BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

ИНТУИЦИЯ — и воля

Ошибка! Фрагмент 218050 не найден.
     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 218500 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

XII. ДУША МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКИМ И СВЕРХЧУВСТВЕННЫМ

Кругооборот тела, души и духа
1908. "Только благодаря тому, что мы в бодрственную жизнь представлений некоторым образом вли­ваем воспоминания, что мы обладаем состояниями, в которых мы не имеем переживаний, состояниями сна во время от засыпания до пробуждения, мы ведемся назад в самих себя. И также неопределенная память о том, что мы хотим, т.е. нечто сновидческое, играющее в нашем сознательном бытии, дает нам я-чувство, наш я-импульс. В обычном сознании мы не переживаем его в полном сознании, мы переживаем его как толчок, идущий из нашей организации в сознание, этот я-импульс. С другой стороны, мы переживаем его благодаря тому, что от засыпания до пробуждения мы с нашим Я, не вступающим в обычное сознание, и с нашим астр. телом, которое также не вступает в обычное сознание, встречаемся с космосом и в наше сознание ударяет то, что мы как затемнение этого сознания переживаем от засыпания до пробуждения".
     Но что ввергает нас в сон? Сон наступает благодаря тому, что "...в воле мы развиваем органическую дея­тельность". Душевное действует в воле вплоть до мышц, как бы тонет в них и делается бессознательным. "Это исходит от потребностей, от телесных условий, из того, что мы в обычной жизни осознаём наше Я.
     Это происходит оттого, что мы носим на себе тело, которое, когда должна быть исполнена воля, прибе­гает к душе, которое, когда оно развиваемые им в воле силы хочет уравновесить, похищает душу в бессо­знательное сна, чтобы способствовать полному сознанию, собственно, пребывающего в бессознательности Я... Мы утопаем в телесно-физическом, когда в это телесно-физическое изливаем наш дух, а прежде — нашу душу. ... Мы чувствуем себя сильно, когда душа изливается в тело.
     Мы чувствуем себя не сильно, а бодрственно, когда обладаем представлениями и чувственными восприятия­ми. Иметь представления и чувственные восприятия означает жить вне тела. ... человек живет в духовном мире уже тогда, когда имеет чувственные восприятия и образует представления. ... Физический аппарат (чувства) не переживается; духовное, совершающееся в нем, — вот что переживается. По своей сути со­держание восприятий вообще духовно. Только, как мы уже видели, в представлениях мы простираем деятельность чувств в организацию нервов. Деятельность нервов состоит в отмирании. Органическая деятельность непременно должна быть выключена, когда мы хотим представлять. Поэтому в чувственных восприятиях и представлениях мы живем в духовном. Но мы также, как люди, живущие от рождения до смерти, живем в ду­ховном благодаря тому, что от этой жизни мы получаем только образы. Это своеобразное явление, что ду­ховное, осознаваемое нами в представлениях, в чувственных представлениях, предстает только в образах. ... В представлениях мы сознательны, они, как таковые, носят абстрактный характер, они не являются интенсивно насыщенными образами. ... Но они серы только для нашего сознания. В действительности все представления, развиваемые человеком, содержат имагинации. ...

     Имея представления, вы имеете имагинации. Только представления остаются в сознании, а имагинации соскальзывают вниз и живут во всеобщей витальности вашего организма, во всеобщей жизнедеятельности. ... Мы обладаем чувственными восприятиями (см.рис., красное), затем в нас есть деятельность представлений (синее, зеленое), которую мы образуем из чувственных восприятий, и так получается голова Януса. Спереди она есть бледные представления, приходящие в сознание; сзади она есть имагинации, но они не приходят в сознание. Имагинации идут вниз, в организм и образуют всеобщую жизнедеятельность... они живут в сердце, в мозгу, в легких, повсюду. ... Благодаря этому все происходит так удивительно: здесь у нас — нарисованное красным и синим — дух в образе ... мы переживаем это душевно. Та­ким образом, дух является духом, когда он обращен вперед; назад, будучи обращенным к организму (зе­леное), он является душой. Но в душевном он начинает утопать в полубессознательном и бессознательном и соединяться с телесным.
     За бессознательной душевной деятельностью исчезают имагинации. А с другой стороны выступает телесность. Но она пребывает в ночи сознания, тонет во сне и, лишь посылая волю в сознание, выявляет себя. Эта воля толкает нас с другой стороны; она делает нас сильными и дает нам переживание действительности. Но это переживание действительности и в наивысшем заявляет о себе как чувство. Мы видим здесь сны о действительности, но в бодрственном сознании ее нет. Так что между рождением и смертью мы дорогой ценой платим за наше бытие в духе: дух переживаем в образе, в образе чувственных восприятий, в образе представлений".
     "Но все телесное построено духом. И когда человек образует свои имагинации, он переживает эту лежащую на заднем плане жизнь имагинаций. Далее он переживает позади душевного то, что в обычном сознании пребывает как чувство. Чувство он сначала переживает сознательно. А за чувством находится инспирация". С каждым чувством вы получаете инспирацию, но она уходит в телесность, как имагинация — в жизненность. Инспирация нужна там для ды­хательной, для ритмической деятельности. За волей стоит интуиция.
"Восприятия чувств. 
представления:духовное переживание, но в образах, имагинации соскальзывают в жизненность
Чувства:душевные переживания, но сновидческие,инспирация соскальзывает в ритмическую деятельность
Воля:телесно-физические переживания, но во сне, интуиция соскальзывает в деятельность обмена веществ и движения."

     И только предметное познание мы шлем в образной форме, как духовную деятельность. А поскольку это просто образы, то они могут соединяться с образами внешнего мира". Итак, душевное действует в голове, в нервно-чувственной организации, когда органическое там отмирает. В деятельности желез душевное не касается физического, железы его отделяют. В мышцах и костях ду­шевное полностью связано с физическим.
     Имагинации, инспирации и интуиции реально присутствуют в нашей телесной деятельности, когда мы схватываем образы духа. "Когда дух погружается в телесность, когда он посылает в нее инспирацию, то он снова выступает на поверхности, проникает через жизненные импульсы вовне, цвет, прежде всего, дает человеческой коже, инкарнат, образует то, что называется человеческой физиономией, выявляется в благородном строении лба, в форме губ, подбородка, носа и т.д. Этот дух, погружающийся как инспирация, является нам, действуя сквозь ступени жизни, в покоящемся человеке". Походка, жестикуляция выражают интуитивное действие духа, когда он присутствует в теле не как дух, а как образование тепла, как хими­ческие процессы разложения, происходящие во время человеческой деятельности. Дух, погружаясь в челове­ка, в его формах вновь соединяет его с миром. И так замыкается кругооборот.208(18)

     Перейти на этот раздел

  


     606
. "Через аскезу физический организм умерщвлялся, и воле становилось трудно развивать себя в физическом организме. Воля как бы оттеснялась назад, и чем трудней ей становилось погружаться, вжи­ваться в физический организм, тем более она вживалась в духовный мир и образовывала интуиции. ... Современный человек через аскезу так надломил бы свой физический организм, что я-сознание, которому надлежит развиваться, не смогло бы этого делать правильным образом. Человек тогда не пришел бы к сознанию свободы, он не смог бы правильным образом, свободно соединиться с Импульсом Христа. Поэто­му волевые упражнения должны не погашать физ.тело, как в древности, а укреплять чисто духовно-душев­ные способности человека, так что душа не бежала бы от тела, а вживалась бы в духовные миры". 215(10)

     Перейти на этот раздел

  


     1031
. "Через мышление в обратном порядке ... человек отрывает волю от физического и эфирного ор­ганизма и благодаря этому соединяет волю, представляющую собой в ином случае отблеск астрального организма, с этим астральным организмом. И когда астральный организм с помощью других медитаций выходит из физического и эфирного организма, то человек также и волю берет с собой вовне, в спиритуальные миры. И когда, т.обр., волю в астр.теле вытесняют из собственного организма, тогда восприни­мают то, чем, собственно, является духовный человек, или Я, и тогда, выйдя из физического и эфир­ного организма, человек вместе с Я и с астральным организмом может пребывать в спиритуальных ми­рах совместно со спиритуальными существами. Как в физическом мире человек живет один в своем соб­ственном теле, так научается он с помощью подобной выработки душевной жизни жить вовне, в спиритуальном мире, совместно со всеми существами, которые сначала открывались ему в имагинации и инспира­ции. Благодаря этому человек достигает возможности вести жизнь в духовном мире независимо от собст­венной телесности.
     Подобные упражнения могут быть еще усилены благодаря тому, что воля напрягается иным образом. И чем больше напряжения необходимо для этой эволюции воли, тем лучше для переживания духовного мира вне физического и эфирного организма. Человек может преобразовать свои привычки, когда с полным со­знанием говорит себе: ту или иную привычку, которую ты имеешь уже целые годы, ты с помощью энергич­ного упражнения воли преобразуешь в нечто иное, так что в течение четырех, пяти или десяти лет она так изменится, что в отношении ее ты станешь другим человеком. — Это могут быть маленькие, незначи­тельные привычки, настолько незначительные, что человек о них обычно даже мало думает. И когда он над ними работает, то это самое правильное для того рода сверхчувственного познания, о котором я сейчас говорю. Напр., человек имеет какой-либо почерк. И вот со всей энергией он решает: я изменю этот почерк, который выработался во мне с детства. — Когда в течение лет человек отдается таким уп­ражнениям воли, то душа в конце концов делается достаточно сильной, чтобы вне физического и эфирно­го организма жить в спиритуальном внешнем мире совместно со спиритуальными духовными существами, с человеческими душами: как с теми, которые еще не сошли в физическое бытие, так и с прошедшими уже врата смерти и живущими теперь в духовном мире до своего следующего воплощения. ... Т.обр., человек своим ду­шевно-духовным достигает мира, где он переживает то, что является содержанием религиозного сознания ... человек достигает выработки истинных интуиций". 215 (2)

     Перейти на этот раздел

  


     1160
. "Если бы нашим сознанием мы могли постичь нечто, полностью изживающее себя внутри этого сознания не как простое знание, но как свершение, мировое свершение, то мы имели бы дело с интуици­ей. ...В интуиции мы имеем дело с господствующей волей". 115 (11)

     Перейти на этот раздел

  


     1163
. "Если человек приходит к образности, к имагинациям, то уже в имагинациях развивается спосо­бность получать моральные интуиции. Уже на первой ступени достигают того, что в ином случае достига­ется лишь на третьей. В моральном мире за внешними восприятиями сразу же встает интуиция. В природе же здесь в промежутке стоят еще две ступени".
     "Чистое мышление непосредственно переходит в волю. Но наблюдать и думать вы можете без особого напряжения воли. Экспериментирование и мышление не переходят в волю. Чистое же мышление развивает элементарную первоначальную активность, а с этим связана энергия. Здесь молния воли должна ударить непосредственно в мышление. Здесь молния воли должна также изойти из совершенно единичной человечес­кой индивидуальности. И нужно набраться мужества апеллировать к чистому мышлению, становящемуся чис­той волей. Понятия, в свою очередь, становятся новой способностью из непосредственной человеческой индивидуальности получать моральные интуиции, которые теперь не даются, как прежде, а должны выраба­тываться. Следует апеллировать к интуициям, которые вырабатываются! ... в настоящее время, когда считается несостоятельной эта внутренняя работа, из моральной фантазии должны родиться будущие мо­ральные импульсы, т.е. человек должен быть направлен от просто поэтической, художественной фантазии к продуктивной моральной фантазии.
     Все древние интуиции давались группам. Существует таинственная связь между пра-откровением и че­ловеческой группой. Древние откровения давались взаимосвязанным человеческим группам. Новые интуи­ции, которые следует вырабатывать, должны вырабатываться на арене каждой отдельной индивидуальной человеческой души; это значит, что каждый отдельный человек должен сделать себя источником нравствен­ного. Это должно исходить из Ничто, перед которым стоит человек, извлечено оттуда путем интуиции". 217 (5)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru