BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

ИЕРАРХИИ - см. также по именам — и Ариман, Люцифер


Восьмая сфера

49. Как люди мы принадлежим к 4-ой сфере развития, которая есть Земной эон. Наши творцы, Духи Формы, принадлежат к восьмой сфере развития, которой мы достигнем, пройдя через развитие Вулкана.
     "Но обе указанные сферы мы должны представлять себе совмещенными проникающими одна сквозь другую ...Таким образом, мы живем не просто в 4-ой, но одновременно и в 8-ой сфере, благодаря тому, что вместе с нами в этой сфере живут наши божественные творцы. ...но, кроме того — и ариманические существа. ...В 4-ой сфере с нами живут, точно выражаясь, люциферические духи. ...Благодаря нашей 4-ой сфере развития мы являемся воспринимающими и интеллигентными существами. Но мы не должны забывать, что в этой интеллигенции, а также и в чувственных восприятиях... играют люциферические силы". Они находятся там по той причине, что их туда, в 4-ую сферу, сверг Михаэль.194 (3)

     Перейти на этот раздел

  

51. Восьмая сфера имеет некоторое отношение к тому, что осталось от древней Луны. "На Луне истинное созерцание человека было визионарно-имагинативным, а все субстанциональное 8-ой сферы может быть найдено там, где человек открывает что-либо имагинативно-визионарно... 8-ая сфера может быть открыта на пути визионарных имагинаций". И вообще нельзя развить имагинаций, чтобы при этом не узнать что-либо о 8-ой сфере.
     "Когда возникает минеральное, возникает 4-я сфера (Земля). А когда приходят Люцифер и Ариман, то вырывают из 4-й сферы минеральное и впечатывают его в 3-ю сферу (др. Луна), и Луна повторяется еще раз, но в материале, который, собственно, принадлежит Земле". Так возникла современная Луна. Она есть сгущенная благодаря земной материи имагинация.
     Люцифер и Ариман в борьбе с Духами Формы постоянно стараются отрывать от Земли минеральную субстанцию и формируют из нее 8-ю сферу, надеясь со временем оторвать ее от Земли и увлечь на свой путь. Особенно остро идет борьба за наиболее благородную субстанцию, субстанцию нашего мозга и черепа. Поэтому своей головой мы должны особенно освобождаться от эгоизма, возвышать мысли, отличать доброе от злого. Если бы у Люцифера и Аримана дело шло гладко, то в определенный момент они уничтожили бы Землю и все мировое развитие перевели бы в 8-ю сферу; тогда земное развитие пошло бы другим путем.
    
     Духи Формы противодействуют этим намерениям. "Мы повсюду окружены имагинациями, в которые должно постоянно всасываться минеральное, материальное. Поэтому была необходима жертва: выделение лунных сил через Ягве...". Он соединился с выделившейся материальной Луной, которая содержит субстанции более плотные, чем земные, дабы Люцифер и Ариман не могли их растворять в своем имагинативном мире. (Об этой грубой материи и говорит Синнет). В физической области Ягве заботится о том, чтобы не все материальное было высосано Люцифером и Ариманом. И когда эта опасность минует, когда Земля станет достаточно сильной, Луна снова соединится с ней.
     Что в небе является Луной, то в человеке — наследственностью, пронизанной естественной любовью, тем, что не связано с головой, что не продумывается человеком. Все, что на Земле составляет субстанцию наследования, не может быть взято Люцифером и Ариманом.
     Люцифер и Ариман особенно ловят моменты, когда свободная воля человека преобразуется в визионарное ясновидение. Тогда образующееся в человеке, становится их добычей и исчезает в 8-й сфере. Через связывание свободной воли, введение ее в заблуждение, творятся призраки 8-й сферы. Когда наивные люди полагают, что достигли бессмертия, они видят в действительности в своих видениях, как отрываются части их душевного существа и препарируются для 8-й сферы.
     Оккультисты, введшие в середине ХIХ века спиритизм, обнаружили, что поток свободной воли вместо вечного утекает во время сеанса в 8-ю сферу".254 (5)

     Перейти на этот раздел

  



Духи рождения и смерти

566. В сфере духа, граничащей с физическим миром, находятся некие элементарные духи рождения и смерти. Люди, посвященные в Мистерии, видели свою особую задачу в том, чтобы скрыть от людей знание об этих духах. Ибо «...если человек, хотя и в полном сознании, познает этих элементарных духов рождения и смерти, то он одновременно познает в этих существах те силы, которые враждебны жизни здесь, на физическом плане. И для нормально развитой души ощущающей это потрясающая истина, что ведущие мировую судьбу божественно-духовные существа для того, чтобы осуществлять в физическом мире рождение и смерть человека, пользуются услугами таких духов, которые, собственно, враждебно настроены ко всему, что составляет благополучие людей здесь, на Земле, чего они вожделеют как своего блага. И действуй лишь то, чего люди охотно желают: удобства на физическом плане, здоровое бодрствование и сон, здоровое исполнение работы -- существуй только существа, способствующие этому удобному протеканию жизни, то рождение и смерть вообще не могли бы происходить. ...В тот момент, когда человек переступает порог в этот мир, он вступает в деятельность, в жизнь существ, разрушительных для обычной физической жизни человека».
     Зная об этих существах, люди могли бы воспользоваться их разрушительной природой. А воспользоваться их услугами нетрудно. «Те элементарные духи, которые в XVIII в. давали импульсы нашей культуре, суть того же рода, что и те, которых боги используют для осуществления рождения и смерти. Это тайны, которые должен узнать современный человек. И закон мировой истории ...состоит в том, что развитие идет вперед так, что постоянно в определенных областях элементарнодуховных существ сначала господствуют боги, а затем в те области приходят люди и используют этих элементарно-духовных существ». В то время, как в древности элементарные духи рождения и смерти в основном были служителями божественно-духовных мировых водителей, в наше время -- и уже некоторое время тому назад -- эти элементарные духи рождения и смерти являются слугами техники, индустрии, человеческой коммерции. Важно дать этой потрясающей истине со всей силой и интенсивностью подействовать на нашу душу».
     «Когда Атлантическая эпоха вступила в 4-й культурный период, то люди некотором образом стали господствовать над теми элементарными существами, которых раньше боги использовали для роста и физиономического образования людей в широком смысле. Люди получили господство над определенными божественными силами и стали их использовать. Вследствие этого в определенный период атлантического развития -- примерно в его середине -- отдельные люди возжелали вредить своим ближним тем, что, например, либо мешали им расти и делали их карликами, либо, наоборот, великанами, либо физическому организму давали такое развитие, что человек становился или умным, или идиотом. Это случилось в середине Атлантической эпохи, когда в руки людей попала ужасная сила. ...Это произошло в силу всемирно-исторического закона: что раньше составляло сферу действия богов, туда со временем вступает человеческая деятельность. Но в Атлантическую эпоху все это привело к величайшим бесчинствам, сделавшим неизбежным в ходе дальнейших трех-четырех атлантических культурных эпох крушение всей атлантической культуры. ...
     Подобным же образом слуги богов передаются людям в нашей, 5-й послеатлантической эпохе для трех или примерно двух последних культурных эпох послеатлантического периода. Мы стоим в начале той деятельности техники, индустрии, коммерции, в которую вступают элементарные духи рождения и смерти. Их деятельность там будет становиться все сильнее и сильнее. Человечество от этого не уберечь, т.к. культура должна идти вперед. ... И эти элементарные духи с теми же силами, с которыми они действуют в рождении и смерти будут в дальнейшем действовать в технике, индустрии, коммерции и т.д.». А поскольку эти духи враждебны человеческому благополучию, то и развитие техники, индустрии, коммерции, в которых они действуют, будет разрушительным для человеческого благополучия на физическом плане. И это приведет к концу пятую коренную расу. Однако дело не сводится к тому, чтобы избегать чего-то, избегать чем-то пользоваться, но о понимании неколебимых необходимостей человеческого развития. Культура не может постоянно восходить: она восходят и нисходит.
     «Естественно, эти элементарные духи рождения и смерти являются посланцами Аримана. Боги должны в силу неколебимой необходимости мирового развития пользоваться услугами посланцев Аримана, чтобы регулировать рождение и смерть. Для своих деяний они силы этих посланцев не впускают на физический план. Но нисходящее развитие культуры, начинающееся с 5-й послеатлантической культуры, требует впустить их именно в культурное развитие. ... Посланцы Аримана, т. обр., необходимы, являются железной необходимостью, дабы вызвать разрушение. Это ужасная истина, но это так, и тут не поможет ничто, как только ее знание, ясное ее понимание».177 (4)

     Перейти на этот раздел

  

Их природа и происхождение

642. Если мы внешне подходим к двум царствам богов, к царству, так сказать, солнечных богов и лунных богов, то разницу между ними мы можем обозначить следующим образом: одни из них находятся в небесных сферах, другие — в глубине души; и посвятительный путь вовне мы обозначаем как солнечный путь, а путь вглубь души — поскольку это нужно как-то назвать — люциферическим путем. Люциферические существа предстают нам тогда как не участвовавшие в отделении Солнца от Земли. Были еще некие су­щества, высокие благодетели человечества, которые, также не участвовали в выделении Солнца, но непосредственно не принадлежали ни к какому из указанных двух царств. Они выделили Луну, когда Солнце отделилось от Земли; определенные существа хотели уйти вместе с ним, но не смогли проходить солнечного развития и снова вернулись на Землю. Причиной тому было их отставание еще на др. Луне. Вернувшись на Землю, "...они попы­тались с помощью человеческого развития продолжить свое собственное развитие". Эти существа не могли приблизиться к человеческому Я. Это могли делать извне существа, ушедшие с Солнцем, а изнутри — те существа, которые выделили Луну. "Существа, павшие с Солнца на Землю, подступили к человеческой душе, когда она была еще не готова воспринять откровения тех благодетелей, которые вы­делили Луну. Слишком рано подступили они к человеческой душе. Если бы человек дождался своевремен­ного воздействия, благодетельного воздействия тех духовных существ, которые действовали с Луны во внутреннем души, то позже наступило бы то, что в действительности выступило слишком рано. Эти лун­ные боги должны были постепенно сделать человеческие души зрелыми для развития я-сознания. Но под­ступили другие существа и излили свое воздействие вместо Я в человеческое астр. тело изнутри, как это делали лунные боги, и потому они пошли тем же путем, которым позже должны были идти лунные боги: через внутреннее души, а это значит, что эти существа присоединились к люциферическому царству. В Библии они символизированы змеем. Это существа, которые слишком рано воздейст­вовали на человеческое астр. тело, но воздействовали совершенно так же, как те, другие существа, кото­рые воздействуют на человека изнутри. И если последних мы называем люциферическими существами, то и первых, отставших существ также следует назвать тем же именем". Эти отставшие люциферические существа насадили в человеческое астр. тело независимость, энтузиазм, свободу вместе со способно­стью творить зло. Они воздействовали изнутри на одно астр. тело, т.к. извне происходит воздействие на человеческое Я, а не только на астр. тело. "Таким образом, мы видим, что в обширном царстве светоносца, царстве люциферических существ имеются разные их роды", виды, сорта. И, говоря о люциферических существах, необходимо всегда иметь это в виду.113 (8)

     Перейти на этот раздел

  

650. "Когда Духи Формы образовывали человеческую голову, то в нее протиснулся люциферический импульс... а также и в позвоночник. Кто видит Люцифера внешне в образе, должен сказать: это змея с человеческой головой. — Но не змея со змеиной головой". Это можно увидеть на картине Бертрама, который рисовал из ясновидения.168 (1)

     Перейти на этот раздел

  

670. "Кто ищет Божественное в пространстве, тот не находит его. Что в пространстве возникает как некое образование, есть осуществление внепространственного (действие Духов Формы). Те существа, которые являются Духами Формы, но маскируются в Архаев, в Первосилы, они по своему существу предо­пределены оставаться во внепространственном. Но они вступают в пространство и действуют в нем, что носит ариманический характер... Благодаря этому в пространстве возникает возможность образова­ния — не непосредственно из внепространственного — пространственного из пространственного же, обра­зование в пространстве одного через другое. ... Мы в определенном отношении являемся образованиями из внепространственного, поскольку мы все разные. Но мы и одинаковы, когда мы, например, кровные родственники. ...Мы одинаковы в том, что действует в нас как ариманическая сила".184 (10)

     Перейти на этот раздел

  

673. Выдающийся из Архаев, который в земном эоне должен был взойти в ранг Эксузиаи, но не смог этого сделать, получил в народном предании название "сатаны". "Он представляет собой на Земле силу, которая была уместна на др. Луне и поныне внутренне тесно сплетена с силами др. Луны".98 (16)

     Перейти на этот раздел

  

674. "В 1879 г. в определенной области дракон побежден. Этот дракон есть существо ангельского рода". 178 (3)

     Перейти на этот раздел

  

644. "Если Ангелы хотят проявить свое собственное существо, которое, подобно человеку, мыслит, чувствует и волит, то все их существо тотчас же открывается вовне и не может замкнуться в себе". Но среди существ третьей Иерархии все же нашлись такие, которые в ходе времен не захотели открываться вовне, пожелали отречься от своей природы. Так они получили возможность развить в себе внутрен­нюю самостоятельную жизнь вместо наполненности духом. Но с их поступком были связаны и определенные послед­ствия: "...они должны были сделаться духами неправды, духами отрицания своего собственного существа, другими словами — духами лжи". Они этого не хотели, но это выступило как следствие. "Всех духовных существ этого рода, составляющих другую группу наряду с духами третьей Иерархии, мы называем люциферическими духами". Они не хотели быть наполненными только существами высших Иерархий, но — своим собственным существом, для чего им пришлось отрезать себя от существ высших Иерархий, чтобы из субстанций высших Иерархий создать себе собственную субстанцию.136 (6)

     Перейти на этот раздел

  

645. "Люциферические духи на Луне свой 4-й, 5-й и др. принципы могли развить лишь в пред­чувствии и без макрокосмического 4-го принципа, без Импульса Христа, которого тогда еще не было".130 (22)

     Перейти на этот раздел

  

646. "Это люциферические существа, которые принадлежат к Иерархии Духов Мудрости, но действуют как духи Формы, поскольку действуют во времени. ...Итак, духи пребывающего маскируются в духов Времени, и это суть люциферические силы".184 (10)
     "Но ведь Люцифер находится на ступени, на которой Элоимы были на Луне..." 266-3,с.288

     Перейти на этот раздел

  

3. Люцифер и Ариман в их полярной противоположности

Происхождение и сущность противоположности

689. "Люцифер и Ариман совершают ту ошибку, что свое Я, а не одно лишь его действие вносят на физический план". 266-3, с.179
     Жизнь нашей воли, жизнь обмена веществ и конечностей (см. рис., красное) как самостоятель­ный орган включена в некую часть духовного космоса (светлое), которая является существом Элоима, Духа Формы. "На головную систему человека, которую я здесь, как противополюс волевой системы, обозначу розовым, этот большой космический организм Элоима не действует; но здесь действуют отставшие Элоимы, которых я обозначу желтым. В этой среде также действуют Ангелы,. Архангелы и Архаи. Эти существа являются отставшими элоимами и, собственно, — противниками других Элоимов. Эти другие Элоимы накрепко связали человека с собой, но не дали ему свободы, поскольку оказывали влияние на всего человека. Зато отставшие духи Формы ограничили себя в голове и благодаря этому дали че­ловеку разум, рассудок. Это в основном люциферические духи. Они, как вы можете видеть из сказанного, являются стоящими на более низкой ступени подателями воли. Без них голова была бы лишь пронизана безвольными пред­ставлениями. Разумными представления становятся лишь благодаря тому, что пронизываются волей, становятся силой суждения. Это происходит от указанных духов. ... Они (люциферические духи) на являются, по сути говоря, противниками человека, они являются противниками Элоимов, поскольку отстали и замкнулись на человеческой голове. ... Эти духи являются, собственно говоря, духами Формы, предстают нам в духовном среди сонмов Ангелов, Архангелов, Архаев. Они напечатлели человеку все то, что не хотело бы позволять ему сходить полностью в земное бытие. Им хочется удержать его над минеральным царством, им хотелось бы, чтобы человек пе­реживал лишь растительное царство, что прорастает в мире растений, что живет в мире животных и в собственно человеческом мире. Особенно им ненавистен мир техники. И противниками Элоимов они являются потому, что те низвели человека в "прах земной". В то же время, человек обязан им своей свободой.
     Но поскольку человек все же сошел в земное, то к нему подступили духи иного рода. И если духи первого рода принадлежат эволюции и только отстали в ней, стали отставшими Элоимами, то духов второ­го рода. "...мы находим, обращая оккультный взор к сонмам Херувимов, Серафимов и Тронов. Среди духов этого рода также есть отставшие. Они не вошли в их сонмы и остались лишь духами Мудрости. Эти суще­ства проявляют себя т. обр., что о них можно сказать: им хотелось бы земного человека законсервиро­вать. Они хотели бы взять за начало человека таким, каким он воплотился в минеральное царство благо­даря Элоимам, и от этого начать вести дальнейшее развитие. Все прошлое они хотели бы исключить. — Ах, зачем оно нужно, это прошлое, — говорят они; — оно нас больше не интересует. Человек сошел в ми­неральное царство. Оторвем его от Элоимов, Элоимы в нем больше не нуждаются, и начнем новую эволю­цию. Сделаем его начальным звеном, от которого он будет жить дальше!
     Это ариманические существа, они хотели бы исключить все прошлое и сделать человека результатом лишь того, чего он достиг непосредственно на Земле. ... Долой эти "воздушные шары" космоса, этот Сатурн, Солнце, Луну, они больше не имеют значения для человека! С Землей должна начаться новая эво­люция. Она должна стать новым Сатурном, затем придет Солнце и т. д. Таков идеал этих других существ. Они штурмуют подсознательное человека, жизнь его воли, жизнь обмена веществ и конечностей". Они хо­тели бы исключить все растительное и животное, хотели бы связать человека только с минеральным и его законами, связать его с машинами, создать из машин целый мир, новый мир. Их намерение отрази­лось и в религиозной жизни. Платон совершенно по-особому говорит о вечности человеческой души, ариманизированная же церковь считает особой ересью предсуществование души.203 (14)

     Перейти на этот раздел

  

690. "Есть духовные существа, которые уже в эпоху др. Сатурна были Архаями, но на той ступени и остались. И теперь, во время земного развития, не вышли из своего сатурнического состояния. ... Они сохранили свой человеческий характер, а с др. стороны, — являются сверхчувственными сатурническими су­ществами. ... Есть такие существа из Иерархии Архаев, которые на др. Солнце стояли на человеческой ступени и теперь в сверхчувственном мире остаются как люди. Этих существ мы обозначим общим именем люциферических или ариманических".159 (9)

     Перейти на этот раздел

  

691. Ариманические существа отстали во время др. Солнца. Во время др. Луны они были искусителями Ангелов, проходивших тогда человеческую ступень. "Благодаря этому Ангелы стали тогда тем, чем они стали, и с собой, в новое бытие они перенесли как то, что получили от Аримана, так и то доброе, чего они достигли сами". "Из-за того, что Ангелы восприняли ариманическое влияние, они оказались втяну­тыми в лунное бытие точно так же, как мы втягиваемся в земное бытие люциферическим влиянием". Но, благодаря борьбе с Ариманом, Ангелы внесли в земное бытие элемент, спасающий Землю от власти Люцифера".120 (7)

     Перейти на этот раздел

  

1293. "В том, что вершит на Земле как сила Духов Формы, танцует и вибрирует не только нормальное, но и то, что идет от сосредоточенных в центрах пяти планет (Сатурн, Юпитер, Марс, Венера, Меркурий) духов Формы отсталого развития. Так возникает возможность пяти центров влияния этих духов Формы отсталого развития. И пять их средоточий, центров влияния действительно вызывают, в их обратном лучении из центра Земли, то, что мы различаем как пять основных рас в земном бытии".
     Негры — Меркурий
     Малайская раса — Венера
     Монгольская раса — Марс
     Европейцы — Юпитер
     Индейская раса — Сатурн 121(6)

     Перейти на этот раздел

  

Планеты

     453. Для оккультиста планетой является не наблюдаемый в пространстве материальный шар, а все пространство, заключенное внутри орбиты, описываемой планетой. Это пространство заполнено некоего рода эфиром и имеет не шарообразную форму, а вид линзы. А поскольку внутри одной орбиты пролегает вторая орбита, третья и т.д., то эфирные субстанции планет (в оккультном смысле) пронизывают друг друга. Внутри этих эфирных субстанций действуют Духи Формы — Духи планет. Все они имеют общий центр в Солнце. Это исходная точка, откуда действуют Духи Формы.
     Если бы действовали одни только Духи Формы, то все планеты не были бы физическими телами, какими мы их наблюдаем теперь. Но ряд одних Духов Формы противостал другим. Тогда получается следующее: Дух Формы нормального развития образует, действуя из центра Солнца, многобразную форму эфирной материи величиной в сферу, описываемую орбитой планеты. "Но на крайней точке этой эфирной формы навстречу ему ... действует люциферический дух формы; он противодействует извне вовнутрь". В результате образуется физическая планета как род впадины в эфирном пространстве. Так что физическая планета — это встреча двух сил, "и только благодаря тому, что великое, могущественное эфирное небесное тело получает под действием противостоящих сил прокол (прорыв), вдавливается в одном месте, возникает видимость физической планеты".
     "Что мы можем назвать внутренней душевной жизнью планеты, вследствие которой планета как бы вступает в связь с другими небесными телами, как человек посредством слова вступает в связь с другими людьми, —это мы относим к Серафимам".
     "В крайней точке, где образуется планета (физическая), мы имеем не только встречу Духов Формы, но там происходит именно то, что из центра, от Солнца, направляется деятельность правильных Иерархий, а извне вовнутрь — деятельность мятежных (люциферических) иерархий. Серафимы и Херувимы также принадлежат здесь к действию этих сил, как и Духи Формы. Они имеют задачей выносить вовне из солнечного центры свет... но как силы правильных Духов Формы, идя вовне, встречают противодействие отпавших сил, благодаря чему образуется впадина (физическая планета), так действуют силы, несущие свет, заполняющий эфирное пространство, навстречу которым действуют противоположные силы, так что планета задерживает свет... отражает его и светит как рефлектор... Неверно, что планеты имеют только свет, заимствованный от Солнца; каждая планета имеет свой собственный свет, но только она его скрыла в себе, развила его во внутреннюю самостоятельную жизнь света ... и сообщает его существам царств природы, находящимся на ней. А от света, приносимого им Серафимами и Херувимами с Солнца, планеты замыкаются, отражают, отбрасывают его от себя". Навстречу правомерным Серафимам и Херувимам бросаются люциферические и вдвигают в световую субстанцию тьму, ибо они замыкают свет внутри и притязают на собственный свет для планеты. 136 (6)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru