Главная / Предметный указатель / /
ЛУНА (древняя) — и человек |
V. ДРЕВНЯЯ ЛУНА 113. "Подведем здесь снова для обзора общий итог развития лунной планеты и ее существ. I. Луна — это планета, на которой человек развивает образное сознание с его символическим характером. II. Во время двух первых кругооборотов ("кругов", "рунд") происходит род повторения событий Сатурна и Солнца, чем подготовляется лунное развитие человека. III. В третьем кругообороте получает бытие астральное тело, излитое Духами Движения. IV. Одновременно с этим событием от вновь пробужденного единого солнечного тела отщепляется Луна и начинает двигаться вокруг остатка Солнца. Развитие связанных с человеком существ происходит теперь на Луне. V. Во время четвертого кругооборота Духи Сумрака обитают в человеческом физ.теле, благодаря чему поднимаются на человеческую ступень. VI. Возникающему астральному телу Духами Личности (Азурами) прививается самостоятельность. VII. Во время пятого кругооборота человек начинает в смутности сознания работать над своим физическим телом. Благодаря этому к существовавшей уже ранее монаде присоединяется Самодух (Манас). VIII. В эфирном теле человека во время лунного бытия развивается род радости и страдания, носящих пассивный характер. В астральном теле, напротив, развертываются аффекты гнева, ненависти, инстинкты, страсти и т.д. IX. К двум прежним царствам, растительному и минеральному, которые низвергаются на более низкую ступень, присоединяется животное царство, в среде которого теперь находится сам человек. К концу всего этого мирового периода Луна все более приближается к Солнцу, и когда наступает промежуток покоя (пралайя), они оказываются опять соединенными в одно тело, которое затем проходит через состояние сна, чтобы вновь пробудиться в новом мировом периоде — периоде Земли".11 (3) Перейти на этот раздел
Общий очерк
114. Др.Луна выступает из состояния "мирового сна" как единое тело. На ней происходят повторение древнего сатурнического, затем солнечного развития, но в изменившихся условиях. Затем Духи Движения приносят в жертву свое астральное тело. Благодаря этой жертве человеческое существо приобретает первые душевные качества, с помощью которых испытывает удовольствие и неудовольствие от процессов внутри себя. Духи Формы видоизменяют эти чувства так, что в человеке появляются "первые признаки желания и вожделения". Однако они лишены "внутренней жизни и самостоятельности". Физическое на др.Луне уплотняется до "воды", понимаемой как "жидкая форма бытия"; т.обр., физ.тело человека включает в себя отныне вещественность трех родов: тепловую, воздушную и водную. На Луне проявляется двоякое отставание в виде двух царств Бытия. Низшее из них образуют существа, остановившиеся на ступени Сатурна, — у них лишь одно физическое тело; второе образуют существа, не способные включать в себя самостоятельное астральное тело. Отставшие царства пронизывают и человека. Из Луны выделяется мировое тело, "как возрожденное и утонченное Солнце"; оно берет с собой лишь "теплоту" и "воздух". Выделение Солнца позволяет Иерархиям беспрепятственно проходить свое высокое развитие, чему помешала бы плотная вещественность воды. Благодаря этому они могут сильнее дейстовать на Луну. С нею остались связанными Духи Формы. "Они закрепляют вожделения и природу желаний", благодаря чему водное уплотняется до "тягуче-жидкой" формы; уплотняются также и воздушные, и тепловые образования. "Всякое развитие основано на том, что сначала из окружающей жизни отделяется самостоятельное существо; потом в отделившемся существе, как бы через отражение, запечатлевается окружающее, а затем это отделившееся существо самостоятельно развивается дальше". Так это было и на Луне. Солнечные существа имели собственную жизнь, отраженную лунными процессами. Но потам произошло нечто особенное, имевшее огромное значение для всего последующего развития. Отставшие существа "завладевают находящейся в их распоряжении стихией воли (наследием Престолов)" и развивают свою, независимую от солнечной жизнь. В это вовлекается и "царство предков человека". Вся Луна в это время состояла из растительно-минеральной массы. Ее покрывало второе царство — растение-животных. "И сам человек мог быть обозначен как человеко-животное". Но его облик облагораживали существа Солнца, возвышая его над лунной жизнью; они давали ему также силы самому работать над своей природой. Духи Формы делали его приспособленным к лунной жизни. В человеке было две природы. Та, в которой действовали отпавшие духи, была самостоятельнее, чем первая, в которой жили солнечные существа. Между обеими природами возникла борьба. Солнечные существа внесли в нее равновесие, сделав "вещественную организацию, которая обусловливала самостоятельное мировое сознание, преходящей и подверженной разрушению". Выделяя из себя эту организацию, человек совершенно отдавался солнечной жизни; потом лунная часть вновь восстанавливалась. Духи Личности на др.Луне поднимаются к инспиративному сознанию, Архангелы — к имагинативному. Первые оказывают действие на астральное тело человека, вторые — на эфирное. Астральное тело благодаря этому получает характер личности, может относить к себе переживаемые им радости и страдания. В нем еще нет сознания "я есмь", но оно чувствует себя несомым духовном окружением. Эфирное тело все более развивает внутреннюю жизнедеятельность. Возникают процессы роста, питания. Последнее одновременно было и родом дыхания, поскольку растение-животные, служившие пищей, были не плотнее "густого пара". Дыхание состояло во вбирании в себя и излиянии теплоты. Астральное тело позволяло сопровождать эти процессы дыхания и питания чувствами. Процесс представления был в человеке Луны близок к размножению. Окружающий мир не воздействовал на чувства непосредственно, а рождал образы в смутном сознании. Эти образы можно сравнить со сновидениями, только соответствовали они внешним событиям и могли служить руководством к действию, подобно современным восприятиям. В этих образах появляются и существа Иерархий: в растительно-животном царстве — Духи Личности, в минерально-растительном — Архангелы. Ангелов человек переживает в связи с физическим, в виде эфиро-душевных образований. Сообразно образам слагались все внутренние процессы. Это были созидающие силы. Человек стал "отображением процессов своего сознания". Но постепенно в природе человека стали образовываться члены, уклонявшиеся от влияния образного сознания. "Эта часть человеческого существа все более и более живет жизнью, пробуждаемой Солнцем. Другая часть выступает из первой наподобие своего рода головы. Она подвижна в самой себе, пластична и слагается сообразно смутной жизни человеческого сознания". Но обе части тесно связаны между собой. Человеческие существа начинают то попадать в сферу солнечного влияния, то отвращаться от него, для чего Луна приходит в движение вокруг Солнца. Ангелы на др.Луне проходят свою "человеческую" ступень. Они пользуются зачатками человеческих органов чувств и совершенствуют их. Сам же человек живет то в смутном сознании отданности солнечному бытию, то в более ясном сознании предоставленности самому себе. Эти состояния подобны сну и бодрствованию, а также жизни на Земле после рождения и после смерти. В солнечные периоды человек в своем астральном и эфирном телах являл собой образование, подобное изумительному музыкальному инструменту, "на струнах которого звучали Мистерии Вселенной". В лунное время вместо гармоний Вселенной вставали образные представления. В это время оживали органы в физическом и эфирном телах, стоявших под непосредственной властью сознания, а те части, форму которым давали солнечные существа, постепенно засыхали и распадались. "И как бы из могилы своей прежней телесности вставал заново внутренне сложившийся, хотя еще и невзрачный в этой форме, человек". Под влиянием солнечных существ и их гармоний тело вновь слагалось в своем совершенстве, и процесс повторялся. Ядро человеческой сущности переходило от одного сознания к другому; рождением и смертью это еще назвать нельзя. Человек производил не новое существо, а самого себя в новом образе. Ангела человек переживал как род группового "Я". Человек ощущал, что в солнечные периоды он становится как бы единым с ним, но теряет его из виду, а в лунные бывает тесно связанным с ним в образном сознании. Ангелы чувствовали себя как бы умноженными в человеческих существах, отраженными в них, и этому служили человеческие органы чувств. В астральном теле указанное отражение рождало сумеречное лунное сознание. В физическом теле деятельность Ангела выразилась в закладке нервной системы, представлявшей собой продолжение органов чувств внутрь человека.. Итак, Духи Личности рождают в человеческом астральном теле самостоятельность. Благодаря этому человек, когда Солнце не светит ему, может углубиться в себя, работать над собой. Архангелы сообщают эфирному телу род воспоминания, благодаря чему и в обновленном теле человек чувствует себя тем же самым. Ангелы делают физическое тело "выражением ставшего самостоятельным астрального тела". В солнечное время физ. и эф. тела слагаются под влиянием Духов Формы и Духов Движения, действующих с Солнца. В результате всего этого в человеке вырабатывается зачаток Самодуха (Манас). По мере перехода лунного эона в духовное состояние Духи Мудрости одушевляют человека мудростью, его эфирное тело получает зачаток души рассудочной. Духи Движения пробуждают астральное тело, что выражается в рождении души ощущающей. "Эти зачатки души ощущающей и души рассудочной являются выражением Самодуха. ...а он означает их высшее единство и гармонию". Мудрость напечатлевается всем царствам др.Луны, и они вновь соединяются с Солнцем. Наша Земля есть потомок этого "Космоса Мудрости".13 (4) Перейти на этот раздел
159. Человек, поскольку он содержит в себе твердый элемент, образует сущность Земли и потому отделяется от других существ, делается существом, сложенным из отдельных членов. Еще на др.Луне человек был подобен другим существам — он изменялся подобно воде.110 (7) Перейти на этот раздел
120. "На др.Луне атмосфера представляла собой пронизанный водными субстанциями воздух, называемый огненным воздухом, или огненным туманом. В еврейской традиции его называют "руах". О нем знали алхимики. Существа Луны, также и высшие (но не иерархические), дышали в этой атмосфере с помощью некоего рода жабер".99 (10) На др. Луне жили существа, которые дышали не воздухом, а огнем. ... они вдыхали огонь и выдыхали холод". 266-1, с. 148 Перейти на этот раздел
121. "Представьте себе воздух, весь наполненный парами азотной, углекислой и серной кислот: в таком огненном воздухе... жили люди др.Луны". Фауст: "Я хочу сделать немного огненного воздуха".100 (9) Перейти на этот раздел
122. "Из человеческих тел на др.Луне в атмосферу простирались некоего рода постромки, подобные пуповине, которой дитя связано с телом матери. Через эту космическую "пуповину" из огненного воздуха в тела приходили вещества, которые можно сравнить... с кровью. "Я" находилось тогда вовне и оттуда через эти постромки вводило и выводило из тела субстанции, подобные крови". 99 (10) "Благодаря тому, что древняя Луна разделилась на два космических тела, которые стали влиять одно на другое, возникло движение, а с ним осознанное ощущение. ... Там, где силы Солнца встречались с силами Луны, возникло сознательное переживание. Там образовался некий род затора, застоя, возникла граница встречи приходящих (с Солнца) и исходящих сил". Но это еще не было самосознанием. 265, с. 255 Перейти на этот раздел
79. "Нервная система во время др.Луны была, собственно, лишь праобразом, имагинацией. Физической или, лучше сказать, минеральной, физически-химической она впервые стала на Земле".254 (3) Перейти на этот раздел
214. "Тем, что наши чувства образовали двенадцатиричность, 12 спокойных сфер, было заложено основание для земного я-сознания. Когда чувства были только жизненными органами, в эпоху др.Луны, человек мог иметь только астр.тело; тогда это были 7 органов чувств и одновременно жизненные органы, они составляли основу астр.тела. Семеричность таинственно заложена в основу астр.тела, двенадцатиричность — в природу Я человека".170 (7) Перейти на этот раздел
246. 104(9) Перейти на этот раздел
Голова и мир животных
307. Головной мозг человека есть "...не что иное, как преобразованный спинной мозг; это, в некотором роде, нахохлившийся спинной мозг. Представьте себе горизонтальный спинной мозг животного, вздувшийся, преобразованный, метаморфизированный, и вы получите человеческий мозг. Истина такова, что во время лунного развития то, что сегодня является мозгом человека, выглядело так, как сегодня выглядит спинной мозг животного. И лишь при переходе лунного развития в земное спинной мозг, которым человек обладал на Луне, стал сложным, стал современным человеческим мозгом, но сохранил свое горизонтальное положение. Ибо в существенном его ось перпендикулярна оси принадлежащего телу спинного мозга, который человек получил во время земного развития. Он находится сейчас на той ступени, на которой современный головной мозг находился на др.Луне. ... Т.обр., когда мы рассматриваем человеческую голову, то она выступает перед нами не особенно отличающейся от животной, ибо направление (оси) головы у человека то же, что и направление позвоночника у животного, которое также является и направлением его головы: параллельно Земле. Можно привести многие другие свойства, которые бы показали, что человеческая голова, как таковая, если ее рассмотреть во всем ее развитии, представляет собой преобразованную животность ... к которой затем добавилась вся остальная человеческая организация". (Следует при этом еще заметить, сколь волосата, особенно мужская, голова!) "Рассмотрите панцирных животных (улиток, раковин) или черепах — они представляют собой человеческую голову на низшей ступени, и наш остальной организм добавился к этому, после того, как низшие формы животных постепенно преобразовались в человеческую голову, к этому добавился остальной организм. ... Лишь в одной нашей голове носим мы то, что связывает нас с миром животных, но не в нашем остальном организме". "Из Земли в животное постоянно идут силы, проходят по его позвоночнику и, оказав влияние на мозг, снова возвращаются в Землю. Животное принадлежит Земле. Силы, деятельные в Земле, которые проходят через его ноги, через позвоночник и возвращаются назад принадлежат всей жизни животного. Отношение животного ко всей Земле человек имеет в отношении своей головы к своему остальному организму. Благодаря тому, что человек обладает организмом, расположенным перпендикулярно к земной поверхности, этот организм играет для человеческой головы ту же роль, что Земля, вся Земля, для животного. Т.обр., в нашем примыкающем к голове организме мы имеем объединенную тайну всей Земли в нас".171 (13) Перейти на этот раздел
415. "Некоторые доли нашего мозга, заключенного теперь внутри черепной коробки, во время лунного развития двигались свободно. Теперь они твердо закреплены и физически неподвижны. Эфирно же они движутся, когда мы думаем. Если бы мы не получили твердого черепа, замкнувшего в себе эти доли мозга, то мы могли бы ими брать предметы, совершать жесты, как мы это делаем руками, но мы не могли бы думать".156 (4) Перейти на этот раздел
1711. В эпоху др.Луны мы не нуждались ни в каких привычках, "...ибо все, что мы должны были делать, мы делали некоторым образом через существ высшего мира. В большей мере, чем теперь, мы были членами во всем организме Иерархий".170 (11) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 217230 не найден. Перейти на этот раздел
О границах познания
1785. "К голове следует применять дарвинову теорию, ибо голова является тем, что в прошлом сводило к животным формам. В эпоху др. Луны человек имел животную, но эфирную, а не физическую форму. Эта форма сгустилась в человеческую голову. ... Мы носим в своей голове животность, но только эфирную животность". В 5-ю послеатлантическую эпоху человек имеет это в своем подсознании. "Но он начинает все больше и больше чувствовать, что несет в себе животное. Духовно, сверхчувственно, эфирно он не хочет представлять себе это; физически человек мыслит себя родственным животным. Также и познание хотят иметь подсознательно, как животные. И хотят доказать, что иметь познания нельзя. Животное живет с "вещью в себе". Человеку "вещь в себе" остается неведомой, когда он говорит: я мог бы быть животным, я мог бы тогда ее иметь столь же хорошо, как и животное, но я этого не могу. — Утверждать "вещь в себе" как стоящую за границами познания — значит исходить из человеческой тоски чувствовать себя животно и в то же время видеть, что нельзя иметь познания как его имеет животное. В этом состоит тайна кантианства! Оно внутренне связано с движением современного человечества к сознанию животности (животные благодаря групповой душе все Мироздание чувствуют в себе, они не знают о границах познания). ... Древние сознавали, что для животного нет границ познания, поэтому считали большим счастьем понимать язык животных".181 (9) Перейти на этот раздел
От соматики к эстетике
1909. "Если физ. тело слишком слабо, чтобы противостоять (атавистическому) видению, то наступает бессилие. Если физ. тело достаточно сильно, чтобы противостоять ему, то это последнее слабеет. Оно тогда утрачивает характер, в силу которого оно лжет, будто бы оно подобно вещам или процессам чувственного мира; ибо так лжет видение, из-за чего человек заболевает. Если физический организм достаточно силен, чтобы победить склонность атавистического видения ко лжи, то наступает следующее: человек становится достаточно сильным, чтобы встать в отношение к миру, подобное тому, которое было на др. Луне, и те взаимосвязи приспособить к современному организму. Что это означает? Это означает, что человек свой круг Зодиака с 12-ю сферами чувств внутренне несколько изменяет. Он изменяет его так, что в этом круге Зодиака с 12-ю сферами чувств начинают разыгрываться в большей мере жизненные, чем чувственные процессы, или, лучше сказать, разыгрываются процессы, которые хотя и ударяют по чувственным процессам, но в сфере чувств превращаются в жизненные процессы, т.е. чувственный процесс извлекается из мертвого, которое он сегодня имеет в себе, и переносится в живое, так что человек видит, но в видении в то же время живет нечто такое, что в ином случае живет только в желудке или на языке. ... Процессы чувств приходят в движение. Их жизнь возбуждается. Это должно происходить спокойно. Тогда органам чувств приживляется нечто из того, что сегодня в такой степени имеют только жизненные органы...". "Жизненные органы внутренне пронизаны большой силой симпатии и антипатии. ... и это вливается теперь в органы чувств. Глаз не только видит красное, но ощущает симпатию или антипатию к цвету. ... Орган чувств вновь становится неким образом сферой жизни. Жизненные процессы также должны тогда измениться. И это происходит так, что жизненные процессы проодушевляются в большей мере, чем это происходит в земной жизни. Происходит так, что три жизненных процесса: — дыхание, согревание и питание, — соединяются и одушевляются, выступают душевно. При обычном дыхании человек вдыхает грубый материальный воздух, при обычном согревании — воспринимает тепло и т.д. Теперь же наступает некий род симбиоза, т.е. жизненные процессы образуют единство, когда они проодушевляются. ... Внутренне в человеке объединяются: дыхание, согревание и питание — не грубое питание, но нечто, чем является процесс питания; процесс протекает, но человек не нуждается при этом в еде, и он протекает не один, как во время еды, но вместе с другими процессами. Соединяются также и четыре других жизненных процесса ... и образуют более одушевленный процесс. ... И тогда вновь могут соединиться две партии, но так, что не просто все жизненные процессы действуют совместно, а взаимодействуют, например, по три, по четыре, три взаимодействуют с четвертым. Благодаря этому возникают — наподобие, но не так, как это теперь имеется на Земле — душевные силы, имеющие характер мышления, чувства и воли: их также три. Но они другие. ... Они в большей мере — жизненные процессы, но не столь обособленные, как жизненные процессы на Земле. Процесс, который здесь происходит в человеке, очень тонок, интимен, когда человек выносит это как бы погружение в лунное прошлое, когда возникает не видение, но нечто подобного рода, тонкое подобие некоего рода постижения, где чувственные сферы становятся жизненными сферами, жизненные процессы — душевными процессами. Постоянно пребывать в таком состоянии человек, конечно, не может, ибо тогда он оказался бы непригодным для Земли... но когда наступает нечто подобное, то наступает... эстетическое творчество ... эстетическое наслаждение. Истинно эстетическое поведение человека состоит в том, что органы чувств некоторым образом оживляются, а жизненные процессы проодушевляются. Это очень важная истина о людях, ибо она поможет нам многое понять. ... Особенно те чувства, которые по преимуществу служат физическому плану, переживают большие изменения, когда они в некотором роде наполовину отводятся назад, в лунное бытие — в чувство Я, чувство мышления, грубое осязание". В переживании, например, живописи участвуют зрение, чувство тепла, вкуса, обоняния. Происходит некий симбиоз, но не в грубой форме. "Когда вы наслаждаетесь живописью, то происходит тонкий имагинативный процесс в том, что лежит за языком и принадлежит к чувству вкуса, к языку и принимает участие в процессе зрения. ... Художник пробует краски глубокими душевными чувствами. Нюансы цветов он обоняет, но не носом, а тем, что происходит при каждом душевном обонянии глубоко в организме. Так происходят взаимоналожения сфер чувств, когда они переходят более в процессы жизни, в область жизненных процессов". "Поэзию мы переживаем, воспринимаем с помощью чувства речи ... но кроме речи на поэзию может быть направлено проодушевленное чувство равновесия и проодушевленное чувство движения". "При слушании музыкального произведения четвертый жизненный процесс (разъединение) заходит так далеко ... что это уже не принадлежит эстетическому, ибо разъединение доходит до физического разъединения. Конечно, до физического разъединения это не должно доходить, процесс же должен протекать душевно, но как процесс, лежащий в основе физического разъединения. А во-вторых, разъединение не должно наступать для себя, но вся четверка — всё душевно — должна соединиться вместе: разъединение, рост, удержание и воспроизводство. Также и жизненные процессы становятся душевными". Аристотель говорит о катарсисе, возникающем через переживание трагедии. "Лишь тот поймет это правильно, кто поймет... тот медицинский, полумедицинский смысл, который Аристотель вкладывал в это слово. Поскольку жизненный процесс становится душевным процессом, то для эстетического восприятия это означает, что впечатление от трагедии, процессы трагедии действительно доходят до телесного, возбуждая там процессы, обычно сопровождающие жизненные процессы страха и сострадания. И происходит просветление, т.е. эти жизненные аффекты в то же время проодушевляются через трагедию. Все душевное жизненного процесса заложено в этом определении Аристотеля". "Что Шиллер называет освобождением необходимости разума от затвердения (Письма об эстетическом воспитании) — это живет в оживлении сферы чувств, которые, опять-таки, сводятся до жизненных процессов. А что Шиллер называет одухотворением — лучше бы ему сказать "одушевление" — естественных потребностей — это живет тогда, когда жизненный процесс действует как душевный процесс. Жизненный процесс становится душевнее, процесс в чувствах — живее. Таков тот истинный процесс, который — только более в абстрактных понятиях, в понятийном плетении — находится в эстетических письмах Шиллера, каким он мог быть в то время, когда человек в мыслях еще не был достаточно крепок спиритуально, чтобы взойти до области, где дух живет так, как этого хочет видящий. ... (где) дух пронизывает материю и нигде не натыкается на нее...".170(9) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 404350 не найден. Перейти на этот раздел
22. Земной человек является компромиссом я-человека с человеком, лишенным "я" и состоящим из астр., эф. и физ.тел. Это выражено в мифе о юном Дионисе. Во время его культурного похода на Восток его сопровождение состояло из людей — не носителей "я", но образованных под влиянием сил физ., эф. и астр.тел., т.е. сил, принесенных с др. Луны. Они выглядели так, как выглядел бы лунный человек, не соприкоснувшись на Земле с "я", имевший "я" вне себя. И это греки изображали как силенов, сатиров, фавнов, как потомков атлантов, сохранивших верность атлантическому облику. "Именно таких людей, в наименьшей степени имевших в себе "я", должен был взять в свой поход Дионис, поскольку он должен был стать первым учителем "я"". Сопровождавшие Диониса люди еще не имели того твердого скелета, который имеют люди теперь, поэтому они не сохранились в ископаемых остатках. Поэтому палеонтология не может найти остатков атлантов. Их сохранила нам греческая мифология. "Изучите конфигурацию фавнов, силенов, Пана, и вы получите духовно-геологические остатки пра-человечества Земли". 129(6) Перейти на этот раздел
|