BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

КРОВЬ и ее система — и нервы

341. "Доверив нашу нервную систему развитию Земли, мы отдали ее умиранию, а жизнь ее оставили вверху. Эта жизнь, оставленная нами вверху, и была жизнью, пришедшей потом в Существе Христа. Жизнь наших нервов, которую мы несем в себе и которую в начале нашего земного существования мы не могли нести в себе, пришла потом в Существе Христа. Чем же она должна была овладеть в земном существовании? Она должна была овладеть кровью. Потому столь велико внимание, уделяемое Мистерии крови. Жизнь нервов должна была овладеть кровью, овладеть тем, что было разъединено в нас из-за того, что нервная система утратила свою космическую жизнь, а кровь получила космическую жизнь; жизнь стала смертью, а смерть — жизнью. Новая связь тут возникла благодаря тому, что не живет в нашей земной нервной системе, а спустилось к нам из космоса, стало человеком, вошло в кровь; кровь же соединилась с Землей. Теперь мы, будучи людьми, можем выровнять полярную противоположность между нашей нервной системой и системой крови, приняв участие в Мистерии Христа".169 (2)

     Перейти на этот раздел

  

442. "То, чего недостает нашей нервной системе по той причине, что мы земные люди, и что заполнено ариманическим, — это выступает нам навстречу в Мистерии Голгофы, и наша человеческая задача — принять это в кровь, чтобы христианизировать люциферическое в крови и дать нашему энтузиазму такую форму, чтобы он жил в нас (космически)".169 (2)

     Перейти на этот раздел

  

Нервы и кровь. (от Эдипа к Фаусту)

703. "Эдип должен быть победителем сфинкса. Каждый грек, серьезно принимавший свою народность, был в той или иной степени победителем сфинкса. Эдип должен был победить то, что жило в процессе ды­хания и крови. Человеку, жившему в этом, он должен был противопоставить живущего с объединенными эфирными силами человека нервов. Как ему это удается? — Благодаря тому, что в собственной природе он использует силы, родственные нервному процессу, т.е. мефистофельские силы, и использует их здоровым образом, так, что они не просто сопровождают его (подобно двойнику), но пребывают в нем и помогают противостоять природе сфинкса. Так видим мы, как могут быть плодотворны Люцифер и Ариман, если они стоят на правильном месте".
     Отцу Эдипа было предсказано, что ребенок принесет несчастье своему роду. Отец пожелал изба­виться от него и проколол ему ноги, "...поэтому он и получил имя Эдип, т.е. косолапый. Так встречаемся мы с силой Мефистофеля в драме об Эдипе.
     Если беднеют эфирные силы, то ... ноги не могут более развиваться, они должны ссохнуться, (полу­чить тенденцию стать копытами). У Эдипа это вызывается искусственно. ... Он может стать "личностью", он есть представитель человека, в котором крепнет "я". Поднимаясь к голове, это "я" становится силь­ным, в то время как ноги окостеневают" ... Человек 5-й культуры должен проделать нечто противополож­ное тому, что сделал Эдип: Эдип в борьбе со сфинксом воспринял в себя Аримана, современный человек должен воспринять в себя Люцифера. "Он должен то, что накоплено "я" в голове, опустить вниз, в оста­льную человеческую природу".
     Так Фауст, бросив философию, юриспруденцию и прочее, отдается люциферизированной жизни, не связанной с головой. "Фауст — это обратный Эдип". 158 (4)

     Перейти на этот раздел

  

705. Кровь по своему исходному предрасположению должна была лишь слегка касаться материального, лишь слегка материализоваться и тут же как бы отскакивать вновь в духовное. И в таком колебании она должна была пребывать, тогда как вся другая человеческая субстанция является разбившимися духовными формами. Так было бы и с кровью, если бы в начале земной эволюции человек получил Я только от Духов Формы. "В этих вспышках крови (от соприкосновения с материей) человек ощущал бы "Я-есмь" и таков был бы орган его я-восприятия". И это было бы его единственным чувственным восприятием. Человек тогда жил бы в окружении Земли, а внутри имел бы свое отражение, и через взблески Я, отраженные снизу вверх, говорил бы себе: там, внизу имеется для меня знак, приносящий мне сознание моего Я в допол­нение к тому, что я получил на др. Сатурне, Солнце, Луне.
     "Люцифер же подверг кровь общей судьбе, заставив ее полностью материализоваться, заполнить весь организм человека, изменяясь в соответствии с силами этого организма. Так, если она проникала в пере­вес физ. тела над эф. телом или эф. тела над астр. телом и т. д., то она становилась субстанцией нервов, мускулов и т. д. ... Ставшая материальной, кровь есть творение Люцифера, и поскольку человек имеет в крови физическое выражение своего Я, то на Земле он связан своим Я с творением Люцифера". С другой стороны, это дало возможность Ариману подойти к крови. Удивительно ли, что теперь они оба рассматрива­ют кровь как свое земное достояние? "Даже чернила для Люцифера более божественны, чем кровь".
     "Кости, нервы, мускулы, железы, все-все по своему люциферическому составу в человеке является пре­образованной кровью. Человек есть одна кровь, а поскольку это так, то он есть ходячий Люцифер-Ариман ... и лишь в той мере, в какой он за этим материальным имеет нечто излитое в материю сверх кро­ви, он принадлежит божественным мирам прогрессивного развития".134 (5)

     Перейти на этот раздел

  

401. "Лишь 6-я (славянско-германская) послеатлантическая эпоха еще даст возможность физически размножаться на Земле. Далее импульс размножения всей послеатлантической эпохи, согласно мудрости Света, не простирается, т.е. не простирается уже в 7-ю (американскую) послеатлантическую эпоху. Однако в действительности размножение бу­дет длиться долее, до 7-го тысячелетия, а может быть и еще дольше. Откуда это придет? Регентами размно­жения, силами, импульсирующими размножение, станут эти отставшие ангелы...", или теперешние духи тьмы, изгнанные Архангелом Михаэлем из нервной системы, где они хотели неправомерно осесть в кровь. 177 (4)

     Перейти на этот раздел

  

407. "Мозг человека можно постичь лишь при условии, если мы сможем уловить в нем тенденцию к костеобразованию, которая, однако, в самом начале своего возникновения прерывается. Образование кос­тей мы постигаем лишь тогда, когда приходим к знанию о том, что тут действует доведенный полностью до конца импульс мозга, который извне пронизывается импульсами среднего организма, где совместно деятельны астрально обусловленные органы нервной системы и эфирно обусловленная субстанция крови. В золе костей, остающейся после их сжигания ... имеются продукты действия импульсов высшей об­ласти человеческой организации. В хрящевом веществе, которое остается, когда мы подвергаем кость действию разведенной соляной кислоты, мы имеем результат действия импульсов средней области.
     Скелет — это физический образ организации Я. Человеческая органическая субстанция, направлен­ная к безжизненно-минеральному, при возникновении костей целиком подвержена деятельности организа­ции Я. В мозгу Я деятельно как духовная сущность. Однако формообразующая сила Я, действующая внутрь самого физического, полностью преодолевается в мозгу организующим эфирным и даже собственны­ми силами физического. В самом мозге присутствие организующей силы Я выражено лишь в слабой сте­пени, а в жизненных и чисто физических процессах она совершенно подавляется. В этом именно и заключена причина того, почему мозг является носителем духовной деятельности Я, ибо органически-физическая деятельность не захвачена тут организацией Я и вследствие этого она, как таковая, может проявиться совершенно свободно. В противоположность этому костный скелет является именно совершенным физичес­ким образом организации Я; но тут она исчерпывает себя в физическом построении настолько, что от нее ничего более не остается в смысле духовной деятельности. И потому все происходящее в костях яв­ляется более всего бессознательным".27 (6)

     Перейти на этот раздел

  

621. "В нервах совершается двоякий процесс: распадение белковой субстанции и пронизание этой рас­падающейся субстанции эфирной субстанцией, которая побуждается к своему течению через кислоты, соли, через всё фосфорное и серное. Равновесие между обоими процессами опосредуют жиры и вода.
     По существу, то, что здесь происходит, является постоянно пронизывающими организм болезнетворными процессами. Они должны выравниваться действующими точно так же постоянно оздоравливающими процесса­ми.
     Это выравнивание происходит благодаря не только тому, что в крови заключены процессы, лежащие в основе роста и обмена веществ, —крови еще присуще непрерывно действующее целительное влияние, ко­торое противостоит нервным процессам, делающим человека больным.
     В субстанции своей плазмы и в фибрине кровь содержит силы, которые служат росту и обмену веществ. А в том, что при исследовании красных кровяных телец проявляется как содержащее в себе железо, за­ложен источник исцеляющего действия крови. Поэтому железо обнаруживается также в желудо­чном соке, а в виде окиси железа — в млечном соке. Тут везде создаются источники тех процессов, ко­торые действуют выравнивающе на нервные процессы.
     При исследовании крови железо обнаруживается как единственный металл, имеющий внутри человеческо­го организма наклонность к кристаллизации. Этим самым оно приводит в действие силы, которые являют­ся внешними физическими, минеральными силами природы. Они образуют внутри человеческого организма систему сил, ориентированную в смысле внешней физической природы. Однако эти силы постоянно преодо­леваются организацией Я.
     Итак, мы имеем дело с двумя системами сил. Источник одной лежит в том, что происходит в нервных процессах; источник другой — в образовании крови. В нервных процессах развиваются события, делающие человека больным, и доходят до степени, когда они могут быть непрерывно излечиваемыми процессами, протекающими в крови. Нервные процессы через астр.тело воздействуют на нервную субстанцию и тем самым — на весь организм. Процессы же крови суть такие, в которых организация Я в человеческом организме противостоит имеющей в нем свое продолжение внешней физической природе; эта последняя, однако, принуждается войти в формирование организации Я.
     Из этого взаимодействия процессов мы можем непосредственно постигнуть явления заболевания и исце­ления. Когда в организме наступает усиление тех событий, которые проявляются обычно в нормальной степени возбуждения нервного процесса, то имеет место заболевание. Когда мы в состоянии противопоставить этим явлениям такие, которые проявляются в организме в виде усиления внешних природных влия­ний, то может последовать исцеление; но при этом необходимо, чтобы внешние природные влияния по­беждались бы организацией Я и действовали выравнивающе на противоположно им ориентированные про­цессы".27 (7)

     Перейти на этот раздел

  

691. "Кости и все связанное с ними построено совсем другой природой, чем та, которая строит ос­тальные системы. В нас действуют силы, несущие смерть: мы оставляем их такими, каковы они есть, и благодаря этому становимся костным человеком. Но в нас действуют еще другие, приносящие смерть силы: мы ослабляем их, и благодаря этому становимся человеком нервов. — Что такое нерв? Нерв есть не­что такое, что постоянно хочет стать костью; у животных кости значительно живее... Стать костью нер­ву мешает система крови и мышц. Если во время роста имеет место неправильная связь между костями, с одной стороны, и кровью и мышцами — с другой, то возникает состояние рахита, которое представляет собой помеху правильному умиранию костей со стороны крове-мышечной системы. Тогда исключительно важ­но ... волеобразную сущность, живущую в мышцах и крови, связать с представление-образной деятельно­стью, заложенной в костно-нервной системе".293 (3)

     Перейти на этот раздел

  

1455а. "Нашим жизненным телом мы чувствуем симпатии и антипатии по отношению к другим. Нашим телом вожделений мы чувствуем желания и движения души”. 266-1, с.343
     "Нервы — антипатия, кровь — симпатия.
     В процессах в органах чувств и т.д. симпатия крови перекрывает антипатию нервов".Д.31, с.6

     Перейти на этот раздел

  

Роль симпатии и антипатии в процессах душевной жизни

1843. "Представление имеет образный характер. И кто ищет в представлении характер бытия, кто ищет в нем действительное существование, тот подпадает большой иллюзии". Наш глаз или желудок обла­дают элементом бытия, но ими нельзя представлять. Они идентифицируют себя с элементом бытия. Вернее будет сказать: я мыслю — значит не существую. "И мы должны представить себе, что также и в мыслительной деятельности мы имеем лишь образную деятельность. Т.обр.,все, что является лишь движением в пред­ставлении, есть движение образов. Но образы могут быть лишь образами чего-то, не могут быть просто об­разами в себе. ... Представление — это образ всех переживаний, пережитых нами до рождения, вернее до зачатия". Ваша жизнь до рождения отражается, как в зеркале, в жизни после рождения — и это есть представления. "Для самой себя воля не имеет никакого содержания. ... Она есть не что иное, как зародыш в нас того, что будет существовать после смерти в духовно-душевной реальности. ... Я прошу вас иметь в виду это различие между зародышем и образом. Ибо зародыш есть нечто сверхреальное, образ — нереальное".
     "Мы носим в себе силу антипатии и с помощью ее превращаем элемент, идущий из (состояния) до рожде­ния, в простой образ представления. А с тем, что как волевая реальность после смерти лучится в наше бытие, мы соединяемся как с симпатией. Эту пару, симпатию и антипатию, мы не осознаем непосредственно, но они живут в нас бессознательно, и они-то и означают наши чувства, что постоянно слагаются из ритма, из взаимной игры симпатии и антипатии.
     Мы развиваем в нас мир чувств, постоянную взаимную игру — диастола, систола — между симпатией и антипатией. ... Антипатия постоянно превращается в нашей душев­ной жизни в представляемое; симпатия, с др.стороны, превращает нам душевную жизнь в то, что мы знаем как наши волевые деяния, в зародышевое того, что после смерти является духовной реальностью. Здесь мы приходим к реальному пониманию духовно-душевной жизни: мы творим зародыш душевной жизни как ритм симпатии и антипатии.
     Что отражаете вы в антипатии? Вы отражаете в ней целую жизнь, которую прожили, целый мир, которым обладали до рождения или до зачатия. Это имеет в существенном познавательный характер. ... Это по­знание встречает антипатию и ослабляется ею до образа представления. ... Когда вы теперь представляе­те, то каждое такое представление встречает антипатию, и если антипатия достаточно сильна, то возника­ет образ представления, память. Т.обр., память есть не что иное, как результат господствующей в нас антипатии. Вы имеете здесь взаимосвязь между чисто чувственным, антипатией, которая неопределенно от­ражается назад, и определенным отражением, отражением — теперь образным — совершённой деятельности вос­приятия в памяти. Память — это лишь возросшая антипатия. У вас не было бы никакой памяти, если бы к своим представлениям вы испытывали столь большую симпатию, что "проглатывали" бы их; только отвраще­ние к представлениям обеспечивает вам память... Когда вы представили образно, отбросили это в память и утвердили образное, то возникает понятие. ... Если же достаточно сильна симпатия, то из нее возникает фантазия. ... А если вы развиваете достаточно сильную фантазию — что в обычной жизни происходит лишь бессознательно — если она становится настолько сильной, что пронизывает вас целиком вплоть до органов чувств, то вы тогда обычно приходите к имагинациям, с помощью которых представляете внешние вещи ... Что, напр., мел вы ощущаете белым — происходит от применения воли, которая через симпатию и фанта­зию стала имагинацией. Зато когда вы образуете понятие, то это имеет совсем другое происхождение, по­нятие исходит из памяти. ...
     Все душевное ...все, что выражается в антипатии, памяти и понятии, отпечатывается, открывается в телесном. Это связано в телесной организации с нервами. Когда в теле образовалась нервная организация, то все там действовало из состояния до рождения. ... Это творило нервы. ... Еще в человеке постоянно обра­зуется нечто такое, что постоянно имеет тенденцию одухотворяться. Но поскольку человек хочет утвердить­ся хотя и в большой, но в эгоистической любви, в теле, то это не может одухотвориться; оно растекается в телесности. Мы имеем в нас нечто материальное, но из материального состояния оно постоянно хочет перейти в духовное состояние. Мы не даем этому одухотвориться; поэтому мы уничтожаем его в тот момент, когда оно хочет одухотвориться. И это есть кровь — противоположность нервов.
     Эти два полюса должны составлять основу педагогики.

293 (2)

     Перейти на этот раздел

  

Процессы в организме и память

1870.
"Все происходящее в физических глазах является чем-то косвенным. Происходящее там есть, собственно, игра процессов в Я и астр.организме. Я хочу изобразить это желтым, как пронизание глаза Я — что, естественно, идет затем далее в организм, — а красным — пронизание организма астраль­ным". Теперь рассмотрим систему почек (темно-синее). Она состоит из водного элемента и твердых частей (воды 90%). "Система почек является исходным пунктом водного, которое существует не только в виде выделений почек, но проходит через весь организм и среди прочего входит также и в глаза. ... это не мертвое водное, но живое водное. Вы бы получили совершенно ложное представление о том, что в человеке является жидким, водным, если бы пожелали представить себе в живом человеческом организме (синее) водное наподобие того, как оно течет в ручье. В ручье мы имеем дело с мертвой водой, в человеческом организме — с живой жидкостью. Жива не только плазменная жидкость, но жи­во все жидкое в человеческом организме. И в этом жидком повсюду тонко рас­творены твердые составные части, о которых было сказано ранее; как бы на волнах жидкого они несутся в разные места, в том числе и в глаза. Опять­-таки, на волнах внутренней жидкости излучается эфирный организм человека в глаза. В глазах встречается двоякое. Эфирный организм человека (синее) на­полняет глаза и глазной нерв; и то, что теперь струится в этой наполненной эфирным организмом жидкости, есть астральный образ, возникающий в челове­ческом астр. теле (красное). А это (желтое) является тем, что возникает благода­ря Я. Это струится сюда и далее.
     В результате в человеческом глазу, а также и в глазном нерве сходятся впечатления, идущие извне, которые сначала возникли в Я и в астр. теле, а оттуда выступили внутри физ. и эф. тел".
     "Голова образована как отображение тех космических переживаний, которые человек проделал в доземном бытии и удержал в виде пластических формообразующих сил. От головы ребенка исходят все пластические, формирующие облик мира силы. Из нее из­лучается в остальной организм то, благодаря чему человек во время роста пластически соответствующим образом формирует свои органы.
     Итак, исходящее из головы — это вообще лишь пластические формирующие силы. И когда в голову прони­кает нечто такое, что выступает в процессе зрения, то тотчас же это воспринимается как образующая сила, которая хочет формировать. Что здесь входит через глаза — это хочет в человеке внутренне принять об­лик. Прежде всего оно хочет нервы, систему нервов образовать так, чтобы некоторым образом во внутреннем человека возникал род отображения того, что было здесь как внешнее впечатление. ... сверху вниз, от чувств внутрь идет образующая сила. Она хочет человека неким тонким образом превратить в статую. ... Этому противится иная сила (снизу вверх). ... Она постоянно растворяет то, что хочет сформироваться. ... Постоянно имеет место некий род влияния, которое солевую субстанцию, в ином случае растворяющую­ся, определенным образом спекает, так что она хочет стать твердой солью. Итак, постоянно имеется тен­денция к образованию облика. А снизу идет тенденция, растворяющая его.
     Этот процесс, совершающийся через встречу астрального с эфирным, приходящим на волнах жидкого на­встречу астральному, он неизмеримо важен, в нем заключена, по сути говоря, вся человеческая жизнь. Ибо представьте себе, вам сегодня что-то сообщили. Это является впечатлением. Оно пришло иным чувст­венным путем, чем тот, на котором вы видите красную поверхность, но оно также является впечатлением. Что вам сообщено — это хочет, опять-таки, стать в вас обликом. И если оно станет обликом, то оно останется в вас как воспоминание. И если ваша голова особенно способна осоливать все впечатления, то тогда вы об­ладаете удивительной памятью. Вы можете, как автомат, регистрировать все, что вам когда-либо сообща­лось. Но у большинства людей это не так, поскольку у них сильна тенденция все снова растворять. Что как жидкостное излучение противостоит с эф. телом пластическим формирующим силам, оно постоянно раст­воряет их. Это теплый поток, который постоянно растворяет".
     Если человек запоминает как автомат, то он не самостоятелен, тогда вспоминает не он. В действите­льности это хорошо — когда происходит растворение, — что впечатление проникает в жидкое, но не созда­ет твердых образований. Тогда все остается в астр. теле. Человек засыпает, выходит с астр. телом и Я, и снова просыпается, и снова засыпает. Так происходит 3-4 раза. "Впервые лишь после четвертого сна растворяющие силы ослабевают, и тогда твердо оседает то, что этот пластический образ, который там внутри больше не растворяется, делает основой для представлений-воспоминаний, для памяти".
     "Если вы вспоминаете только вчерашнее, то это дело вашего астр. тела. "Но если человек забыл что-то на 4-й день, то, значит, растворяющая сила была достаточно крепкой и на 4-й день, и тогда она растворила все". Тогда мы забудем непременно.
     В трехчленном человеке (головы, ритма и конечностей) развитие в голове идет наиболее медленно. И если для какого-либо впечатления нужна, скажем, секунда, то со стороны системы почек успевает прийти четыре атаки растворения. Это выражается в том, что за одно дыхание наш пульс делает четыре удара. "Дыхательная система является тем, что, действуя из ритмической системы в голову, приносит ей в четы­ре раза замедленный темп. ... И в том, как это выражается через в четыре раза более медленный темп головы, в этом заложено все оплотневание. что в состоянии превратить человека в статую". Встреча впечатлений, идущих извне и из системы почек, совершается в ритмах дыхания и циркуляции крови. Потому и приходится на каж­дое впечатление четыре растворяющие атаки снизу, и потому же необходимо четыре сна, чтобы импульс из­вне достаточно окреп.
     "Если человек закроет глаза, сознательно притупит мозг и посмотрит на то, что струится от почек, то обнаружит имагинации, плывущие по живой воде; так предстает в имагинации собственное внутреннее". Если почки нездоровы, то слишком сильное излучение идет в живую воду, и тогда в имагинации выступает субъективное, выражающее заболевание почек.
     "Глазной нерв способен постоянно создавать в глазу контурные образования. Сосудистая оболочка с кровью хочет их постоянно растворять.
     Происходит это не так грубо, как обычно себе представляют, но так, что артерии глаза идут своим пу­тем, а потом вчленяют в себя вены, и не бывает так, чтобы одно примыкало к другому. Именно в глазу ар­терии проходят так, что кровь некоторым образом изливается из них, а затем вбирается венами; в глазу возникает некое легкое протекание и вбирание назад. Это ложное и грубое воззрение, когда считают, что артериальная кровь непосредственно приходит в венозную. Это не так. Возникает тонкое излияние и снова втягивание. И в том, что здесь возникает как такое излияние, вибрирует ритм циркуляции; а в нерве, который сюда подходит, в нем вибрирует ритм дыхания. В глазу же одно переходит в другое.
     Итак, зрение состоит в том, что эти два ритма сталкиваются в глазу. Если бы они были одинаковы, мы не могли бы ви­деть". Это подобно тому, как если бы вы пошли медленнее, чем идет повозка, и почувствовали, что ее что-то тянет. Свое Я вы чувствуете потому, что голова движется в 4 раза медленнее, чем остальной организм. Нарушение этого ритма 1: 4 обусловливает болезни. Одни из них вызываются чрезмерным преобладанием процесса растворения, другие — затвердения. Возникают, например, судороги. (Далее дано опи­сание причин возникновения некоторых детских заболеваний. — Сост.).
     В замедленном ритме действует ариманическое, в ускоренном — люциферическое. Это представлено в де­ревянной скульптурной группе. Ариман там находится в отвердевших формах, Люцифер — в закругляющихся.218(3)

     Перейти на этот раздел

  

Кровь и нервы

71. "В субстанции крови и в субстанции нервов мы имеем два полюса человеческого физического существа, как во внешнем мире — два магнитных полюса или положительное и отрицательное электричество".
     "Все мы носим в нашей нервной субстанции нечто внеземное по происхождению, но перенесенное на Землю. Мы носим в себе нервную субстанцию, собственно, живую космически и мертвую только в земном... Если взять часть нервной субстанции и вознести ее туда, где больше нет действия Земли, то мы получили бы чудесную светящуюся субстанцию". Кровь же вполне родственна земному. 169 (2)

     Перейти на этот раздел

  

72. "Мы садимся в нашу нервную систему, приходя из духовного мира. И своеобразие человека нервов, каждой отдельной нервной клетки, каждой нервной частицы состоит в том, что духовное так наполняет эту нервную субстанцию, что внутри человека нервов мы имеем существо, которое можно назвать до материи сгустившимся духом. ... у земного человека постоянно происходит обмен между материей нер­вов и материей крови. Но этот обмен таков, что внутри нервной материи собственно материя крови не теряется, она постоянно оттуда выбрасывается, так что в материи нервов мы имеем нечто такое, что на протяжении всей нашей земной жизни для земной духовности остается непроницаемым. ... В то время как в теле нервов дух застывает, в теле крови он творится все заново; здесь, собственно, живет земная метаморфоза. Эти два человеческих существа сочленены и совершенно различны, как различны положительное и отрицательное электричество. Мы носим в себе такую полярность в отношении нашего тела нервов и тела крови. Другие органы метаморфизированы из крови и нервов".224(3)

