Главная / Предметный указатель / /
КУЛЬТУРНЫЕ эпохи |
80. СЕМЬ ЭОНОВ РАЗВИТИЯ Схематический обзор ступеней мирового развития(составлен по библ.№№ 13,93а) Перейти на этот раздел
243. "К атлантической коренной расе принадлежало семь подрас: рмоагалы, тлаватли, тольтеки, пратуранцы, прасемиты, аккадийцы, монголы".93-а (24) Перейти на этот раздел
244. "Расцвет государств третьей подрасы был основан на общности воспоминаний, которые вносили в них строй и гармонию. В эпоху же шестой подрасы этот строй стало необходимо осуществлять с помощью измышленных законов. Таким образом, источник правового строя следует искать в этой шестой подрасе. — В эпоху третьей подрасы выделение какой-нибудь группы людей происходило, лишь когда эта группа бывала как бы вытеснена из своей общины вследствие того, что воспоминания создавали неблагоприятные для нее условия. Все это существенно изменилось в шестой подрасе. Соображающее мышление искало нового как такового и побуждало к разным предприятиям и новым поселениям. Поэтому аккадийцы были народом очень предприимчивым и склонным к колонизации. В особенности торговля должна была давать пищу нарождающейся способности мышления и суждения". "Развитие силы памяти привело к огромному могуществу личности. Обладая им, человек захотел нечто значить. И чем больше возрастала власть, тем больше стремился он воспользоваться ею для своих личных целей. Развившееся честолюбие превратилось в ярко выраженное самоугождение. А с этим пришло и злоупотребление силами. ...Обширная власть над природой могла быть использована для личных эгоистических целей. Это было осуществлено в полной мере четвертой подрасой (пратуранцами). Люди этой расы, наученные господству над означенными силами, всячески пользовались ими для удовлетворения своих своекорыстных желаний и стремлений". "В седьмой подрасе (у монголов) также вырабатывалась способность мышления. Но некоторые качества более ранних подрас, особенно четвертой, сохранились у них в гораздо большей степени, нежели у шестой и пятой. Они остались верны наклонности к воспоминаниям. Так, они пришли к убеждению, что самое древнее есть в то же время и самое умное, т.е. лучше всего может отстоять себя перед силой мышления. Правда, и они потеряли власть над жизненными силами, но развившаяся у них сила мысли сама обладала до некоторой степени природной мощью этой жизненной силы. Они утратили власть над жизнью, но никогда не теряли своей непосредственной наивной веры в нее. Эта сила стала для них богом, по полномочию которого они и действовали, творя все то, что считали правильным. Поэтому соседним народам они казались как бы одержимыми этой тайной силой; и они сами отдавались ей со слепым доверием. Потомки их в Азии и в некоторых европейских странах проявляли и еще доселе проявляют в значительной степени эту особенность".11 (1) Перейти на этот раздел
253. "Вспомним теперь, что в конце атлантической эпохи мы находим три группы человеческих существ. Во-первых, упомянутых "посланников богов", далеко опередивших в своем развитии общую народную массу, учивших божественной мудрости и творивших божественные дела. Во-вторых, саму эту общую массу, у которой, хотя она и обладала способностями, носившими характер природной растительной мощи и утраченными современным человечеством, сила мышления была еще смутной. В-третьих, меньшую группу людей, развивших, в себе силу мышления. Правда, вследствие этого они постепенно утратили первобытные способности атлантов, но зато доразвились до мысленного постижения законов "посланников богов". — Вторая группа людей была обречена на постепенное вымирание. Существа же третьей группы воспитывались первой к тому, чтобы взять руководство собой в свои руки. Главный вождь, который в теософской литературе носит имя Ману, избрал из этой третьей группы наиболее одаренных, чтобы дать произрасти от них новому человечеству. Эти наиболее одаренные принадлежали к пятой подрасе. В шестой и седьмой подрасах сила мышления уже уклонилась некоторым образом от правильного пути и стала непригодной к дальнейшему развитию. — Теперь надлежало развить лучшие качества лучших людей. Это и произошло благодаря тому, что вождь уединил избранных в особом месте — в Средней Азии — и освободил их от всякого влияния отставших или уклонившихся от пути. — Вождь поставил себе задачей настолько развить эту группу, чтобы принадлежащие к ней могли в собственной душе, силою собственного мышления постичь законы, которые до сих пор управляли ими и которые они смутно чувствовали, но не познавали ясным образом. ...До сих пор они поднимали взоры к своим видимым посланникам богов, к своим сверхчеловеческим посвященным, одним из которых был и тот, кто говорил с ними теперь, и от них получали указания, что им делать и чего не делать. Но теперь они удостоились того, что посланник богов заговорил с ними о самих богах. Могучи были слова, которые он все снова повторял своим ученикам: До сих пор вы видели тех, которые вас вели; но есть высшие вожди, которых вы не видите. И этим-то вождям вы подчинены. Вы должны исполнять веления невидимого вам Бога; и вы должны повиноваться тому, о ком вы не можете создать себе никакого образа. — Так звучала новая верховная заповедь из уст великого вождя. Она предписывала почитание Бога, которого не мог передать ни один чувственно-видимый образ и которого поэтому не должно было и изображать. Отголоском этой основной заповеди пятой человеческой подрасы являются известные слова: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли".11 (2) Перейти на этот раздел
259. "Впервые в третьей подрасе, у пра-тольтеков, речь приобрела отчетливость. Пятая подраса, которую мы называем прасемитами и чье главное место обитания находилось в современной Ирландии, образовала первый зародыш для современной кавказской, или ... арийской, расы. Современное еврейское население очень сильно отличается от той расы, но, ввиду некоторых процессов, она по праву может быть названа прасемитской подрасой. Одна ее часть ушла в Азию и образовала там рассудочную культуру, которая затем распространилась по современной Европе, южной Азии и среди населения северной Африки".54 (6) Перейти на этот раздел
261. Перейти на этот раздел
263. В древне-индийской культуре отразилась Полярная эпоха, в древне-персидской — Гиперборейская, в древне-египетской — Лемурийская, в греко-латинской — Атлантическая. В нашей, европейской культуре выявляются следствия древне-египетской культуры. В шестой проявится вторая, в седьмой — первая культура.105 (11) Перейти на этот раздел
263a. Древнеиндийская культура — раса спиритуальности. Древнеперсидская культура — раса огня. Древнеегипетская культура — Халдея, Ассирия, Вавилон, Египет, древнейшие греки, римляне, кельты (Зевс остался от 2-й культуры; Геракл, Тезей, Язон — солнечные герои 3-й). Раса звезды. Древнегреческая культура — раса личности. Германская, англосаксонская культура — раса всего мира.Д.67/68 с.38 Перейти на этот раздел
264. "Задача 12-ти подрас, начиная с пятой атлантической подрасы, состоит в развитии сил и способностей, имеющих отношение к минеральному царству, комбинаторских способностей. 12 подрас так далеко подвинут Землю, что минеральное царство будет в существенном покорено".97 (4) Перейти на этот раздел
335. "В халдео-египетскую культурную эпоху душа чувствовала себя единой с миром, в греко-латинскую душа чувствовала себя единой с телом, а теперь душа должна найти себя в себе, поскольку она обретает себя из своего объективного образа мира". 62 (с.472) Перейти на этот раздел
339. Культура древней Индии покоилась на бессознательной интуиции. Духовная жизнь древних персов проистекала из бессознательной инспирации. В науке древних египтян и халдеев мы встречаемся с бессознательной, но очень живой имагинацией в душах. Греки сохранили имагинацию, но пронизали ее понятиями и идеями. В нашу эпоху остались одни понятия, абстракции. Пятой эпохе души сознательной свойственны понятия и стремление к имагинациям.189 (4) Перейти на этот раздел
355. Из Архангелов, ведущих различные германские народы, один выдвинулся в Архаи и стал ведущим духом пятой послеатлантической эпохи. Дух Времени греко-латинской эпохи стал вождем экзотерического Христианства. Римская история также была ведома своего рода Духом Времени, поднявшимся из ранга римского Архангела и для общей цели соединившего свою деятельность с деятельностью христианского Духа Времени. Оба они стали воспитателями того германского Архангела, который поднялся до Духа нашей эпохи примерно в период с XII по XVI-XVII столетие. "Он также принадлежит к великим, ведущим Духам Времени, как и те, которые в свое время были Духами египто-халдейской, пра-персидской и индийской эпох. ...Но ему пришлось пойти на компромисс с ...египетским Духом Времени. ... В этом причина многообразия, расщепленности и изрезанности нашей эпохи". Благодаря деятельности этой троичности, этого трифолиума во всей нашей эпохе стало возможным возникновение культур и народных душ самых различных оттенков. Для Духа Времени представилась возможность проявить свою деятельность в богатой красочности. Архангелы, получающие "директивы" от Духа Времени, исполняют их самым различным образом. 121 (7) Перейти на этот раздел
356. "Только в третьем периоде культуры, египто-халдейском, Ангелы стали до некоторой степени самостоятельными руководителями человечества. Еще в древне-персидской эпохе это было не так. Там Ангелы в гораздо большей степени, чем в египетскую эпоху, подчинялись высшему водительству и направляли все согласно импульсам высшей Иерархии, так что, хотя всем управляли Ангелы, но сами Ангелы подчинялись указаниям Архангелов. А в индийский период культуры... сами Архангелы в том же смысле подчинялись руководству Архаев, или Начал. Проследив, таким образом, развитие человечества от индийской эпохи через древне-персидскую и египто-халдейскую, мы можем сказать, что известные существа высших Иерархий все больше и больше отходили от непосредственного управления человечеством. А как обстояло дело в четвертый послеатлантический период культуры? ...Тогда человек в некотором отношении стал совершенно самостоятельным. Правда, руководящие, сверхчеловеческие существа вмешивались в ход развития человечества, но их водительство было таково, что "поводья" были натянуты мало, так что духовные руководители получали от человеческих дел столько же, сколько люди от их дел. Отсюда происходит та своеобразная, вполне "человеческая" культура греко-латинской эпохи, в которой человек был совершенно предоставлен самому себе... Существа, руководящие нашей эпохой, принадлежат к той же Иерархии, которая была господствующей у древних египтян и халдеев. Действительно, в нашу эпоху вновь начинают свою деятельность те же самые существа, которые были руководителями в то время. Мы указывали еще, что некоторые существа отстали во время египто-халдейской культуры и что мы находим их теперь в материалистических чувствах и ощущениях нашего времени. Шаг вперед для тех существ, которые принадлежат к категории Ангелов, или низших дхианических существ, задерживающих развитие, а также и содействующих ему, состоит в том, что они могли быть руководителями египтян и халдеев в силу способностей, приобретенных ими в древнейшие времена; но благодаря своему водительству они также развились дальше. Так развивающиеся Ангелы с теми способностями, которые они приобрели себе во время египетско-халдейской культуры, принимают на себя водительство пятой послеатлантической культурой. Благодаря такому своему шагу вперед они приобретают совсем особенные способности: они позволяют втекать в себя тем силам, которые исходят от самого значительного Существа всего земного развития. ...Те существа, которые вели древнюю египто-халдейскую культуру, не находились тогда под водительством Христа, но они подчинялись Его водительству, каким оно было во времена египто-халдейской культуры. И их движение вперед заключается в том, что теперь они под руководством Христа руководят нашим периодом культуры; они последовали за Христом в высшие миры. А отставание тех существ, которые, как сказано, действуют в качестве задерживающих сил, произошло оттого, что они не подчинились водительству Христа и продолжают действовать дальше независимо от Христа. Поэтому все яснее и яснее в культуре человечества будет проявляться следующее. Будет существовать материалистическое течение, стоящее под руководством отставших египто-халдейских духов; оно будет иметь материалистический характер. Большая часть того, что мы можем назвать современной материалистической наукой во всех странах, находится под этим влиянием. Но рядом с ним приобретает значение другое течение, направленное к тому, чтобы человек во всех делах своих нашел, наконец, то, что можно назвать Принципом Христа. Теперь есть, например, люди, которые говорят: наш мир состоит, в конечном счете, из атомов. Но кто же внушает человеку такую мысль, что мир состоит из атомов? Это делают отставшие во время египто-халдейского периода сверхчеловеческие ангельские существа. А чему будут учить се существа, которые достигли своей цели во время египто-халдейской культуры и которые тогда познали Христа? Они сумеют внушить человеку другие мысли, нежели те, что утверждают о существовании только вещественных атомов, ибо они смогут научить человека тому, что до мельчайших частиц мира вещество пронизано Духом Христа. И как бы странно это ни показалось теперь, в будущем появятся физики и химики, которые будут учить физике и химии не так, как обучают им теперь под влиянием отставших египто-халдейских духов, которые будут учить: материя построена так, как ее постепенно построил Христос! Тогда везде, вплоть до законов физики и химии, будут находить Христа".15 (3) Перейти на этот раздел
Седьмая послеатлантическая культура
379. "Главной характерной чертой человеческой эволюции в пятой послеатлантической культуре является развитие интеллекта, рассудка. В шестой культуре, которая последует за пятой, главной чертой человеческого развития будет то, что души людей приобретут совершенно особое ощущение того, что является моральным. Особенно тонко будет изживаться ощущение симпатии к сострадательным, благосклонным поступкам, а антипатия к недоброжелательству приобретет размеры, о которых сегодня и не подозревают. ...Седьмая культурная эпоха будет эпохой деятельной моральной жизни".130 (3) Перейти на этот раздел
380. Современный крестьянин думает больше, чем думал греческий философ. Зато способности восприятия были тогда развиты куда лучше. Человек был связан со всей видимой природой. Восприятия тогда были тем же, чем для нас являются представления. На смену эпохе представлений идет эпоха душевных движений. "Поэтому за культурой восприятий греков и культурой представлений нашего времени последует культура души... затем большое развитие получат волевые импульсы. Тогда люди смогут узнать ...в чем состоит сократический идеал". Это будет эпоха моральности. Аморальность же будет убивать интеллект.143 (2) Перейти на этот раздел
8. Окончание земного эона
389. Когда планета достигает цели своего развития, то она не растворяется, а становится звездой, телом Бога, Душа Которого, однако, может свободно пребывать в другом месте отдельно от тела. Так, например, Венера есть тело Люцифера, пребывающего душевно на Земле. "Звезды это тела богов ... через которые боги являли себя, но это тела, отброшенные богами, когда они сами перешли на другие стадии развития. Однако есть разница между всеми планетными богами и Христом. ...(благодаря Ему) Земля после своей смерти не оставит физической звезды, никакого остатка, который бы не был одухотворен, но целиком претворится в духовное и как дух с человеческими душами перейдет в бытие Юпитера". По причине мудрого водительства миром (развитию необходимо противодействие), некоторые ведущие Ангелы египетской культуры, Архангелы персидской и Архаи индийской культуры пойдут и далее без Импульса Христа. Для них от Земли останется некий остаток, видимый с будущего Юпитера. В нем выявится иной поток человеческого развития и развития Иерархий. В конце своего развития Земля претерпит смерть и то, что на ней не найдет связи со Христом, в эпоху Юпитера, как отброшенный шлак, будет пребывать в пространстве, но при этом прекрасно сиять как звезда, которую будут наблюдать с других планет. К той звезде будут испытывать тяготение человеческие существа, не нашедшие связи со Христом, будут видеть в ней свою родину. 129 (4) Перейти на этот раздел
466. После атлантической катастрофы определенные Архангелы поднимаются в ранг Архаев. Такими были Архангелы-Духи народа др.Индии и народа культуры Заратустры (древние персы). "В дальнейшем такое восхождение совершает Архангел египетского народа и Архангел халдейского народа". Дух Времени, которого мы должны назвать Духом семитского народа, имел совсем особое задание. "После того, как Дух Времени Индии исполнил свою миссию, он был возвышен до водительства эволюцией всего послеатлантического человечества".121 (7) Перейти на этот раздел
467. "Архангел египетского народа, достигнув ранга правильно развитого Духа Времени, перенимает, так сказать, правление тем, что ранее принадлежало халдейскому Архангелу. Таким образом, вождь халдео-египетского периода становится... мощным Духом Времени, развившимся из ранга египетского Архангела. Это как раз то время, когда совершается и другое значительное развитие, идущее параллельно египетско-халдейскому развитию. ...Здесь перед нами такой Дух Времени, который в некотором отношении выступает в миссии народного Духа".121 (7) Перейти на этот раздел
473. Души народов ассиро-вавилонской и египетской культур больше занимались собственной жизнью и "... мало предавались индивидуальной жизни отдельного человека". Отдельная душа тогда в некоем растворении идентифицировалась с Душой народа. Но народные души греко-римского времени меньше занимались собой "...и с любовью предавались человеческой индивидуальности". Этим было обусловлено все величие искусства того времени.64 (с.121-123) Перейти на этот раздел
593. Через значительных людей древности всегда говорили существа Иерархий: в индийскую культуру -- Ангелы, в древнеперсидскую -- Архангелы, в древнеегипетскую -- Духи Личности.126 (5) Перейти на этот раздел
603. Письменные ответы Р.Штайнера на письменно поставленные ему 29.5.1915 г. г-жой Альмой фон Брандис вопросы о 12-членной ложе Мастеров. Вопрос: Действительно ли разные Мастера являются, так сказать, частями одного Существа, так что это Существо содержит в себе 12 различных Майстеров, семеро из которых всегда воплощены в физическом мире, а пять остаются в духовном? Ответ: Да. Вопрос: Разделяются ли их Существа в той 12-тиричности таким образом, что, например, один развивает до совершенства свойства физ. тела, т.е., что он является представителем гармонии физических органов; другой приводит к выражению в физ. теле гармонию темпераментов (т.е. эф. тела); еще один представляет собой гармонию знания (астр. тела); четвертый упомянутые свойства выражает в ощущениях; пятый рассудочно выражает их или представляет; шестой выражает их совершенно сознательно и господствует над остальными шестью (слова "господствует над остальными шестью" Р.Штайнер поправил так: "и над ним господствуют шесть других"); а другие пять: Манас как 8, Буддхи как 9, Атма как 10, Святой Дух как 11 и Сын как 12 — до времени не видны? Ответ: Седьмой — слуга других шести; они господствуют над ним, а седьмой господствует над другими пятью; это значит, что он приводит их к воплощению. Семеро всегда воплощены, а когда воплощается восьмой, то первый развоплощается. К.Х. — Кутхуми, Инспиратор перехода от египетского к греческому времени. С.н.П. — Инспиратор книги Мабель Коллинз "Свет на пути" (его оккультное имя Илларион); инспиратор греческого времени. И.и.Н. — Иисус из Назарета, Инспиратор перехода от греческого к германскому времени. С.Ж. — Сен-Жермен, Инспиратор немецкой культуры. М. — Мория. Инспиратор славянской культуры.
Дочь Оскара фон Гоффмана, переведшего на немецкий язык "Свет на пути", рассказывала, что Р.Штайнер, в свою очередь, говорил ей о том, что ее отца во время работы над переводом инспирировал Майстер Илларион*, ибо перевод мантрически оказался действеннее подлинника. (с. 201-205) "Майстер Мория дает нам разъяснение целей человеческого развития. Это он приводит человечество к его цели. Майстер Кутхуми — это тот, кто указывает путь к этой цели". (с. 206)
* - Что Мастер Илларион инспирировал Мабель Коллинз, хорошо знали в Теософском Обществе.- Сост.
