Главная / Предметный указатель / /
ИМПЕРИАЛИЗМ |
104. "Когда в начале 80-х годов выступил магометанский пророк Махди, то он кончил тем, что английское господство распространилось на Египет. В то же время, с французской стороны Индокитай, после войны с Китаем, был завоeван для европейского господства. Потом состоялась конголезская конференция и выступили другие события подобного рода. — Изучите всe это, к чему оно пришло теперь, в 1917 г., через 33 года! Тогда были заложены причины того, что исполняется теперь. Людям тогда следовало бы спросить себя: Какие перспективы это Рождество открывает для Пасхи через 33 года? — Ибо все вещи в истории через 33 года вновь восстают в преображенном облике из могилы силой, связанной с тем святым и целящим, что человечество получило благодаря Мистерии Голгофы". 180(1) Перейти на этот раздел
154. Британская империя и Русская империя внутренне враждебны друг другу, хотя внешне их отношения документированы дружеским альянсом. Россия в последнее время стала постепенно ограничивать Англию в Индии, и как отводной канал для удовлетворения вожделений русского империализма — а империализм всегда алчен — возникла ориентация России на южных славян. Подготовлялось это в течение долгого времени. С другой стороны, Англия пыталась усилить свои позиции с юга в Египте и в арабских странах, чтобы этим путeм прийти в непосредственное соприкосновение с Индией. Так создавался вал на пути русских претензий, двигавшихся на Востоке. Следствием расширения британского господства в Египте было французское господство в Марокко, распространившееся в два этапа — в 1905 г. и в 1911 г. Дело было улажено альянсом между Британией и Францией. Чтобы противостоять этому альянсу, в Средней Европе стал слагаться союз: Германия—Австрия—Италия. Для отвлечения Италии от этого союза ей было позволено осесть в Триполи, ей было позволено Западом вести войну с Турцией; так возникла Балканская война. "Эти события целесообразно взаимосвязаны, одно немыслимо без другого: Египет—Марокко—Триполи—Балканская война". 174(17) Перейти на этот раздел
Рим и борьба с духом
315. "И хотя Царство Небесное после Мистерии Голгофы пребывает здесь, наравне с этим остаeтся нисходящее развитие, упадочное развитие — Империум Романум; остаeтся то, что знающие и в наше время с разными, добрыми и злыми, намерениями всe снова и снова подчeркивают: живущее в наше время среди нас, пронизывающее христианские задатки — это дух древней Империум Романум, это дух римского империализма! — Можно прийти к поразительной теме, говоря дальше в этом смысле. Можно было бы начать, указав, как правовые понятия, всплывшие позже, все восходят к римскому праву, как римское право, а не христианское, в смысле Христа, распространилось повсюду". 175(12) Перейти на этот раздел
4. Политэкономия
Характер современной экономики
709. "Экономический процесс невозможно охватить в абстрактных понятиях, а только в образах. Вся современная учeность решительно протестует против всякой попытки от чисто абстрактных понятий перейти к образным представлениям. Но мы не сможем создать подлинную экономическую науку... если не научимся отдельные детали экономических процессов представлять себе в образах, причeм так, чтобы в самом образе открывать динамику его движения и видеть, как действует тот или иной элемент экономического процесса, если он сформирован так-то и так-то". "Итак, в современной экономике мы видим два особенно поучительных явления: с одной стороны — обезличенное денежное обращение, оторванное и от природных факторов, и от личных качеств людей, — "бессубъективное" денежное обращение, а с другой стороны — "бессубъективный" империализм в крупных масштабах. Оба явления характерны для современной экономики в мировом масштабе, так что можно полагать, что они между собой связаны. Подобного рода явления, быть может, первоначально носят чисто психологический характер. Но в дальнейшем развитии они становятся факторами экономики". 340(10) Перейти на этот раздел
778. "В хозяйственной жизни в будущем должно господствовать братство; оно было изгнано из западного, империалистического, политико-хозяйственного стремления. ... Поэтому жившее на Западе приняло сильно капиталистический характер. Братство развивается на Востоке. ... На Востоке братство без хозяйства; и то и другое должно соединиться в Средней Европе ... братство Востока должно синтетически соединиться с небратским хозяйственным образом мышления Запада. Тогда мы сможем социализировать в большом мировом смысле". 192(5) Перейти на этот раздел
849. "За происходившим в июле-августе 1914 г. в Австрии стояли финансовые силы, которые, может быть, совсем не происходят из Австрии, но которые использовали Австрию как инструмент для достижения определeнных целей. Опытный финансист-шахматист мог двигать графа Берхольда (министра иностранных дел) как хотел, как шахматную фигуру. Это было одно. Другое заключалось в том, что по причине неблагоприятных отношений последних десятилетий также и Германия постепенно превратилась в инструмент финансовых и промышленных операций". И немецкий кайзер не менее, чем австрийский, был инструментом в руках этих сил. "В-третьих, естественно рассмотреть правителя России, который подобным же образом был инструментом не только всевозможных финансовых и промышленных сил, но использовался и другими тeмными силами. К этому следует добавить, что за всем тем, что выражалось в мировой конъюнктуре, стояла ещe экспансия империализма англоязычной империи. ... Играли тут роль и другие противоположности, например, европейский тупик, называемый эльзас-лотарингской проблемой и т.п. Всe это играло определeнную роль. Но то, что изо всех углов ведeт, если хотите, к причинам войны, — это превращение столь либеральной в середине XIX в. английской политики в английский империализм XX в.". 185-а(1) Перейти на этот раздел
1127. "Тайные общества в 5-й послеатлантической эпохе обретают все большую и большую власть. Если вы вернетесь в 1720 г., то в Англии вы найдете пару приверженцев этих обществ. Правда, приверженцы здесь, как правило, являются лишь инструментом стоящих в тени людей; но тогда и последователей была лишь пара. Посмотрите сегодняшнюю статистику масонских обществ, т. е. обществ, служащих хорошим инструментом в руках тайных обществ. В Лондоне масонских лож 488, во всей Великобритании — 1554, в колониях и за границей английских лож 486; сюда еще входит Rоyal Arch Сaр, т. е. то, что внешние обычаи масонов держит несколько в тайне — их 836 во всем мире. Дело заключается в том, чтобы субстанциональное содержание того, что существует в этих ложах, распознать как инструмент английских сил. А также необходимо найти основания, почему, собственно, эти силы до сего времени имеют такое большое значение. Собственно, их субстанциональное содержание восходит ко времени далекого прошлого". И этот обычай возводить содержание масонства к далекому прошлому нельзя счесть совсем неправомерным, хотя определенное мошенничество здесь также имеет место. Мы говорили, что на первой стадии империализма Бог ходил среди людей в человеческом облике. Затем это стало символом. И та символика осталась в ложах. Во внешней, экзотерической жизни символика стала фразой. В ложах фраза стала церемониальной фразой. "Если же случается, что особенно одаренные люди проникают к смыслу церемоний, то затем они от подобных тайных обществ отдаляются. Но при этом заботятся о том, чтобы такие люди не могли повредить этим тайным обществам. Ибо особенно важно для них — иметь силу, а не прозрение. Речь идет лишь о том, чтобы тайну поддерживать в традиционной форме. И в этой традиционной форме она обладает определенной силой. Почему? В ложах собраны толпы людей, и они собраны с определенной точки зрения. Во-первых, в ложах абсолютно не подлежит обсуждению вероисповедание. Конечно, этот принцип часто нарушается; есть ложи, в которые, например, не принимают евреев, но в общем провозглашен такой девиз: вероисповедание в ложах не играет никакой роли. Во-вторых, все члены ложи — братья. Опять-таки, есть ложи, куда не принимают рабочих, есть ложи, состоящие из одних лордов и их окружения, но девиз провозглашен. Далее, в ложах есть ступени, по которым восходят вне зависимости от социального статуса, от принадлежности к какому-либо социальному строю. Подобные вещи играют определенную реальную роль. Не безразлично, под каким углом зрения люди соединяются в общество. Если они соединяются на основе одного вероисповедания, то в реальной жизни такое общество при всех обстоятельствах призвано только для внешней силы, для мертвой силы. Если же соединяются вне зависимости от вероисповедания, то тогда образуется общество с особенно большой духовной силой. Католическая церковь должна постоянно поддерживать свою силу политическими средствами, поскольку люди в ней по меньшей мере стремятся приблизиться к единению при едином вероисповедании. Она становилась тем сильнее, чем меньше люди сводили дело к вероисповеданию, чем меньше иерархия, чем меньше Рим настаивал на вероисповедании. Ибо во внешней жизни, в физическом социальном строе делать определяющим исповедание означает терять силу. Полным сил может выступить только общество, не придающее большого значения вероисповеданию как таковому. Это очень важно в эпоху фразы. Ибо рядом с открытой фразой стоит эзотерическая фраза, церемониальная, культовая фраза". "Представим себе, что некоему могущественному министру нужен секретарь. Разумеется, он лучше выберет его себе среди своих братьев масонов, чем где-то еще. И это оправдано, ибо кого лучше знаешь, с тем легче работать". 196(17) Перейти на этот раздел
Теософы
1155. "Миссис Безант ранее была не такой, какой она стала позже ... после влияния, оказанного на нее. Ее очень любили в кругу, который составляли тогда (в начале столетия) в Лондоне теософы. Она сочетала в себе разные стороны. Тогда, в начале столетия, она прочитала доклад о теософии и империализме. Империалистические инстинкты тогда очень быстро развивались. Миссис Безант выступила, собственно, против империализма, и можно было видеть, что с того момента она лишилась авторитета в Лондоне среди тех, кто были тогда теософами. Личные друзья остались с ней, но она лишилась авторитета, так как отважилась высказаться против империализма. В таких вещах проявляются силы, которые, если человек их провидит, действительно приводят к познанию больших взаимосвязей". 174(15) "В этом году в Лондоне через известную теософку Анни Безант, принятую в своё время в масонское объединение в Париже, основана так называемая "Смешанная ложа"; она учреждена из Парижа". (В ложу принимались как мужчины, так и женщины). Из письма (от 20.12.1904) А.В.Селлин к Рудольфу Штайнеру. 265, с. 78. Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 306100 не найден. Перейти на этот раздел
611. "Во внешней жизни такой империализм (в первой форме), по сути, не дискутируется; однако его недискутируемость основывается на том, что действительно правитель является богом в человеческом облике, странствующим по Земле". "Остальные формы империализма уже не столь безусловны. При первой форме империализма речь не может идти о праве, о каком-либо государственном устройстве". В католической церкви тень первой стадии человеческого развития (первой фазы империализма) "сильно сгустилась в некий род душевного империализма, как это, например, имело место в связи с монахами Клюни, которые в XI в. намного больше чем думают, господствовали в Европе. Из их среды вышел папа Григорий VII, могущественный, империалистический папа". 196(18) Перейти на этот раздел
612. В наше время пословица: кому Бог даeт власть, тому даeт Он и разум, — произносится с иронией. Но на второй стадии империализма она отражала истинное положение вещей. 197(3) Перейти на этот раздел
|