     Перейти на этот раздел

  

84. "Моторные нервы в действительности также сенситивные. Они существуют для того, чтобы, когда я, например, двигаю пальцем, возникало непосредственное отношение между волевым решением и обменом веществ в пальце, чтобы непосредственное влияние, оказываемое волей, захватывало обмен веществ в па­льце. Это изменение в обмене веществ, этот процесс обмена веществ воспринимается с помощью т.н. мо­торных нервов. А если я не воспринимаю процесса обмена веществ, то не возникает никакого волевого решения". 301 (2)

     Перейти на этот раздел

  

333. "Существа из Иерархии Ангелов служат высоким существам из Иерархии Архангелов, но их служение таково, что отношения между Иерархией Ангелов и Иерархией Архангелов сверхчувственно, есть дело чисто духовное и мало касается людей. Но это положение существенно изменилось с началом 5-ой послеатлантической эпохи, ибо тогда в водительстве человечества стали самостоятельнее существа из Иерархии Ангелов. Так что в 4-ой послеатлантической эпохе люди были ведомы более непосредственно Архангелами; зато в 5-ой эпохе, на всeм еe протяжении до начала четвeртого тысячелетия, происходит прямое водительство человека Ангелом. Поэтому теперь нельзя сказать, что отношение Ангелов к Архангелам только сверхчувственно".
     "Если мы будем искать, на каком окольном пути Архангелы и Ангелы в 4-ю послеатлантическую эпоху соединялись с человеком, то должны будем ответить: соединение происходило через человеческую кровь". Поэтому на кровном родстве строилась и социальная структура. "Положение изменилось в 5-ю послеатлантическую эпоху. Теперь Ангелы более владеют кровью — я говорю об Ангелах Света, — а Архангелы более действуют в нервной системе. Пользуясь старой терминологией, можно также сказать: в 5-ой послеатлантической эпохе Архангелы более действуют в мозгу, а Ангелы — в сердце".
     "В XV столетии привлекательность Земли для Архангелов, для Архаев правильного развития, которые искали переход от крови к нервной системе, была величайшей. А если пойти назад к XIV, XIII, XII, XI векам, то привлекательность Земли становится всe меньшей и меньшей". Не случайно с XV в. происходят величайшие открытия частей света. "Тогда же Архангелы начали обучать Ангелов овладению человеческой кровью. ... К 40-м годам XIX в. дело зашло так далеко, что некоторые отсталые ангелы предприняли попытку не обитать в крови и управлять ею, а занять место Архангелов в нервной системе. ... Ангелы тьмы были выброшены из нервной системы и вогнаны в человеческую кровь и теперь там поднимают мятеж..." 177(14)

     Перейти на этот раздел

  

1258. "Истина разовьется в ходе лет из этой т. наз. войны. Противостояние сил Антанты и Средней Европы — это не истина, истина восстанет из ужасной хозяйственной войны, которая здесь лишь берет свое начало. ... Как на современной фабрике противостоят предприниматель и рабочий, так противостоят в мире предпринимательство старой Антанты (Америка — Англия) и пролетариат побежденных сил (Средняя Европа вместе с Восточной Европой). Это действует грандиозно и подавляюще. Того, что происходит сегодня, не изучить иначе, как только понимая все во взаимосвязи со всем пролетарско-социалистическим вопросом".
     На мировом плане разыгрывается хозяйственная война. "Хозяйственная война в среде человечества разыгрывается в выработке чувств и системы нервов. А для чувственно-нервной системы в 5-ой послеатлантической эпохе души сознательной особенно организован англоязычный мир, т. к. в эту эпоху нервной системы развивается утилитаристское материальное мышление с тенденцией весь мир превратить в большой склад товаров. Но в этом мире чувственно-нервной системы беспокойно действует мир крови, противоположный полюс в жизни людей, мир крови. Он посылает свои волны в жизнь чувств и нервов как чисто хозяйственную волну. Мир крови представлен в форпостах славянского мира: в чехах, словаках, поляках и т. д. А дальше идет другая волна с очищенной кровью, со спиритуализированной кровью Восточной Европы — русско-славянская волна. 185-а (6)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 402610 не найден.
     Перейти на этот раздел

