BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

ОККУЛЬТИЗМ — бесчинства

390. Через образы человек познаeт Мироздание. "По этой причине я должен был после появления "Теософии" написать "Очерк Тайноведения". Что в "Теософии" представлено в образах, там выведено в действительность мира звeзд, в эволюцию Сатурна, Солнца, Луны и т.д. Обе эти книги составляют целое. ... Люди, занимающиеся оккультными бесчинствами, так поступают со своими учениками, что оставляют их с образами; и таким способом вводят их в то, что называется оккультной темницей, пленом. В этой оккультной темнице человек окружен только образами, смысла которых он не понимает и выйти из которых он не может. Это образная тюрьма. Это оккультные безобразия, которыми люди занимаются и сегодня". Опасность оккультной темницы для всего человечества возникает с обставлением всего образами молекул и атомов. 227(13)

     Перейти на этот раздел

  

614. "С VIII столетия до Р.Х. до XV столетия по Р.Х. греко-латинский элемент стал постепенно господствующим в мире: сначала как Римская империя, затем как Римское папство, достигшее вершины своего господства именно в XIII веке и в начале XIV столетия; это в то же время является уже началом 5-ой послеатлантической эпохи; это также есть начало крушения римско-папского господства. В этом времени берут начало импульсы, под влиянием которых стоят трагические события наших дней. И, по сути говоря, никому не понять происходящего сегодня, если не рассмотреть вещи в больших взаимосвязях ... не увидеть импульсы, подготовлявшиеся давно и ныне нашедшие способ впервые излиться. ...Вспомним, что у южных, итало-испанских народов в том, что они вырабатывали как государство, представлено последействие 3-й послеатлантической эпохи с включением, разумеется, всего наследия 4-ой послеатлантической эпохи. Вам нужно только исследовать всю структуру итало-испанского развития, каким оно явило себя на повороте от 4-ой к 5-ой послеатлантической эпохе, чтобы увидеть, как там коренится то, что было правомерным и современным для 3-ей, египто-халдейской эпохи. Именно в роде и образе того, что исходит из Рима и Испании, заявляет о себе заимствованный египто-халдейский культ как религия. ... Этот культово-иерархический церковный элемент, в который преобразовалось римство, устремившееся в Европу в виде романского католицизма, является импульсом, который последействует как отставший импульс через всю 5-ю послеатлантическую эпоху, в особенности через еe первую треть. Вы могли бы даже высчитать, сколь долго это будет длиться. Вы ведь знаете, что послеатлантические эпохи длятся примерно по 2160 лет, 1/3 составляет 720 лет. Так что начиная с 1415 г. до 2135 г. будет длиться действие иерархического романизма. ...
     До XIII столетия его действие было ещe правомерным, поскольку тогда была 4-я эпоха; но затем всe изменилось и приняло вид отставшего импульса. И он стал искать путей для своего распространения. Распространялся он, конечно, значительно. Ведь мы видим, что возникающие постепенно в новое время государственные образования пронизываются этим романским католицизмом. Мы видим, как вызревающее английское государство в начале 5-ой послеатлантической эпохи сначала целиком оказывается добычей романо-иерархо-культового элемента. Если мы хотим охарактеризовать, что же, собственно, здесь живeт, то мы должны сказать: существует стремление Рима этим иерархическим церковным элементом пропитать, целиком пронизать всю культуру Европы вплоть до того вала, который он сам себе создал на востоке Европы. Но примечательно, как такое стремление, будучи отсталым импульсом, принимает внешний характер. У него больше нет сил развивать внутреннюю интенсивность, поэтому он принимает внешний характер. ... Сила романского церковного элемента идeт вширь, но христианское настроение в исходной точке излучения подтачивает себя. Это можно показать вплоть до частностей, и это значительная истина: явление уничтожает само себя в своей исходной точке".
     "Если попытаться найти определение того, что французский государственный элемент вносит в 5-ю послеатлантическую эпоху, то можно будет сказать: это универсально-дипломатический элемент. ... Не случайно до сего времени французский язык принят как дипломатический. И вплоть до мелких подробностей освещается каждый исторический штрих, если найти, как из Рима и Испании излучается универсально-теократическое, а из Парижа — универсально-дипломатическое. ... Также и французский элемент подточен с момента своего возникновения. ... Рассмотрите, каким образом старые импульсы пересаживаются в политико-дипломатическое, как большие французские государственные мужи — Ришелье, Мазарини и т.д. — торжественно инагурируют мировую политику. ... Как результат изначальной подточенности встаeт революционное возмущение народа и ведeт к прямой противоположности того, что как раз подходит французскому государству: королевства.
     Испано-итальянский элемент не имеет такого параллельного явления, как революции. ... Но можно сказать: именно в революции проявляется, как контрастно действует во французском элементе забота о европейской дипломатии и беззаботность в отношении собственной страны (аналогично: сила римского католицизма в Европе и слабость самой Италии)". Желая играть роль в мире, Франция развивала свой флот. Но революционные события разрушили всe. "И когда французский элемент от республиканских времeн вновь вернулся к тому, что ему подходит — к цезаризму в лице Наполеона, — то именно в лице Наполеона развивается значительная оппозиция третьей стороне... Англии. ... Противоположность Франции и Англии подготовлялась давно, но именно в лице Наполеона она приняла иной характер по сравнению с прошлым". Наполеону не хватало чего-то в том наследии, которое пришло от революции. И это была морская сила. Имей он еe, он не потерпел бы поражения от англичан на море, и вся история пошла бы по-иному.
     "Английскому элементу соответствует коммерц-индустриальное, в котором человеческая душа целиком изживает себя на материальном физическом плане. Здесь мы должны отметить значительные различия: с претензией на мировое господство папство могло выступить, только имея на то определeнное основание. Видите ли, вот 4-ая послеатлантическая эпоха (это рисуется); теперь появляется первый член А 5-ой послеатлантической эпохи — папско-иерархический элемент. Он стремится к некоторого рода универсальной монархии на том основании, что является в некотором роде продолжением римского универсального государства. Б — культура души рассудочной. Она также стремится к чему-то универсальному; но ее универсальное имеет сильно идеальный характер, и важнейшее в распространении французского элемента есть не завоевание, которое выступает лишь как сопутствующее явление, а пронизание мира политическим духом, политически-дипломатическим мышлением и чувством, тем дипломатически-политическим мышлением, которое живeт не только во французской дипломатии и политике, но также в литературе и даже в остальных частях французского искусства. Если же хотят говорить об универсальной монархии и т.п., то это всe же лишь разговоры о некоего рода универсальном сне (мечте). И марширование на острие цивилизации как раз и выражает очень точно этот сон.
     Когда же мы приходим к В, то это созвучно всей 5-ой послеатлантической эпохе. ... Поэтому британский элемент рождает претензию на универсально-коммерчески-индустриальное господство. ... Подобные вещи следует признать как заложенные в мировой карме. И то, о чeм люди могут говорить и думать в данной связи, — это только о раскрытии духовных сил, стоящих за всем этим. Поэтому не следует надеяться, что британская политика станет моральной и из-за каких-либо особых соображений откажется от претензии заполучить мир в свои руки на индустриально-коммерческой основе. Поэтому нечего удивляться, что видящие эти вещи основывают общества, стремящиеся к осуществлению только одного; и к осуществлению с помощью средств духовных. И здесь мы встречаемся с началом недозволенной игры. Ибо, само собой разумеется, оккультные законы, оккультные средства, оккультные импульсы не должны использоваться как приводы именно в 5-ю послеатлантическую культуру, которая должна быть чисто материальной культурой. ... Но стремятся основать мировое господство с помощью импульсов оккультизма, импульсов, лежащих в мире сокровенного и способствующих культуре. Оккультными средствами работают не для оздоровления всего человечества, а для оздоровления группы. Теперь соедините эту обзорную точку зрения, которую я вам дал исходя из углублeнного познания, с событиями повседневности, и многое вы поймeте основательно". 174(20)

     Перейти на этот раздел

  

Действия Ангела в астральном теле человека

1095. Было бы трагедией, если бы люди не осознали действие Ангелов в их ас.телах, если бы они проспали повторение Мистерии Голгофы на эфирном плане, новое явление Христа в эфирном мире. "Тогда то, что должно быть достигнуто с помощью образов в ас.теле человека, стало бы достигаться Ангела­ми на другом пути. И то, чего люди не смогли бы достичь в своeм ас.теле, будучи бодрствующими, этого Ангелы постарались бы достичь через спящие человеческие тела... и эф.тела во время сна. ... Это представляет собой большую опасность для эпохи сознания. Если люди не захотят обратиться к ду­ховной жизни, то до начала 3-го тысячелетия может произойти одно событие. Небольшое время отделяет нас от 3-го тысячелетия, оно начнется после 2000-го года, и может случиться, что Ангелы всю свою работу должны будут изъять из ас.тел людей, чтобы погрузить еe в эф.тела. Но люди при этом участвовать не будут!... Ибо если бы они были при этом в бодрственном состоянии, то они этому воспрепят­ствовали бы. ... Тогда непременно в человеческом развитии наступило бы троякое. ... Вместо сознания свободы выступил бы инстинкт... вместо светлого, бодрственного сознания вредным, разрушительным образом из сексуальной жизни выступил бы инстинкт, который не просто означал бы определeнное заблу­ждение, но перешeл бы в сознательную жизнь, вызвал бы определeнные образования в социальной жизни. Люди, прежде всего, тем, что тогда пришло бы в их кровь вследствие сексуальной жизни, пробуждались бы не к развитию братства на Земле, а постоянно противились бы ему, но инстинктивно. (В основе здесь лежали бы намерения определeнных ангельских существ достичь неких изменений, связанных с Мистерией рождения, о чeм я не могу говорить подробнее, ибо это принадлежит к высочайшим тайнам науки посвящения).
     Итак, придeт решающий момент, где необходимо будет решать: идти ли направо — тогда нужно будет сначала думать, или налево — тогда можно спать, но тогда выступят инстинкты, которые будут ужасны. А что скажут учeные, когда выступят эти инстинкты? Они скажут: это природная необходимость". Ста­нет ли человек Ангелом или чeртом — наука объяснит всe как закономерные следствия, вторым последст­вием будет то, "что выступит инстинктивное знание определeнных лечебных средств, но это будет пло­хое знание. ... Здоровье назовут болезнью... определeнными субстанциями и отправлениями будут вызы­вать болезни. В-третьих, узнают совершенно определeнные силы ... силы определeнных колебании, при­водя которые в гармонию, раскуют огромные машинные силы ... техника войдет в дикий фарватер, но из эгоизма это сочтут благодеянием".
     "Будут испытывать большое удовольствие в следовании определeнным искажениям сексуального ин­стинкта, будут восхвалять эти искажения как особенно высокое достижение, как сверхчеловечность, непредвзятость, как преодоление предрассудков. Ужасное станет прекрасным. Но этого не заметят, так как будут говорить о природной необходимости". 182(6)

     Перейти на этот раздел

  

Оккультные основы терроризма

1207. “Если обратиться к душам умерших в настоящее время людей и, если можно так выразиться, изучить их жизненные отношения, то можно увидеть, что среди них есть такие, которые после смерти особенно встревожены знакомством с теми душами, которые здесь, на Земле, пали таким образом, как австрийская королева в Женеве (Елизавета, 1837-1898, жена короля Франца-Иосифа I; была убита итальянским анархистом Лючени). Здесь можно получить опыт, что те, кто, скажем, по вине пропаганды действия проходит через врата смерти, создают большие заботы для людей, прошедших врата смерти нормальным путем... последние тогда боятся общаться с первыми, избегают общения с ними".
     "Души, прошедшие насильственно через врата смерти, знают нечто о духовном мире после смерти, чего другие не знают. ... Такие души могут с другой стороны, с духовной стороны использовать силы, связанные здесь с физическим миром, и иначе, чем вообще можно здесь в физическом теле иметь дело с этими силами. Поэтому для них становится возможным определенные вещи узнать раньше, чем это полезно знать для прогресса человеческого развития. ... Здесь, в физическом мире, говорят: люди, подобные пропагандистам действия, которые убивают других людей, хотят указать на страдания в мире; это есть средство именно через действие вести агитационную работу и т. д. Но кто это все проанализирует и попытается привести в созвучие с социальными законами, тот скоро заметит, что все это — как "деревянное железо", лишено всякого смысла. Но неожиданно оно обретает смысл, если знать, что души, таким путем переходящие в духовный мир, узнают там вещи, которых они знать не должны и перед которыми нормально умершие души испытывают страх. ...
     В Карно (1837-1894, физик, 4-й президент Французской республики, убит итальянским анархистом Казерио в Лионе), в королеве Елизавете и в некоторых других (погибших в результате покушений) являет себя нечто примечательное: с этими покушениями была связана возможность достичь таким путем чего-то такого ... чего достигать никак не следовало бы! Этого можно бы было достигать, если бы нашлись души, которые, так сказать, стали бы их преемниками. Однако тогда и те и другие впали бы в трансцендентную, сверхчувственную вину ... они бы тогда выдали нечто, чего выдавать нельзя.
     Высшие духовные существа, высшие Иерархии помешали этому. ... Таким образом, здесь, я бы сказал, предпринята попытка недозволенными способами ... проникнуть в духовный мир, за кулисы обычного физического мира". С другой стороны, с помощью убийств (в Европе) была исключена возможность действия импульсов, которые не были преждевременными. В обоих описанных случаях не следует думать, что покушения совершаются дилетантски, без знания оккультных связей. "Еще в XIX в. на Востоке существовал один примечательный орден под названием "Тhugs". Этот орден, процветавший в одной из областей Азии, возник не из простого страстного желания осуществлять свои цели, не из какого-либо желания, жившего в сердцах членов ордена. Этот орден обязывал своих учеников убивать определенных людей по указанию остававшихся совершенно неизвестными руководителей ордена. Это был некий орден убийц, орден, в задачу которого входило убивать определенных людей. ... Убийства совершались лишь на том основании, что членам ордена "Тугс" неизвестными властями давалось указание убить ту или иную личность". За учреждением подобного ордена опять же стоит знание о том, что прошедшие через насильственную смерть узнают определенные тайны.
     При этом делалось еще следующее. "Определенных, подходящих для этого людей обучали как медиумов, затем вводили в медиумическое состояние и с помощью неких отправлений наводили на них потоки, идущие из духовного мира, так что медиум сообщал определенные тайны, к которым нельзя было подойти иначе, как только с помощью насильственного убийства, когда убитый в другом мире употребляет те силы, которые предназначались для земных дел, но остались неиспользованными по причине насильственной смерти".
     "Подобные вещи совершаются за кулисами внешних событий как раз в наше десятилетие. Здесь имеется сознательное намерение в руки определенных групп людей вложить тайну господства над массами. ... Это есть тайна, как именно над массами, которые мало заботятся о внешних событиях и тем не менее имеют спиритуальные задатки служить подготовлению шестой послеатлантической культуры (имеются в виду русские. — Сост.), как над этими человеческими массами осуществить абсолютное господство, как способ господства над ними дать в руки небольшого числа отдельных людей. Это одно. Другим является нечто, чему лишь в будущем надлежит играть большую роль, — это стремление получить в руки средства задавать определенное направление отношениям, связанным с процессами болезни и процессами размножения. ... Материалистическая эпоха стремится из определенных кругов парализовать все спиритуальное развитие человечества, сделать его невозможным, свести все к тому, чтобы люди его отвергали в силу одного темперамента, в силу характера считали все спиритуальное глупостью. ... Для этого будет даже изобретена вакцина, вводимая как будто бы против болезни, но так влияющая на человеческое тело, что ни одна спиритуальная склонность не сможет поселиться в человеке". Для этого и стремятся узнать из духовного мира тайны, которые сейчас не должны быть известны.
     Тот азиатский орден убийц действовал систематически со знанием дела, хотя все это ужасно в высшей степени. И поскольку это вело к возрастанию реальной власти над определенной частью человечества, то с другой стороны — по-дилетантски, т. к. это было от страха рожденное дитя, — как противообраз, на сцену выступила пропаганда действия как попытка использовать недозволенные средства. "И существует необходимость знание о подобных вещах внести в сознание человечества 5-й послеатлантической эпохи. И только в том случае, если это войдет в сознание человечества 5-й послеатлантической эпохи, сможет быть достигнуто то, что составляет истинную цель земного развития.
     Должно случиться, что люди преодолеют неудобство, связанное с иным мышлением, не тем, которое прививают т. наз. ученые в современных высших школах. Должно наступить время, когда определенное число людей объявит себя готовым воспринять неудобное мировоззрение и черпать свои понятия, идеи и жизненные цели из духовного мира. Ибо человечество не должно пребывать в том сне, в котором оно хочет оставаться с абстрактными, всеобщими понятиями, к которым стремится материалистический век, называя их благородными.
     Если вы, таким образом, обдумаете все, что я вам сказал, то увидите, что существует немало возможностей использовать силы, идущие из духовного мира, так, чтобы здесь, на Земле, в 5-ю послеатлантическую эпоху учредить нечто нездоровое. ... и следует подчеркнуть, что принятие подобного знания есть необходимость, связанная со всем основным характером нашей эпохи". 178(3)

     Перейти на этот раздел

  

1210. Все махинации, связанные со злоупотреблением физическими жизненными силами, проистекают от Аримана. 107(12)

     Перейти на этот раздел

  

1547."С помощью особых упражнений люди англо-американской расы должны будут постепенно приобрести сильное чувство того, что их тело принадлежит земле. Они должны будут не только чувствовать: я есть моя рука, я есть моя нога, — но они должны будут также чувствовать: я есть также сила тяжести, что проходит через мои ноги, я есть также тяжесть, что нагружена на мои руки. — Должно быть вызвано сильное физическое чувство родства между человеческим телом и земными элементами. Этим чувством ныне обладают ... некоторые виды обезьян. Оно составляет их душевную жизнь. Это можно у них изучить физиологически-зоологически. И то, что там содержится, — это смогут постепенно ввести в систему человеческого воспитания; необходимо лишь все больше и больше грубое родство человека с природой вносить в систему телесного воспитания. Благодаря этому смогут — я ... лишь сообщаю факты — заниматься неким родом практического дарвинизма. ... Человека можно в определенном отношении "обобезьянить". Такова практическая сторона дела. Она кажется инстинктивной, но хорошо управляется, культивируется в высшей степени с помощью особых видов спорта и т. п.". А этим усиливается чувство родства души с земным, и как следствие выступает тот спиритуальный идеал, о котором говорилось выше.
     "Так преодолевается смена состояний между духовной и физической жизнью и постепенно осуществляется идеал: в будущие времена земного развития жить как некий род привидения, населять Землю в виде призраков. Исключительно интересно в этом отношении, что такой идеал можно будет культивировать только в сфере мужского населения, поэтому, несмотря на все внешние политические стремления, которые как будто бы хотят противоположного, обнаруживается, если заглянуть глубже, что хотят совсем другого, чем то, что выражается внешне-политически. В англо-американской культуре будет выступать все большая противоположность между мужским и женским населением. То, чем является англо-американская духовная жизнь, это в существенном через женщин перейдет на потомство, в то время как то, что будет жить в мужских телах, устремится к идеалам, какими они описаны. В будущем это даст конфигурацию англо-американской расе". 181(17)

     Перейти на этот раздел

  

1161. Из письма Р.Штайнера к А.Минцловой по поводу заявления, сделанного Олькоттом перед смертью, будто Майстеры явились к нему и велели избрать председателем Т.О. Анни Безант: "Подобного рода вещи могут вызвать лишь невероятные заблуждения, а в будущем это приведет к тому, что между Майстерами и Обществом будет прервана всякая связь. Ибо Майстеры, вероятно, больше не станут заботиться об Обществе, в котором их считают способными играть ту роль, о которой теперь заявляют из Адьяра". 264 с.297

     Перейти на этот раздел

  

1162. "Если бы то, что жило в душе Блаватской, полностью перешло на Запад, то идеал полезности (дарвинистской) осуществился бы с помощью спиритуализма. "Бюро Юлия" (основано журналистом Вильямом Стидом в Лондоне) является лишь одной из неудачных попыток этого рода в связи с Блаватской. Оно было учреждено для собирания возвещений духовного мира, которые должны были служить обычной физической полезной жизни. Это была карикатура на то, что в высоком стиле должно было совершиться через Блаватскую. Если бы попытки такого рода по отношению к Блаватской полностью удались, то сегодня повсюду существовали бы учреждения, в которых сведения из духовного мира получались бы через медиумов: на какой номер упадет выигрыш, что нужно сделать, чтобы жениться на той либо иной девушке, чтобы произвести на свет такую-то либо такую-то личность. Можно было бы играть на повышение или понижение биржевых ценностей, получая для этого сведения от медиума. Спиритуальная жизнь была бы поставлена на службу потребностям!" Но в нужное время в жизни Блаватской были закрыты врата медиумического проникновения в духовный мир. Журналист отступился, и его место занял Олькотт (1832-1907), "о котором я уже говорил, что он был перевоплощением пирата Джона Кинга из XVII в. Этот Олькотт занимался тем, что из ничего создавал чайные чашки и т. п., когда в них возникала потребность". В этом отразилось столкновение простого принципа потребности с потребностью, удовлетворяемой из спиритуального. 171(10)

     Перейти на этот раздел

  

1165а. "Возможность заблуждения на оккультном пути никогда не была столь большой, как теперь. Одна из худших вещей, какие тут начинают делать, — это говорить людям вслух об их инкарнациях. Ведь этого нельзя доказать, и у людей через это разрушается интеллект". 266-2, с. 210

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru