Главная / Предметный указатель / /
ОПЫТ-сверхчувственный - см. также ЯСНОВИДЕНИЕ — и догма |
140. Догматическое воззрение. "Согласно этому воззрению, основание, по которому суждение считается истинным, не совпадает с субъективными основаниями, из которых мы делаем суждение. Наши логические основания, для этого воззрения, не имеют дела с объективными основаниями. ... Для этого воззрения объективное существо, обусловливающее мои утверждения, находится в не знакомом мне мире, в моем же мире — лишь утверждение с его формальными основаниями (непротиворечивость, обоснование с помощью различных аксиом и т.д.)". Такова теологизирующая философия, опирающаяся на веру в откровение; такова современная опытная наука с ее догмой опыта на месте догмы откровения. Сегодня нельзя узнать более того, что высказывают факты; а почему они высказываются так, а не иначе — это непостижимо. 1(10) Перейти на этот раздел
142. "Выраженное в утверждении находится в неведомом мне мире, и лишь само утверждение находится в моем. — Таков характер догм. Они бывают двоякого рода: догма откровения и догма опыта. Первая передает человеку каким-либо образом истины относительно вещей, лежащих вне его поля зрения. Человек не имеет никакого прозрения в тот мир, откуда проистекают эти утверждения. Он должен верить в их истинность, так как не в силах добраться до их оснований. Совершенно подобным же образом обстоит дело и с догмой опыта. Если кто-нибудь держится мнения, что необходимо довольствоваться одним лишь чистым опытом и можно наблюдать только его изменения, не пытаясь проникнуть к производящим их силам, то он также выдвигает утверждения о мире, к основаниям которых он не имеет никакого доступа". 2(14) Перейти на этот раздел
|