Главная / Предметный указатель / /
КАЧЕСТВА (эзотерического ученика) - см. также по названиям . |
Ошибка! Фрагмент 600320 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 606381 не найден. Перейти на этот раздел
878. "Для наблюдателя высших миров, как это видно из предыдущего, открывается путь, который начинается в физическом мире. Он может взять этот физический мир за исходную точку и от откровений этого физического мира подняться к лежащим в его основе высшим существам. Исходя из животного царства, он может подняться к имагинативному миру; если он возьмет себе отправной точкой мир растительный, то духовное наблюдение приведет его через имагинацию в мир инспирации. Кто идет этим путем, скоро находит внутри имагинативного и инспиративного мира также таких существ и такие факты, которые в физическом мире совершенно не обнаруживаются. Следовательно, не надо думать, что на этом пути знакомишься только с такими существами высших миров, откровения которых происходят в физическом мире. Кто однажды вступил в имагинативный мир, тот узнает множество существ и событий, о которых простому наблюдателю физического мира и не грезилось. Есть, правда, другой путь, путь, исходный пункт которого не в физическом мире ... Другой путь предполагает предварительное приобретение душевных качеств, в современных условиях жизни очень трудно достижимых. Хотя в соответствующих книгах постоянно подчеркивается со всей остротой и ясностью такие душевные качества, однако большинство людей не имеет хотя бы в какой-нибудь мере достаточного представления о той степени, в какой эти качества (самоотрешенность, самоотверженная любовь и т.д.) должны быть выработаны, если для достижения высших миров хочешь исходить не от твердой почвы физического мира. И если потом человек проснется в высших мирах, не достигнув требуемой степени соответствующих душевных качеств, то невыразимое несчастье будет следствием этого. ... Еще одно надо принять здесь во внимание. Кто исходит указанным образом от физического мира, тот, несмотря на свое восхождение в высшие миры, остается в живой связи с этим физическим миром. Он сохраняет полное понимание всего, что в нем происходит, и полную энергию для деятельности в нем. Да, это понимание растет, эта энергия прибывает и крепнет именно благодаря познанию высших миров. В каждой области жизни, какой бы прозаично-практической она ни казалась, знающий высшие миры будет действовать с большей пользой и лучше, чем незнающий, если только первый сохранил живую связь с физическим миром. Но кто исходит не от физического мира и будет пробужден в высших областях бытия, тот может слишком легко стать чуждым жизни; он станет затворником, противостоящим окружающему его миру без понимания и участия. Мало того, у развитых в этом смысле не в совершенстве (у развитых в совершенстве такого не бывает) часто бывает даже, что они на переживания в физическом мире смотрят свысока, с некоторым пренебрежением, а самих себя ощущают слишком значительными для таких переживаний и т.д. Вместо того, чтобы их участие в мире повышалось, они становятся натурами, в себе очерствелыми, себялюбивыми в духовном смысле. Соблазн ко всему этому воистину не мал. И кто стремится войти в высшие миры, тот именно это должен особенно принять во внимание". 12 (4) Перейти на этот раздел
917. "Орган сверхчувственного восприятия в стихийном (эфирном) теле может оказаться достаточно развитым, чтобы сделать возможным переживание того или другого факта; но чтобы увидеть что-нибудь еще иное, для этого требуется новое, особенное развитие этого органа. Такое развитие сопровождается как бы пробуждением органа для определенной части сверхчувственного мира. ... В самом стихийном мире ничто не может содействовать этому пробуждению души. Сколько бы человек уже ни научился видеть, увиденное вовсе не способствует тому, чтобы можно было видеть и дальнейшее. Душа не может приобрести свободного движения в сверхчувственном мире с помощью чего-нибудь, почерпнутого ею в окружающем стихийном мире. Если продолжать упражнения в укреплении души, то для известных областей эта подвижность будет приобретаться все в большей и большей степени. Благодаря всему этому замечаешь
в себе нечто такое, что не принадлежит к стихийному миру, но что открываешь в себе самом при переживании этого мира, находишь себя в сверхчувственном мире отдельным существом, которое является как бы руководителем твоего стихийного тела, как бы господином его, постепенно пробуждающим это тело к сверхчувственному сознанию. Когда достигаешь этого, душу охватывает чувство огромного одиночества. Видишь себя посреди простирающегося во все стороны стихийного мира; видишь только одного себя среди бесконечных стихийных просторов, как существо, которое нигде не может увидеть себе подобного. Это не означает, что всякое развитие ясновидения ведет к этому жуткому одиночеству, но кто сознательно, своей собственной силой усваивает себе душевную крепость, тот непременно приходит к нему. ... Но если благодаря внутренним упражнениям у него будет достаточно
душевной силы, то он может идти дальше. Он может начать видеть, как возникает — не в стихийном мире, но в нем самом — новый мир, не тождественный ни с чувственным, ни со стихийным миром. К первому сверхчувственному миру для него присоединяется второй. Этот второй сверхчувственный мир есть, прежде всего, мир совершенно внутренний. Чувствуешь, что несешь его в себе самом и что находишься наедине с ним. Если сравнивать это состояние с чем-нибудь из внешнего мира, то его можно сравнить с состоянием человека, который пережил смерть всех своих любимых и близких и хранит в своей душе только воспоминания о них. Они еще продолжают жить для него, но только как его мысли. Так переживаешь во втором сверхчувственном мире. Несешь этот мир в себе, но знаешь, что ты отделен от истинной его действительности. Однако то, что живет в душе от этой действительности, само имеет совсем иную действительность, чем простые образы
воспоминаний в чувственном мире. Этот сверхчувственный мир живет в твоей собственной душе своей самостоятельной жизнью. Все, что ни есть в душе, стремится наружу из нее, порывается к чему-то иному. Т.обр., чувствуешь в себе некий мир, но чувствуешь так, как если бы этот мир не хотел оставаться в твоей душе. Это вызывает чувство, как если бы каждая частность этого мира разрывала тебя. Можно дойти до того, что эти частности начнут сами высвобождаться, что они как бы раздерут что-то похожее на душевную оболочку и покинут душу. Тогда можно почувствовать себя обедневшим, лишившимся всего, что т.обр. вырвалось из души. Тогда узнаешь, что та часть чувственного содержания твоей души, которую ты умеешь любить ради нее самой, а не потому только, что она находится в твоей собственной душе, что эта часть занимает в ней особое положение. Что ты можешь любить с таким самоотвержением,
— это отрывается от твоей души; оно хотя тоже вырывается наружу из души, но как бы берет с собой душу. Оно уводит ее туда, где оно живет в своей действительности. Происходит как бы некоторое соединение с действительным существом, между тем как до того ты носил в душе лишь как бы отражение этого существа. Но подразумеваемая здесь любовь должна быть такою какая может быть пережита в сверхчувственном мире. В чувственном мире можно только готовиться к такой любви. Но готовятся к ней тем, что укрепляют в себе в чувственном мире способность любить. Чем сильнее любовь, к которой ты способен в чувственном мире, тем больше остается у души этой способности любви для мира сверхчувственного. Это относится и к частностям сверхчувственного мира, так что невозможно, напр., достигнуть реальных сверхчувственных существ, связанных с растениями чувственного мира, если не любишь растений в чувственном мире.
Однако относительно этих вещей легко впасть в ошибку. Может случиться, что в чувственном мире человек проходит мимо растений без всякой любви; и несмотря на это в его душе может таиться неосознаваемая им склонность к миру растений. И эта любовь может проснуться в нем, когда он вступит в мир сверхчувственный. Это соединение с существами сверхчувственного мира может зависеть как от любви, так и от других душевных качеств, напр., от уважения или благоговения, которые душа может испытывать в сверхчувственном мире к какому-нибудь существу, когда она еще только чувствует, как возникает в ней отражение этого существа. Но это всегда будут такие качества, которые следует отнести к внутренним и душевным. Так происходит познание тех существ сверхчувственного мира, к которым душа с помощью этих качеств сама открывает себе доступ. Тем, что человек своим отношением к отражениям
существ открывает себе к ним доступ, он прокладывает себе верный путь к ориентированию в сверхчувственном мире. В мире чувственном начинаешь любить существо после того, как узнаешь его; во втором сверхчувственном мире можно перед встречей с действительностью полюбить ее отображение, потому что это отображение наступает прежде встречи. Что, т.обр., душа познает в себе не есть стихийное (эфирное) тело. Ибо оно относится к последнему как его пробудитель. Это есть существо, которое находится в душе и которое переживаешь так, как пережил бы себя, если бы во сне не лишался сознания, а ощущал бы себя сознательно вне своего физ.тела, а при пробуждении воспринимал бы себя как пробудителя. ... Назовем это существо астральным телом..." 16 (5) Перейти на этот раздел
956. "В сверхчувственных мирах имеется два коренным образом различных класса существ. Одни из них открывают все, что у них на душе, другие — ничего не показывают. ... Называя прекрасными тех существ, которые все показывают, ясновидящий испытывает по отношению к ним такие же чувства, как перед прекрасной картиной. И наоборот, как нечто весьма некрасивое, дурное ощущаются существа, скрывающие свое внутреннее". Если с понятием, созданным в чувственном мире, подойти к некоторым существам сверхчувственного мира, то может показаться, что они прекрасны, однако это может быть "дьявол в образе ангела". "Тогда бывает необходимо хорошенько обдумать, исследовать, много ли имеется в нас самомнения и эгоизма. При этом душа испытывает большие огорчения. Но горечь и страдания, которые переносит при этом душа, могут привести к кратковременному очищению, освобождению от
самомнения и эгоизма. ... тогда ... при известных обстоятельствах "ангел" перестает быть таковым и принимает весьма гадкие формы. ... тем, что мы прониклись чистыми чувствами, мы принудили это существо показать свой истинный образ. ... С какими качествами мы входим в сверхчувственный мир, такими и являются нам его существа". Стремясь к верной характеристике явлений, ясновидческое сознание относительно черта должно сказать: "это прекрасный черт", хотя по понятиям чувственного мира он насквозь гадкий. 138(3) Чтобы почувствовать истинную красоту, которая имеет мало общего со светским представлением о красоте, "направим наш взор на ночное, усеянное звездами небо и попробуем нашим внутренним целиком углубиться в него, чтобы в нас возникло чувство, что позади этого неба господствуют духовные существа. Нас тогда должно наполнить
глубокое интимное чувство кротости, благочестия. Или мы наблюдаем заход Солнца и при этом переживаем, как пламенеющий шар медленно погружается в пурпурный жар и скрывается за горизонтом, а тени становятся все длиннее и длиннее, и наконец вся окружающая природа погружается в сумрак. И тогда вновь смирение, кротость, благочестие охватывают наше существо и в нашей душе так сильно отождествляются с божественной силой, что вслед за тем в душе вспыхивает внутреннее Солнце и начинает сиять, светить подобно полуночному Солнцу, переживаемому учениками оккультизма в темные дни Рождества, когда оно (сквозь толщу Земли. — Сост.) являет духовных существ в их возвышенной красоте, во всем их величии. В таком духе следует размышлять, когда речь заходит о красоте; тогда такие мысли могут образовать понятие красоты. Красоту находят на нижнем Девахане. Оттуда она изливается из существ
к нам в виде прекрасных картин, образов, форм. Но на этом плане находится также и безобразное, что на Земле, возможно, называют даже "прекрасным". Всякую ложь мы находим там как безобразное". Там можно встретить даже ангелоподобных существ, образованных с помощью черной магии, которая стремится таким образом скрыть свои эгоистические цели. В одной из жизней довольно далеко ушедшие в занятиях черной магией оккультисты могут являться на нижнем Девахане замаскированными в прекрасные покровы. "Таким образом, в той области царит не только абсолютная, истинная красота; и лишь подлинное, глубинное благочестие способно раскрывать перед нами истинную деваханическую красоту". 265, с. 321-322 Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 605210 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 605220 не найден. Перейти на этот раздел
535. "Это закон оккультизма, что те, кого принимают в эзотерическое течение, вначале могут встретить сильные противодействия. Это относится к их испытанию, чтобы перед лицом этих противодействий они сохраняли силу. Кто становится оккультистом, должен быстро покончить с вещами, с которыми в ином случае он встречался бы в течение нескольких жизней. ... Ему необходимо все мужество для познания, которому он следует. Такое полное мужество является крепким пробным камнем". 264 с.79 Перейти на этот раздел
546. "Нужно хорошо подготовиться в физическом мире, желая проникнуть в духовный мир. Нужно действительно достигнуть всего того, что в принципе человек должен достичь в физическом мире, а именно: не предаваться инстинктам, в них —несвобода; не предаваться каким-либо автоматическим привычкам-правилам, которым человек так охотно подчиняется. Человек должен действительно прийти к сознанию своей свободы, прежде чем вступать в духовный мир. Те представления, что развиты в моей "Философии свободы", человек должен уже сделать в себе живыми, если действительно хочет взойти в духовный мир. Это ведь подчеркнуто и в "Как достигнуть познания высших миров?"." 206(13.VIII) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 605470 не найден. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 605980 не найден. Перейти на этот раздел
|