  


     821
. "Когда человек практикует строгую внутреннюю концентрацию души на имагинативных идеях, пре­образуя их в символы, то, если он это делает в бодрственном состоянии сознания, он овладевает полным контролем над нервом и в результате внутренней концентрации отдаляет его на некоторое расстояние от тока крови. ... Тогда человек имеет в душе нечто, возникшее только в сознании. ... нервы освобождают­ся, в известном смысле, от связи с кровообращением, от того, внешним инструментом чего является кровь, т.е. от обычного (повседневного) опыта Я".
     "Нарисуем схему, показывающую отношение между кровью и нервами или всей нервной системой... Нормальные впечатления отображают­ся в кровеносной системе и попадают внутрь ее. ..." Если же мы отодвинем нервную систему, то ничто не сможет достичь пластинки (частицы) кро­ви, ничто не попадет в кровеносную систему, все потечет обратно в нервную систему. И нам откроется мир, о котором мы ранее не имели представления. Он откроется в пределах окончаний нашей нервной сис­темы
     "В случае нормального сознания человек чувствует, что он прини­мает в себя тот вид мира, который стоит перед ним; так что все ока­зывается вписанным в его кровеносную систему, как на пластинку, и затем он живет в своем Я с этими впечатлениями. В другом (медита­тивном) случае он проходит впечатлениями до окончания нервов, где они создают ему внутреннее сопротивление. Здесь, в области нервных окончаний, он как бы подскакивает и переживает себя во внешнем ми­ре", вне своей самости.
     Мистическое погружение противоположно тому, что мы делаем, порывая связь нервов с кровью, когда мы переживаем в себе более высокую сущность и своему Я говорим "ты". "Это внутреннее погружение, которое может быть обозначено в точном значении термином "мистический путь", находится в прямой про­тивоположности с другим путем, ведущим в макрокосмос. Здесь мы не отделяем кровь, инструмент Я, от соприкосновения с нервами, а наоборот, погружаемся вглубь, вплоть до симпатической нервной системы... укрепляем связь между кровью и симпатической нервной системой.
     В качестве "физиологического" дополнения скажем: в этом случае кровь сильнее, чем когда-либо, про­талкивается к симпатической нервной системе, в то время как на другом пути кровь отвлекается от нер­вов".
     "Верхний (северный) путь посвящения через макрокосмос связан физиологически с верхним кругом крово­обращения, где кровь питает головной мозг. В обитающее в крови Я, здесь через органы чувств из внешнего мира приходят впечатления. Проходя по нервам, они, с одной стороны, касаются крови, отпечаты­ваются на ней, как на пластинке, а с другой — их переживает в крови наше Я. Отвлекая нервы от контакта с кровью, мы переживаем не внешний мир, а содержание нашей медитации, выходим из себя и созерцаем свое Я извне. Новый мир открывается нам в пределах окончаний нервной системы. Мы смотрим как бы с обратной стороны на внутреннего человека.
     Нижний путь посвящения связан с большим кругом кровообращения и симпатической нервной системой, ветвящейся от спинного мозга по всей нижней части тела (в том числе — в солнечное сплетение). Эта нервная система имеет большие ганглии и тонкие волокна; в центральной нервной системе все обстоит на­оборот — там ганглии занимают подчиненное положение. На этом, нижнем, пути мы приводим кровь в особенно тесное соприкосновение с симпатической нервной системой и погружаемся в природу собственного Я.
     В первом случае мы освобождаемся от Я, оставляем его позади со всеми нежелательными ка­чествами. Во втором случае мы рискуем погрузить страсти в симпатическую нервную систему. Поэтому здесь особенно важно путем сочувствия, самоотверженности парализовать качества, за которые ответст­венно наше Я. Здесь мы переносим Я при помощи крови как инструмента в свой внутренний мир. Симпатическая нервная система входит в Я, служит посредником в отношениях с внутренним миром, как другая нервная система (головной и спинной мозг) служит посредником в отношениях человека с внешним миром. ... Мы осознаем не симпатические нервы, а только наше истинное Я как физического человека". 128(2,3)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru