Главная /3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ / Х. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / 5. Индивидуально-душевное / Понятие /
|
1684. Если мы на пути света поставим предмет, то образуется тень. Она возникает в результате исключения света на некоем пространстве, и она подобна предмету. Нечто подобное происходит в отношении понятий. Они есть исключение сверхчувственной действительности. Они подобны тени, подобны сверхчувственному миру, поэтому с их помощью мы получаем чувственно-сверхчувственный мир. Где восприятие сверхчувственного выступает в чувственном, там возникает теневой образ. Но в теневых образах понятий столь же мало сверхчувственной действительности, как в тени — самого предмета. Так что понятия — это граница между двумя действительностями, но происходит она от сверхчувственного. В диалектическом методе мы сплетаем понятие с понятием. Все движущиеся сами собой понятия, приспосабливающиеся к обоим мирам — чувственному и сверхчувственному, — называются в широком смысле "категориями". В сущности говоря, вся сеть человеческих понятий составлена из одних лишь категорий. Можно даже сказать: все понятия есть категории; все категории есть понятия. Хотя традиционно категориями называют узловые, родовые понятия (вслед за Аристотелем). Логика Гегеля — это учение о категориях. Чем меньше понятие, тем больше его объем. Возьмите, напр., "бытие". Истинно диалектический метод состоит в том, что человек живет лишь в понятиях и при этом в состоянии дать вырастать одним понятиям из других. Тогда живут в сфере, отвлеченной от чувственного мира и от стоящего за ним сверхчувственного мира.108 (16)
1685. "Никто не мог бы мыслить абстрактно, не мог бы иметь собственных мыслей и идей, если бы не был ясновидящим, ибо в обыкновенных мыслях и идеях с самого начала содержится жемчужина ясновидения. ... Нужно только постигнуть сверхчувственную природу идей и понятий. ... Человек, осмелься назвать свои понятия началом своего ясновидения!"146 (2)
Ошибка! Фрагмент 216860 не найден.
1687. "Что нам известно как мир понятий, то после смерти мы наблюдаем как сеть, накинутую на весь мир".130 (15)
Назад Далее Всё оглавление (в отдельном окне)
|