BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Именной указатель / /

МАТИЛЬДА Магдебургская

Ошибка! Фрагмент 213300 не найден.
     Перейти на этот раздел

  


     297
. Один род мистиков, подобно неоплатоникам (Ямвлиху, Плотину), живет умом и сердцем. Это Эригена, Майстер Экхарт. "Другой род мистиков не любит того, что идет через мысль. Благодаря этому они сберегают силы и сердцем чувствуют все, что говорит окружающая природа. Это опьяняющая сила сердечного чувства. Таков Франциск Асизский.
     Но если бы человек выключил все личное сознание и кроме того все переживания сердца, то он давал бы людям только чистые мысли — мысли и представления, которые пользуются только орудием мозга. И если на Франциска Ассизского люди смотрят с интересом, но не решаются ему подражать, то от мистика последнего рода они будут бежать, так как людей интересуют именно личные переживания, а он их подавляет. Таким мистиком является Гегель — мистик с одним переживанием мозга. Такой человек поднимает нас, так сказать, на чистейшие эфирные высоты мысли. В то время как в обыкновенной жизни человек имеет только такие мысли, которые коренятся в личном интересе, в личном сознании, проникнуты этим личным, у философа-мистика Гегеля именно это должно быть исключено. Такой мистик исключает также и то, что делает духовное желанным благодаря тому, что оно связывается с переживанием сердца. ... из всего, что может пережить человеческое сердце, он имеет только мысли. ... Гегель обращает свое внимание и на "я", поскольку оно есть идея особенно важного переживания, переживания "я".
     Еще один тип мистиков имеет в себе все три способности: земное сознание, переживание сердца и мозга (т.е. мышление) — и погашает их одну за другой (сердце последним), — такова святая Тереза.
     Если же у мистиков, стремящихся выйти за пределы лично-человечески-земного, тем не менее в сильнейшей степени сохраняются переживания сердца, то в их стремление вмешивается нечто человечески ограниченное — любовные инстинкты (переживание жениха-Христа со всеми силами человечески земной любви и др.), — такова святая Хильдегарда. Когда же у подобных мистиков не утрачивается некий взгляд на себя со стороны, чувство юмора, то возникает более симпатичный тип мистиков: Матильда из Магдебурга". 137(4)

     Перейти на этот раздел

  


     842
. "Выступления т.наз. галлюцинаций или видений по праву рассматриваются как нечто болезненное. Галлюцинации, образы, выступающие перед человеческим сознанием, для которых точная критическая про­верка не может найти никакой реальности, такие галлюцинаторные видения являются чем-то болезненным, если мы их рассматриваем с точки зр. человеческой жизни, какой она нам представляется между рождением, или зачатием, и смертью. Но, обозначив галлюцинации чем-то анормальным, мы еще не поняли их сути.
     Отвлечемся несколько от такого суждения о галлюцинациях. Возьмем их такими, какими они выступа­ют у галлюцинирующего. Они выступают как картина, интенсивным образом связанная со всей субъективно­стью, с собственной жизнью человека, наподобие обычных чувств. Галлюцинации переживаются внутренне интенсивнее, чем чувственные восприятия. Внешнее восприятие пронизывается четкими мыслями; галлюци­нации, напротив, галлюцинирующий избегает пронизывать четкими критическими мыслями. Он живет в плы­вущей, ткущей образности. ... Если достигнута способность вживаться в то, в чем человек живет норма­льным образом, приближаясь к рождению или зачатию, то тогда обнаруживается, что он живет в истинном облике того, что не нормально, как галлюцинация выступает в жизни между рождением и смертью. ... Именно нашей телесностью мы рождаемся из элемента галлюцинаций. ... Мы можем сказать: определенные существа владеют интуициями, результат этих интуиции есть человеческое физ.тело, которое может воз­никнуть лишь благодаря тому, что его пронизывает душа, всплывая из элемента галлюцинаций". Но физ. тело лишь в малой части состоит из твердого, а в остальном — из воды и воздуха; оно обладает опреде­ленной конституцией, плотностью. И эта плотность может измениться. Но в болезненном состоянии, ког­да эта плотность нарушается, "первоначальный галлюцинаторный элемент, из которого рождено тело, мо­жет быть вытеснен, выжат, как вода из губки. Галлюцинации возникают именно этим путем: из физ.тела вытесняется собственный элемент, из которого оно возникло, сформировалось. И заболевание, выражающе­еся в галлюцинаторной жизни сознания, указывает именно на нездоровое физ.тело, которое духовно вытеснилось до некоторой степени из самого себя".
     "Вообще галлюцинации регулируют элементарную деятельность бытия. Они только не должны не вовремя вступать в наше сознание. Галлюцинации, какими они обычно выступают, должны оставаться больше в под­сознании нашего бытия. ... Галлюцинация означает не что иное, как вытеснение телом в сознание того, что, собственно, должно быть обращено на пищеварение, рост и т.п.
     Это, опять-таки, связано с тем. что не раз обсуждалось в связи с иллюзиями некоторых мистиков (Мати­льда Магдебургская и др.). ... Они прекрасны, но чем они являются в действительности? Кто эти вещи понимает, тот знает, что они являются выдавленными из органов человеческого организма галлюцинация­ми. Они являются пра-субстанцией". 205(1.VII)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru