Главная / Предметный указатель / /
ЛИЧНОСТЬ — свобода |
Ошибка! Фрагмент 217360 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 304100 не найден. Перейти на этот раздел
411. Вудро Вильсон написал книгу "Новая свобода", где он критикует современную цивилизацию за то, что в ней не может осуществиться свобода. И можно увидеть, что "в отношении критики социальных отношений с точки зрения реализации в них ныне свободы Вильсон повсюду созвучен с Лениным и Троцким, несмотря на всe различие следствий, которые они из этого извлекают". Вильсон сравнивает свободу с движущимся кораблeм, который плывeт тем свободнее, чем точнее его машины и всe устройство приспособлены к движению ветра и волн, чем меньше он испытывает от них препятствий для движения. Так в свободном человеке всe должно быть подогнано к внешним социальным отношениям, и он тогда не будет встречать в них помехи для своей свободы. 329 с.234 Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 304320 не найден. Перейти на этот раздел
600а. "В тот момент, когда становится необходимым голосовать, происходит порабощение духовной жизни". "Вера в авторитет так необыкновенно выросла благодаря тому, что мы становимся все более и более либеральными. Благодаря распространению либерализма мы, увы, теряем нашу свободу". 343, с. 363, 502 "Демократия постоянно делается лживой из-за суггестивной власти, которую могут осуществлять отдельные люди. Если бы массы были инспирированы, то тотчас же началась бы война всех против всех! Демократия хочет сохранить форму — пользоваться только государством". Д. 15, с. 18 Перейти на этот раздел
767. "Политические отношения, если они должны успешно развиваться, требуют консерватизма в смысле сохранения и возведения исторически ставшего государственного образования. Этому консерватизму хозяйственные и общечеловеческие интересы противятся лишь до тех пор, пока они от него страдают. Когда же это страдание прекращается, то они с ним примиряются, научась видеть его необходимость. Хозяйственные отношения требуют для своего успешного развития оппортунизма, ибо их строй возникает из их собственного существа. Если хозяйственные мероприятия находятся в связи с политическими или общечеловеческими требованиями и эти связи такого рода, что перекрещиваются с хозяйственным развитием, то это может приводить к конфликтам. Общечеловеческие отношения и отношения народов требуют, в смысле настоящего и будущего, индивидуальной свободы человека". 24, с.372 Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 309561 не найден. Перейти на этот раздел
686. "Сущность природы состоит в том, что закон и явление в ней разделены, и последнее управляется первым; между тем как сущность свободы состоит в том, что оба совпадают, так что действующее непосредственно изживает себя в действии и содеянное само регулирует себя. Поэтому гуманитарные науки — это, по преимуществу, науки о свободе. Идея свободы должна быть их средоточием, господствующей идеей. Эстетические письма Шиллера потому и стоят на такой высоте, что они стремятся найти сущность красоты в идее свободы, что они проникнуты началом свободы. Дух занимает во всеобщности, в мировом целом лишь то место, которое он дает себе как индивидуум. Если в органике всегда надо иметь в виду всеобщее, идею типов, то в гуманитарных науках необходимо утверждать идею личности. Здесь дело идет не об идее, какой она изживается во всеобщности (в типе), но об идее, какой она выступает в отдельном существе (в индивидууме). Конечно, важна не случайная, отдельная, та или иная личность, а личность вообще, и притом личность, не как развивающаяся из самой себя в отдельные формы и лишь таким образом достигающая чувственного бытия, но как самодовлеющая. в себе самой завершенная, в себе самой находящая свое назначение". "В гуманитарных науках наше сознание имеет дело с самим духовным содержанием: с духом отдельного человека, с созданиями культуры, литературы, со сменяющими друг друга научными воззрениями, с созданиями искусства. Духом постигается духовное же. Здесь уже сама действительность содержит в себе принадлежащее миру идей, ту закономерность, которая иначе выступает лишь в духовном постижении. Что в науках о природе появляется лишь как результат размышления над предметами, здесь является порожденным им. Наука здесь играет другую роль; сущность содержится в объекте уже и без ее работы. Мы имеем дело с деяниями, творениями, идеями человека. Это есть разъяснение, даваемое человеком самому себе и своему человеческому роду. Науке здесь надлежит выполнять иную миссию, чем в отношении природы. И миссия эта, опять-таки, выступает сперва как человеческая потребность. Подобно тому как необходимость найти для природной действительности ее идею, выступает сначала как потребность нашего духа, так и задача гуманитарных наук появляется сначала как человеческое стремление. И мы снова встречаем здесь объективный факт, который возвещает о себе как субъективная потребность". 2(17) Перейти на этот раздел
|