Главная / Предметный указатель / /
МЕДИТАЦИЯ — и молитва |
Годовой цикл праздничных настроений
585a. "Переживание Мистерии Рождества должно, собственно, длиться и в январе, скажем, до 22, 23, 24, 25 января. Потом приходит время, длящееся до 24, 25 февраля, которое нужно посвятить медитативному ощущению того, чем стал Иисус в его странствии в среде человечества". Затем приходит время для христианского самопознания. Оно длится с конца февраля до 21-25 марта. Это время поста. Здесь нужно следить за тем, как странствует наше внутреннее. "Тут, прежде всего, можно почувствовать, как Земля своими силами захватывает человека, и он благодаря этому захвату земными силами должен до некоторой степени проделывать свой путь совместно с закатом Земли". Внешняя природа возвещает об упадке, человек ощущает себя связанным с ним природой своего тела, и его охватывает страх, что закат может охватить и моральное. Препятствуют этому постом. Пасхальное время следует сопровождать следующими семью настроениями: 1. Взирание на физическое тело 2. Могила 3. Смерть 4. Воскресение 5. Поклонение (единому Богу) 6. Христос во мне 7. Исповедание (медитативно). Теперь мы подходим к маю — до 25 мая. Эти дни должны дать нам "...ощущение непосредственного присутствия сверхчувственного, что мы можем учиться переживать в связи со странствием воскресшего Христа Иисуса со своими учениками". Так должно в нас родиться ощущение бытия морального, а тогда мы становимся зрелы, чтобы мир пережить как видимость, но зато нам в результате открывается сокрытая в мире истина. Теперь мы имеем все необходимое, чтобы конкретнее пронизать себя воскресшим Христом. Потом мы становимся, подобно Павлу, учениками Воскресшего и начинаем вчувствоваться в иной мир. Май — июнь — праздник Св. Духа. Если мы проделали все предыдущее, то нам следует погрузиться в семь следующих переживаний: 1. Новое живое познание (Евангелие) — мир природы нисходит, возрастает моральное. 2. Вид на бытие морального. 3. В духе сама себя хранящая истина. 4. Материя есть дух. 5. Освобождение языка (ощущение в высказанном слове мирового Слова). 6. Чувство освобождения. 7. Соединение с духом. И вот наступает Иоанново время, июнь — июль. 1. Дух в становлении (освобождение нашего духа). 2. Свет во тьме для становления в бытии. 3. Бодрственный сон природы. 21/23 июля — 22/23 августа; время созревания. 1. Становление духом, который наполняет. 2. Действие света в темноте. 3. Полное покоя ткание духа. 4. Сопереживание внешнего (духовного) в духе. 23 августа — 23 сентября. 1. Всматривание в дух (по мере отмирания природы). 2. Доверие духу. 3. Почитание мировой силы. 4. Светящееся внутреннее в темнеющем внешнем мире. 5. Благодарное взирание на созревание собственного света. 23 сентября — 23 октября. 1. Чувство самоодухотворения в созерцании. 2. Моральное созерцание мира. 3. Мир опадает и затемняется. 4. Светящееся внутреннее учится молиться. 5. Ощущение необходимости закона. 6. Ощущение изобилия духа. 23 октября — 24 ноября. 1. Воля без побуждения. 2. Моральное хочет охватить волю. 3. Что я вижу — это не мир. 4. Во тьме, в смерти должен я искать Солнце. 5. Человек сам во тьме. 6. В человеке умирает мир. 7. Как мир вновь оживает в человеке? Потом следуют еще две семичленности переживаний для времени Адвента. 1. Логос 2. Заповедь 3. Природное свершение 4. Моральная сила 5. Свет. Справедливость 6. Христос 7. Иисус = Эммануэль Затем мы осознаем далее действующее во всяком действии. 1. Имена. Сила становления бытия. 2. Действующее 3. Имя имен 4. Ведущее через смерть и тьму 5. Прародители Христа 6. Примирение Земли и Неба 7. Проодухотворение Земли. Так формируется новый молитвенник для всего кругооборота года. Он созвучен "Календарю души".343, 554-580 Перейти на этот раздел
541. Молитвенное настроение приводит нас, с одной стороны, "к рассмотрению нашего узкоограниченного "я", которое из прошлого времени вработалось в настоящее; и это, если мы его видим, ясно показывает нам, сколь бесконечно больше имеется в нас, чем мы в состоянии использовать; а с другой стороны, это рассмотрение ведет нас в будущее и показывает нам, как из неведомого лона будущего в "я" вливается бесконечно больше, чем это "я" готово постичь в настоящем. К этим двум настроениям сводимо всякое молитвенное настроение". Благодаря таким настроениям мы можем найти в себе силу встать над самим собой, приблизиться к Божественному. Молитва также есть сила для развития нашего Я или для преодоления страха перед будущим. Если так посмотреть на сущность молитвы, то не будет удивительным, что великие мистики в преданности молитве находили лучшую подготовку к тому, что они искали в мистическом погружении. Молитва подготовляет к мистике — к медитации, концентрации, а оттуда нам указывается на саму работу в духовном исследовании. Молитвенное настроение имеет место в искусстве: ода, гимн в литературе; в живописи встречается "нарисованная молитва"; собор — это застывшая молитва. 58(VII) Перейти на этот раздел
|