Главная / Предметный указатель / /
и животное царство - см. ЖИВ. царств — и творение эонов |
83. "Выражаясь образно, мы можем сказать: старая солнечная система исчезла и отзвучала (до Сатурна). Внутри этой старой солнечной системы достигли высшей зрелости Серафимы, Херувимы и Престолы. И, следуя задачам Высшего Триединства, они нашли себе во Вселенной место и сказали: "Здесь начнем". И теперь Серафимы приняли цель мировой системы. Херувимы обработали эту цель, а Престолы излили в это мировое пространство первичный огонь из своей собственной сущности. Таково было начало нашей мировой системы". 110 (5) Перейти на этот раздел
87. "Тепловому состоянию Сатурна предшествуют проявления, которые могут быть восприняты только сверхчувственно. Три из этих состояний могут быть названы так: чисто душевная теплота, не воспринимаемая внешне; чисто духовный свет, который внешне есть тьма; и, наконец, духовно сущностное, законченное в самом себе и не нуждающееся ни в каком внешнем существе, чтобы осознать себя. Чистая внутренняя теплота сопровождает появление Духов Движения; чистый духовный свет — появление Духов Мудрости; чистая внутренняя сущность связана с первым излиянием Духов Воли. Итак, с появлением теплоты Сатурна наше развитие выступает впервые из внутренней жизни, из чистой духовности во внешне проявлющееся бытие". 13 (4) Перейти на этот раздел
100. С окончанием развития Сатурна "все человечество должно было что-то из себя выделить, а более тонкие части сохранить. То, что было выделено, стало потом животными. В результате выделения другие члены могли утончиться и подняться на более высокую ступень".120 (2) Перейти на этот раздел
119. На др.Луне Духи Формы низшим членом имели Я; его они выявляли вовне, в окружении др.Луны. "Вся деятельность в окружении Луны является такой, как если бы перед вами выступали существа, выявлявшие вам всю свою индивидуальность, все свое своеобразие. Подобное происходило в атмосфере Луны".102 (4) Перейти на этот раздел
125.
Сатурн | Солнце | Луна | Земля | человек | человек | человек | человек | | животное | животное | животное | | | растение | растение | | | | минерал |
354 (1) Перейти на этот раздел
Общий очерк
142.В состоянии Пралайи все существа и силы др.Луны ушли как бы в небытие и потом снова выступили из "мирового лона". "Сначала зажигается огнем Земли астральное тело, которое еще содержит в себе растворенными тела жизненное и физическое. Затем это астральное тело расчленяется на более тонкую часть, душу ощущающую, и более грубую, эфирную, которой теперь касается стихия Земли. Вместе с тем выявляется образованное уже ранее эфирное, или жизненное, тело. И между тем как в астральном человеке вырабатывается душа рассудочная и душа сознательная, эфирное тело включает в свой состав более грубые части, способные воспринимать звук и свет. В тот момент, когда эфирное тело уплотняется еще больше, так что из светового превращается в огневое, или тепловое... в состав человека включаются части твердой земной стихии". Но одно эфирное тело не могло бы этого сделать. Существа Солнца "вдыхают" в физическое тело воздух. Оно получает внешнюю жизнь, независимую от душевной части человека. Покидая Землю, человек оставляет не только зачаток своей формы, "но и живое отображение самого себя", с которым остаются соединенными Духи Формы и переносят дарованную ими жизнь на потомков. Так возникает наследственность. Возвращаясь на Землю, душа ощущает свое тело как перешедшее от предка; возникает воспоминание о предке, которое проходит как общее сознание. "Я" течет через нисходящий ряд поколений. Струящуюся через него теплоту человек чувствовал как свое "я". И в этих тепловых течениях, пронизанных жизнью, следует видеть зачаток кровообращения; в струениях же воздуха человек лишь частично ощущал свою сущность. По образам в астральном теле (душа рассудочная) человек слагал в себе воздушные части, которые стали основой нервной системы. Дыхание человек ощущал как действие Духов Формы; они руководили его действиями во внешнем мире. В звуках передавались ему сообщения этих существ, в световых откровениях. Во внутренней теплоте и тепловых течениях проявлялись Духи Личности. Архангелы являлись как служители "огневых существ, погрузивших искру в его внутреннюю глубину". Когда исчезали их внешние проявления, человек сохранял о них воспоминание. Силой, полученной от них, он мог действовать на окружающий воздух, и он начинал светиться. Силой откровений Ангелов человек мог вызывать могучие действия в водной стихии. Звук воспринимался идущим извне, но к концу жизни это прекращалось; воздушные образы воспринимались лишь до середины жизни. "Вкусовые представления человек имел только в первой четверти своей земной жизни", но и тогда в виде воспоминаний о доземной жизни. Они способствовали отвердению тела. Внешняя форма тела была отображением "внутреннего душевного состояния человека". Люди распадались на роды. Одни через теплоту ясно ощущали Духов Формы, другие — световые действия Архангелов; третьи были более вовлечены в земное бытие. Постепенно лунные силы в Земле слишком "закрепили" облик человека и только наиболее сильные души могли его изменять. Та часть обликов, которая стала слишком затвердевшей, смогла принимать души, стоявшие ниже человеческих душ; таковы суть предки животного царства. Из Земли стали выделяться планеты, и души людей стали уходить на них и там осуществлять свое развитие. Но, наконец, из Земли была выделена Луна и души вновь стали возвращаться на Землю. Человек стал "индивидуализированным душевным существом. Его астральное тело... расчленилось на душу ощущающую, рассудочную и сознательную. И когда его душа сознательная настолько подвинулась в развитии, что во время земной жизни могла образовать себе подходящее тело, Духи Формы одарили его искрой из своего огня. В нем вспыхнуло "я"". Это привело к переживанию самостоятельности и в бестелесном состоянии. Однако сознание человека оставалось отображением Вселенной. Так это могло остаться и впредь. Но во время отделения Луны в развитие человека вмешались люциферические существа с древней лунной природой. Это они восстали против солнечных духов еще на др.Луне. Они "стали противниками тех существ, которые, действуя с Луны, хотели сделать человеческое сознание необходимым зеркалом познания мира". Противоборствующие силы сделали астральное тело человека самостоятельным. Этот процесс имел исключительно сложный и многосторонний характер. Человеческое сознание утратило характер зеркала Вселенной, пробудилась способность управлять образами сознания, но исходной точкой такого управления стало астральное тело; "я", стоявшее выше его, "попало таким образом в постоянную зависимость от него, поэтому человек стал подвержен постоянным влияниям своей низшей природы, возникла возможность заблуждения и зла". "Я" стало воздействовать на внешние тепловые явления также посредство "привитого ему самому элемента. Этим оно создало притяжение между собой и земным огнем" и вовлекло человека в вещественность сверх необходимой ему меры. Ложные представления, не согласовавшиеся с высшими духовными влияниями, породили болезни и смерть; с ними связано астральное тело. Эфирное тело было убережено от люциферического влияния. Часть его по-прежнему управлялась высшими существами, а не "я", иначе "я" совсем отпало бы от духа. Физическим выражением всех этих процессов явилось "урегулирование взаимных отношений между Солнцем, Землей и Луной", а также их отношения с другими небесными телами. "Человек ощущал себя на Земле связанным со своими предками через групповое "Я". Зато тем сильнее было переживание им индивидуального Я... между смертью и новым рождением". Приходя в тела все вновь и вновь (с планет, куда они ушли перед выделением Луны), души приносили с собой и предыдущий земной опыт. Появилась карма отдельного человека. Вместе со свободой и возможностью заблуждения возник страх. За ним стояло действие ариманических существ, "которые в ходе развития выступили с характером неправильности гораздо раньше, чем люциферические существа". Они сообщили чувствам свойство страха. Но эфирное тело было защищено от этих существ действием "высокого Существа... Владыки солнечного царства". 13 (4) Перейти на этот раздел
441. "Херувимы — это духи высшей мудрости, которые умели, сообразуясь с условиями, выполнять то, что они получали как задачу от Серафимов". Престолы же имели задачей задуманное в мудрости, высокие мысли, полученные от Серафимов, от Бога, и продуманные Херувимами, сливать с действительностью. "Почему же Престолы могли дать из своей субстанции то, что было необходимо Сатурну? — Потому что они в предыдущей системе подготовили себя семью состояниями так же, как теперь это делает наша Солнечная система".110 (5) Перейти на этот раздел
443a. "На Сатурне (древнем) Троны управляли нашей кровью, на Солнце Духи Мудрости — нашей системой желез, на Луне Духи Движения — нашей нервной системой". "На (древнем) Солнце Духи Мудрости принесли жертву, чтобы сотворить наше эф. тело, в то время как новые сонмы Тронов заложили в нашем физ. теле органы, которыми нам надлежало воспользоваться на (др.) Луне. На Луне к работе подключились Духи Движения и создали наше астр. тело, в то время как новые ряды Тронов и Духов Мудрости создали новые органы в нашем физ. и эф. телах".266-1, с.455, 460 Перейти на этот раздел
446. На др.Сатурне выступили Духи Мудрости. "Характерной чертой этих Духов была их дарующая, дающая, благодатью воздействующая добродетель. Это великие благодетели Вселенной... дающие свои дары так, что, исходя от них, эти дары пронизывают и оживляют Вселенную, вливаясь в нее и впервые устраивая ее".132 (3) Перейти на этот раздел
447. Престолы настолько могущественные существа, что смогли излить из себя физическую субстанцию тепла. Господства пожертвовали только эф. телом.110 (8) Перейти на этот раздел
456a. "Духовные существа окружали (др.) Сатурн подобно мантии; среди них были Духи Формы. Они также проделывали развитие. На Сатурне нижним членом они имели тело, которое можно сравнить с современным эфирным телом человека. Затем у них было астральное тело, Я, Самодух, Жизнедух, Духочеловек и еще один член, более высокий, чем тот, которого может достичь человек. Духи Формы излучали из мантии Сатурна, подобно оплодотворяющему беспрерывному дождю, оплодотворенную материю, жизненные соки. Сатурн это облучение не удерживал в себе, но, подобно зеркалу, отражал назад. Происходившее тогда можно сравнить с кругооборотом воды в природе, когда она падает на Землю в виде дождя, а потом, испаряясь, снова восходит в выси. Духи Формы отражали в огненной массе Сатурна собственное подобие и потому уже тогда человек был подобием Божиим". В мифе о Кроносе (мантия) и Гее Сатурн глотает своих детей. "Второе: на Солнце Духи Формы излучали свое жизненное тело вовне совсем; оно больше не отражалось назад; человеческие зачатки пропитали им себя. Прежде Духи Формы получали отраженным свое отображение, теперь они пронизали эти образы своими жизненными телами; они отдали свое эф. тело. Теперь низшим членом они имели астр. тело, а вверху присоединили еще один член. Их астр.тело является носителем астрального света, который проявляется в виде огненных вспышек страстей. (Титаны). ... Благодаря этим, действующим извне, из воздушного круга на Солнце страстей, возникло сгорание — серный процесс. Третье: на Луне Духи Формы сложили свое астр. тело и низшим членом сохранили Я. А сверху они получили еще один, десятый член. Вовне их действие состояло из одного только Я. Через пространство воздействовали Духи Формы на Луну своим Я, а астр.тело отдали человеческим зачаткам". На Земле Духи Формы — "высокие солнечные существа" — пожертвовали человеку Я, а сами низшим членом имеют Манас — "...текучую мудрость мира. Она окружает нас как низший член Духов Формы. В этой жизнемудрости (Weisheitsleben) Духов Формы живем, ткем и существуем мы".266-1, с. 349-350 Перейти на этот раздел
460. Духи Формы в окружении Сатурна. "Они посылали свои жизнедарующие соки вниз, в тепловую массу Сатурна, и при этом отражался их собственный облик, их отображение в этой тепловой массе; и эти зеркальные отображения были первыми зачатками человеческого физ. тела. Уже на др.Сатурне человек был в буквальном смысле отображением своего Божества". "На др. Сатурне у Духов Формы низшим членом было эф. тело. На др.Солнце оно им было больше не нужно и они излучали вниз уже не жизненные соки, а эф. тело, которым и пропитали первые физические зачатки человека. Самим им эф. тело было больше не нужно, они стали способны им пожертвовать, пропитать им отображения, которые они создали на др.Сатурне".102 (4) Перейти на этот раздел
89. "Для большей легкости обозрения здесь приводится общий итог фактов развития первой планеты (др.Сатурна). I. Это та планета, на которой развертывается самое смутное человеческое сознание (глубокое трансовое сознание). Наряду с сознанием образуется первый зачаток физического тела человека. II. Это развитие проходит через семь подчиненных ступеней (малых кругооборотов, или "кругов"). На каждой из таких ступеней вступают со своей работой над образованием человеческого тела высшие духи, а именно: в 1-ом кругообороте — Духи Воли (Престолы), во 2-ом кругообороте — Духи Мудрости (Господства), в 3-ем кругообороте — Духи Движения (Силы), в 4-ом кругообороте — Духи Формы (Власти), в 5-ом кругообороте — Духи Личности (Начала), в 6-ом кругообороте — Духи, или Сыны, Огня (Архангелы), в 7-ом кругообороте — Духи, или Сыны, Сумрака (Ангелы). III. В четвертом кругообороте Духи Личности поднимаются до ступени человеческого. IV. С пятого кругооборота открываются Серафимы. V. С шестого кругооборота открываются Херувимы. VI. С седьмого кругооборота открываются Престолы, истинные "Творцы человека". VII. Через последнее откровение, в седьмом кругообороте первой планеты возникает зачаток Духочеловека — Атма". 11 (11) Перейти на этот раздел
Общий очерк
90. С современными органами чувств др.Сатурн можно было бы пережить как "расчлененное в себе мировое существо, проявляющееся в смене состояний и состоящее только из теплоты". Это тепло душевного рода, без материальных носителей; его можно бы было почувствовать лишь внутренне. В этом тепловом состоянии на Сатурне существовала только физическая телесность, "управляемая физическими законами", проявляющимися лишь в тепловом действии. Никакой минеральной вещественности тогда не было. "Физическое тело есть тонкое, легкое эфирное тепловое тело". Оно было первым зачатком современного физически-минерального тела. "Атмосфера" Сатурна была духовного рода. Она состояла из существ высших Иерархий. Они погружали члены своего существа в тепловые тела Сатурна и выражали в них свою жизнь. Тепловые тела подобно зеркалам отражали им их жизненные состояния. Этими существами были Духи Мудрости (Господства). Но прежде чем Духи Мудрости получили эту возможность отражаться, Духи Воли пожертвовали своей субстанцией, которая и послужила началом бытия Сатурна. Далее идет совместная работа воли и жизни, что позволило Духам Движения (их низший член — астральное тело) отражения жизни тепловыми телами пронизать качествами своего астрального тела. В результате этого Сатурн начал извергать "в небесное пространство изъявления ощущений, чувств и др. подобные душевные силы", проявлять симпатии и антипатии, но не свои, "а только отброшенные назад душевные действия Духов Движения". Далее вступают Духи Формы. Их низший член — также астральное тело, но оно "действует так, что проявления ощущений извергаются в мировое пространство как бы отдельными существами". Они делят жизнь как бы на отдельные живые существа, и весь Сатурн состоит на этом этапе, подобно ягоде ежевики, из таких существ. На них воздействуют Духи Личности. И у них низший член — астральное тело, но оно действует подобно современному человеческому Я. Погружая его в тепловые тела Сатурна, Духи Личности сообщают им подобие действий человеческой личности. Но это лишь "скорлупа личности", ибо сама она — в окружении Сатурна. Собственно, с этого момента, когда Духи Личности заставили сатурнические тела отражать свою сущность, последние и сгустились до тонкой вещественности — "теплоты". "Во всем Сатурне нет внутренней жизни; но Духи Личности познают образ своей собственной внутренней жизни, притекающей к ним с Сатурна как теплота". Духи Личности в это время стоят на той ступени, которую ныне проходит человек. Они — "люди" Сатурна, но у них нет физического тела, а есть астральное тело и "я". В дальнейшем в мире Сатурна возникает своего рода внутренняя жизнь, появляется "трепетное" световое мерцание, как бы сверкают молнии. Тепловые тела начинают светиться. В действие вступают Архангелы (Духи Огня). Их астральные тела обретают чувства и ощущения лишь благодаря действию на тепловые тела. "Они не могут сказать себе: "Я есмь", — но говорят приблизительно так: "Окружающее меня дает мне быть". Их восприятия состоят в световых действиях, которые в некотором роде есть их "я"". Сознание у Архангелов образное, подобное человеческому сознанию во время сновидения, но гораздо живее. В результате взаимодействия Архангелов с тепловыми телами в общий процесс развития вводятся теперь в тонкой эфирной субстанциональности "зачатки" человеческих органов чувств. Тепловые тела, представляющие собой в этот период развития первый зачаток человека, не являют собой ничего, "кроме световых праобразов органов чувств", которые есть плод деятельности Архангелов. Одновременно с Архангелами выступают Духи Любви (Серафимы). Созерцаемое ими на Сатурне они жертвенно переносят, как образы, на Архангелов, что дарует последним сознание. Далее к световой игре присоединяются вкусовые ощущения; в мировом пространстве это воспринимается как своего рода музыка. Во взаимодействие с силами вкуса вступают Ангелы (Сыны Сумерков или Жизни). Их эфирное тело развивает деятельность, подобную обмену веществ. "Они вносят жизнь внутрь Сатурна"; в нем начинают происходить процессы питания и выделения. При этом Духи Гармонии (Херувимы) сообщают Ангелам сознание, какое присуще человеку во время сна без сновидений. Оно способно управлять жизненными процессами, но воспринимают это управление Херувимы. Вновь вступают в действие Духи Воли и придают человеческим фантомам простейшую форму сознания, которую ныне имеет минерал. "Человек являет на этой ступени в малом виде то же самое, что жизнь Сатурна в большом". И этим в физ. тело человека был заложен зачаток Духочеловека (Атма). Внутри Сатурна смутная человеческая воля действовала так, что это можно сравнить с запахом, а вовне — как бы личностно, но машинообразно, управляемая Духами Воли. Итак, в развитии Сатурна проявляются: теплота, световая игра, вкусовая и звуковая игра; наконец, выступает нечто, проявляющееся внутри Сатурна как ощущение запаха, а вовне "как машинообразно действующее человеческое "я"". С выступлением Духов Личности на Сатурне появляется время. Что было до того, можно назвать "областью пребывающего". Далее в развитии Сатурна начинается некоего рода отлив. Деятельность Иерархий приводит все бытие в чисто духовное состояние. Наступает промежуток покоя — Пралайя. "Человеческий зачаток переходит при этом как бы в состояние растворения", но не исчезает полностью. Он, подобно семени в земле, "покоится в лоне мира" до нового пробуждения. Духовные существа в этом состоянии приобретают способность работать далее над человеческим зачатком. Например, Духи Мудрости делаются способными не только наслаждаться жизнью в своем эфирном теле, но одарять жизнью других существ. 13 (4) Перейти на этот раздел
92. В инспирации деваханическим слухом можно слышать, как др.Сатурн звучал.95 (9) Перейти на этот раздел
95. "Духи Личности на др.Сатурне использовали исключительно свою силу мысли. Тепловые яйца обрабатывались ими лишь потому, что они вызывали в себе представление этих тепловых яиц". "Престолы прядут тепловое вещество и жертвуют его на алтарь др.Сатурна. Жизнь же Духов Личности на др.Сатурне заключается в том, что они этому теплу дают личность, я-сознание".110 (4) "Древний Сатурн является выражением рождения космического человека, Макрокосма, на физическом плане".265, с. 263 Перейти на этот раздел
96. Вторая Иерархия работала внутри субстанции др.Сатурна так: "Господства принимали то, что Престолы несли из Вселенной и организовывали таким образом, что получалась согласованность между отдельным мировым телом, Сатурном, и Вселенной". "Если Господства внутри Сатурна сейчас же принимали высшие повеления, то Силы брали на себя дальнейшее выполнение этих повелений". "Власти (на др.Сатурне) заботились о том ...чтобы построенное согласно замыслу Вселенной оставалось прочным, пока это было необходимо, и не разрушалось тотчас же". Они были охранителями построенного Силами. "Херувимы, действовавшие в окружении др.Солнца, присутствовали уже и около др.Сатурна, но тогда они еще не были, так сказать, призваны к своей деятельности... В окружении др.Сатурна находились также и другие сущности, еще более высокие, чем Херувимы и Серафимы".110 (5) Перейти на этот раздел
97. "...Нужно тщательно различать физ. тело и минеральное тело. Физическое тело таково, что оно управляется физическими законами, действующими в настоящее время в минеральном царстве. Современное физическое тело человека не только управляется такими законами, но оно, кроме того, еще наполнено минеральным веществом. На др.Сатурне о таком физически-минеральном теле еще не может быть и речи. Там существует физическая телесность, управляемая физическими законами, но эти физические законы проявляются лишь в тепловых действиях. Итак, физическое тело есть тонкое, легкое, эфирное тепловое тело. И из таких тепловых тел состоит весь Сатурн. Эти тепловые тела являются первыми зачатками современного физически-минерального человеческого тела. Последнее образовалось из них благодаря тому, что в него вошли возникшие лишь впоследствии газообразные, жидкие и твердые вещества". 13 (4) Перейти на этот раздел
IV. ДРЕВНЕЕ СОЛНЦЕ 102. "И здесь для большей легкости обозрения снова будет подведен итог фактов развития на Солнце. I. Солнце — это та планета, на которой развивается второе человеческое состояние сознания, — сон без сновидений. Физическое тело человека поднимается до своего рода растительного бытия благодаря тому, что к нему присоединяется эфирное тело. II. Это развитие проходит через семь подчиненных ступеней (малых кругооборотов, или "кругов", "рунд"). 1. В первом из таких кругооборотов повторяются по отношению к физическому телу, в несколько измененной форме, ступени развития Сатурна. 2. В конце первого кругооборота начинается излияние эфирного тела Духами Мудрости. 3. В середине второго кругооборота над этим телом начинают работать Духи Движения. 4. В середине третьего кругооборота над эфирным телом начинают работать Духи Формы. 5. В середине четвертого кругооборота эф.тело получает самость благодаря Духам Личности. 6. Тем временем физическое тело, при помощи работавших над ним ранее сил, настолько подвинулось вперед, что с четвертого кругооборота Духи Огня могут через него подняться до человеческой ступени. 7. В середине пятого кругооборота Духи Огня, прошедшие раньше через ступень человека, берут на себя работу над эфирным телом. В физическом теле в это время действуют Сыны Сумрака. 8. Около середины шестого кругооборота работа над эфирным телом переходит к Сынам Сумрака. Физическое тело человек обрабатывает сам. 9. В середине седьмого кругооборота возникла оживленная монада". 11 (12) Перейти на этот раздел
Общий очерк
103. Сознание, которого человек достиг на ступени др.Солнца, подобно тому, которое он имеет теперь во время сна без сновидений. Его также можно сравнить с сознанием растений. Начинается эон Солнца с повторения состояний др.Сатурна. Затем Духи Мудрости изливают в физ. тела фантомов эфирное тело. Солнце при этом начинает светиться; в фантомах проявляется действительная жизнь. Эф.тело монад пронизывают своим астральным телом Духи Движения, и от этого оно "приобретает способность совершать известные внутренние движения, находясь в физическом теле"; они подобны движению соков в растении. Тепловая субстанция уплотняется до газо- или парообразного состояния. В оккультизме это состояние обозначают как "воздух". В тепловые образования фантомов включаются воздушные формы, находящиеся в регулярном движении. Действием Духов Формы переменчивые "газовые образования" "мимолетно принимают различные формы". С середины эона Солнца выступают Духи Личности. Их сознание тогда восходит на ступень, которой человек достигнет лишь на будущем Юпитере. Как на др.Сатурне теплота, так на др.Солнце эфирное тело фантомов отражает им "в световом сиянии образы их ясновидческого сознания. ...Это происходит так, как если бы в образах, излучающихся от Солнца, проявлялась часть той силы, которую земной человек называет любовью". И в этом действуют Серафимы. Вместе с Духами Личности они работают над человеческим эфирным телом, поднимая его на ступень, где оно может видоизменягь находящиеся в нем газовые образования. Так появляются первые признаки размножения. На др. Солнце впервые обнаруживается отставание некоторых иерархических существ. Перед ними встает задача наверстать упущенное. Поэтому, когда Духи Мудрости начинают свое излияние эфирного тела, Солнце как бы мутнеет, поскольку его пронизывают образования, принадлежащие еще к др.Сатурну, не способные уплотниться до воздуха. В человека это внедряется как вид низшей природы, которая позволяет Архангелам подняться на их "человеческую" ступень. На Солнце наравне с человеческим царством образуется еще одно, с одним лишь физическим телом. С ним приходят в связь отставшие Духи Личности. Они выделяют из Солнца самостоятельное мировое тело и действуют с него на второе солнечное царство. В том, что создают Архангелы в отставшей, сатурнической, природе человека, следует видеть предвестников современных органов чувств. (Эту работу Архангелы начали уже на др.Сатурне.) Созданное Духами Личности в союзе с Серафимами можно считать первым зачатком современных желез. Благодаря же Духам Личности возникает некая связь между человеческими чувствами и вторым солнечным царством. Она имеет вид тепловых взаимодействий. Далее выступают Ангелы и Херувимы. Внутри человеческих существ возникают откровения, сравнимые со вкусовыми восприятиями. Вовне они проявляются как звуки. Все это на Солнце носит более самостоятельный характер, чем на Сатурне. Ангелы благодаря этому достигают смутного образного сознания. Херувимы ясновидчески созерцают совершающееся на Солнце и жертвенно изливают полные мудрости и великолепия образы в сознание Ангелов, а те внедряют их в эфирное тело человека. В конце развития Солнца человеческому эфирному телу напечатлевается зачаток Жизнедуха (Буддхи). Человек начинает проявлять "способность ощущать первые признаки симпатии и антипатии к своему окружению". Но это лишь "предвестие" ощущения. Внутренняя жизнедеятельность, подобная восприятию запаха, "сказывается вовне в своего рода примитивном языке". 13 (4) Перейти на этот раздел
Дополнительные характеристики
104. "Вы должны представить себе Землю заключенной в Солнце, составляющей как бы часть его, а потому не получающей света извне, но пребывающей в той Сущности, которая сама излучает свет в пространство. — Тогда вы получите состояние древнего Солнца".122 (3) Перейти на этот раздел
108. На др.Солнце "мы имеем жертвующих Престолов и Херувимов, принимающих жертву; но есть там и такие Херувимы, которые не принимают жертвы и снова отдают обратно то, что притекает к ним как жертва ... В центре мы имеем жертвующих Престолов, в вышине — Херувимов, принимающих жертву, а далее — Херувимов, не принимающих жертвы, но отдающих ее обратно. Благодаря этому возврату возникает как бы кольцеобразное облако, а затем внешне мы имеем отброшенные массы света... Из воспринятой и отброшенной жертвы др.Солнца возникает нечто такое, что можно назвать раздвоением всей солнечной субстанции, распадением ее. ...это можно сравнить с современным Сатурном, окруженным кольцами. ...остающееся вовне (отвергнутая жертва) располагается на др.Солнце в виде колец". При этом на др.Солнце есть время, и "все должно было быть подчинено возникновению и прехождению — свойствам времени. Но Херувимы, которые отказались от жертвы ...отказались от нее потому, что таким способом они уклонились от свойств жертвенного дыма. ...В отказе Херувимов от жертвы сокрыто их выхождение из отношений времени. ...Они избирают себе вечность, пребывание, неподчинение возникновению и прехождению. ...Во время др.Солнца мы приходим к разделению на "время" и "вечность"". Отвергнутую Херувимами жертву Престолов принимают, овладевают ею отставшие существа, "так что их отставание есть следствие отрешения Херувимов". Они, обладая страстями, "получили благодаря этому возможность выступить, наряду с приносящими жертву, как самостоятельные существа". То были люциферические существа. "Сами боги вызвали в мировом развитии своих противников. Если бы боги не отказались от жертвы, то эти существа не могли бы им противоборствовать". Боги как бы сказали себе: "Если мы будем устраивать все только сами, то мы никогда не получим сопротивления... мы хотим существ, которые бы нам противоборствовали", и тогда смогут развиться свободные существа.132 (4) Перейти на этот раздел
109. На др.Солнце Духи Личности выдохнули тепловые яйца и остались связанными с ними. Благодаря тому, что на др.Сатурне они не все взяли с собой, они приготовили себе карму, в силу которой спустились вниз, на др.Солнце. Из тепловых яиц, с одной стороны, возник газ, воздух, с другой — свет. Архангелы из этого света образовали свои души, свое внутреннее, а к душевному телу они присоединили, как внешнее тело, газ. Они состояли из света, газа и огня. Во внешнее пространство они излучали силы света, благодаря огню они жили в своем внутреннем. Архангелы смогли вдохнуть в себя весь газ др.Солнца. Когда они его выдыхали, он струился, переходя в свет. Таковы были состояния Солнца. Это был настоящий процесс дыхания всего Солнца: вдыхание — солнечная ночь, мрак во всем окружающем мире, выдох — свет, день. Тела Архангелов были высиженным яйцами др.Сатурна.110 (3) Перейти на этот раздел
Дополнительные характеристики
115. Древнее Лунное развитие можно охарактеризовать как "томление" (а земное — искупление). Это томление подобно земному томлению по духу, которое, например, приводит людей к Антропософии. 132 (5) Перейти на этот раздел
|