, с.47, 49. "Мир, из которого образуется способность чувственного восприятия, подобно тому как, например, представления образуются из "чувственного мира", пусть будет назван "эфирным миром"; а то в человеке, что из этого "эфирного мира" рождается так же, как "я-человек" из чувственного мира, пусть будет названо "астральным человеком". ...Как в основе "чувственного мира" (мира чувств) лежит "эфирный мир", так в основе "я-человека" лежит "астральный человек".45, с. 115 "Из эфирного мира образуется астральный человек, как из чувственного мира — я-человек. Позади всего чувственного мира лежит взаимодействие между эфирным миром и астральным человеком. ... Так стоит ли искать эфирный мир просто вне человека? Ясно, что нет. Ибо через чувства жизни, движения, равновесия человек воспринимает свою собственную телесность, как через обоняние, вкус и т.д. он воспринимает внешний мир. Т.обр., для погружения в собственную телесность должно существовать взаимоотношение между эфирным миром и астральным человеком. А отсюда следует, что в своем телесном внутреннем человек должен иметь нечто такое, что подобно эфирному миру", — собственное эф. тело. Две силовые области приходят к противодействию в человеке. Астральный человек, находящийся во взаимоотношении с внешним эфирным миром, наталкивается на "внутреннего человека, который включает в себя формирующие силы и условия размножения". Это эф. тело. "И видно, как смыкаются человек и внешний мир. Сначала во взаимоотношение приходят чувственный мир и я-человек. В основе этого отношения лежит еще одно отношение: между эфирным миром и астральным человеком. В эфирном мире должны скрытно для чувственного мира существовать образующие силы для способностей внешних органов чувств, для обоняния, вкуса и т.д.. Внутри встает взаимоотношение астрального и эфирного человека, и в нем возникают восприятия чувства жизни" и т.д. А далее эф. тело служит еще размножению и др.45, с.119-121 "Двоякого рода существо пребывает в эфирном мире: то, которое воздействует на астрального человека, и другое, которое сильнее и воздействует на эфирного человека таким образом, что может отпечатлеть в нем формы органов чувств. Так обнаруживается, что из эфирного мира действует нечто такое, что подобно астральному человеку и что в эфирном человеке дает побуждение тем формообразующим силам, что создают (чеканят) органы чувств. ... Та часть эфирного мира, которая находится во взаимодействии с астральным человеком, может быть названа эфирным миром в узком смысле слова; другая же часть, к которой привело рассуждение, пусть будет названа астральным миром из-за ее родства с астральным человеком. Итак, можно сказать, что на я-человека действует чувственный мир,на астрального человека — эфирный мир, на эфирного — астральный мир". И как у физического человека множество инструментов чувств, отдельных "...областей чувств, так в астральном мире различимо множество различных силовых областей... Эти силовые области возбуждают в эфирном человеке соответствующие формообразующие силы, так что в физическом человеке образуются соответствующие органы чувств". Но действие при этом происходит разное. Например, в обонянии человек мало проникает во внутреннее вещества, в чувстве тепла — более. "Отсюда следует, что орган обоняния меньшими силами построен извне и большими изнутри"; орган тепла — наоборот. В ряду органов чувств существует степенеобразный порядок в действии внешних и внутренних сил. Первых три органа чувств — чувства жизни, движения, равновесия — в существенном построены изнутри. "Это означает, что в их построении деятельна та часть эфирного мира, которая развивается как эфирный человек. Это эфирный человек так формирует физ. тело, что оно делается способным на восприятия названных чувств. И он может его так формировать по той причине, что он сам побуждается к этому силами астрального мира". Здесь имеет место "...взаимодействие астрального мира и эфирного человека, которое не имеет ничего общего с взаимодействием эфирного человека и астрального человека. Иначе обстоит дело с обонянием, вкусом, чувством тепла и слухом. Здесь эфирный человек должен способствовать такому строительству, чтобы в области соответствующего органа чувств стало возможным взаимодействие эфирного мира и астрального человека. Это значит, что из астрального мира для каждого (из названных) органов чувств определенная сила должна воздействовать на эфирного человека. И из действия этих сил из астрального мира возникают в эфирном человеке формообразующие силы, ведущие к построению соответствующих органов чувств. Можно также сказать, что при образовании органов чувств жизни, движения, равновесия астральный мир взаимодействует непосредственно с эфирным человеком...". Во втором случае обращается внимание на астрального человека. При образовании органов чувств речи и понятия "...происходит намного более непосредственное взаимодействие между внешним миром и астральным человеком, чем в случае пяти предшествующих органов чувств. Это непосредственное взаимодействие приближается уже к тому, что имеет место между я-человеком и ощущением чувств, действующем в мимике, в физиогномике. Поэтому области этих чувств впервые образуются, когда человек приходит в соприкосновение с внешним миром, после рождения; тогда как формообразующие силы других органов чувств в существенном приносятся в мир вместе с рождением. Будет правильным сказать: в то время как силы для построения органов чувств жизни, движения и равновесия таятся глубоко за чувственным миром, силы для чувств речи и понятия находятся непосредственно за чувственным миром". Между теми и другими лежат силы астральных органов чувств. Я и осязание нельзя причислить к области органов чувств. Однако они образуют границы жизни чувственных восприятий. Я превращает их в душевные переживания, делает их совершенно внутренними, и они тогда больше не принадлежат жизни чувственных восприятий. Осязание оставляет предметы совершенно вовне. От них остается внутреннее переживание, лишь через сокрытое суждение находящее отношение к внешнему миру. "А это внутреннее переживание принадлежит области чувств жизни, движения и равновесия. Ясно, что тот внешний мир, который открывается в осязании, впервые может быть назван совершенно внешним, поскольку, чтобы быть воспринятым, он не нуждается в построении в человеке особого органа чувств. Между этим внешним миром и человеческим Я лежит область, из которой развивается четырехчленный человек". (Три тела и Я). В первых трех органах чувств открываются силы эфирного человека, изживающиеся в физическом человеке. Астральный человек здесь не берется во внимание. Силы работают во внутренней телесности так,как если бы астр. тела тут не было. Следующие пять органов чувств считаются с астральным человеком. В чувствах речи и понятия появляются силы, близкие к тому, что открывается через органы чувств. "В соответствии с этим следует различать чувственный мир, открывающийся в я-человеке и образующий его сознательную жизнь; непосредственно скрытый за чувственным миром эфирный мир, который образует астрального человека; в этом эфирном мире опять-таки таится астральный мир, который так формирует эфирного человека, что тот развивает формообразующие силы физического человека; но за этим астральным миром следует предположить еще один мир ... (пропуск в тексте подл.)". "Слух и чувство тепла более связаны с движением и с процессом согревания", предыдущие чувства — с процессами сохранения и роста. "Жизненные процессы роста и сохранения больше воздействуют на сторону внутренних чувств (жизни, движения, равновесия); согревание и дыхание более воздействуют на те органы чувств, через которые человек отворяет врата своей жизни вовне".45, с. 128-129 "Мы воспринимаем цветок и говорим: этот цветок прекрасен. Между восприятием и суждением здесь вдвигается Я. Что же касается вызываемого процессами дыхания, согревания, то это благодаря самому себе, без того, чтобы сюда вмешивалось Я, указывает на нечто подобное суждению. В переживании человека непосредственно заключено указание на нечто, соответствующее голоду и так связанное с ним, как вынесенное суждение — с соответствующим ему восприятием чувств. ... Эта (первая) связь поэтому должна быть названа открывающейся инстинктивно. И она имеет место во всех внутренних переживаниях, связанных с процессами дыхания, питания, роста. Поэтому необходимо делать различия между удовольствием от дыхания, наслаждением теплом, поскольку они являются инстинктивными внутренними переживаниями, и соответствующими им восприятиями чувства жизни. Волны инстинктивного должны сначала каким-либо образом ударить в я-человека, чтобы достичь чувства жизни. — И вот структура внутренних переживаний, разыгрывающихся благодаря указанным процессам позади я-человека, должна быть приписана астральному человеку. ... Как я-человек через инструмент органов чувств берет свои переживания из чувственного мира, так астральный человек — из мира, данного ему благодаря процессам дыхания, роста и т.д. Пусть этот мир будет назван жизненным. Ну а чтобы жизненный мир мог существовать, жизненные органы должны быть построены таким миром, который возвышается над всякой жизнью так же, как силы для построения органов чувств возвышаются над всем чувственным. Этот мир, опять-таки, открывается в своих действиях при построении жизненных органов". Но можно заметить, что жизненные процессы менее дифференцированы, чем восприятия чувств. Их органы перетекают одни в другие: легкие в кровеносную систему, а та — в обмен веществ. "Этим указывается на то обстоятельство, что соответствующие области того мира, в котором пребывают строящие их силы, также находятся в ином отношении друг к другу, чем силы, строящие органы чувств. Первые должны быть подвижнее, чем вторые. Переживание, например, вкуса может встретиться с переживанием слуха только в общем Я, которому они принадлежат. Чувство же роста через само себя выступает в связи с тем, что выражает себя в процессе дыхания. Чувство силы роста проявляется в приятности дыхания, в согревании и т.д., в возрастании внутренней жизни". У каждого восприятия чувств свой круг, область, а Я движется повсюду. Чувства жизни все подвижны и могут двигаться одни по другим. Но имеется и отчетливое отношение между чувственным восприятием и жизненным процессом. Возьмем органы дыхания и слуха. Оба они вырастают из организма навстречу внешнему миру, но если первый из них должен подходить только организму, второй — внешнему миру: области звука. "Это показывает, что силы, сделавшие орган слуха инструментом чувственного восприятия, принадлежат миру более раннему, или высшему, чем тот, в котором пребывают силы как таковые, которые, действуя в теле, образовали как орган слуха, так и орган дыхания". Подобное же можно сказать об органах выделения и чувстве вкуса. Разной высоты духовные существа строят органы чувств и органы жизни. Последние из них "...астральный человек чувствует как свои внутренние и инстинктивные переживания; первые — я-человек как чувственную действительность (чувственный мир). ... астральный человек в переживаниях чувств, данных ему благодаря процессам жизни, воспринимает откровения сверхчувственного мира, в которых органы этих процессов (органы жизни) воспринимают существ: 1)служащих жизни; 2) образующих из себя органы чувств. В таком переживании высказывается нечто такое, в чем другие инстинктивные переживания астрального человека сливаются воедино и свою высшую действенность открывают как формо-(облико) образующую силу. ... Чтобы стал возможным я-человек, силы сверхчувственного мира строят органы чувств. И поскольку человеческое тело есть носитель органов чувств, оно являет себя построенным из сверхчувственного мира. И лишь этот носитель органов чувств и назван физическим человеческим телом . Его пронизывает я-человек, чтобы с его помощью жить в чувственном мире. По этой причине в физ. теле можно видеть существо, построенное из сил, родственных в своей неповторимости самому Я. Внутри чувственного мира физ. тело человека может являть себя в чувственном откровении. По своей внутренней деятельности оно — существо сверхчувственного рода. Чтобы стал возможным астральный человек, сверхчувственный мир строит органы жизни". Эти силы открываются лишь в жизненных процессах. Органы жизни не могут воспринимать, поэтому ни непосредственно эти силы, ни их откровения в человеке воспринять нельзя. "Их откровение названо эф. телом человека. Как физический человек относится к я-человеку, так эф. тело человека — к его астр. телу. Физ. тело по его сути создано так, что делает себя чувственно воспринимаемым; эф. тело, как строитель органов жизни, может быть непосредственно, чувственнообразно пережито только астральным человеком". Итак, мы имеем четыре мира: 1)сверхчувственный мир, силы которого строят органы чувств; 2) тот, силы которого строят органы жизни (высший и низший духовные миры); 3) мир, в котором астральный человек приходит в такое отношение к процессам жизни, что они открываются в нем как жизненные инстинкты (это астральный мир); 4) мир, где я-человек имеет чувственные переживания благодаря органам чувств (это физически-чувственный мир).45, с.54-63 Астральный человек отражает процессы в органах жизни. Но эти его переживания не единственные. К ним следует добавить способность человека к движению. "Импульсы к движению заложены во внутренней жизни, поскольку она оказывается независимой от жизненных процессов. И в то же время, самоанализ показывает, что эти импульсы далеко не всегда проистекают от я-человека; они представляют собой инстинктивные переживания и потому принадлежат той же области, что и инстинктивные переживания, сливающиеся с процессами жизни, т.е. с астральным человеком. — Далее астральному человеку принадлежат переживания, которые могут быть: названы инстинктивными вожделениями (желаниями). Вожделения возникают на основе видимых восприятий. Только самоанализ в отношении их выявляет следующее. Видимые восприятия прежде всего ведут к суждению, если они восприняты я-человеком. Это суждение затем воздействует на астрального человека, если оно ведет к вожделению. В я-человеке образуется переживание: чувственно воспринятое ценно; к нему побуждается интерес. И если теперь интерес должен стать вожделением, то суждение должно быть взято импульсом астрального человека". Вожделения вызывают и жизненные процессы, но их природа иная. Переживание голода — это не вожделение. Лишь в форме суждения оно указывает на жизненный процесс. "Вожделение — это самостоятельное переживание, которое астральный человек присоединяет к чувству голода. Наравне с этим имеются вожделения, коренящиеся в астральном человеке, не будучи возбужденными жизненными процессами или внешними восприятиями. Некоторые желания (потребности) принадлежат области, из которой вырастают эти вожделения". Третий род переживаний астрального человека вдвигается между чувственным восприятием и переживанием я-человека. Это образ. Образ остается, когда чувственное переживание уже прошло, и он принадлежит к я-деятельности, к суждению. "Судить можно лишь на основе образов. В образе содержится переживание астрального, а не я-человека. Образ можно также назвать ощущением, если это слово применить не к чувственному переживанию. ... Как в отношении физического говорят об органах чувств, эфирного — об органах жизни, так в отношении астрального говорят об импульсах движения, о вожделениях и ощущениях. Органы для этих переживаний не могут происходить из самого астрального человека, ибо ему их нужно уже иметь, чтобы получить переживания". Они происходят из мира, лежащего вне астрального человека, но той же природы, что и он. "Только необходимо отличать астр. человека, каким он переживает внутренне самого себя в образах, вожделениях и импульсах движения, от астр.человека, который есть откровение лежащего вне импульсов движения и вожделений мира. Этого астр. человека следует отличать от первого, называемого астр. телом человека. ... Образ, возникающий благодаря чувственному переживанию, отделяется от этого переживания и остается как содержание астр.человека. Но в отдельном образе следует мыслить наличие сил, образующих органы астр.человека; но не так, как видимые переживания". Итак, имеется коренящееся в действительности тело образов, возжигающее из себя силы вожделений и движения. Жизненные процессы протекают один над другим, поскольку остаются самими собою. — Орган дыхания строится заново под действием процесса поддержания, но сам процесс дыхания не меняется. "Иначе обстоит деле с процессами движения, вожделения и ощущения образов". Они действуют следующим образом. "Ощущение образов рождает себя действенно в вожделениях; вожделения живут далее в импульсах движения. Поэтому правомерно сказать, что когда ощущение образа касается силы вожделения, то первое пронизывает второе, и в вожделении содержание ощущения образа живет далее. Таким же образом в движении живет вожделение — вместе с ощущением образа". Мир, из которого образуется астр. тело, есть астральный мир. Жизненные процессы должны сначала преобразоваться в жизненные инстинкты, чтобы стать импульсами в астр.человеке. "Итак, жизненные инстинкты, ощущения образов, вожделения и импульсы движения принадлежат астральному человеку, поскольку он уже предполагает наличие нижнего духовного мира и сам имеет свое происхождение в астральном мире".45, с.64-69 "Органы вкуса, зрения, тепла и слуха таковы, что в организме они образуются силами струящегося в нем вещества; для чувств обоняния, равновесия, движения, жизни и осязания внешнее вещество с его силами выступает как условие". (Напр.,для чувства равновесия необходимо трехмерное пространство, заполненное веществом). "Как жизненные органы в дыхании, согревании, питании указывают на вещественный внешний мир, также указывают на него и названные органы чувств. Зато выделение, поддержание, рост, воспроизводство, органы вкуса, зрения, слуха, слова, понятия и организм Я предполагают внутренний принцип образования, который может действовать во взятой вовнутрь вещественности".45, с. 95 Высший духовный мир. "Что следовало бы в нем искать? Не те силы, которые вообще образуют жизненные органы, но силы, которые своим образованиям насаждают задатки стать жизненными органами. Но эти силы следует мыслить как противоположности чувствам равновесия, движения и жизни. Если эти силы, до того как достигнуть границ своей действенности, удерживаются благодаря внутренним строящим процессам, при образовании указанных органов, то они тогда отпечатлевают из таких задатков к органам органы слуха, слова и понятия. А что получается, если они достигают границы, заложенной в их собственном характере?". Тогда в высшем духовном мире следовало бы искать покоящееся в себе переживание чувств, родственное земным чувствам понятия, слова или слуха. Но перед ним там, вверху, стоит не Я, а сущность, творящая его деятельность.45 с.97-98 Перейти на этот раздел
От соматики к эстетике
1909. "Если физ. тело слишком слабо, чтобы противостоять (атавистическому) видению, то наступает бессилие. Если физ. тело достаточно сильно, чтобы противостоять ему, то это последнее слабеет. Оно тогда утрачивает характер, в силу которого оно лжет, будто бы оно подобно вещам или процессам чувственного мира; ибо так лжет видение, из-за чего человек заболевает. Если физический организм достаточно силен, чтобы победить склонность атавистического видения ко лжи, то наступает следующее: человек становится достаточно сильным, чтобы встать в отношение к миру, подобное тому, которое было на др. Луне, и те взаимосвязи приспособить к современному организму. Что это означает? Это означает, что человек свой круг Зодиака с 12-ю сферами чувств внутренне несколько изменяет. Он изменяет его так, что в этом круге Зодиака с 12-ю сферами чувств начинают разыгрываться в большей мере жизненные, чем чувственные процессы, или, лучше сказать, разыгрываются процессы, которые хотя и ударяют по чувственным процессам, но в сфере чувств превращаются в жизненные процессы, т.е. чувственный процесс извлекается из мертвого, которое он сегодня имеет в себе, и переносится в живое, так что человек видит, но в видении в то же время живет нечто такое, что в ином случае живет только в желудке или на языке. ... Процессы чувств приходят в движение. Их жизнь возбуждается. Это должно происходить спокойно. Тогда органам чувств приживляется нечто из того, что сегодня в такой степени имеют только жизненные органы...". "Жизненные органы внутренне пронизаны большой силой симпатии и антипатии. ... и это вливается теперь в органы чувств. Глаз не только видит красное, но ощущает симпатию или антипатию к цвету. ... Орган чувств вновь становится неким образом сферой жизни. Жизненные процессы также должны тогда измениться. И это происходит так, что жизненные процессы проодушевляются в большей мере, чем это происходит в земной жизни. Происходит так, что три жизненных процесса: — дыхание, согревание и питание, — соединяются и одушевляются, выступают душевно. При обычном дыхании человек вдыхает грубый материальный воздух, при обычном согревании — воспринимает тепло и т.д. Теперь же наступает некий род симбиоза, т.е. жизненные процессы образуют единство, когда они проодушевляются. ... Внутренне в человеке объединяются: дыхание, согревание и питание — не грубое питание, но нечто, чем является процесс питания; процесс протекает, но человек не нуждается при этом в еде, и он протекает не один, как во время еды, но вместе с другими процессами. Соединяются также и четыре других жизненных процесса ... и образуют более одушевленный процесс. ... И тогда вновь могут соединиться две партии, но так, что не просто все жизненные процессы действуют совместно, а взаимодействуют, например, по три, по четыре, три взаимодействуют с четвертым. Благодаря этому возникают — наподобие, но не так, как это теперь имеется на Земле — душевные силы, имеющие характер мышления, чувства и воли: их также три. Но они другие. ... Они в большей мере — жизненные процессы, но не столь обособленные, как жизненные процессы на Земле. Процесс, который здесь происходит в человеке, очень тонок, интимен, когда человек выносит это как бы погружение в лунное прошлое, когда возникает не видение, но нечто подобного рода, тонкое подобие некоего рода постижения, где чувственные сферы становятся жизненными сферами, жизненные процессы — душевными процессами. Постоянно пребывать в таком состоянии человек, конечно, не может, ибо тогда он оказался бы непригодным для Земли... но когда наступает нечто подобное, то наступает... эстетическое творчество ... эстетическое наслаждение. Истинно эстетическое поведение человека состоит в том, что органы чувств некоторым образом оживляются, а жизненные процессы проодушевляются. Это очень важная истина о людях, ибо она поможет нам многое понять. ... Особенно те чувства, которые по преимуществу служат физическому плану, переживают большие изменения, когда они в некотором роде наполовину отводятся назад, в лунное бытие — в чувство Я, чувство мышления, грубое осязание". В переживании, например, живописи участвуют зрение, чувство тепла, вкуса, обоняния. Происходит некий симбиоз, но не в грубой форме. "Когда вы наслаждаетесь живописью, то происходит тонкий имагинативный процесс в том, что лежит за языком и принадлежит к чувству вкуса, к языку и принимает участие в процессе зрения. ... Художник пробует краски глубокими душевными чувствами. Нюансы цветов он обоняет, но не носом, а тем, что происходит при каждом душевном обонянии глубоко в организме. Так происходят взаимоналожения сфер чувств, когда они переходят более в процессы жизни, в область жизненных процессов". "Поэзию мы переживаем, воспринимаем с помощью чувства речи ... но кроме речи на поэзию может быть направлено проодушевленное чувство равновесия и проодушевленное чувство движения". "При слушании музыкального произведения четвертый жизненный процесс (разъединение) заходит так далеко ... что это уже не принадлежит эстетическому, ибо разъединение доходит до физического разъединения. Конечно, до физического разъединения это не должно доходить, процесс же должен протекать душевно, но как процесс, лежащий в основе физического разъединения. А во-вторых, разъединение не должно наступать для себя, но вся четверка — всё душевно — должна соединиться вместе: разъединение, рост, удержание и воспроизводство. Также и жизненные процессы становятся душевными". Аристотель говорит о катарсисе, возникающем через переживание трагедии. "Лишь тот поймет это правильно, кто поймет... тот медицинский, полумедицинский смысл, который Аристотель вкладывал в это слово. Поскольку жизненный процесс становится душевным процессом, то для эстетического восприятия это означает, что впечатление от трагедии, процессы трагедии действительно доходят до телесного, возбуждая там процессы, обычно сопровождающие жизненные процессы страха и сострадания. И происходит просветление, т.е. эти жизненные аффекты в то же время проодушевляются через трагедию. Все душевное жизненного процесса заложено в этом определении Аристотеля". "Что Шиллер называет освобождением необходимости разума от затвердения (Письма об эстетическом воспитании) — это живет в оживлении сферы чувств, которые, опять-таки, сводятся до жизненных процессов. А что Шиллер называет одухотворением — лучше бы ему сказать "одушевление" — естественных потребностей — это живет тогда, когда жизненный процесс действует как душевный процесс. Жизненный процесс становится душевнее, процесс в чувствах — живее. Таков тот истинный процесс, который — только более в абстрактных понятиях, в понятийном плетении — находится в эстетических письмах Шиллера, каким он мог быть в то время, когда человек в мыслях еще не был достаточно крепок спиритуально, чтобы взойти до области, где дух живет так, как этого хочет видящий. ... (где) дух пронизывает материю и нигде не натыкается на нее...".170(9) Перейти на этот раздел
12 органов чувств и сверхчувственное
1285. "Органы чувств — зто в некотором роде неподвижные точки, образующие круг, а Я выступает как подвижное; проходя различным образом этот круг, оно образует душевные переживания".45 с.45 Перейти на этот раздел
1286. "Чувство "я", чувство мысли, чувство слова, слух, чувство тепла, зрение, чувство вкуса направлены более вовне. ... Чувство жизни, чувство движения, чувство равновесия, осязание, обоняние в большей мере образуют область внутреннего человека (см.рис.). Эти чувства более открыты вовнутрь и через восприятие нашего внутреннего опосредуют наше отношение к космосу (штриховка)". "Когда мы движемся в мире, глядя физическими глазами, но при этом... через глаза покидаем свою телесность, то приходим в ту область, где господствуют имагинации (см.рис.). И когда мы действительно в состоянии, благодаря инициации, именно через глаза проникнуть в духовный мир, то мы обретаем чистые имагинации... имагинации-образы, которые ткут и живут в душевно-духовном. Окрашенными последними остатками материального бытия являются образы, когда мы через орган вкуса проникаем вовне. ... имагинации прямо-таки поддерживаются материальностью. Мы получаем не чисто воздушные образы, как это бывает в радуге, но нечто окрашенное, что в некотором роде в образе содержит нечто в виде последнего остатка материального: мы получаем призраков, настоящих призраков, когда через орган вкуса покидаем физ. тело". "Когда мы через чувство тепла выходим вовне, то также получаем имагинации, но имагинации, действующие душевно, действующие с симпатией и антипатией, действующие с душевным теплом или холодом". "Инспирации принадлежат более к душевно-духовному внутреннему, чем имагинации. Мы сильнее захватываяемся ими, и не только как аффектами, но чувствуем себя телесно пронизанными воздухом, который вдыхаем. Так чувствуем мы себя душевно пронизанными инспирациями в той области, которой мы достигаем, покидая наше тело через чувство слуха". Чувству речи в нас соответствует столь же реальный орган, как и тот, который соответствует чувству слуха. "Когда через этот орган душевно-духовное покидает физ. тело, то инспирация окрашивается внутренним переживанием, чувством себя в единстве с чужим существом". "Человек некоторым образом вытеснен из духовного мира. Стоящее позади чувств он воспринимает, лишь покидая свое тело духовно-душевно. Но этот мир отпечатывается через его чувства. Интуиции являются нам через чувства "я" и мысли, но только в своих отпечатках; инспирации — через чувства слова и слуха, но опять-таки в отпечатках; имагинации — через чувства тепла, зрения и немного через чувство вкуса, но приглушенно, превращенными в чувственное". "На определенной границе происходят восприятия мира чувств (см.след. рис.; красное); если же человеку удается выйти за эту границу своим духовно-душевным, то он проникает в духовный мир (желтое) через имагинацию, инспирацию и интуицию. Само имагинативное, инспиративное, интуитивное находятся там, вовне. Но когда они проникают в нас, то становятся нашим миром чувств. Поэтому: там, вовне, нет атомов, как об этом фантазируют материалисты, но там, вовне, — мир имагинативного, инспиративного и интуитивного. И когда этот мир воздействует на нас, то возникают его отпечатки во внешних чувственных восприятиях. ... Человек, проникая через свои чувства во внешний мир, когда переступает Порог, который, как вы видели, находится совсем близко, попадает в объективный духовно-душевный мир. Именно этого мы стараемся достичь с помощью Духовной науки: проникнуть в объективный духовно-душевный мир. Мы приходим к высшему, проникая через наши внешние чувства в то, что внутри мира чувств закрыто от нас покровом".199 (3) Перейти на этот раздел
1292. "Человек потому выше животных как чувствующее существо, что его чувства (органы чувств) менее связаны с его собственным телом, чем у животных".180 (6) Перейти на этот раздел
|