Главная / Именной указатель / /
ХОМЯКОВ |
1437. Славянофил Хомяков. "Он еще схватывал дело с духовным знанием". С ним в чем-то единодушен был Орест Миллер* . Вл. Соловьев указывает на некое облачное духовное образование, стоящее в высях над отдельным человеком в духовном отдалении и воздействующее на душу народа. Оно осуществляет через русский народ некую миссию. У него не идет речь о том, что Душа народа должна стать силой в отдельной душе, как это имеет место у немцев. Борис Чичерин (1828-1904), гегельянец, напротив, утверждал, что "в действительности лишь только то, что человек может постичь в своей душе, может быть передано русской сути". Его главная работа "Наука и религия". 64 с.309-311
________________________________
* Орест Федорович Миллер (1834-1889), профессор древнерусской литературы в Петербурге. Принадлежал к умеренным славянофилам.
Перейти на этот раздел
1452.В I-й половине XIX в. Хомяков выражал идею того рода, что западноевропейская жизнь стара, она пришла в упадок и русский народный дух призван обновить духовную жизнь Европы. И все историческое становление в будущем зависит от посланничества русского народа. Выражал эту идею Хомяков тонким, поэтическим образом, но при этом в 1829 году он, как гусар, добровольно принял участие в русско-турецкой войне, поскольку ощущал в ней первую вспышку всемирно-исторического посланничества России. У Данилевского (см. его книгу "Россия и Европа"), уже в конце XIX в. духовная задача русских целиком сплавлена с волей к завоеваниям. Взгляды Данилевского разделял Страхов. Однако Владимир Соловьев, принимая идею посланничества России, подверг книгу Данилевского критике. Данилевский утверждает: Европа ненавидит нас потому, что боится в нас нового, более высокого типа культуры. Соловьев возражает ему: Европа смотрит на нас враждебно и со страхом ввиду наличия в нашей жизни темного и неясного элемента власти, ввиду слабости духовных, культурных сил. Россия больна, пишет Соловьев, хотя физически мы еще сильны. На нас лежит бремя скрытого в народном характере и не осознаваемого греха. Пока мы духовно связаны и парализованы, все наши элементарные инстинкты будут направляться на вредное. "Существенный, да, единственно существенный вопрос для истинного патриотизма есть вопрос не о силе и не о призвании, а о грехах России" (Соловьев. "Россия и национальный вопрос"). 24 с.300-306 Перейти на этот раздел
1482.Хомяков, Иван Киреевский — в них велико и значительно именно то, что живет в них как внутренняя, сокровеннейшая жизнь, но оно порождает в них туманную мечтательность чувств. 65, с. 433 Перейти на этот раздел
|