Главная / Предметный указатель / /
ЛИТЕРАТУРА — чтение |
1766. "Люди сегодня без мыслей болтают обо всем. Мы больше не можем сегодня варьировать наши ощущения и крайне редкими стали случаи, когда у людей при чтении романа в определенных местах, без сентиментальности, на глазах выступают слезы".294 (4) Перейти на этот раздел
1770. "Когда мы изучаем очень трудную книгу, то дело заключается менее в понимании ее содержания, а более в том, чтобы войти в ходы мыслей автора и научиться со-мыслить с ним. Поэтому ни одну книгу нельзя счесть слишком трудной; говорят о трудности, имея в виду просто привычку мыслить удобно. Лучшими книгами как раз являются те, которые приходится все снова и снова брать в руки, которые нельзя понять сразу, которые нужно изучать предложение за предложением. При изучении не особенно важно заниматься что", но — "как". Через большие истины, такие, как, напр., планетные законы, мы создаем себе большие мыслительные ходы, а это-то и существенно".95 (14) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 217710 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 218750 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 405681 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 405981 не найден. Перейти на этот раздел
624. "К чему мы должны прийти — это к ощущению стиля, к ощущению искусства ... т.к. это большая школа правдивости, тогда как обычное чтение, обращающее внимание только на содержание в целях информации, является школой неправдивости, лжи". "Что называется поэзией, постепенно получает новый образ. ... Ведь в поэзии должно быть передано... то, что человек переживает из тайн Вселенной". 169 (6) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 406760 не найден. Перейти на этот раздел
743. Николай Кузанский (1401-1464). "Когда мы его читаем — с ним можно делать больше, чем читать, — то уже через одно чтение становится видно, как глубоко в нем спиритуальные воззрения связаны в нем с внешним знанием природы, особенно там, где это облечено в математические формы. ... Из исторической скромности назвал он свой труд "Ученое невежество". ... Ибо это — сверхученость. Николай Кузанский был позже воплощен как Николай Коперник". 126 (5) Перейти на этот раздел
235. "Если современный человек с настоящим правильным духовным ощущением, на основе определенной медитации читает Платона, то через некоторое время он почувствует, как его голова как бы возвышается над физической головой, как если бы нечто выступило из его физической организации. Это обязательно происходит со всяким, кто не совсем сухо читает Платона. ... Но кто читает Аристотеля на основе определенной медитативной подготовки, у того возникает чувство: Аристотель работает прямо в физическом человеке. Физический человек через Аристотеля движется вперед. Это не логика, которую просто рассматривают, но эта логика работает внутренне. ... Аристотелеву логику правильно понимают в том случае, если развивают определенную медитативную практику". 233(6) Перейти на этот раздел
Особенное и типичное в антропософском методе познания 655в. "Духовно-научное исследование покоится на основаниях, удовлетворяющих любое научное требование, поскольку применяет средства доказательства более сильные, чем само естествознание, а также поскольку стремится фактически понять природу мистического переживания". Д. 45, с. 13 "В Дорнахе не стремятся к чуждым научности грезам, освобождающим от "оков" познания, поскольку кто-то по личному произволу желает "фланировать" в вечно-духовном; здесь также не стараются следовать тому направлению, где поверхностное переживание внешнего мира надеются преодолеть с помощью другой поверхностности — поверхностности сердца, которую часто называют мистикой. Здесь, в Гетеануме, стремясь взойти к духовным высям, придерживаются строгой научной
дисциплины и занимаются самовоспитанием, которые завоеваны ради процветания человечества в низинах чувственного мира. Здесь не стремятся отказаться от Галилея ради того, чтобы можно было мечтать о вечном идей Платона. Известно, что сам Платон не был мечтателем и, кроме того, он жил в эпоху, когда человечество располагало другими силами. И нам известно, чего можно достичь, если через Галилея взойти в те области,
где бывал он со своей душевной жизнью. Здесь также развивают силы, живущие во внутреннем души, — но не с помощью индийской йоги, и не так, как это делали гностики. Их развивают из подоснов путем нового наблюдения природы, и нового самосознания. Думают, что знают внутренние духовные силы Майстера Экхарта, но их развивают теперь, прибегая к современным экспериментальным методам".
Д. 8, с. 5-6 "1) Антропософия имеет результаты, выходящие за пределы познания природы; поэтому она стоит на почве этого природопознания; 2) но в равной мере далеко отстоит от материалистического истолкования природы и от мистики; 3) она строит на способностях, которые еще нужно развить. Способность воспоминания — она позволяет выступить не-чувственному — в силе, которая вспоминаемое поднимает наверх. Тут же вмешивается воля. — Сначала реальное в жизненных воспоминаниях. 4) Когда оно воспринято в волю, выступает мир души. Познают 1. как обращаться с логикой в естествознании; 2. познают, что человек, поскольку он способен любить, не принадлежит к природе, где действительно природопознание. — Это коренится в силе воспоминания. Образы в мышлении: поэтому субстанциональное, делающее возможными образы — Воспоминания — Образы. Чтобы иметь имагинации вне хода собственной жизни, нужно забывать. Вплоть до забвения современности. Высоко возросшая способность представления при пустом сознании. Философия — для выработки душевных сил. 1) Представления, приходящие из способности воспоминания, но не являющиеся воспоминанием. 2) Впечатления, выступающие как волевые импульсы, но таковыми не являющиеся. Нужно идти до границы восприятий чувств. Выключить их. Необходимо знать, что чувственный мир стоит выше всего "мистического"." Д. 21, с. 5-6 Главное возражение сводится к тому, что Антропософия якобы способствует "иррациональности, таинственности, парадоксальности. Космического Христа находят незначительным. Антропософия же имеет в виду следующее: 1. позицию обычного сознания. Существует божественное сознание — Отца. Нужно быть больным, чтобы не иметь его. 2. Сверхчувственное состояние сознания: в чувственном мире — чувственный опыт и мысли; в сверхчувственном — чувства и импульсы воли. В сфере реального существует этический мир; в феноменальном — чувственный мир. Мир изменяется, преобразуется. Человек познает себя так, что когда он развивает природу, то возникает зло; лишь природой должна оставаться "природа", но не человек, — объективная сила, возникающая для него из природы, не может сделать его добрым. Это может сделать только Христос. Его нужно переживать в душе. Это несчастье, если Его не могут переживать. Здесь не поможет никакое исследование Иисуса, проводимое по естественному или историческому методу. Это ведет к вневременному Христу. Дело же заключается в том, чтобы в Иисусе познать Христа. Некогда человечество познавало с помощью мудрости. Теперь встает вопрос: что для него из того возникло? На естественном пути развития оно пришло к рационализму; оно отделилось в себе, в своем "Я" от естественной сущностной основы. Оно поняло, что "природа" делает его плохим. — Так пришла "болезнь". Взирать на "природу" в человеке как на "зло" и в естественном "Я" видеть производителя этого "зла" — природа умирает во зле. Христос пробуждает, воскрешает умирающее человечество; никакой "человек" не способен на такое. Познавать в истории душевное значение смерти означает искать Христа — в свободном деянии". Д. 21, с. 12 "Когда возникает представление, например розы, то оно есть порождение и розы, и Я. Также чувство требует объекта, который не дан Я. Каким образом нечто чуждое вступает в деятельность Я? Без участия Я чуждый элемент не может вступить в него. Так что он может вступить через Я и быть преобразован Я в его собственное существо, чтобы Я могло остаться тем, что оно из себя делает". Тут в дело вступают определения. В них соединяются два противоположных элемента: "1. Действие определения, 2. определяемые члены; этих последних каждый раз является два: "Я" и "не-Я". Тот, который деятелен, есть всегда Я. Тут прежде всего нужно различать двоякое. Лучше всего это показать с помощью схемы. Допустим, определяющее есть Я, как деятельное определяющее. Воспринятый чуждый объект обозначим как А.; т. е. А. есть не-Я, оно возникло, и возникло на всем протяжении А., благодаря определению и именно определению, сделанному Я, т. е. оно определено благодаря определению со стороны другого, чем Я и помимо Я, поскольку благодаря деятельности Я, оно стало именно А. Пусть, поскольку все должно быть как-то названо, первый род определения будет называться деятельным, второй — страдательным. Оба рода определения существенно отличаются друг от друга и не должны быть смешиваемы". Д. 30, с. 34 Чтобы оживить в себе высшее Я и осознать его, имеется "простое средство — не презирать, привыкнуть мыслить в линиях и точках. Так поступали духовные существа, которые, например создали кристалл, а также, когда они сотворили тебя". 266-1, с. 384 "В методе, роде исследования человеческого духа и души научность вполне возможна"... Д. 91, с. 23 "Кто не может изучать много, должен немногое изучать серьезно". 266-1, с.257 "Лучше одну работу прочитать 25 раз, чем 5 книг по 5 раз; если книга (теософская) прочитана 2 — 3 раза, то ее вообще не следует считать прочитанной". 266-2, с. 159 Перейти на этот раздел
311. "Если вы Духовную науку только продумываете, то безразлично, читаете ли вы духовнонаучную или поваренную книгу. Последняя, вероятно, будет даже полезнее. Духовную науку нужно брать настолько серьезно, чтобы она захватывала всего человека во всей его душе. Тогда это перейдет в конечности, они станут подвижнее, человек станет способнее в жизни". 182 (3) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 603120 не найден. Перейти на этот раздел
|