1. Махатмы ныне имеют нам нечто сказать. 2. Нам названы три долга эзотерического ученика: преодолеть гордость и тщеславие, с теософией жить практически, вступаться за теософию. 3, 4, 5, 6 (пункты обозначены, но без текста). 7. Теперь будет говорить Майстер Мория. 8. Нам надлежит рассматривать Майстеров как идеал; они достигли того, что нас ждет лишь в будущем. Поэтому мы можем спрашивать их о нашем дальнейшем развитии. 9. Силы, пребывающие в нас как семя, в Майстерах пришли к полному цветению. 10. Для понимания развития его следует рассматривать в последовательности: растение, животное, человек. 11. Символ развития растения: 12. Символ развития животного: 13. Символ развития человека: 14. (без текста)..." (с. 208-209) В лекции от 13.XII.1905 г. Р.Штайнер рассказал о последнем воплощении Кутхуми, в котором он посетил университеты, чтобы мочь на других языках в духе современности интерпретировать высокую мудрость; но это была не инкарнация в определенную личность, а сила, действовавшая то здесь, то там. Майстерам присущи 9 свойств: 1) истинность, 2) мудрость, 3) неизмеримость, 4) доброта, 5) бесконечность, 6) красота, 7) мир, 8) благословение, 9) единство. От нас они требуют 5 вещей: 1) облагораживание души, 2) чистоту любви, 3) пустоту памяти, 4) ясность рассудка, 5) выключение или воспламенение воли. Душа должна быть просветлена, любовь должна потерять всякую нецеломудренность и стать Божественной. Память, чтобы быть объективной, не должна закрепляться на том, что может пробуждать предрассудки. Рассудок должен быть ясным, а воля, если она эгоистична, — погашенной; но если она становится инструментом Майстера — то пламенной". (с. 213-214) "О четырех Майстерах, действующих в нашем движении. Майстер Мория: Сила; Майстер Кутхуми: Мудрость; Майстер Сен-Жермен: к нему обращаются в связи с трудностями повседневной жизни; Майстер Иисус: интимное в человеке". "Мория — его истинное имя будет сообщено лишь продвинутым ученикам — укрепляет волю". (264 с. 216, 217 ) Перейти на этот раздел
641. "Основное отличие Христа от Бодисаттвы состоит в том, что Бодисаттвой мы называем большого Учителя, воплощение мудрости, проходящей через все культуры, воплощающейся самым различным образом. Христос же не просто Учитель, и это существенно! Христос не просто учит людей. Он есть Существо, Которое мы лучше всего поймем, если будем Его искать в головокружительных высях духа, где Он пребывает как 0бъект инициации ... Есть сфера духовной жизни, где отрясается, так сказать, вся земная пыль. Там высокое существо Бодисаттвы пребывает в своей спиритуальной неповторимости. Христос пребывает там освобожденным от всего, чем Он стал на Земле и в ее окружении. И там мы находим, так сказать, основу человечества, то, из чего исходит всякая жизнь: спиритуальный первоисточник. Там находится не один Бодисаттва, а царство Бодисаттв. Мы указывали на Бодисаттву, пребывающего в основе наших, следующих одна за другой семи культур; есть Бодисаттва атлантических культур и т.д. Вы находите в спиритуальных высях царство Бодисаттв, которые для всех времен являются великими учителями, наставниками не только людей, но и тех существ, которые не сходят в сферы физической жизни. Все они пребывают там как круг великих учителей, соединяющий все то, чему они должны учить. В середине их круга мы находим Существо, Которое является чем-либо не потому, что оно учит, в сфере Бодисаттв Оно пребывает как Существо, действующее на окружающих Бодисаттв тем, что они созерцают Его лик, Бодисаттвы Его созерцают, и Он открывает им Свое величие (славу). Есть великие учителя, Христос же имеет Свое значение для мира благодаря тому, что Он есть в Самом Себе, благодаря Своему Существу. Необходимо лишь созерцать Его, и откровение Его Существа, отражаясь в Его окружении, становится учением. Он не просто учение, он — жизнь, жизнь, изливающаяся в других существ, которые тогда становятся учителями".113 (9) Перейти на этот раздел
214. Три с половиной дня пребывал древний посвящаемый в своеобразном летаргическом сне. "В каждый из этих дней посвящаемый переживал в духовном мире нечто новое. ...Представьте себе видящего того времени. Он переживал духовное значение того, что звучало как призыв (Моисею): "Скажи твоему народу: Я есть "Я-Есмь" до будущего прихода Мессии. Как вторую часть он переживал нисхождение Христа в материю, как третью — то, как постепенно человечество подготовляется к восприятию духа, или Самодуха, Манаса, в шестой культурной эпохе. Переживал он все это в астральном созерцании. Он переживал свадьбу между человечеством и духом. ...о благополучном завершении третьей части посвящения мы поэтому можем сказать: человечество празднует свой брак с Самодухом, или Манасом. Это произойдет, когда наступит для этого время, когда время созреет для полного осуществления Импульса Христа. До тех пор, пока оно не придет, будет проявляться отношение, основанное на кровном родстве; и до тех пор любовь не станет духовной. Повсюду, где в духовных провозвестиях говорится о числах, имеет место тайна числа. И когда мы читаем: "На третий день был брак в Кане Галилейской", — то каждый посвященный знает, что под этим "третьим днем" подразумевается нечто особенное. ...Эта свадьба выражает великую свадьбу человечества, которая является в посвящении на третий день. ...Таковы три дня посвящения. И Импульс Христа должен ждать до третьего момента времени. Пока еще не пришел этот момент, где Он может действовать". "Импульс Христа столь велик, что человечество сегодня поняло лишь малую Его часть, а полностью Он будет понят только в будущем". 103 (10) Перейти на этот раздел
237. (13; 4-10). "Высшее природное царство возвышается за счет низшего. ...Ни один святой не мог бы развиваться, если бы не были оттолкнуты назад другие люди. ...Господь омывает ноги апостолам, дабы показать, что благодаря им Он пребывает среди них". Три последних подрасы Атлантиды, семь подрас (культурных эпох) пятой коренной расы и две подрасы шестой коренной расы образуют некое целое. "Двенадцать апостолов есть чувственный образ этих 12-ти подрас. ...В омовении ног Иисус склоняется к расам, неся им исцеление".97 (4) Перейти на этот раздел
262. Три волхва с Востока были хранителями сокровищ мудрости трех предыдущих культурных эпох. В символической форме они сложили эти сокровища к ногам Младенца, показав этим, что семя прошедших культур будет сохранено лишь в том случае, если человечество пронижет его силой Христа. Сами же они уже не понимали своего времени. "Они другим путем отошли в свою Землю". Христос пробудил это семя древних культур, так что теперь 3-я послеатлалтическая эпоха, достояние ее мудрости, может оплодотворять 5-ю эпоху, 2-я — 6-ю, 1-я — 7-ю. Для осуществления этой деятельности Христова Импульса на Землю посылаются особые люди, несущие в себе мудрость одной из прошедших культур и способные вчленять ее в новую культуру. Один из них был юноша из Наина (Лк, гл. 7); он же является учеником из Саиса. "Юноша из Саиса пожелал, будучи неподготовленным, приблизиться к тайнам духовного мира; он хотел, как другие посвященные, стать "сыном вдовы" Изиды, пребывающей в трауре по потерянному супругу Озирису. И поскольку юноша был неподготовлен и пожелал здесь, на физическом плане сам узреть образ Изиды без покровов и небесные тайны, то он подпал смерти. До времени никто из смертных не смеет поднять покров Изиды. В юноше из Саиса символизировано бессилие мудрости египетской эпохи. Затем юноша рождается снова, на этот раз в Наине, и опять он "сын вдовы", и опять умирает в раннем возрасте. Но когда его выносят из городских ворот, к нему приближается Христос Иисус. И "много народу из города" было с его матерью; это, по сути, толпа египетских посвященных. Все они — мертвые, погребающие мертвого. "И когда Господь увидел их, жалость к ним охватила Его". Его охватила жалость к матери, которая стояла там подобно Изиде, которая была сестрой и женой Озириса. "И Он сказал: юноша, говорю тебе, встань! И умерший встал и начал говорить, и Он передал его матери". Она же — низошедшая на Землю бывшая Изида; ее силы могут теперь быть пережиты на Земле. Сын снова подарен матери... Великий пророк, потрясающий религиозный учитель стал из юноши из Наина!... Манес (Мани), основатель манихейства. "Он был (затем) рожден как Парсифаль, сын Герцеллойды..." Второе. Заратустра, говоря об Ауро-Маздао, возвещал Христа. Он учил ценить землю и не бежать от злых сил, но преодолевать их и тем — спасать. Поэтому "я" Заратустры жило в Иисусе из Назарета до Крещения на Иордане (в течение 18-ти лет: от 12 до 30). "Покинув три оболочки натанова Иисуса, он вскоре опять воплотился: его "я" связало себя с эф. телом соломонова Иисуса, которое после его смерти было взято матерью натанова Иисуса в духовный мир. Поэтому Христос Иисус не мог призвать Заратустру как представителя 2-й послеатлантической культуры". Вместо Заратустры выступил Лазарь — вновь рожденный Хирам Абиф, наизначительнейший из сыновей Каина. По поводу смерти Лазаря. "Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним". (Ин; 11; 16) При воскрешении Лазаря присутствуют души, принадлежащие ко 2-й культуре; они представлены Фомой — "Близнецом". Слова Фомы означают, что 2-я культура уже готова к тому, чтобы быть пробужденной Христом, ее культурное семя не умерло. Совершается не воскресение, но посвящение Лазаря. "И Христос произносит слова, которые указывают на то, что с этого момента посвященный (Лазарь) начинает действовать: "Развяжите (распеленайте) его, и пусть идет". В отличие от юноши из Наина, это — человек, вполне владеющий своими духовными силами. С креста Христос говорит ему, указывая на Матерь-Софию: "Се Матерь твоя!" При этом следует вспомнить, что Заратустра, как соломоновский мальчик Иисус, действительно был сыном этой матери, и таким образом Лазарь-Иоанн находит отношение к Я Заратустры. Лазарь-Иоанн в 5-й культуре подготовляется к действиям в 6-й, где будет достигнуто глубочайшее понимание Импульса Христа. "Среди 12-ти апостолов Лазарь-Иоанн как бы представлен другим человеком. Иоанн, брат Иакова и сын Зеведея, не является апостолом в точном смысле слова. Иаков и Иоанн в некоем смысле — одно; они представляют среди ближайших учеников Христа Иисуса силы души рассудочной (или характера), которая в человеке имеет двойную функцию и в то же время есть единство. Поэтому они названы "сыновьями грома": макрокосмически гром — это то же самое, что микрокосмически мысль в человеке. Но когда Лазарь становится Иоанном, он занимает место одного из сыновей Зеведея и как таковой присутствует на Тайной Вечере, возлежа у груди Иисуса Христа". Третье. Когда Христос Иисус странствовал по земле, то от 3-й культуры оставались лишь пришедшие в упадок потомки. Еще менее того можно сказать о 2-й культуре. "Но 1-я, древнеиндийская культурная эпоха, древнейшая и спиритуальнейшая, имела своих потомков не только во время Христа Иисуса, но имеет их и в сегодняшней эпохе, болеющей материализмом. Это эпоха, которая воскреснет последней, и (поэтому) она должна ждать дольше всех". О ее воскресении рассказано в истории о 12-летней дочери Иаира и в истории о женщине, 12 лет страдавшей кровотечением. Эта женщина (а также дочь Иаира) — некогда цветущая культура Индии, которую теперь не могут спасти от упадка, исцелить и воскресить ни врачи, ни йоговские методы, ни философия Веданты. "Женщина связана кармически с девочкой, которая вошла в тот возраст, когда развитие эфирного тела завершается. Древнеиндийская культура была временем развития эфирных сил. Что в эфирном теле заложено как зародыш (семя), происходит из древнеиндийской культуры — оно должно быть пробуждено и сохранено для 7-й культуры". Но для этого нужно исцелить женщину. Она приходит к Христу из народа, "снизу" (Лк; 8; 44), и касается Его одежды. Исцеляет ее вера в Дух, пришедший на Землю во плоти. В ней пробуждаются силы жизни, которые были уже готовы умереть. Сами эти силы представлены дочерью Иаира, "начальника школы", ибо Индия была страной браминов и жрецов. Огромная плачущая вокруг девочки толпа — это представители первой культуры, стенающие о том, что прошло. "Матфей упоминает свирельщиков (9; 23), игравших возле умершей; вспомним, что Кришна играл на флейте, и народ следовал за ее звуками. Но Христос от всего этого отказывается. Будет исполнена великая Мистерия, ибо пробуждение 1-й культуры с ее развитием эфирного тела имеет дело с глубочайшими тайнами человеческой природы". Возле девочки остается семь человек; "три душевных силы, три духовных силы и Христос — космическое Я. Так отражается культура семи Риши в этих семи присутствующих. Как Риши могли действовать лишь всемером, так может быть воскрешена девочка, если присутствуют семь сил". Христос велит дать ей есть: индийская культура не нуждалась в питании, она получала свои знания непосредственно из духовного мира. Но то питание кончилось. Теперь она должна питаться тем, что дает окружение. Тайна этого воскресения еще долго останется закрытой. Четвертое. В Ев. от Иоанна рассказывается о сыне царедворца, т. е. римлянина (4; 47-54). Это 4-я культура. Сын ни воскресает, ни умирает, ибо культура тогда еще была жива, но была больной и нуждалась в исцелении верой. Пятое. Вслед за тем в Ев. от Иоанна идет рассказ о больном в Вифезде. Это 5-я культура. Больны люди этой эпохи, ибо не имеют правильного отношения к духовному миру. Ангел — новое откровение — время от времени сходит в воду, но исцелиться успевают лишь близстоящие. Один ждал этого момента 2х19=38 лет: каждые 19 лет Солнце, Луна и Земля вновь приходят в прежнее отношение друг к другу, т. е. "за это время мысль, чувство и воля человека проходят в своих взаимоотношениях через все оттенки". 19 лет — это своего рода инкарнация. Две инкарнации в среднем имели люди за истекшие со времени Голгофы 2000 лет. Христос исцеляет больного, сказав: "Возьми постель свою и иди!" Это значит, что Он укрепляет в человеке силы, способные преодолеть болезнь. Но человек не знает, Кто его исцеляет. Вернее, так это было до настоящего времени. Теперь же исцелившийся возвещает, Кто его исцелил" (Ин; 5; 2-15). Шестое. В Ев. от Луки есть притча, указывающая на духовные отношения в 6-й культуре. После слов о добре и зле, о "служащих добру и Мамоне", Христос рассказывает о бедном Лазаре, страдавшем на Земле и после смерти взошедшем к Аврааму, тогда как богатый пошел в бездну. Так разделятся в 6-й культуре добро и зло. Богатый говорит о пяти братьях. "Это те части человечества, которые в 6-й эпохе не примут в себя Христа и потому вынуждены будут подпасть злу". Седьмое. 7-я культура особенно не упомянута в Евангелиях. О ней можно судить по отношению между страдавшей кровотечением женщиной и 12-летней дочерью Иаира. "Женщина исцеляется, когда девочка воскресает; одно не может произойти без другого". Так таинственно евангелисты изобразили исторический ход человеческого развития в своих писаниях. 264 (с.227-237) Перейти на этот раздел
Книга
272. В Библии трижды говорится о "книге". В первой книге Моисея (5; 1) говорится: "Вот книга рода человеческого". (В русском переводе вместо слова "книга" стоит "родословие Адама". — Сост.). Во второй раз слово "книга" встречается в первом Евангелии в 1-й главе: "Вот книга рождения Иисуса Христа". (В русском переводе опять стоит "родословие"). В третий раз слово "книга" встречается в Апокалипсисе (5; 1): "И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями". В древности слово "книга" употреблялось в смысле следования чего-то одного за другим, что наследуется через кровь. В книгу записывается то, что движется во времени, это хроника, история. "Книга жизни, заложенная в человечество, в которой записывается, что происходит с "я" человека при движении от одной культурной эпохи к другой, что дает ему каждое время, — эта книга написана в душах людей, и с нее будут сняты печати после войны всех против всех... В этой книге зарегистрированы культурные эпохи. Как через поколения регистрируются рождения в церковных книгах, так делается это и здесь, только теперь в книгу заносится то, что человек выработал духовно. ...Благодаря тому, что человек жил в индийской культурной эпохе с настроением, отталкивающим его от физического мира и направляющим его взор к духовному, он одержит победу над физически-чувственным в первую эпоху после войны всех против всех. Человек окажется победителем благодаря тому, что он усвоил, записал в свою душу в первой культуре. И далее: что во второй культуре было преодолением материи персами, — это преодоление во второй эпохе после войны всех против всех встает как меч, который означает инструмент победы над внешним миром. Что человек усвоил в вавилоно-египетскую культуру, научившись все обмерять, — это выступает после войны всех против всех как обозначенное весами. А 4-я культура указывает нам на важнейшее, что было усвоено благодаря явлению Христа Иисуса: на духовную жизнь, на бессмертное Я. Все, что не усвоит бессмертия, что обречено на смерть, — отпадет, так будет в 4-й период после войны всех против всех". "Те, кто понял "Я-Есмь" и Его призыв, они победили смерть, они спиритуализировали интеллигенцию. И то, чем они стали, больше нет нужды символизировать в виде лошади. ...они выступают в белых одеждах, в оболочке бессмертия, — те, кто воспринял вечную, духовную жизнь".104 (4) Перейти на этот раздел
565. Интеллектуальные способности стоят в отношении к астральному плану; симпатия к добру и антипатия к злу, — это нижний Девахан. Моральные импульсы к действию имеют отношение к высшему Девахану. Поэтому "в нашу эпоху в человеческую душу вступают силы астрального мира, в 6-ю эпоху — силы нижнего Девахана, в 7-ю — высшего Девахана"... В 4-ю эпоху в человеческой душе действовали силы физического плана. Отсюда возникла мистика. Поэтому Христос тогда низошел на физический план. В нашу эпоху "Существо Христа можно пережить на астральном плане... в эфирном облике". 130 (3) Перейти на этот раздел
510. "Человеческая голова со всеми ее силами, именно как физический инструмент мышления, как инструмент для физических мыслей, есть произведение, копия звездного неба. Поэтому 4-ая послеатлантическая эпоха в мыслях имела нечто макрокосмическое. В мысли входило еще много макрокосмического, они еще не были связаны с Землей. Но, подумайте, какой огромный переворот произошел с переходом в ХV в., из культуры Овна в культуру Рыб. Силы, связанные с макрокосмосом, стали в человеке силами, которые связаны с ногами. От головы это перешло к ногам. Переворот колоссальный. ... Что ранее человек воспринимал от Неба, он стал воспринимать от Земли. ... Мысли потеряли свою силу и стали легко превращаться во фразу. ... В Рыбах свой дом имеет Юпитер. А Юпитер связан с развитием человеческого лба и передней части мозга. Большим может стать человек в эту 5-ю послеатлантическую культуру, поскольку он самостоятельным, человеческим образом, через силу головы может облагородить и обрести то, что идет к нему с противоположной, в сравнении с предыдущими эпохами, стороны. ... Марс был правомерным царем этого мира в 4-й эпохе. В 5-й эпохе он больше таковым не является, ибо через его силы в 5-й эпохе ничего не достигается — в смысле этой эпохи. Но то великое, что может совершить эта эпоха, должно заявить о себе через силы духовной жизни, миропознания, мировоззрения". "С определенным правом к каждой из констелляций: Луна — Рак, Меркурий — Близнецы, Венера — Телец, Марс — Овен, Юпитер — Рыбы (дома), можно добавить три, как говорят, декана. Эти три декана представляют собой планеты, в "профессию" которых входит во время соответствующей констелляции совершенно по-особому вступать в судьбу, когда другие планеты бездеятельны. ... Марс здесь уже не несет той службы, что в 4-й эпохе, в Овне, где был его дом: Марс теперь — представительная сила для человеческой стойкости. Но во внешних планетах: Сатурне, Юпитере, Марсе вы видите то, что связано с человеческой головой, с человеческим лицом, с образованием человеческого слова". "Ни в одну эпоху человеку не позволялось совершать столько бесчинств, как в настоящую, 5-ю послеатлантическую эпоху. Никогда он не мог так грешить против миссии эпохи, ибо если человек живет с эпохой, то силы, идущие от Земли, он превращает через силы Юпитера в спиритуально свободное человечество, и в его распоряжении находятся лучшие, прекраснейшие человеческие силы, которые он развивает между рождением и смертью: силы Сатурна, Юпитера и Марса. Мировые часы благоприятны для этой эпохи". Но не следует поддаваться фатализму. Это время бесконечных возможностей.180 (11) Перейти на этот раздел
986. "В египетско-халдейскую эпоху человеческая душа могла... сказать: с одной стороны приходит ариманическое, с другой — люциферическое влияние. В египетскую эпоху они были внешне очень хорошо разделены. В греко-латинской культуре дело обстояло так, что, можно сказать, непосредственно перед человеческой душой встречались Люцифер и Ариман. И они удерживались тогда в равновесии. Кто хочет глубже войти в суть греко-латинской культуры, тот должен наблюдать это самоудержание Люцифером и Ариманом равновесия. В наше время это стало иначе. — Во внешнем мире Люцифер и Ариман заключили своего рода союз, их импульсы во внешнем мире сходятся в один узел, прежде чем достигают человеческой души. Так что внутри нашего культурного развития имеют место клубки, узлы, тогда как в древние времена люциферические и ариманические импульсы имели вид отдельных нитей. И человеку чрезвычайно трудно эти узлы распутывать, справляться с этими клубками. ... Здорового воззрения на наши культурные отношения не приобрести, пока не разберешься в том, что в очень многих агитационных течениях, во множестве абстрактных идей, во внешних организациях, как в настоящее время, так и в будущем, будут оставаться спутанными нити люциферических и ариманических импульсов. Бдительность по отношению к этим нитям, бдительность к пeстрому сплетению люциферического и ариманического — вот что особенно необходимо". 147(8) Перейти на этот раздел
1518.Существенное древнеиндийской культуры состоит в том, что после полного завершения работы над душевными силами, утонченными в высочайшей степени, индус вновь возвращался в эф. тело и вырабатывал в нем чудесные тонкие силы, отразившиеся в Ведах и в философии Веданты. Высокое развитие души достигало созерцания Я, восприятия Я, когда человек еще мог созерцать своим эф. телом. Древний перс мог воспринимать только силами тела ощущений, ас. телом. В халдео-египетской культуре воспринимать могла только душа ощущающая; в греко-латинской — душа рассудочная. В современной культуре совершается работа над физ. телом для развития души сознательной. Поэтому грек существенный внешний опыт получал лишь в том, что пробивалось изнутри. Задача же народов Запада и Севера — направить взор вовне, проработать физическое. 121(10) Перейти на этот раздел
Воспитание в кризисных условиях современной эпохи 1543.Способность человека к развитию, сопереживанию им Универсума, когда духовное и физическое развитие шли параллельно, длилось в разные эпохи до определенного возраста: I. Пра-индийская — с 49 до 56 лет. 8167-5567 до Р.Х. II. Пра-персидcкая — с 42 до 49 лет. 5567-2907 до Р.Х. III. Египетско-халдейская — с 35 до 42 лет. 2907-747 до Р.Х. IV. Греко-латинская — с 28 до 35 лет. 747-1413 по Р.Х. V. Нынешняя — с 21 до 28 лет. 1413-3573 по Р.Х. 196(4) "Как верно, что под влиянием Михаэля (свержение дракона) произошло люциферическое заражение человеческой интеллигенции, так верно и то, что теперь поднимается противоположный полюс, поднимаются определенные ариманические существа. И только через продолжительную деятельность Михаэля человек сможет вооружиться против того, что теперь восходит. Сегодня уже опасно физиологически связываться даже с природной необходимостью, с тем родом фатализма, который выражает себя через природную необходимость. Ибо быть воспитанным школой, быть воспитанным жизнью в представлениях, опирающихся на одну природную необходимость, на всесилие природной необходимости, значит ослабить голову. Человек через это становится пассивным в отношении сознания, другие силы могут войти тогда в это сознание". 194(5) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 400390 не найден. Перейти на этот раздел
582. В искусстве древней Греции выражалась работа человеческого Я над самим собой (в египетской культуре Самодух работал над душой ощущающей, в персидской — Жизнедух над телом ощущений; в индийской — Духочеловек над эф.телом). В нашу эпоху искусство хочет жертвенно служить духовному миру. В этой связи представителем нашего времени является Р. Вагнер, "который постоянно стремился выразить в том, что жило в нем как звук, тягу к спиритуальному миру. Он рассматривал произведения искусства как внешнюю речь спиритуальных миров". Поэтому его не могли понять сторонники формальной музыки. 126 (3) Перейти на этот раздел
Жизневоззрения древности 163. "Первое послеатлантическое мировоззрение, которое выступает перед нами как непосредственное действие тройственного события Христа (в Лемурийскую и Атлантическую эпохи), есть мировоззрение, возникающее под действием импульса Заратустры... Мировоззрение Заратустры можно было бы назвать (имея в виду не абстрактное, сухое слово, а взятое в полноте его духовности) ... хронологическим". На двух существ — на Аура Маздао и Аримана взирает мировоззрение Заратустры, рассматривая их в Заруана Окарана действующими во времени. Но мыслится при этом не абстрактное время, как мы его понимаем сегодня, но живое время, сверхличное существо. Воззрение Заратустры рассматривает к тому же это существо, которое мы понимаем под словом "время", таким, что из него исходят Управители времени: во-первых, те духовные существа, которые символизированы в мировом пространстве через знаки Зодиака, Амшаспанд. Их шесть, а если взять и их антиподов, то — двенадцать. Через свою двенадцатиричность они управляют Иезед, стоящими в среде этих Амшаспанд; их число от 28 до 31. Они суть духи более низкого рода, слуги высших существ времени и регулируют дни в месяце. Такую удивительную гармонию видело сознание Заратустры в мире, символизированную через все отношения и комбинации, возникающие благодаря отношению 28-31 к 12. ... И поскольку это так, поскольку в том, что творит и в творении в то же время поглощает то, что воспринимает в себя мировоззрения, как если бы они духовно переваривались и переходили на другие ступени, поскольку воззрение Заратустры во "времени" видело нечто живое, нечто сверхличное, то мы должны это мировоззрение назвать Хронологией, одухотворив это слово; этим мы в то же время мыслим Бога Кроноса, регента времени". В 3-й послеатлантической культуре "души побуждались к знанию силовым существом, сиявшим из звезд. В ней мировые тайны больше не рассматривались как такие, в которых господствовали сверхчувственные отношения существ времени; они низошли в чувственное бытие, и в чувственном бытии, в ходе звезд, в письменах, которые они вписывали в мировое пространство, видели то, что гармонизировало, мелодизировало мировое свершение. Это мировоззрение я бы мог назвать Астрологией. За Хронологией следовала Астрология". И то и другое "было деятельно в Мире благодаря трехкратному деянию Христа во времена до великой атлантической катастрофы". "Аполлон был для греков солнечным Богом, но не в том смысле, как Гелиос, ведущий солнечную повозку через небосвод и регулирующий дневное время. Взирая на Аполлона, грек видел солнечное действие в атмосфере. Что является здесь действием Солнца — это, имея в виду духовное, он называл Аполлоном. Так было со многими богами и духовными существами, которых мы находим в Европе. Достаточно лишь указать на Вотана — я бы мог назвать и немало других, — который шумит в буре, и на его дикую свиту. — Так что же в эту 4-ю послеатлантическую эпоху составляло мировоззрение, стоявшее под влиянием троякого действия Христа, как Его отзвук? Опять-таки я должен употребить педантическое слово, ставшее совсем сухим: Метеорология! Она следует за Астрологией. Хронология — Астрология — Метеорология! При этом мы должны "логии" привести во взаимосвязь с Логосом". "Четвертым мировоззрением, возникшим в 4-й послеатлантической культуре ... была Геология... Как предстает нам группа Элоимов, как предстает нам Бог Ягве?... Он хочет сделать человека из того, что взято от самой Земли... т.е. из сил, из элементов Земли. Поэтому древнееврейская мудрость, исповедовавшая Бога Ягве, должна была стать Геологией. И учение людей, сформированное из сил Земли, есть геология... Адам — это тот, кто создан из Земли". Моисей жезлом из скалы (на Синае) добывает воду и т.д. "Никогда не понять глубокой разницы между еврейским и греческим мировоззрением, если не знать, что греческое мировоззрение — это Метеорология, а еврейское — Геология. Все, что грек чувствовал развертывающимся вокруг него, он это мыслил во взаимосвязи с силами, изливающимися из космоса в земной элемент, в окружение Земли, в воздух, во все, что находится вблизи Земли. В еврейском же мировоззрении все связано с силами, которые снизу вверх развиваются в Земле, которые связаны с Землей. Ведь даже страдания еврейского народа получают свой характер от пустыни, от того, что связано с Землей и ее деятельностью". 149(4) Перейти на этот раздел
164. "Нет никаких письменных свидетельств той эпохи ... которая называется древнеиндийской. Если мы воспользуемся современными словами, то эту пра-древнюю индийскую культуру мы должны назвать в высшем смысле религиозной культурой. Религиозный элемент этой пра-древней культуры был таков, что он охватывал все, что мы с нашей современной точки зрения называем наукой и искусством. ... Эта религиозная культура порождала в людях чувство, что они в глубинах своего существа связаны с божественно-духовным миром". Этим были пронизаны как бодрственное, так и сонное сознание. "...Религиозное же было таково, что в содержании, которое те люди связывали с религиозным, имелось в то же время образное знание о существе человека и широко распространенное образное знание о строении Мироздания". "Совершая поступок, человек тогда говорил: божественно-духовное существо сделало это. И в те древние времена люди также хорошо знали, что за Божественно-духовными существами пребывают Люцифер и Ариман, и они сознавали, что когда божественно-духовное господствует в них, то оно может рядом с добром творить также и зло". "В расцвете 2-й послеатлантической культуры, в пра-персидское время поблекла глубочайшая, интенсивнейшая религиозность и человек должен был начать кое-что развивать из себя, чтобы более активным образом, чем прежде, постигать свою связь с космическим Божественно-духовным". "В пра-персидскую эпоху у посвященных на место древней нераздельной религиозности выступило другое: философия ("София" — так называли греки божественно-духовный Космос, уже плохо различимый в отдельностях), религия. Философию вырабатывали, религию наследовали, но, став унаследованной, она поблекла". В 3-ю, халдео-египетскую эпоху "внутренняя активность человека должна была стать еще более значительной. Человек должен был теперь свою любовь связывать не только с божественной Софией, что как пра-свет (Аура Маздао) пронизывала блеском мир, но человек должен был связать свою судьбу, свое положение в мире с тем, что было видно в мировых письменах благодаря констелляциям звезд, благодаря движению звезд в пределах космоса. И то, что теперь вырабатывалось заново, было Космо-Софией. Эта Космософия хотя и содержала указания на божественно-духовных существ, но видели в космических письменах большей частью только выраженными деяния этих существ. При этом еще больше поблекли философия и религия. ... Люди своими душами жили больше во внеземном, чем в земном. ... Они, например, с внутренним участием ждали определенного появления Сириуса, они вглядывались в констелляции планет. И то, что они видели, они связывали с тем, как будет себя вести Нил в отношении их земных нужд. Но в первую очередь они говорили не о земном. ... Что ощущали люди в то время, можно выразить примерно следующим образом: Ах, темно Земли лицо, Когда Солнце, бледнея, темнеет, Но сколь светло мое дневное поле, Коль душа освещает его мудростью звезд". Поэтому позже египтяне могли сказать грекам: ваше воззрение на мир как у ребенка, ибо вы знаете только о Земле. "Однако греки воспринимали эту темноту Земли как светлое. Греки вообще имели тенденцию постепенно преодолеть Космософию, изменить ее. И когда созерцаемое в небесных далях стало еще более бледным, они Космософию преобразовали в Геософию. Космософия стала для них лишь традицией; они могли кк лишь изучать, когда обращались к тем, кто им мог о ней сообщать". Так, например, Пифагор в Азии у египтян и халдеев изучал в Мистериях их Космософию. "Только Геософия греков — на это теперь мало обращают внимания — в отношении земного была такой наукой, такой мудростью, что человек действительно чувствовал себя связанным с Землей, и это связанное с Землей бытие носило душевный характер ... у образованных греков. Особым образом греки оживляли источники нимфами, оживляли богами Олимп... и это сводилось не к геологии, где Земля охватывается лишь понятиями, но к Геософии, где сущностное в Земле познавалось в переживании, и познаваясь, переживалось. Современное человечество знает лишь абстрактно то, что вообще было живым вплоть до четвертого христианского столетия". И еще у Скотуса Эригены мы находим в его "Классификации природы" следы Геософии". С ХV столетия Геософия померкла совершенно, она превратилась в геологию. Космософия превратилась в космологию. Философия осталась сама по себе, но из нее сделали абстрактное существо, которое в действительности следовало бы назвать филологией...". Осталась и религия, стоящая в стороне от всякого познания. Но теперь перед человеком встает возможность нового восхождения. "Ибо когда он станет дальше вырабатывать абстракции, то через имагинации он сможет опять продвинуться к некоего рода Геософии и Космософии. Через инспирацию он углубит Космософию и продвинется к истинной философии, а через интуицию он углубит философию и придет к действительному религиозному миропониманию, которое вновь должно соединиться с познанием". "1-я послеатл. эпоха: интенсивная религия. 2-я послеатл. эпоха: поблекшая религия: фило-София, религия. 3-я послеатл. эпоха: дальнейшее побледнение; поблекшая философия: Космософия, философия, религия. 4-я послеатл. эпоха: дальнейшее побледнение...: Геософия = Космософия, философия, религия. 5-я послеатл. эпоха: дальнейшее побледнение...: геология, космология, философия, религия". 210(3) Перейти на этот раздел
481. Послеатлантические культуры основывались так, что пришедшие с Ману я-сознающие атланты исходили из условий и особенностей тех народов, где они должны были развивать новую культуру, из тех воспоминаний о прошлом, которые жили в народе, из его ясновидческих особенностей, религиозных воззрений. Передовыми представлениями обладала, фактически, небольшая группа. Для основной же массы вырабатывались компромиссные представления. Поэтому и в Индии, и в Персии, и в Египте мы также находим отсталые, сохранившиеся еще со времен Атлантиды представления. 106(3) Перейти на этот раздел
484.
до VII в. до Р.Х. | до ХV в. | с ХVI в. | халдео-египетская эпоха | греко-латинская эпоха | современная эпоха | сост.Саттва | сост.Раджас | сост.Тамас | 142(4) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 600720 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 600721 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 600850 не найден. Перейти на этот раздел
|