Главная / Предметный указатель / /
воление (во взаимосвязи) — происхождение |
3. Возникновение жизни на Земле
Возникновение элементов и процессов 152а. "Сначала Земля была единым живым существом, потом: земля — существо воды + воздух — существо тепла + происходит взаимодействие, потом: земля + вода воздух + тепло потом: земля + земля вода + вода воздух + воздух". Д.40, с. 25 Следующие один за другим эоны совпадают с четырьмя элементами : огонь, воздух, вода, земля.Д.60, с. 31 Если не просто наблюдать, а пытаться созерцать воду, углубляться в ее природу, а затем
также созерцать свет, медитативно пережить, откуда свет возникает, так что весь окружающий мир превращается в текучий свет, сотворенный нами, то тогда можно попытаться оба созерцания соединить как бы химически. "Насквозь пронизанная светом вода есть тело, которое алхимики называли Меркурием. ... Но этот алхимический Меркурий не есть обычная ртуть. ... Необходимо сначала пробудить в себе способность с помощью чистых понятий породить себе из окружающего свет. Меркурий есть смесь света с созерцанием воды, пронизанная светом сила воды, которой овладевает человек. Это элемент астрального мира". Далее таким же способом силу воздуха можно химически соединить с порожденным чувством огнем; тогда мы получим "огненный воздух" (Фауст). Один элемент здесь вытягивается, высасывается из данного элемента, из воздуха, другой, огонь, тепло, нужно самому породить в своем внутреннем.
"Этот воздух плюс огонь алхимики называли серой, сульфуром, светящимся огненным воздухом. И если вы теперь светящийся огненный воздух соедините с водным элементом, то обретете истину той астральной материи, о которой в Библии сказано: и Дух Божий носился над "водами"". Третий элемент возникает, когда Землю лишают силы и эту силу Земли объединяют с духовной силой в "Звук"; тогда получают то, что здесь названо Духом Божиим. Это также называют "громом". Действующий Дух Божий есть гром, есть земля плюс звук. Таким образом, Дух Божий парит над астральной материей. Та "вода" не обычная вода, но то, что называется астральной материей. Она состоит из четырех видов сил: воды, воздуха, света и огня. Расположение (расстановка) этих четырех сил представляет собой астральное созерцание в виде четырех измерений астрального пространства.
Итак, мы видим, что астральное является наполовину субъективным, т.е. данным субъекту пассивно — вода и воздух, тогда как свет и чувство (огонь) объективны, т.е. активно явлены субъектом. Лишь наполовину можно найти астральное внешнее (как данное субъекту, полученное из окружения). Другая часть должна быть туда привнесена субъективно, собственной деятельностью человека. Из сил понятий и чувств (из данного) через деятельную объективизацию получают другую часть. Так что в астральном мы имеем субъективно-объективное. На Девахане же нет никакой объективности (просто данного субъекту). Там царит полностью субъективный элемент".324а, с. 58-60 "Через взаимодействие огня и воды, жары и влажности (через взаимодействие жары с холодом)
возникла кристаллизация и получился Четвертый элемент — земля". Получилась форма, мужское, человек. 266-1, с.331 "В учении розенкрейцеров подчувственным всегда назывался мир элементов огня, воздуха, воды и земли".266-2, с. 160 "Возрождающееся (воскресающее) : прорастающие силы. Двигающееся вперед — солевое, сдвинутое в меркуриальное; стремление на воздух. Меркуриальное сдвигается в сульфурное. Дух в соли — от Земли, как форма в растущее существо: в меркурий".Д.19, с.4 "Азот является восприемником формообразования; жизнь движется туда, где N получает условия для формообразования: там С (углерод) переводится духовным существом
в формообразование. Универсальная сила несет существо — из Н (водород) в О (кислород); здесь она находит эфирно-живое (а если несет в N, то находит астральное), а затем — в С. С: здесь следует искать дух, который формообразует. N: здесь следует искать душевное, действующее вовнутрь. О: здесь следует искать жизнь, выводящую форму вовне. Н: здесь следует искать то, что распространено во всеобщем. S (сера): это и есть указанная универсальная сила". Д.18, с.7 Сульфур-процесс, сгорание, лежит в основе всех мыслей. "Поэтому он соответствует "чувству" в божественном процессе развития. Можно сказать: период Сатурна был волей, период Солнца был чувством". Др. Луна — меркуриальный процесс — "...ступень творческих мыслей. ... Эти творческие мысли открывались как звук; благодаря ему из воды формировались тела
человека и животных". 266-1, с. 330
Без содействия азота не было бы сознания, астральное не смогло бы проявиться. Без тепла не было бы самосознания. Серный процесс означает сгорание. Солевой процесс — это сгущение, подобное оседанию соли. Знак Меркурия: вверху Луна, круг — это знак Солнца, крест соответствует Я. В середине Атлантической коренной расы в человека вошло Я. 266-1, с. 312-314 Перейти на этот раздел
263.
| Прошлое | Настоящее | Будущее | Физическое | головной чел-к | Ритмич. чел-к | Чел-к конечностей | Душа | Жизнь представлений | Жизнь чувств | Жизнь воли | Дух | Бодрственная жизнь | Жизнь сновидений | Жизнь сна | | Красота | Мудрость | Сила | "Жизнь представлений указывает нам не так далеко назад, как голова. В космосе должна была сначала иметься голова, прежде чем стали возможными представления. Эта жизнь указывает нам на др. Луну и Солнце. Жизнь воли указывает нам на будущее — на Юпитер и Венеру. Жизнь сна указывает на Юпитер. На Юпитере происходящее во сне примет внешнюю форму; на Венере состояние воли примет внешнюю форму.
Голова | Жизнь представлений | Бодрственная жизнь | Жизнь сна | Жизнь воли | Человек конечностей | Сатурн | | | Юпитер | Юпитер | Юпитер | Солнце | Солнце | | | Венера | Венера | | Луна | Луна | Луна | | | Вулкан | 202 (2) Перейти на этот раздел
347. "Когда мы испытываем нехватку дыхания, то в дыхательных путях сидит чуждое элементарное существо. Но это аномально образованный дыхательный процесс. В нормальном ... сидит постоянно возникающий человек Постоянно из макрокосмоса идет становление человеческого рождения, рождения внутреннего человека в человеке. Весь процесс, разыгрывающийся здесь, стоит под активным воздействием астр.тела…". "В выдохе действует активность эф.тела, жидкий элемент. Во время сна из человека выходит микрокосмическая часть астр.тела; зато тем деятельнее становится макрокосмическая часть. Во время бодрствования человек регулирует вдох сам изнутри, своим астр.телом, а астральность космоса тогда спит. На внешнюю астральность влияет околоземное, климат и т.п. Если мы перейдем в область, регулируемую головой (хотя в ослабленном виде это происходит во всем человеке), то там мы найдем утонченное дыхание, где во вдохе и выдохе участвует тепло; гл.обр. на вдохе, т.к. выдох становится внутренним процессом. Итак, в нервно-чувственной системе мы вдыхаем тепло, тепло космоса, и это тепло несем с собой: "...свет, макрокосмический химизм, макрокосмическую витальность, макрокосмическую жизнь". — Световой, химический и жизненный эфиры макрокосмоса переходят в человеческий организм. В отношении выдоха мы приходим к сильному огрублению в нижнем человеке: от процесса образования углекислоты к пищеварению, к обмену веществ, который является модифицированным выдохом. Одна и та же сумма сил формирует выдох и обмен веществ: она имеет дело с элементом "земли", как в случае вдоха мы имеем дело с элементом "воды". Представим себе путь теплового элемента: "...он несет свет, химизм, витальность и связывается с дыханием, но не отдает дыханию свет, удерживает его; он отдает дыханию только химизм и витальность. Свет остается (отстает) здесь (рис.) и наполняет человека как внутренний свет, становится мыслительной деятельностью". Далее в процессе вдоха-выдоха отдается химизм и становится в человеке внутренним химизмом, откладывается в нем как макрокосмический химизм. И вплоть досюда, в этом взаимодействии между выдохом и обменом веществ, идет жизненный эфир и воспринимается человеком. Итак: "свет входит на путях теплового эфира, стоп! Там же вступает дыхание, для света остановка; свет распространяется, он далее не воспринимается организацией человек и может распространяться как свет. Световой организм мы несем в себе как чисто световой организм, который мыслит. Мы исследуем процесс до того момента, где вдох граничит с выдохом; до того момента он несет в нервно-чувственном процессе химизм. Потом химизм стоп! Внутренний химизм, химический организм в нас чувствует. Теперь мы идем дальше вниз, туда, где выдох составляет пищеварение, обмен веществ. Он не идет до внешнего процесса обмена веществ, состоящего в восприятии средств питания, но только до внутренних процессов обмена веществ. И там стоп! с жизненным эфиром. Жизненный эфир опять-таки образует человеческую организацию, которая волит. Так возникает мышление, чувствование и веление". Все три описанные стадии во внешне-физическом протекают: 1) в нервных путях, 2) артериях, 3) в венозной циркуляции. Остается собственная витальность; ее физической проекцией являются лимфатические пути. Кто способен видеть, как нервные пути образуют пути чувств, находит на этом пути карму. В процессах лимфы опять-таки образуется карма". Лимфатические пути — это в то же время начала кармических путей, идущих в будущее" (рис.; справа). Там, где образуется венозная кровь, в человеке возникает задержка, скапливание кармы, и человек действует в смысле кармы. "Изменения в крови попросту выражаются в гневе. А то, что там застаивается, поскольку прошлое не остается внизу в венозном процессе, это ведет к действию, переходит в образование кармы". 318 (7) Перейти на этот раздел
1352.
206 (22.VII) Перейти на этот раздел
1665. Чувствующий человек пребывает как разделительная линия. Над нею — сверхчувственное (силы познания), ниже ее — подчувственное (силы воли). "Откуда приходят эти подчувственные силы, силы воли? — это те же силы, что и силы планет, т.е. для нас здесь это силы Земли. В действительности в нас постоянно действуют силы Земли; это силы волевой природы. Силы познавательной природы приходят с периферии мира, они как бы изливаются извне: из внепланетного они изливаются в нас".191 (2) Перейти на этот раздел
1672. "Воля повсюду идет совместно с движениями конечностей. Так что о воле мы должны говорить как о той душевной деятельности, которая может принимать трехмерный облик". "Во всех волнах ощущений и чувств бесконечно большую роль играет тот факт, что мы располагаем правой и левой половинами тела, что мы построены симметрично. Благодаря этому все происходящее с нами слева мы относим к правой стороне; невидимо нечто возникает в нас слева и перекрещивается с тем, что струится справа. Единственно благодаря этому возникает чувство. Чувство ни в коей мере не возникает в трехмерном пространстве, оно всегда возникает в плоскости. ... Мир чувств переживается человеком только в той плоскости, которая, если представить ее себе как плоскость сечения, делит нас на две симметричные половины. Жизнь чувств подобна картине, нарисованной на полотне... Представьте себе, я натягиваю полотно и рисую справа налево и слева направо, и в наблюдении я даю действовать одному сквозь другое... И картина, возникающая здесь, она, собственно говоря, двухмерная. Все трехмерное, если я могу так выразиться, проецируется на двухмерное. Вы можете построить и другое представление. Представьте себе, что вы оказались бы в состоянии от предметов, стоящих справа, и от предметов, стоящих слева, отбросить тень на одну поверхность... на натянутую перегородку. Так обстоит дело с нашим миром чувств. Он не трехмерный, а двухмерный. Человек, по сути говоря, оказывается с двух сторон работающим художником, когда он не просто чувствуя вживается в пространство, но когда он через трехмерную волю все то, что ему встречается в пространстве как действие чувств, когда он через волю, которая, конечно, трехмерна — художник — это воля, — набрасывает все в теневых образах на идущую спереди назад плоскость. Чувствуя, человек живет в картинах, которые двухмерно тянутся через его тело, но которые при этом нарисованы с двух сторон. Итак, когда мы для нас самих, для людей, хотим в душевном найти переход от воли к чувству, то мы должны перейти из трехмерного в двухмерное. Но благодаря этому вы получаете иное отношение того душевного, которое выражается в чувствах, к пространственному, чем когда вы просто говорите о душевном, которое непространственно. Плоскость имеет два измерения, но она не пространственна. Вы можете доску назвать плоскостью, но в действительности она представляет собой тело с определенной толщиной. Плоскость хотя и пребывает в пространстве, но сама она не пространственна; пространство всегда должно иметь три измерения. И в это трехмерное пространство входит только воля. Чувство же... двухмерно. Однако оно имеет отношение к пространству, как имеет к нему отношение тень". Мир чувств постоянно пронизан миром воли. Часто мы их даже не разделяем. Действие воли бывает довольно тонким. Когда нас, напр., кусает комар, то мы делаем защитное движение, и оно выражается в движении крови, в ритме дыхания. Но этого часто не замечают. И так не отличают того, что делает воля, от того, что составляет содержание чувства. Содержание чувства также слишком робко. "К нему можно прийти только в очень тщательной медитации. Но если все принадлежащее к воле вы однажды сможете отключить от чувств, то тогда вы уменьшитесь справа и слева и станете в середине плоскостью. И когда вы станете плоскостью в середине и некоторым образом сознательно, как художник, начнете рисовать свои переживания на этой плоскости, тогда вы начнете понимать, почему мир чувств так исключительно отличается от обычных переживаний". "А мышление — если с непредвзятой душой подойти к нему — как мало можно сказать, что мысль пребывает в пространстве. Собственно, нигде в пространстве мышления нет. И тем не менее, оно должно иметь отношение к пространству. Ибо, несомненно, мозг является если и не инструментом, то все же основанием для мышления, ...медитативно мышление переживается как то, что простирается только сверху и снизу. Мышление вообще одномерно, протекает в человеке по одной линии. Можно, т.обр., сказать: воля образует себя трехмерно, чувство — двухмерно, мышление — одномерно". Так постепенно совершается переход от пространственного к внепространственному. "Когда мы совершенно выходим из измерения и переходим к точке, то мы приходим к нашему Я. У него нет никакой протяженности. Оно точечно". Как телесное в человеке относится к волевому существу? — Оно пронизывается волей по всем направлениям, как губка водой. К чувству оно относится, как предмет к своей тени на стене. Представим себе некое облако как наше душевно-духовное. Это прежде всего воля с ее тремя измерениями. "Мы видим первым световое облако, затем это световое облако в середине само в себе рождает плоскость и через это чувствует. Плоскость же, в свою очередь, стремится стать линией. Поэтому мы постоянно должны представлять себе: облако, плоскость, линия как живущие в себе образования... облако, плоскость, линия — линия, плоскость, облако и т.д. ... Вы даете исчезнуть третьему измерению и через это теряете волю. Вы даете исчезнуть второму измерению и теряете чувство: мышление теряют, дав исчезнуть первому измерению. Тогда приходят к точке. Тогда впервые приходят к Я. Люди много говорят о 4-м,5-м измерении. Мысля математически, это дается легко, но в действительности четвертое измерение упраздняет третье, пятое — второе, шестое — первое, и приходят к точке". Если вы рассмотрите морскую звезду, которая имеет пятиконечную форму, то вам станет понятно, почему ей недоступно единое чувство. "Морская звезда не может правое соотнести с левым, правым охватить левое, но она должна постоянно приводить в отношение один луч с другим или двумя, тремя или со всеми четырьмя. Поэтому то, что мы знаем как чувство, вообще не живет в морской звезде. Как обстоит дело с тем — я прошу вас следовать за мной в этом интимном ходе мысли, — что нам известно как чувство? Что нам известно как чувство, приходит справа, приходит слева и в середине удерживается в покое. Мы идем через мир, когда с нашим чувством спокойно ставим себя в мир. Морская звезда этого не может. То, что она вот отсюда (см.рис., красная стрелка) испытывает как действие мира. Она не может симметрично связать с чем-то другим. Она может это отнести (красное) к одному или другому, третьему или четвертому лучу, но наиболее сильно она это свяжет вот с этим )желтое). Поэтому морская звезда никогда не имеет внутри спокойных чувств, но когда она обращает внимание на одну сторону, то, благодаря ее устройству, в ней возникает переживание: ты излучаешься туда, ты посылаешь туда луч (желтая стрелка). И когда она ощущает нечто оттуда, то она чувствует, как будто что-то выстреливает из нее. Она совсем не имеет спокойных чувств. Чувства как бы выстреливаются из нее. Она чувствует себя излучающейся в мир. Если вы тонко разовьете свои чувства, то сможете это пережить, наблюдая морскую звезду. Взгляните на окончание одного из лучей и затем соотноситесь со всей морской звездой, тогда в вашем представлении она придет в движение по на-направлению этого луча, как если бы туда заструился свет. И так обстоит дело и с другими животными с несимметричным строением, не обладающими осью симметрии".213 (1) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 217230 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 217980 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 217990 не найден. Перейти на этот раздел
1803. "Как пищеварение соответствует мыслительной деятельности, так деятельность сердца и крови соответотвуют жизни воли и вожделений; все, что как определенные субстанции в виде различных средств питания оказывает воздействие на кровь, выступает соответствующим образом в волевой деятельности".96 (11) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 218500 не найден. Перейти на этот раздел
|